Музыка как средство межнациональной коммуникации

1082
Музыка как средство межнациональной коммуникации

Автор: М.В. Анестратенко, преподаватель академического вокала РАМ им. Гнесиных, г. Москва

В связи с изменениями в политике нашего государства в области межнациональных вопросов остро встает проблема организации дополнительных специальных внеурочных мероприятий в общеобразовательных школах.

Внимание педагогов необходимо ориентировать на поиск оптимального решения в вопросе воспитания у будущих поколений чувств уважения и толерантности к другим национальностям.

Одним из таких решений может стать использование музыки и всего, что с ней связано: песен, танцев, театральных постановок и т. д. Ведь музыка не только развлечение. Это искусство формировалось веками, и любое произведение несет в себе определенную информацию, заложенную авторами.

Меняются эпохи. Под воздействием разных геополитических событий меняются страны. Одни народы приходят на смену другим или же они приспосабливаются к жизни в новой среде друг с другом. Такие же изменения претерпевает и музыка, отражая влияние той или иной культуры. Бывает так, что из-за взаимовлияния одного государства на соседнее, в силу ряда исторических событий внешние изменения культурно-эстетических ценностей двух народов проступают не столь заметно, как это проявляется в их музыке, которая отражает большинство национальных особенностей обеих стран.

Перейдем к описанию процесса создания цикла внеклассных мероприятий "С музыкой вокруг света", обеспечивающих знакомство школьников с национально-музыкальными культурами мира. Цикл таких занятий позволяет полно погрузиться в музыку народов мира (а за урок, длящийся всего 45 мин, сделать это невозможно). Каждое мероприятие будет раскрывать музыкальные произведения, представляющие культуру различных стран. Вот некоторые из примерных тем, входящих в общий план такого цикла:

  • "С музыкой вокруг света";
  • "Музыка народов России и стран ближнего зарубежья";
  • "Музыка народов Европы";
  • "Музыка народов Америки";
  • "Музыка народов Азии и Африки".

На первом вводном занятии вся инициатива должна исходить от классного руководителя. На его плечи ложится ответственная задача - представление ученикам нового цикла внеклассных занятий. Формат - интерактивная лекция. Однако простое описание плана и распределение обязанностей в приказном порядке вряд ли вызовут интерес у школьников. Необходимо иначе привлечь их внимание, постепенно погружая в многогранную тему "С музыкой вокруг света".

Классному руководителю предстоит подготовка краткого вступительного слова, небольших аудио- и видеофрагментов музыкальных материалов, отражающих палитру культур различных народов, населяющих нашу планету. Повысить интерес учащихся к циклу внеклассных мероприятий могут приглашенные профессиональные музыканты или музыковеды, общение с которыми вовлечет школьников в последующий процесс непосредственного участия в них.

В конце первого занятия необходимо провести предварительную подготовку учащихся, распределить обязанности и роли учеников в процессе. Следует узнать их творческий потенциал, т. е. музыкальные возможности, которыми они обладают. Хорошо, если кто-то из обучающихся класса дополнительно занимается музыкой, вокалом или танцами. Если нет - школьник всегда может попробовать раскрыть свои способности в области музыкального искусства благодаря таким мероприятиям.Классному руководителю, решившему организовать подобный цикл мероприятий, нужно сформировать из учащихся класса небольшие группы по 3-4 человека. Осуществить такую компоновку можно и по желанию самих детей. В результате деления класса мы получим около 7 мини-групп при среднем количестве человек в классе общеобразовательной школы (21-28). Каждой группе будет дано индивидуальное задание: максимально широко в ограниченный период времени представить музыкальную культуру одного народа или страны (песнями, инструментальными композициями и т. д.). Процедуру выбора стран можно сделать увлекательной, если предварительно подготовить реквизит, обеспечивающий своего рода жеребьевку. Например, можно использовать глобус или карту мира с прикрепленными к ним листочками бумаги с названиями разных стран или народов. Каждой мини-группе в результате достанется название той страны, музыкальное произведение которой учащиеся должны будут представить.

Следует отметить, что по желанию ученики из одной группы могут подготовить несколько выступлений. Если дети укладываются в отведенный отрезок времени, такое решение поможет наиболее полно раскрыть национальную музыкальную палитру той страны, которая выпала по жребию одной мини-группе. Этот позволит существенно расширить понимание учащимися всего класса этнических особенностей другой музыкальной культуры, с которой они познакомятся на внеклассных мероприятиях.

Выступления учеников не должны затягиваться по времени. Следует ограничить регламент - не более 5-10 мин. Каждое выступление учащиеся должны сопроводить предварительным словом, состоящим из нескольких предложений, повествующих о том музыкальном материале, который представляется их минигруппой в настоящий момент. Это может быть рассказ об истории создания исполняемого музыкального произведения, его сюжете или примерном переводе (если оно исполняется не на русском языке или только в инструментальной форме). Это необходимо для того, чтобы остальные учащиеся класса поняли эмоциональный и духовный смысл каждого музыкального произведения.Структуру двух занятий данного цикла "С музыкой вокруг света" и "Музыка народов России и ближнего зарубежья" читайте в журнале "Справочник классного руководителя" №11/2013 г. >>

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль