Категории детей с ограниченными возможностями здоровья: как определить?

18487

Исходя из положений Закона № 181-ФЗ и Семейного кодекса РФ,  под ребенком-инвалидом понимается лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности в данном случае – полная  или частичная утрата способности или возможности самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья устанваливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то к данной категории относятся дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Официальный источник
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013). Ст. 54

Предоставляются ли детям-инвалидам особые права при приеме в вузы?

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" для инвалидов установлены особые права при приеме в вузы.  В частности, право на прием на обучение по  программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, а также инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

Квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее 10% от общего объема контрольных цифр приема граждан.

Кроме того, согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" дети-инвалиды и инвалиды I и II групп  имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета и преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного  прохождения вступительных испытаний и при прочих равных  условиях.

Официальный источник
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 71

Существуют ли утвержденные нормативы  наполняемости групп детского сада, реализующего  инклюзивное обучение детей?

Реализация модели инклюзивного образования детей с ОВЗ предполагает пониженный уровень наполняемости дошкольных групп. Согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в детских садах осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемая наполняемость групп комбинированной направленности установлена п. 1.12 СанПиН 2.4.1.3049-13 в зависимости от категории детей с ОВЗ и возраста всех детей в группе:
1) до трех лет – не более 10 детей, в т. ч. не более трех детей с ОВЗ;
2) старше трех лет:
– не более десяти детей, в т. ч. не более трех глухих или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной или тяжелой степени, или детей со сложным дефектом;
– не более 15 детей, в т. ч. не более четырех слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих  детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
– не более 17 детей, в т. ч. не более пяти детей с задержкой психического развития.

Часто практикуется следующий подход к формированию инклюзивных групп: две трети составляют воспитанники с нормальным психофизическим развитием, оставшуюся треть – дети с ОВЗ (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта) либо дети раннего возраста без выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т. ч. дети с нарушением эмоционально-волевой сферы). Общая наполняемость группы при этом сокращается.

Контингент детей с ОВЗ может варьироваться, однако главным условием включения в группу является готовность ребенка к посещению детского сада в режиме 12-часового пребывания.

Официальный источник
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26. П. 1.12



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль