Проблема недоверия в подростковом возрасте

9259

В своей работе школьному педагогу-психологу нередко приходится сталкиваться с проблемами недоверия подростков в разных сферах его жизнедеятельности. Как их решать?

Подростковый возраст представляет собой сложный этап бурных перемен во всех сферах жизни ребенка. В силу различных биологических и психологических особенностей все мы переживали и переживаем этот период по-разному: для кого-то он проходит относительно спокойно, другие ощущают, что "почва уходит из-под ног".

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития. Эта система отражается в социальной ситуации развития. В отрочестве она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, между которыми подросток занимает промежуточное положение. Своеобразие социальной ситуации его развития состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Для того чтобы процесс приема и передачи информации перешел в процесс общения, необходимо доверие, которое также осуществляет и функцию связи между взаимодействующими индивидами, превращая общение в ведущее условие развития детской личности.

Центральным моментом жизни подростков становится общение с ровесниками. Любой подросток стремится занять удовлетворяющее его место в коллективе сверстников, хотя и не всегда может это сделать. Причем для него важен не просто процесс обмена информацией, а именно интимно-личностное общение. Для того чтобы процесс приема и передачи информации перешел в процесс общения, необходимо доверие, которое также осуществляет и функцию связи между взаимодействующими индивидами, превращая общение в ведущее условие развития детской личности. Однако для многих современных подростков остро стоит проблема недоверия. Причем это недоверие может быть всеобъемлющим: подростки не доверяют ни себе, ни родителям, ни учителям, ни ровесникам. Таким образом, центральный момент жизни подростка ставится под сомнение.

наверх

Изучение доверия в отечественной психологии

В отечественной психологии доверие впервые стало предметом самостоятельного социально-психологического анализа в теории Т.П. Скрипкиной. По ее мнению, психологическая сущность доверия позволяет полнее осмыслить способы связи индивида с миром, закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого он только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным "субъектом жизни" (С.Л. Рубинштейн), а не субъектом "отчужденной активности" (Э. Фромм). Его сущность представлена в соотношении меры доверия к миру и к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного. В работах Т.П. Скрипкиной феномен недоверия отдельно выделен не был.

Доверие – форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе

Недоверие включает следующие основные элементы:

  • осознание рисков;
  • чувство опасности, страха в сочетании
    с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия;
  • настороженность и напряженность;
  • готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность – нанести "превентивный удар".

А.Б. Купрейченко рассматривает явления доверия и недоверия. По ее мнению, доверие как психологическое отношение предполагает интерес и уважение к объекту или партнеру, представления о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним, эмоции от предвкушения их удовлетворения в результате взаимодействия с ним, позитивные эмоциональные оценки партнера, расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, способствующие успешному взаимодействию.

наверх

Исследования зарубежных психологов феномена недоверия

В зарубежной психологии доверие является объектом активного внимания ученых, работающих в разных направлениях. При этом рассматриваются три аспекта доверия: доверие к миру, доверие к себе и доверие к другим.

В рамках интеракционизма, бихевиоризма, гуманистической психологии и гештальтпсихологии исследуется феномен доверия. И лишь в психоаналитическом направлении выделяется отдельно феномен недоверия.

Недоверие наряду с доверием описал Э. Эриксон. Согласно его концепции в первый год жизни у ребенка складываются или базовое доверие, или недоверие к миру, которые являются установкой личности, связанной со становлением идентичности. По мнению Э. Эриксона, доверие формируется в том случае, если мать удовлетворяет потребности ребенка и последний чувствует комфорт от их удовлетворения, например, если ребенок голоден, мать кормит его по первому требованию.

Первым индикатором установки на доверие к миру служит готовность малыша спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.

Для появления установки на доверие необходимо "установить равновесие между потребностью ребенка получать и потребностью матери давать… Мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи…, таким образом, возникает первое “я”, называемое чувством базового доверия – это первая и основная ценность, которая, по-видимому, подразумевает, что внутри и извне должен находиться опыт, взаимосвязанный с добротой". Этот опыт позволяет ребенку сформировать уверенность в том, что он не один. Даже если матери нет рядом, он чувствует себя в безопасности, т. к. она "стала для него внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью".

Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира.

Среди причин, определяющих формирование базового доверия, Э. Эриксон также отмечает умение родителей "управлять запрещением и разрешением", и "репрезентировать ребенку глубину определенного внутреннего убеждения, что есть смысл в том, что они делают". Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира. В случае, если младенец не получает отклика в ответ на свои потребности, у него развивается базовое недоверие к миру, которое, по мнению Э. Эриксона, в детстве сопровождается тотальной злостью, фантазиями разрушения и вандализма, а во взрослой жизни проявляется в отчуждении, неумении ладить с собой и другими. Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.

Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.

Таким образом, недоверие человека к себе, основанное на противоречии сознания и бессознательного, мыслей и чувств закладывается в детском опыте, когда ребенок получает любовь родителей лишь при условии усвоения определенных форм поведения. Постепенно это приводит к игнорированию собственных переживаний, а также к различным рассогласованиям в личности ребенка. Таких рассогласований может быть целое множество. Типичным примером является рассогласование социальной роли подростка и его внешнего облика. Например, когда отличник, которого все привыкли видеть тихим и спокойным, вдруг неожиданно становится представителем какой-либо агрессивной субкультуры.

В подростковом возрасте могут актуализироваться все те трудности, которые были у ребенка на предыдущих этапах развития. Среди них вероятно и появление проблем, связанных с недоверием. А, как известно, доверие играет важнейшую роль в общении подростков: без первого второе теряет всякий смысл.

Для нормального развития личности подростка важна адекватная самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом, причем причина часто кроется в самом подростке. Он может слишком сильно переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо. При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих его "трудностях". Можно предположить, что такого рода "трудности" возникают у подростков в том случае, если онине доверяют тем, с кем общаются. Ведь доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не поступит ему во вред.

наверх

Работа психолога с подростком с проблемой недоверия

Итак, в случае если у ребенка преобладает сформированное с раннего детства недоверие, общение со сверстниками не может выполнять значимой для подросткового возраста функции. У него начинаются психологические проблемы с одноклассниками, и с этими проблемами ему необходимо обратиться к школьному психологу.

Рекомендации школьным психологам для работы
с проблемой недоверия в подростковом возрасте

1. Цените решение недоверяющего подростка обратиться к психологу; сам факт того, что он смог пересилить себя, говорит о многом.

2. Следует помнить, что подросток уже не ребенок. Индивидуальная психологическая работа с ним похожа на работу со взрослым. Большую часть времени занимает общение, а не игры.

3. Во время работы необходимо создать для ребенка атмосферу доверия, показать ему, что бояться нечего.

4. По возможности избегать прямых вопросов. Сама форма общения "вопрос – ответ" неприемлема.

Чаще всего подростки не хотят идти к педагогу-психологу потому, что:

  • боятся вопросов, которые будут задавать;
  • боятся, что их неправильно поймут, что кто-то узнает о встрече;
  • волнуются о том, какое произведут впечатление.

5. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, можно сделать вывод, что достаточно эффективно вовлекать подростков с проблемой недоверия в групповую работу, направления которой могут быть совершенно разными. Главное, чтобы на подобных занятиях царила доброжелательная атмосфера.

наверх

Установление доверительных отношений между учителем и подростком

Еще одна категория людей, с которыми подросток взаимодействует в школе, – учителя. Установившиеся доверительные отношения между ними означают, что:

1) ученик уверен в том, что учитель никогда не будет злоупотреблять его чувствами, и он их может свободно выражать;

2) учитель никогда не станет причинять боль сознательно, намеренно, и подросток, в свою очередь, тоже;

3) подростку дается возможность быть самим собой;

4) стабильность, которая гарантирует, что завтрашнее поведение и учителя, и ученика в сходных обстоятельствах не изменится.

Рекомендации учителям для развития доверительных отношений с учащимися подросткового возраста:

1. Общение должно быть честным и открытым, без искажения информации.

2. Следует чаще говорить подросткам об их способностях, не забывать хвалить, когда они этого заслуживают.

3. Во время проведения занятий обращать внимание на ответную реакцию учеников, прислушиваться к их мнению.

4. Следовать обязательствам и обещаниям, данным ученикам.

5. В ходе общения избегать противоречивых указаний, из которых подростку невозможно понять, как поступить.

Эти рекомендации школьный психолог может дать учителям во время просветительской работы, предварительно рассказав о важности доверительных отношений с учениками подросткового возраста.

Доверие – это преданность в отношениях.

Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был профессионально он подготовлен, при отсутствии доверия со стороны учеников эти знания просто не будут эффек­тивно восприниматься и усваиваться.

Как известно, учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности педагога. Они оценивают его, и отношение к нему строят на основе своих оценочных суждений. А если у подростка изначально есть проблема недоверия, то все эти аспекты выражены во много раз сильнее.

наверх

Взаимоотношения подростка с родителями

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители учитывают возросшие возможности ребенка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении, других видах деятельности, устанавливать конструктивные взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для его дальнейшего развития. В противном случае, когда базовое недоверие было сформировано еще в младенчестве, подросток не сможет найти поддержки в своей семье, и будет стремиться искать ее на стороне. В лучшем случае он обратится с этой проблемой к психологу. А в худшем?

Если во время работы с подростком мы видим, что основная причина проблемы недоверия кроется во взаимоотношениях подростка с родителями, не следует сразу обращаться к ним. Так можно подорвать то хрупкое доверие, которое сформировалось у ребенка по отношению к психологу. Возможно, со временем удастся прийти к тому, что подросток сам захочет пригласить родителей к нему, и на этой встрече лучше присутствовать всем – и родителям, и самому подростку. В противном случае он может заподозрить, что у родителей и психолога есть какие-то свои тайны, и проблема недоверия снова обострится.

наверх

Подростковый кризис

Отдельно следует указать на подростковый кризис, связанный с духовным ростом и изменением психологического статуса субъекта в этом возрасте. Несмотря на то что в этот период происходит объективное изменение социального положения подростка, наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несоответствие прежних представлений о себе нынешнему образу – основное содержание переживаний подростка в состоянии психологического кризиса. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются непреодолимые, угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям , что усугубляет состояние ребенка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма: бессмысленном противодействии другому, в первую очередь взрослому, немотивированном противостоянии (чаще всего родителям). Задача близких и психологов здесь однозначна – необходимо включиться в проблемы подростка и постараться облегчить его жизнь в этот период. И если подросток все-таки научится доверять окружающим, он сможет гораздо легче преодолеть возрастной кризис.

Л.К. Квасова, зав. лабораторией практической психологии
факультета философии и психологии Воронежского государственного университета



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль