Проблема недоверия в подростковом возрасте

9281

В своей работе школьному педагогу-психологу нередко приходится сталкиваться с проблемами недоверия подростков в разных сферах его жизнедеятельности. Как их решать?

Подростковый возраст представляет собой сложный этап бурных перемен во всех сферах жизни ребенка. В силу различных биологических и психологических особенностей все мы переживали и переживаем этот период по-разному: для кого-то он проходит относительно спокойно, другие ощущают, что "почва уходит из-под ног".

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития. Эта система отражается в социальной ситуации развития. В отрочестве она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, между которыми подросток занимает промежуточное положение. Своеобразие социальной ситуации его развития состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Для того чтобы процесс приема и передачи информации перешел в процесс общения, необходимо доверие, которое также осуществляет и функцию связи между взаимодействующими индивидами, превращая общение в ведущее условие развития детской личности.

Центральным моментом жизни подростков становится общение с ровесниками. Любой подросток стремится занять удовлетворяющее его место в коллективе сверстников, хотя и не всегда может это сделать. Причем для него важен не просто процесс обмена информацией, а именно интимно-личностное общение. Для того чтобы процесс приема и передачи информации перешел в процесс общения, необходимо доверие, которое также осуществляет и функцию связи между взаимодействующими индивидами, превращая общение в ведущее условие развития детской личности. Однако для многих современных подростков остро стоит проблема недоверия. Причем это недоверие может быть всеобъемлющим: подростки не доверяют ни себе, ни родителям, ни учителям, ни ровесникам. Таким образом, центральный момент жизни подростка ставится под сомнение.

наверх

Изучение доверия в отечественной психологии

В отечественной психологии доверие впервые стало предметом самостоятельного социально-психологического анализа в теории Т.П. Скрипкиной. По ее мнению, психологическая сущность доверия позволяет полнее осмыслить способы связи индивида с миром, закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого он только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным "субъектом жизни" (С.Л. Рубинштейн), а не субъектом "отчужденной активности" (Э. Фромм). Его сущность представлена в соотношении меры доверия к миру и к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного. В работах Т.П. Скрипкиной феномен недоверия отдельно выделен не был.

Доверие – форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе

Недоверие включает следующие основные элементы:

  • осознание рисков;
  • чувство опасности, страха в сочетании
    с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия;
  • настороженность и напряженность;
  • готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность – нанести "превентивный удар".

А.Б. Купрейченко рассматривает явления доверия и недоверия. По ее мнению, доверие как психологическое отношение предполагает интерес и уважение к объекту или партнеру, представления о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним, эмоции от предвкушения их удовлетворения в результате взаимодействия с ним, позитивные эмоциональные оценки партнера, расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, способствующие успешному взаимодействию.

наверх

Исследования зарубежных психологов феномена недоверия

В зарубежной психологии доверие является объектом активного внимания ученых, работающих в разных направлениях. При этом рассматриваются три аспекта доверия: доверие к миру, доверие к себе и доверие к другим.

В рамках интеракционизма, бихевиоризма, гуманистической психологии и гештальтпсихологии исследуется феномен доверия. И лишь в психоаналитическом направлении выделяется отдельно феномен недоверия.

Недоверие наряду с доверием описал Э. Эриксон. Согласно его концепции в первый год жизни у ребенка складываются или базовое доверие, или недоверие к миру, которые являются установкой личности, связанной со становлением идентичности. По мнению Э. Эриксона, доверие формируется в том случае, если мать удовлетворяет потребности ребенка и последний чувствует комфорт от их удовлетворения, например, если ребенок голоден, мать кормит его по первому требованию.

Первым индикатором установки на доверие к миру служит готовность малыша спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.

Для появления установки на доверие необходимо "установить равновесие между потребностью ребенка получать и потребностью матери давать… Мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи…, таким образом, возникает первое “я”, называемое чувством базового доверия – это первая и основная ценность, которая, по-видимому, подразумевает, что внутри и извне должен находиться опыт, взаимосвязанный с добротой". Этот опыт позволяет ребенку сформировать уверенность в том, что он не один. Даже если матери нет рядом, он чувствует себя в безопасности, т. к. она "стала для него внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью".

Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира.

Среди причин, определяющих формирование базового доверия, Э. Эриксон также отмечает умение родителей "управлять запрещением и разрешением", и "репрезентировать ребенку глубину определенного внутреннего убеждения, что есть смысл в том, что они делают". Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира. В случае, если младенец не получает отклика в ответ на свои потребности, у него развивается базовое недоверие к миру, которое, по мнению Э. Эриксона, в детстве сопровождается тотальной злостью, фантазиями разрушения и вандализма, а во взрослой жизни проявляется в отчуждении, неумении ладить с собой и другими. Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.

Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.

Таким образом, недоверие человека к себе, основанное на противоречии сознания и бессознательного, мыслей и чувств закладывается в детском опыте, когда ребенок получает любовь родителей лишь при условии усвоения определенных форм поведения. Постепенно это приводит к игнорированию собственных переживаний, а также к различным рассогласованиям в личности ребенка. Таких рассогласований может быть целое множество. Типичным примером является рассогласование социальной роли подростка и его внешнего облика. Например, когда отличник, которого все привыкли видеть тихим и спокойным, вдруг неожиданно становится представителем какой-либо агрессивной субкультуры.

В подростковом возрасте могут актуализироваться все те трудности, которые были у ребенка на предыдущих этапах развития. Среди них вероятно и появление проблем, связанных с недоверием. А, как известно, доверие играет важнейшую роль в общении подростков: без первого второе теряет всякий смысл.

Для нормального развития личности подростка важна адекватная самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом, причем причина часто кроется в самом подростке. Он может слишком сильно переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо. При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих его "трудностях". Можно предположить, что такого рода "трудности" возникают у подростков в том случае, если онине доверяют тем, с кем общаются. Ведь доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не поступит ему во вред.

наверх

Работа психолога с подростком с проблемой недоверия

Итак, в случае если у ребенка преобладает сформированное с раннего детства недоверие, общение со сверстниками не может выполнять значимой для подросткового возраста функции. У него начинаются психологические проблемы с одноклассниками, и с этими проблемами ему необходимо обратиться к школьному психологу.

Рекомендации школьным психологам для работы
с проблемой недоверия в подростковом возрасте

1. Цените решение недоверяющего подростка обратиться к психологу; сам факт того, что он смог пересилить себя, говорит о многом.

2. Следует помнить, что подросток уже не ребенок. Индивидуальная психологическая работа с ним похожа на работу со взрослым. Большую часть времени занимает общение, а не игры.

3. Во время работы необходимо создать для ребенка атмосферу доверия, показать ему, что бояться нечего.

4. По возможности избегать прямых вопросов. Сама форма общения "вопрос – ответ" неприемлема.

Чаще всего подростки не хотят идти к педагогу-психологу потому, что:

  • боятся вопросов, которые будут задавать;
  • боятся, что их неправильно поймут, что кто-то узнает о встрече;
  • волнуются о том, какое произведут впечатление.

5. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, можно сделать вывод, что достаточно эффективно вовлекать подростков с проблемой недоверия в групповую работу, направления которой могут быть совершенно разными. Главное, чтобы на подобных занятиях царила доброжелательная атмосфера.

наверх

Установление доверительных отношений между учителем и подростком

Еще одна категория людей, с которыми подросток взаимодействует в школе, – учителя. Установившиеся доверительные отношения между ними означают, что:

1) ученик уверен в том, что учитель никогда не будет злоупотреблять его чувствами, и он их может свободно выражать;

2) учитель никогда не станет причинять боль сознательно, намеренно, и подросток, в свою очередь, тоже;

3) подростку дается возможность быть самим собой;

4) стабильность, которая гарантирует, что завтрашнее поведение и учителя, и ученика в сходных обстоятельствах не изменится.

Рекомендации учителям для развития доверительных отношений с учащимися подросткового возраста:

1. Общение должно быть честным и открытым, без искажения информации.

2. Следует чаще говорить подросткам об их способностях, не забывать хвалить, когда они этого заслуживают.

3. Во время проведения занятий обращать внимание на ответную реакцию учеников, прислушиваться к их мнению.

4. Следовать обязательствам и обещаниям, данным ученикам.

5. В ходе общения избегать противоречивых указаний, из которых подростку невозможно понять, как поступить.

Эти рекомендации школьный психолог может дать учителям во время просветительской работы, предварительно рассказав о важности доверительных отношений с учениками подросткового возраста.

Доверие – это преданность в отношениях.

Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был профессионально он подготовлен, при отсутствии доверия со стороны учеников эти знания просто не будут эффек­тивно восприниматься и усваиваться.

Как известно, учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности педагога. Они оценивают его, и отношение к нему строят на основе своих оценочных суждений. А если у подростка изначально есть проблема недоверия, то все эти аспекты выражены во много раз сильнее.

наверх

Взаимоотношения подростка с родителями

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители учитывают возросшие возможности ребенка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении, других видах деятельности, устанавливать конструктивные взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для его дальнейшего развития. В противном случае, когда базовое недоверие было сформировано еще в младенчестве, подросток не сможет найти поддержки в своей семье, и будет стремиться искать ее на стороне. В лучшем случае он обратится с этой проблемой к психологу. А в худшем?

Если во время работы с подростком мы видим, что основная причина проблемы недоверия кроется во взаимоотношениях подростка с родителями, не следует сразу обращаться к ним. Так можно подорвать то хрупкое доверие, которое сформировалось у ребенка по отношению к психологу. Возможно, со временем удастся прийти к тому, что подросток сам захочет пригласить родителей к нему, и на этой встрече лучше присутствовать всем – и родителям, и самому подростку. В противном случае он может заподозрить, что у родителей и психолога есть какие-то свои тайны, и проблема недоверия снова обострится.

наверх

Подростковый кризис

Отдельно следует указать на подростковый кризис, связанный с духовным ростом и изменением психологического статуса субъекта в этом возрасте. Несмотря на то что в этот период происходит объективное изменение социального положения подростка, наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несоответствие прежних представлений о себе нынешнему образу – основное содержание переживаний подростка в состоянии психологического кризиса. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются непреодолимые, угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям , что усугубляет состояние ребенка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма: бессмысленном противодействии другому, в первую очередь взрослому, немотивированном противостоянии (чаще всего родителям). Задача близких и психологов здесь однозначна – необходимо включиться в проблемы подростка и постараться облегчить его жизнь в этот период. И если подросток все-таки научится доверять окружающим, он сможет гораздо легче преодолеть возрастной кризис.

Л.К. Квасова, зав. лабораторией практической психологии
факультета философии и психологии Воронежского государственного университета



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль