Организация консультативной работы в образовательном учреждении

3408

Результативность работы педагога-психолога в качестве консультанта во многом зависит от его квалификации, знаний, опыта. В образовательном учреждении педагог-психолог также должен уметь организовывать свою деятельность, демонстрировать результаты проведенных исследований, добиваться от других выполнения рекомендаций.

Практика показывает, что школьному психологу не всегда удается выполнять свой функционал в полном объеме и качественно. На структуру деятельности и распределение рабочего времени педагога-психолога негативно влияют такие факторы, как, например, отсутствие утвержденного плана работы данного специалиста, включенного в общий ежемесячный и годовой планы работы школы.

Плохо структурированная информация, нечеткие задания, выполнение поручений, не связанных с должностными обязанностями, а также использование педагога-психолога в образовательной организации, как наиболее свободной штатной единицы для замены уроков, сопровождения обучающихся на экскурсиях и т. д., приводит к бессистемному, фрагментарному характеру его труда. В таких обстоятельствах основным видом деятельности школьного психолога становится диагностика – в ущерб всем остальным равнозначно необходимым видам психологической помощи и, в частности, консультативной работе.

Все эти сложности часто связаны с непониманием целей, задач и критериев оценки эффективности работы педагога-психолога самим специалистом, а также другими участниками образовательного процесса – администрацией, педагогами, обучающимися и их родителями.

Критерии эффективности консультативной работы школьного психолога

  • количество обращений к педагогу-психологу учителей, родителей, других участников образовательного процесса;
  • структура запросов;
  • увеличение количества запросов, направленных на саморефлексию и саморазвитие.

Организовать консультативную работу в школе помогут рекомендации, приведенные в приложении.

Приложение

Рекомендации по организации
консультативной работы в образовательном
учреждении

1.Начиная деятельность в качестве школьного психолога, целесообразно подготовить презентацию и выступить с ней перед администрацией образовательного учреждения или на педсовете. Презентация должна содержать информацию о том, чем может помочь на практике педагог-психолог данной школе, какими могут быть немедленный и отсроченный эффекты от его работы. Во время выступления следует рассказать, по каким вопросам смогут получить консультации у школьного психолога обучающиеся и их родители, педагоги, администрация.

2.Необходимо определить цели, задачи и основные направления работы, критерии эффективности для каждого из направлений деятельности, и в частности, консультативной работы. На основании данных критериев нужно составить годовой план работы педагога-психолога с подробным описанием каждого направления (наименование вида работы, сроки, с кем проводится, результаты, рекомендации).

3.Следует добиваться у администрации включения плана работы педагога-психолога в общий план работы школы и его утверждения.

4.Рекомендуется систематически выступать на педсоветах и перед администрацией с результатами проведенных в образовательном учреждении исследований, давать практические рекомендации по каждому вопросу.

5.Важно регулярно приглашать на консультации обучающихся и их родителей, учителей, других участников образовательного процесса, требующих особого внимания со стороны педагога-психолога.

6.Необходимо постоянно повышать профессиональный уровень педагога-психолога. В настоящее время предоставляются самые широкие возможности в т. ч. и для совершенствования теоретической и практической подготовки в сфере психологического консультирования: обучение на краткосрочных и длительных курсах, специальная литература на русском и иностранных языках для самообразования и т. д.

7.Следует четко планировать и организовывать саму консультативную работу.

7.1.Созданию благоприятной атмосферы будет способствовать выделение в школе специально оборудованного кабинета (или места непосредственно в кабинете психолога).

Уютная обстановка также важна. Два кресла, удобных для длительной беседы, объединенных в единое пространство с небольшим журнальным столиком, помогут создать необходимый для работы настрой. В данном помещении или отведенной зоне можно установить шкаф или полку с книгами, разместить картины на стене, положить какие-нибудь предметы на журнальный столик, чтобы собеседник мог переводить на них взгляд.

Пространства должно быть достаточно для удобного подхода и размещения в кресле. В комнате необходимо поддерживать порядок. Если в данном помещении находится рабочий стол педагога-психолога, его следует освободить от нагромождения папок, книг, бумаг и прочих предметов. Уединенность и комфорт помогут любому пришедшему на консультацию успокоиться, расслабиться и установить доверительные отношения с психологом, а также настроиться на результативную работу.

Непременным атрибутом в данном помещении являются часы. Пользоваться наручными часами или телефоном для контроля времени не следует, поскольку это может создать у клиента иллюзию спешки консультанта или ожидания последним важного звонка.

7.2. Комнату следует обязательно заранее проветривать, поскольку работа в душном помещении может быть малоэффективной.

7.3. Перед началом консультации необходимо уточнять, как зовут обучающегося, родителей, педагога и т. д.

7.4. Во время консультации на дверь кабинета можно помещать табличку с просьбой не входить. Также целесообразно выключать или убавлять громкость звонка мобильных телефонов.

7.5. К началу консультации педагогу-психологу следует находиться в кабинете. Если психолог задерживается, необходимо оставить информацию о том, где его можно найти.

7.6. Важно установить четкий график работы педагога-психолога, хорошо знать и соблюдать его. На двери кабинета школьного педагога, на информационном стенде для родителей и в учительской необходимо разместить утвержденный директором график работы педагога-психолога.

Прежде чем назначить консультацию, необходимо уточнить, не занято ли время предполагаемой беседы другим делом. Наиболее подходящим временем для консультаций является вторая половина дня.

Если планируется несколько консультаций подряд, не стоит назначать их друг за другом. Следует разделять их хотя бы 15-минутным перерывом. Данное время необходимо для проветривания, отдыха самого консультанта, просмотра результатов диагностики и комментариев педагогов, если предстоит разговор относительно конкретного обучающегося.

Если консультант не сможет провести консультацию в назначенный день, необходимо связаться с клиентом и оповестить его об отмене или переносе консультации, а также согласовать дату новой встречи.

7.7. Приглашая родителей на консультацию, следует заранее предупредить сотрудника охраны школы о планируемой встрече и предоставить ему список с фамилиями, а самим родителям четко объяснить местонахождение кабинета психолога.

7.8. Разговаривая с родителями по телефону, психологу необходимо представиться, четко и внятно произнести свою фамилию, имя, отчество, должность, а также название образовательного учреждения, которое он представляет.

7.9. Назначая консультацию, важно кратко обозначить вопрос, который следует обсудить с учителем или родителями, а также предполагаемое количество времени, которое может потребоваться.

7.10. Если психологу предстоит консультировать представителей администрации образовательного учреждения, то также следует уточнить дату и время консультации, обсуждаемый вопрос, состав участников.

7.11. Для удобства ведения консультативной работы необходимо иметь «Журнал консультаций». В нем следует отражать дату назначенной консультации, время ее проведения, фамилию, имя и отчество обратившегося, суть волнующей его проблемы, контактный телефон обратившегося. В графе «Примечания» можно делать пометки о необходимости ознакомить с результатами диагностики или пригласить кого-либо из учителей или администрации для получения дополнительной информации.

8. Эффективность консультативной работы педагога-психолога в школе зависит не только от его умения оптимально организовать рабочий процесс. Не менее важно уметь полноценно отдыхать, общаться с родными и друзьями, наполнять жизнь интересными событиями.

Н.С. Сашенкова,cотрудник учебно-производственной лаборатории факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, психолог-консультант ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 292",
г. Москва



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль