ГОШа: методика диагностики готовности ребенка к школе

22107

Оценка уровня готовности малышей к школе является основополагающей составляющей успешности учебной деятельности и быстрой адаптации к школе в будущем. Методики диагностики готовности ребенка в школе активно используются в образовательных учреждениях. Немалой популярностью пользуется методика ГОШа. 

Диагностика психологической готовности ребенка к школе: методики

В жизни ребенка неизменно наступает момент поступления в школу, к которому готовятся и его родители, и родственники, и даже педагоги из школы, и воспитателя детского сада. Степень готовности ребенка в школе влияет на адаптацию к школе, подразумевая психологическую готовность, а также морфофункциональную зрелость, определенный уровень владения предметно-специфическими знаниями. 

Почему диагностика психологической готовности ребенка к школе и методики ее проведения имеют большое значение? Потому что дети, которые не готовы к школе, сложнее адаптируются к ней. Они чаще испытывают трудности в обучении счету, чтению и письму. Такие дети быстрее утомляются и менее работоспособны, а потому они более подвержены отклонениям в состоянии здоровья, потому что не могут справиться с учебными нагрузками как в первом классе, так и на протяжении всех школьных лет. 

Есть ряд критериев, определяющих готовность ребенка к школе:

  • достижение указанного возраста;
  • специфика функционирования познавательных процессов, интеллектуальный потенциал;
  • опыт предыдущего обучения, т. е. наличие знаний, умений, навыков, которые ребенок получил в дошкольном учреждении или дома и которые необходимы для обучения в школе;
  • психическая регуляция.

Следовательно, методика диагностики готовности ребенка к школе предполагает оценку системы взаимосвязанных личностных качеств, мотивации, уровня развития познавательной деятельности, сформированности механизмов регуляции воли и прочие. Если ребенок готов к школе, тогда требования систематического обучения не станут непосильными, а потому не станут причиной нарушения здоровья, снижения эффективности обучения и социально-психологической адаптации

Как понять, что ребенок достиг нужного уровня и уже готов к школе? Сегодня для этого используются методики диагностики готовности ребенка к школе, по результатам тестирований составляют звено будущего психолого-педагогического мониторинга. Одной из таких методик является популярная в школе ГОШа. 

Данная методика диагностики готовности ребенка к школе дает возможность выделить три фактора потенциала для успешного обучения: 

  1. зрелость познавательных процессов; 
  2. наличие умений, знаний и навыков, которые необходимы для учебы в школе;
  3. специфика регулятивной сферы. 

Соответственно, предлагаемая диагностическая батарея разбита на три блока:

  • природная составляющая интеллекта (ПСИ);
  • культурная составляющая интеллекта (КСИ);
  • психическая регуляция (ПР).

Методики диагностики готовности ребенка к школе: история ГОШа

ГОШа появилась в результате десятилетней работы ученых Южно-Уральского университета Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полевого и О.Б. Елагиной. Специалисты-психологи представили ученой публике первую версию методики еще в 1995 году, а после в 1997 году, когда завершилась апробация, ГОШа прошла дополнительную психометрическую проверку, позволив откорректировать отдельные задания и выполнить повторную стандартизацию. Третий вариант методики появился только в 2000 году. 

Методика диагностики готовности ребенка к школе предполагает дифференциацию, поскольку:

  • трудности, наблюдающиеся у детей в ходе обучения, могут быть спровоцированы нарушениями различного характера, которые нуждаются в коррекционных мерах;
  • детские ресурсы, используемые в планировании коррекционных мероприятий, являются специфическими и индивидуальными, и связанными с объемом усвоенных знаний, аспектами их применения. 

Методика ГОШа предполагает 12 субтекстов и методик, прошедших тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками. Разделение интеллектуальных субтестов основывается на блоках КСИ и ПСИ, как традиционному представлению о виде интеллекта, согласно которому общий интеллект является результатом взаимодействия двух факторов: GF (текучий/флюидный интеллект), природной составляющей интеллекта, и Gc (кристаллизованный интеллект) – совокупность знаний и навыков.

Блок ПСИ состоит из двух субтестов, позволяющих судить об особенностях функционирования познавательных процессов и отражающих уровень развития мышления через оценку умения выделять связи и отношения между объектами. А также субтеста, направленного на измерение беглости и гибкости продуктивного мышления. Уровень функционирования памяти диагностируется через оценку глубины обработки информации, на которую способен ребенок при запоминании материала. С целью уменьшить влияние культурного контекста и обучения большинство субтестов построены на невербальном материале.

Блок КСИ направлен прежде всего на оценку освоенности основных знаний, умений и навыков, которые должен получить ребенок к 6,5–7 годам. Содержание данного блока соответствует нормативным документам, регламентирующим образовательные стандарты в дошкольных образовательных учреждениях.

Блок ПР отличается оригинальной структурой, а потому совместно с методикой исследования мотивации (ДУМ-1), в него включены методы, ориентированные на выявление потенциальных психологических причин регулятивной сферы детей (расстройство внимания при гиперактивности и тревожность).

Методика диагностики готовности ребенка к школе ГОШа имеет две формы А и Б, которые являются параллельными и взаимозаменяемыми, а потому могут применяться для тестирования выпускников детских садов и для диагностики детей, поступающих в первый класс. 

Помимо этого, двукратное тестирование с привлечением параллельных форм позволяет эффективно отслеживать потенциал обучающихся, оценивать результативность коррекционных и развивающих программ подготовки детей к школе. Для этого тестирование сперва выполняют по форме  А (последняя треть учебного года в подготовительной группе ДОУ) ® , а после по развивающей программе ® формы Б (непосредственно перед поступлением в 1-й класс школы).

Сравнение результатов, последовательно полученных при помощи двух параллельных форм, позволяет отследить динамику изменения основных показателей, что может считаться эффектом проведения развивающей программы (при условии отсутствия других побочных факторов).

Методики диагностики готовности ребенка к школе: четвертый вариант ГОШа

В 2005 году был представлен четвертый вариант методики ГОШа в результате пятилетней проверки батареи в школах г. Челябинска. Ученые обследовали свыше пяти тысяч детей, что позволило им сконцентрировать внимание педагогов, психологов, руководства образовательных учреждений на тех проблемах, которые стали явными после диагностики психологической готовности ребенка к школе по указанным методикам. Были разработаны коррекционно-развивающие и психологические программы. 

Компьютерное сопровождение делает использование методики проще, поскольку автоматически обрабатывает, хранит и представляет данные. Программа для компьютера обрабатывает данные, вносимые психологом, а после соотносит сырые данные со стандартами, вычисляя готовые показатели, строит графики результатов по каждому ребенку. В программе есть диалоговое окно, в которое можно внести текст для рекомендаций и заключения. 

Итоговые результаты и тексты заключения могут быть выведены на печать. Кроме этого, программа имеет модуль обработки групповых данных, позволяющий сравнивать результаты между группами и отслеживать изменения от года к году.

Выполнение всей батареи занимает 35–40 минут. Правильная организация последовательности субтестов помогает регулировать состояние ребенка в процессе тестирования, позволяет учитывать степень его утомления. При этом, порядок субтестов жестко не задан и может быть изменен в зависимости от особенностей тестируемого ребенка и ситуации исследования.

Вывод об интеллектуальной готовности дополняется данными об особенностях психической регуляции. В частности, существуют комплексы структуры мотивации, более или менее благоприятные для обучения. Также ребенок может быть отнесен к группе риска на основе обнаружения у него высокого уровня тревожности или выраженного расстройства внимания при гиперактивности (РВГ). Для составления рекомендаций проводится детальный анализ результатов, полученных ребенком по разным субтестам, в ходе которого выделяются сильные и слабые стороны его интеллекта, описываются особенности регулятивной сферы.

Основная задача психолога на этом этапе интерпретации: с одной стороны, определить ресурсы ребенка, на которые можно опереться в процессе обучения, с другой – обозначить области, требующие коррекции.

Методика ГОШа прошла рецензирование в первом томе издания «Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения» и рекомендована к использованию.

Приложение


Рецензия Чумакова М.В., д-ра психол. наук, доц., зав. каф. психологии развития ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Методика диагностики готовности ребенка к школе представляет собой качественный инструмент с подробными инструкциями пользователю. Она корректируется авторами по мере ее использования на практике и накопления эмпирических данных. Инструмент соответствует оцениваемым функциям и заявленным областям применения. Достоинством также является наличие блока компьютерной обработки данных, состоящего из адресных программ: для психолога, администрации школы, администрации района и города, а также программы создания учетной карточки ребенка.

Рекомендации по развитию инструмента заключаются в следующем.
Не вполне понятен отбор тестов в блок психической регуляции. Длительный период использования методики диагностики готовности ребенка к школе и наличие нескольких редакций руководства позволяет предположить, что выбор вполне аргументирован. Более подробное приведение этих аргументов сделало бы руководство более ценным, особенно учитывая большое количество методик на определение готовности к школе. Валидность субтеста «Выбор фигур» нельзя считать доказанной, учитывая, что авторы в качестве теоретической основы указывают на подход Ж. Пиаже. Для устранения всех сомнений желательно выделить сравниваемые группы при помощи методов, используемых в школе Ж. Пиаже, и получить для них статистически значимые различия при помощи исследуемого субтеста.


Рецензия Сенина И.Г., канд. психол. наук, доц. каф. психологии труда и организационной психологии ГОУ ВПО «Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова»

В качестве несомненных достоинств методики диагностики готовности ребенка к школе ГОШа необходимо отметить глубину и тщательность проработки всех тех аспектов, которые связаны с правильным применением данного инструмента. Авторами детально отражена сама процедура проведения тестирования, подробно описан алгоритм обработки и интерпретации результатов. При этом все необходимые для тестирования и обработки результатов материалы разработаны так, чтобы психологу было максимально удобно с ними работать. Стимульный материал методики отличается глубиной проработки, а также высокой степенью эмоциональной привлекательности, что чрезвычайно важно при работе с детьми дошкольного возраста.

Помимо этого, заслуживает внимания и тот факт, что авторы методики диагностики готовности ребенка к школе достаточно тщательно провели процедуру психометрической проверки тестовой батареи, что, несомненно, подтверждает высокую достоверность получаемых в результате тестирования результатов.

Важным дополнением к методике диагностики готовности ребенка к школе является разработанная авторами компьютерная программа по обработке и представлению результатов тестирования. Она во многом помогает психологу с максимальным удобством и экономией времени производить все необходимые подсчеты и анализировать полученные данные. Кроме этого, использование компьютерной программы позволяет снизить вероятность возникновения технических ошибок при подсчете результатов и тем самым обеспечить высокий уровень их надежности.

Вместе с тем можно выделить и ряд рекомендаций, которые, по нашему мнению, могли бы сделать все перечисленные выше достоинства рецензируемой методики более весомыми.

Во-первых, это касается теоретической проработки диагностируемого качества. Здесь, возможно, было бы полезно более подробно описать, что именно авторы методики понимают под готовностью к обучению в школе, и связать это понимание с более широким понятием школьной зрелости.

Во-вторых, как следует из руководства к методике, стандартная процедура анализа пунктов была проведена не для всех субтестов. Возможно, это было обусловлено особенностями самого стимульного материала. Однако, как нам кажется, проведение такого анализа все же было бы полезным.

В-третьих, на этапе валидизации методики для большинства субтестов оценивалась лишь ее критериальная валидность. Однако оценка конструктной валидности, видимо, также была бы целесообразна, поскольку она смогла бы дать дополнительную информацию о диагностических возможностях методики.

В целом все представленные для рецензирования материалы, на наш взгляд, отражают глубокое понимание авторами методики сущности измеряемого свойства и их высокую квалификацию в области разработки профессионального психодиагностического инструментария. Представленная информация о тестовой батарее ГОШа, на наш взгляд, позволяет высоко оценить степень соответствия методики оцениваемым ей функциям и заявленным областям ее применения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 81.82%
  • нет 18.18%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль