Из опыта работы. Технология учета индивидуального стиля учебной деятельности как средство управления развитием ученика

2186
Из опыта работы. Технология учета индивидуального стиля учебной деятельности как средство управления развитием ученика

Автор: Поволяева Надежда Викторовна, учитель математики и информатики МАОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа №1 (Кемеровская область)Презентация >>

Если перефразировать известного французского писателя, то можно заметить, что это сравнение достаточно точно отражает проблемы образования, когда ученик, владеющий знаниями по отдельным предметам, оказывается не в состоянии применить их в ситуации, отличающейся от учебной задачи.

Думаю, что в данном случае уместно еще одно сравнение: учитель, стремясь к желаемому результату в виде положительных отметок своих учеников, невольно начинает исполнять роль главнокомандующего, который ведет "битву" за знание именно своего предмета.

И тогда срабатывают известные рычаги "управления": требование дословно учить материал, запугивание многочисленными проверочными работами. Результат чаще всего обратный – отсутствие у учащихся мотивации к изучению не только данного предмета, но и других, поскольку от первого до одиннадцатого класса количество "главнокомандующих" все увеличивается.

Не отрицая роли и значения предметных результатов, очевидно, что в условиях современного общества особую актуальность приобретают такие результаты образования, как личностные и метапредметные, что и нашло отражение в федеральном государственном образовательном стандарте.

Изменение парадигмы образования от ЗУНовской к компетентностной требует изменения подходов в организации учебного процесса, в частности, используемых образовательных технологий. Не случайно владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное использование их в практической деятельности рассматривается в качестве одного из важнейших критериев при аттестации учителей на квалификационные категории.

В процессе поиска средств оптимизации учебного процесса меня заинтересовала технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика, разработанная Натальей Львовной Галеевой, кандидатом биологических наук, доцентом кафедры управления развитием школы Московского государственного педагогического университета. Свой выбор могу объяснить тем, что данная технология предлагает алгоритм управления деятельностью учащихся, построенный по принципу "субъект-субъектного» взаимодействия, суть которого заключается в следующем: "если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то оптимально сделать так…".

Эта технология по классификации А. А. Гузеева, может быть отнесена к интегральным технологиям стохастической или вероятностной модели.

Управление развитием ученика средствами предмета строится на основе педагогического анализа параметров индивидуального стиля учебной деятельности учащегося, соотнесенных с динамической системой индивидуальности, предложенной К. К. Платоновым.

Четыре основных компонента индивидуальности определяют четыре группы требований к организации образовательной среды. Так, она должна:

  • мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;
  • формировать систему знаний;
  • формировать систему умений и навыков;
  • развивать познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств.

В качестве важнейшего параметра индивидуального стиля учебной деятельности рассматривается обучаемость, которая представляет собой интегральную характеристику познавательной сферы. Каждый из параметров имеет свое наполнение.

На экране (презентация) – модель обучаемости. Если каждый из параметров индивидуального cтиля учебной деятельности изобразить отрезком из центральной точки, а уровень развития параметра как его длину, то обучаемость будет представлять собой замкнутую фигуру, ограниченную линией, проходящей через дистальные точки отрезков.

Эта схема работает и в динамике: если будет расти показатель по любому из выделенных параметров, то общая площадь фигуры увеличивается. С точки зрения дидактики это означает следующее: Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей, или обучаемость. В результате анализа этой модели была выявлена следующая проблема: при использовании традиционных приемов обучения ресурсы учащегося оказываются задействованными не в полной мере.

Для решения проблемы определены следующие цель и задачи, которые реализуются исполнением следующих шагов.

1-ый шаг: разработка и проведение двух видов контрольно-методических срезов.

Первый из них определяет уровень обучаемости, для чего после объяснения учителем нового материала проводится самостоятельная работа, в ходе которой учащиеся отвечают на пять стандартных вопросов. По результатам выполнения определяется уровень обучаемости.

Второй вид контрольно-методического среза позволяет определить актуальный уровень владения учащимися общеучебными мыслительными навыками. Срез проводится после зачетной работы по теме в виде письменной работы, содержащей пять типов вопросов.

Также проводится диагностика уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха учеников: внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации.

2-ой шаг: заполняется матрица параметров индивидуального стиля деятельности каждого ученика, которая становится основой для выбора форм и видов заданий. Разрабатывается программа развития ученика, которая может быть исполнена как в индивидуальной форме, так и групповой, что определяется количеством учащихся в классе, имеющих одинаковые проблемы в развитии тех или иных параметров. Здесь работает следующий принцип: "Что требуется для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается".
Для этого учитель создает картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика, а также картотеку домашних заданий.

Алгоритм методики индивидуальной работы учащихся и работы над индивидуальной программой развития ученика следующий:

  1. 1. Провести диагностику уровня развития параметров учебного успеха ученика - заполнить матрицу ИСУД ученика.
  2. Выписать все параметры ученика, уровень которых определяется как недостаточный.
  3. Подобрать к этим навыкам по таблице формы заданий и виды работ, выполнение которых обеспечит их развитие. Использовать эти формы заданий, приемы учебной работы на этапах отработки и обобщения учебного материала.
  4. Выписать параметры ИСУД, уровень которых определен как достаточный и оптимальный.
  5. Подобрать задания и формы деятельности, опирающиеся на эти навыки и психофизиологические особенности. Использовать на этапах объяснения и диагностики учебного материала.
  6. Оформить полученную информацию на отдельном листе как программу развития ученика средствами предмета. Использовать для индивидуализации учебного процесса и как исходный материал для мониторинга результатов учебной деятельности.

При таком подходе ученик имеет возможность выбора в следующих случаях, что работает не только на создание ситуаций успеха, когда ученик действует так, как ему удобно, но и воспитывает ответственность за собственный выбор, следовательно, работает на личностное развитие.

3-ий шаг: проводятся повторные контрольно-методические срезы на определение уровня обучаемости и сформированности мыслительных и организационных общеучебных навыков, оценивается динамика изменений параметров ИСУД. На основании анализа полученных данных вносятся необходимые коррективы в организацию учебного процесса.

Результативность работы по данной технологии зависит не только от использования новых форм и приемов в работе с учениками, но и от изменений, которые необходимо внести в деятельность учителя, и в первую очередь это относится к планированию и организации учебного процесса.

Так, средством оптимизации работы по управлению качеством результатов учебного процесса становится управленческая папка учителя. Так, например, в папке имеется документ, в котором содержится характеристика уровней реализации критериев качества урока, что позволяет проводить его анализ и разрабатывать план действий по повышению его качества.

Работа по данной технологии предполагает внесение изменений в процесс тематического планирования. Так, при традиционном планировании учитель цели ставит фактически для себя, изучение материала идет в логике, понятной только ему. При таком подходе результат обучения не может быть спроектирован заранее.

В отличие от традиционного планирования, планирование в технологии ИСУД строится от результатов, которые необходимо достичь. Поэтому в первую очередь определяются цели ученика, обусловленные требованиями программы к знаниям, умениям, навыкам в изучении конкретной темы.

Важным элементом при планировании являются технологические карты в изучении модулей темы и информационные карты уроков. Эти карты позволяют оптимизировать подготовку к урокам, действуя по законам управления.

Так, технологическая карта учебного модуля содержит целеполагание для ученика, целеполагание учителя и отражает логическую структуру модуля. Технологические карты составляются по всем темам учебного курса. К настоящему моменту мною создан набор технологических карт для 5 класса. В перспективе – дополнить их ссылками на содержание учебника, списком дополнительной литературы, темами проектов. Карты планирую сделать открытыми для доступа к ним учеников и родителей, что обеспечит реализацию открытого пространства образовательного процесса.

Следующий шаг – создание информационных карт уроков и систематизация своего дидактического материала в папки-модули, которые позволяют сохранять и накапливать материал, одновременно систематизируя его по параметрам индивидуального стиля учебной деятельности.

Такая организация материала экономит время на подготовку к урокам, на обновление учебного процесса, на анализ собственной деятельности.

В папке "Мониторинг результативности учебного процесса и развития учащихся" содержится информация, которая служит основой для проведения педагогического анализа и принятия коррекционных мер.

В папке "Контрольно-методические срезы" накапливается диагностический материал, составленный на основе предметных задач, классифицированных в соответствии с параметрами учебного успеха ученика.

Говоря о дальнейших перспективах работы, хотелось бы заметить следующее. Технология учета индивидуального стиля учебной деятельности охватывает практически все сферы образовательного процесса. Учителя нашей школы знают о данной технологии, так как ведется постоянно действующий семинар по ее изучению. Многие учителя подготовили и провели контрольно-методические срезы, готовят и включают в уроки развивающие задания.

Сейчас становится оптимистичным предположение о том, что, "главнокомандующие" нашей школы смогут обеспечить условия для развития учеников средствами своего предмета.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль