Взаимодействие с родителями. Рекомендации классному руководителю

2856

Не секрет, что запись в дневнике типа "прошу родителей срочно зайти в школу" крайне редко оборачивается чем-то конструктивным. Родители подойдут в школу в удобное для них время, которое может совпасть со временем урока (в этом случае учитель должен "разорваться на две части", пытаясь что-то услышать или сообщить в разговоре с родителями, одновременно контролируя 25 учеников) или во время перемены, когда у учителя масса других дел. Толку от такого разговора будет мало. Следовательно, заранее договоритесь о времени встречи,убедившись, что вы сможете уделить внимание родителям.

Во избежание вышеперечисленных ситуаций следует созвониться с родителями ученика. Подходящие формулировки для начала разговора такие:

– Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребенок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.

– Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить учебу вашего ребенка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

Не следует начинать разговор со следующих фраз:

– У вашего ребенка совсем плохи дела.

– Ваш ребенок совсем перестал учиться, ничего не делает.

– Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст.

Если проблема несущественна и вы считаете, что ее можно обсудить по телефону, – хорошо. Если вы убеждены, что пятиминутным разговором не обойтись, лучше не втягиваться в телефонное обсуждение проблемы, повторив просьбу встретиться лично.

Про то, какие именно проблемы у ребенка и что делать, вы обсудите в процессе разговора. В начале же лучше заранее сформулировать задачу разговора, обозначить его направление как совместный поиск решений. Будьте уверены, родители и так знают, что у ребенка проблемы, да и сам факт личной беседы с классным руководителем в нашей практике образовательных учреждений, к сожалению, редко свидетельствует о том, что все в порядке.

Представьте себе, в каком настроении приходят родители в школу по вызову классного руководителя, что они чувствуют. Естественно, и стыдно за ребенка, и чувствуешь свою ответственность, и, конечно, в глубине души есть понимание своих ошибок. Родитель уже заранее готовится выслушать нечто неприятное и невольно пытается защититься. А защищаться можно по-разному. Кто-то заранее готов согласиться со всем, что вы скажете, кивать, поддакивать, обещать принять меры. Кто-то выслушивает учителя почти безучастно, подчас как провинившийся ученик. А кто-то готов, защищая себя и ребенка, пойти в наступление и выдвигает многочисленные претензии в адрес школы.

Как бы то ни было, когда перед нами собеседник в таком защищающемся состоянии, наладить сотрудничество и решить какую-либо проблему едва ли удастся. Следовательно, первая наша задача – сделать так, чтобы родители видели в учителе не источник неприятных эмоций, а человека, с которым можно на равных обсудить проблемы своего ребенка и найти решения.

Поблагодарите родителя за то, что пришел (не важно, работает ли в напряженном графике или сидит дома и явился только после пятого приглашения). Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями.

Расскажите о текущей ситуации ребенка. Не стоит фиксироваться сразу только на трудностях, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти (участие во внеклассных мероприятиях, отношения с одноклассниками, успехи по отдельным предметам – что угодно), и начните с них. Родитель должен видеть, что вы объективно оцениваете его ребенка – это во-первых. А во-вторых, что ребенок его не совсем пропащий, что-то у него получается, есть перспективы.

А вот потом уже излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают. Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Изложив ситуацию (если вы были инициатором разговора), обязательно поинтересуйтесь мнением собеседника, т. е. какой видится ситуация родителю, и тут же спросите: "Как вы думаете, что можно сделать?.." Если инициатором разговора был родитель, обязательно выслушайте его до конца, стараясь, однако, максимально приблизить собеседника к тому, в чем проблема и как ее можно решить.

В разговоре уместны следующие высказывания:

– Я понимаю, что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет (полувопрос).

– Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает. (Если есть еще что-то, сближающее вас с собеседником, то упоминание об этом поможет взаимопониманию. Следует помнить, что, придя к нам, родители невольно уже испытывают чувство вины, поэтому необходимо перевести разговор на решение проблемы, значит, сделать так, чтобы они поверили в свои возможности.)

– Это же ваш ребенок, никто не знает его лучше, чем вы.

– Никто не сможет помочь вашему ребенку лучше, чем вы – ведь вы его чувствуете лучше и т. д.

Не стоит употреблять такие выражения, как:

– Конечно, если ребенком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.

– Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…

– Если еще раз такое повторится, я его больше на урок не пущу! (Ведь это нереальная угроза, т. к. права на это мы не имеем, поэтому какой смысл об этом говорить.)

– Если вас не устраивает наша школа, ищите другую!

Для улучшения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:

• избегать безапелляционных высказываний;

• сохранять доверительный тон сотрудничества;

• не использовать обобщающих штампов;

• оценивать ситуацию по принципу "здесь и сейчас";

• не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся.

Если есть возможность и (или) необходимость подключить к решению проблемы смежных специалистов (логопеда, школьного психолога, невропатолога и т. д.), сообщите об этом родителям.

Предложите родителям варианты решения проблемы. Они, как правило, индивидуальны, связаны со спецификой проблемы:

  • или это отношения с одноклассниками;
  • или необходимость усилить контроль над ребенком;
  • или недостаток внимания и сочувствия к ребенку, слишком жесткая позиция родителей и т. д.

При условии соблюдения вышеописанных правил родитель, скорее всего, будет более восприимчив к вашим рекомендациям. Если вопрос обсуждался трудный, проблема серьезная, настройте родителей на долгую работу, на то, что результат их изменившегося отношения (поведения) в общении с ребенком будет виден не раньше чем через две недели, а то и через месяц-два. Ведь проблема действительно непростая, и маловероятно, что ее удастся разрешить одним разговором (с ребенком или родителями).

Приглашать самого учащегося на беседу с родителями имеет смысл только в том случае, если вы хотите ребенка в присутствии мамы или папы подбодрить, похвалить за что-то (вспомните позитивные моменты, с которых начинали разговор), выразить уверенность, что все наладится.

В противном случае обвинение ребенка во всех его грехах в присутствии близкого ему человека может усугубить ситуацию, став унижением и для ученика, и для родителя. Дети и так всегда очень переживают при любом визите родителей в школу. Им так важно, чтобы взрослые видели не только их недо­статки, но и достижения тоже. Унизив ребенка, сыграв на чувстве стыда или уязвленном самолюбии, невозможно добиться в работе с ним серьезного прогресса. Это будет лишь формальным исполнением обязанностей учителя – беседа проведена, а результат – нулевой.

Педагогу необходимо помнить, что если беседа не ладится, то следует предупредить родителей о возможных неприятных последствиях существующей проблемы, в случае невозможности или нежелания прислушаться к вашим рекомендациям. В дальнейшем поставьте в известность администрацию (завуча) о ходе проведенной беседы.

Как показывает практика, многих конфликтов можно избежать при условии:

  • достаточной информированности родителей;
  • наличия четких механизмов взаимодействия с родителями.

Какая же информация должна быть у родителей, чтобы не возникало вопросов, сомнений и недовольства от неосведомленности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль