Исследования в области нормирования труда педагогов

12686

В последнее время образовательному сообществу навязываются идеи о необходимости изменить порядок регулирования рабочего времени учителей. Предлагается по существу разрушить действующую систему нормирования их труда, уйдя от установления нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, а также от дифференцированной оплаты за большую или меньшую учебную нагрузку.

Рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В пределах 36-часовой рабочей недели предлагается предоставить работодателю право самостоятельно регулировать труд учителей, т. е. распределять по своему усмотрению их урочную и внеурочную деятельность.

Исследованиям затрат рабочего времени учителей, которое имеет особый порядок регулирования, посвящено достаточное количество работ. В 20-х годах прошлого столетия Д.Н. Кропотов (1926 г.) и С.К. Кунин (1927 г.) анализировали и изучали бюджет рабочего времени учителя (педагога). Определению реальных трудозатрат по выполнению учителями своих обязанностей посвящены труды В.А. Жамина (1969 г.), В.Н. Турченко и Л.Ф. Колесникова (1978 г.), А.А. Матвейко (1991 г.) и многие другие.

Монография А.А. Матвейко – доцента Луганского педагогического института "Нормирование и оплата труда учителя" (1991 г.), посвященная исследованию рабочего времени учителя (с использованием методов опроса, анкетирования, социометрии, анализа документации, хронометрирования и проведения эксперимента), наиболее полно отражает все особенности труда учителей.

Исследования, в которых приняли участие более трех тысяч учителей, позволили установить, что учитель работает от 40 до 83 ч в неделю. Были также зафиксированы нормативы затрат рабочего времени на каждый вид педагогической деятельности и выявлены факторы, влияющие на затраты времени по выполнению различных видов работ.

Специфика труда учителя такова, что его рабочее время не является непрерывным, поскольку работа осуществляется в течение суток в зависимости от цели, назначения и характера трудовой деятельности, условий и возможностей ее выполнения. Причем только часть работы (уроки, факультативы) выполняется в строго отведенное время. Одна и та же деятельность может даже в течение суток быть разделена на части, т. е. носит прерывистый характер.

Суммирование затрат рабочего времени определяет его продолжительность в течение суток, но не в течениенепрерывной продолжительности рабочего дня, как это установлено для работников других категорий.

Исследования, как ни странно, выявили отсутствие зависимости времени подготовки учителя к уроку от стажа его педагогической работы, хотя первоначально предполагалось, что с приобретением опыта оно сокращается.

Оказалось, что с увеличением стажа педагогической работы учителя, с одной стороны, возрастает его мастерство, улучшается владение методикой, а с другой стороны, им забывается теоретический материал и возникает необходимость обновления знаний.

В результате проведенных исследований были определены:

  • средние фактические затраты времени учителей при подготовке к проведению урока;
  • средние фактические затраты времени на проверку одной работы (с учетом наполняемости класса, возраста учащихся по классам, количества учебных часов нагрузки, преподаваемого предмета и т. д.) и выявлена продуктивность проверки ученических работ;
  • нормативная продолжительность заседания педсовета и подготовки к нему;
  • затраты времени на организацию, проведение и участие в работе методических объединений;
  • затраты времени на выполнение функций классного руководителя с учетом видов деятельности;
  • затраты времени на организацию работы кабинета, мастерских и т. п.

Продолжительность рабочего времени на проведение урочной или внеурочной работы, а также на подготовку к выполнению любой работы, входящей в обязанность учителя, зависит от многих факторов:

  • количества уроков непосредственно преподаваемого предмета и числа параллелей;
  • дополнительно возложенных обязанностей по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию учебными кабинетами;
  • затрат рабочего времени на проведение методической работы, педсоветов, работы с родителями и т. д.

А.А. Матвейко, анализируя использование двух основных форм оплаты труда работников (сдельная – за единицу выполненной продукции и повременная – по установленной ставке или окладу за фактически отработанное рабочее время), пришел к выводу о том, что повременная оплата труда, как правило, применяется там, где трудно нормировать труд, определить нормы времени и выработки.

Автор в своей монографии не соглашается с теми исследователями, которые предлагали перевести учителей на штатно-окладную систему по аналогии с преподавателями вузов, считая, что штатно-окладная система оплаты труда приводит к уравниловке, поскольку нарушает принцип вознаграждения за труд в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполнения работы.

Введение системы жесткого нормирования рабочего времени (36 ч в неделю) приведет к искусственному увеличению их ежедневной продолжительности рабочего времени сверх нормируемой его части и значительно ухудшит их положение по сравнению с другими педагогическими работниками (учите­лями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями, концертмейстерами, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования, тренерами-препо­давателями, инструкторами по физкультуре и по труду), для которых никаких изменений продолжительности рабочего времени (норм часов за ставку заработной платы) не предполагается.

В результате таких нововведений оплата каждого часа работы учителя уменьшится. Кроме того, чтобы учитель смог отработать положенное время во второй половине дня, необходим объект его труда, что в современных условиях по разным причинам вряд ли возможно.

Поскольку организация деятельности образовательного учреждения во второй половине дня должна быть направлена в основном на удовлетворение интересов ребенка, возникают вопросы:

  • Смогут ли все учителя заинтересовать детей дополнительными занятиями по своему предмету или вести какие-либо кружки?
  • Захотят ли дети посещать такие занятия (кружки)?
  • Можно ли обязать детей находиться в школе после уроков, ходить на разные экскурсии (особенно в сельской местности и малых городах)?
  • Как к этому будут относиться родители?

Система начисления заработной платы за конкретную работу по фактически затраченному времени способна не только правильно организовать учет затрат рабочего времени, но и упорядочить его, правильно расставить педагогические кадры при их дефиците или избытке, т. к. не ведет к увеличению фонда заработной платы.

Кроме того, принимая во внимание, что образование перешло в разряд услуг, предоставляемых населению, именно принцип оплаты труда учителя в зависимости от его количества и качества отвечает требованию времени, стимулирует учителя к наиболее полному использованию своего потенциала (умственных и физических возможностей и способностей). Если учитель может выполнить качественно больший объем работы, то пусть выполняет и получает за это вознаграждение.

Нормирование и штатно-окладная оплата труда преподавателей вузов, к образу и подобию которых стремятся подвести оплату учительского труда, наоборот, никак не учитывает количество затраченного труда, поскольку меньший или больший объем преподавательской работы никак не отражается на зарплате вузовского преподавателя.

При любом количестве часов преподавательской работы ему выплачивается только должностной оклад, что не стимулирует преподавателя выполнять больший объем учебной нагрузки, порождает конфликты при ее установлении, а из-за проблем, связанных с ограничением штатного совместительства, вынуждает преподавателей искать работу на стороне, а руководителей вуза – идти на нарушение законодательства.

Эксперт аппарата общероссийского Профсоюза образования
В.Н. Понкратова

Оплата труда учителя, нормирование труда
Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты труда по должностным окладам   
Рабочее время учителя, преподавателя, педагога дополнительного образования



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 30 - 31 марта 2017 г.
  • Организация внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ в школе
  • Участвовать!
  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль