Государственная поддержка классных руководителей

4841

И.И. Тараданова,

начальник отдела нормативно­-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров общего образования Минобрнауки России

Актуальность вопроса об установлении доплаты из федерального бюджета педагогическим работникам за классное руководство, в т. ч. для учителей начальных классов, связана с необходимостью повышения роли классного руководителя и эффективности его работы в деле воспитания подрастающего поколения.

Воспитание – компонент образования, важный для человека, общества, государства. Усиление воспитательной роли образования соответствует Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 № 1756­-р, и приоритетам современной государственной политики в области образования.

Воспитание – это область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений и качеств.

В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения ведет классный руководитель. Он был и остается главной фигурой, определяющей процесс воспитания личности. И именно он призван быть связующим звеном между ребенком и учителями-предметниками, педагогами и родителями, социумом, а также между самими детьми. Деятельность в качестве классного руководителя в школе для любого учителя по существу – вторая специальность, требующая не только определенной подготовки, но и значительных временных затрат. Сегодня количество классов в общеобразовательных учреждениях РФ составляет около 900 тыс., из них в федеральных учреждениях общего образования – около 1300.

Должность классного руководителя не является штатной, регламентируется в основном документами образовательного учреждения и оплачивается за счет надтарифного фонда образовательных учреждений. Должностные инструкции и функциональные обязанности, разработанные и утвержденные в образовательных учреждениях на основе тарифно­квалификационной характеристики классного воспитателя, часто являются формальными или, наоборот, содержат такой объем обязанностей, который может быть реализован только освобожденным штатным работником.

В настоящее время доплаты за классное руководство значительно разнятся в зависимости от региона и тарифной ставки учителя. При этом не учитывается специфика региональных систем образования и наполняемость класса, в котором работает классный руководитель. Кроме того, качественная работа в классе с наполняемостью 25 и более человек никак не соответствует той доплате, которую имеет классный руководитель. В результате учитель стремится найти причины для отказа от классного руководства и в отдельных случаях взять “подработку” часами (репетиторство, совмещение и т. п.), за которые оплата значительно выше.

Все вышеотмеченное свидетельствовало о необходимости принятия решения о государственной поддержке классных руководителей.

В целях обеспечения государственной поддержки педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя постановлением Правительства РФ от 30.12.05 № 850 “О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя” вышеуказанным педагогам устанавливается ежемесячное вознаграждение в размере 1000 руб.

При формировании приоритетного национального проекта “Образование” было предусмотрено также дополнительное вознаграждение из федерального бюджета педагогическим работникам региональных и муниципальных школ за выполнение функций классного руководителя. Размер вознаграждения – 1000 руб. в месяц на полнокомплектный класс.

Это нашло отражение в Федеральном законе от 26.12.05 № 189­ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год” (далее – Закон № 189­ФЗ), где приложением 22 закреплены размеры субсидий субъектам РФ из расчета 1000 руб. на класс из 25 школьников ежемесячно.

В ходе обсуждения и согласования порядка реализации этого направления национального проекта дополнительно были учтены следующие позиции:

  • в силу объективно более низкой наполняемости классов в сельских школах доплата в размере 1000 руб. в месяц установлена для классов на селе с наполняемостью от 14 обучающихся;
  • в классах с наполняемостью менее 25 чел. в городе и менее 14 чел. на селе размер вознаграждения пропорционален числу обучающихся;
  • финансовая помощь региональным бюджетам помимо самого вознаграждения предусматривает компенсацию расходов на выплату районных коэффициентов, установленных Правительством РФ, а также единого социального налога и обязательных страховых взносов.

Соответствующий порядок предоставления субсидий установлен постановлениями Правительства РФ от 30.12.05 № 854 “О порядке предоставления в 2006 го­ду финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций клас­­сного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ” и от 06.02.06 № 67 “О внесении изменений в правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ”.

Утвержденные Правительством РФ правила предусматривают ежеквартальное перечисление субсидий в региональные бюджеты. В первом квартале в соответствии с правилами в регионы направлено 50% годового объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете. В последующие кварталы субсидии будут предоставляться на основе отчетности за первые выплаты и далее корректироваться поквартально.

Во исполнение решений Правительства РФ, Минобрнауки России приказом от 18.01.06 № 5 “О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854” утвердило формы соглашения с субъектами РФ и их отчетности об осуществлении выплат.

Приказом Минобрнауки России от 03.02.06 № 21 “Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функции классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений” утверждены Методические рекомендации о деятельности классного руководителя.

Установленная отчетность показывает количество классов различной наполняемости в городе и на селе, чтопозволяет определить:

  • правильность осуществления выплат;
  • реальную годовую потребность бюджетов субъектов РФ в соответствии с принятыми подходами и дополнительную сумму, которая должна быть направлена в регионы и, следовательно, дополнительно предусмотрена в федеральном бюджете.

В январе – феврале 2006 г. осуществлялся оперативный мониторинг организации первых выплат в регионах. К настоящему моменту все субъекты РФ:

  • приняли необходимую нормативную правовую базу;
  • заключили соглашения с Рособразованием;
  • произвели выплаты за январь 2006 г. в установленные сроки выдачи заработной платы педагогическим работникам;
  • 77 субъектов РФ предоставили отчетность по выплатам за январь 2006 г.

По мере получения и проверки отчетности ведется расчет необходимых дополнительных средств. Это позволит подготовить и внести в установленном порядке поправки.

Справочник руководителя образовательного учреждения 2006. № 5. С.25-28



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль