Адаптация пятиклассников

27087

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом - это адаптация пятиклассников к основной школе. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что адаптация пятиклассников, этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам, уровню социально-личностного развития в начальной школе, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Адаптация пятиклассников в средней школе

Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации пятиклассников выступает, прежде всего, степень сохранности физического и психологического здоровья, эмоционального фона обучающихся.

Что же может привести к тому, что адаптация пятиклассников к основной школе, будет сложной? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Термин "дезадаптация" обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром.

Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

Критерии школьной дезадаптации:

  • неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;
  • нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
  • повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").

Адаптация пятиклассников: готовность к обучению в средней школе

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что адаптация пятиклассников может проходить без проблем. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу, потому адаптация пятиклассников проходит по-разному.

Можно выделить следующие составляющие такой готовности:

  • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
  • новообразования младшего школьного возраста:
    – произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
    – рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
    – мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
    – способность к саморегуляции;
  • качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями и одноклассниками;
  • ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).

Адаптация пятиклассников: психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение 

В нашей школе разработана программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник" (приложение), осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение и адаптация пятиклассников в заданный период.

В рамках преемственности в марте учителя 4-х классов проводят открытые уроки для учителей старшего звена с целью знакомства с учащимися, с программой обучения в начальном звене. Педагог-психолог проводит тестирование учеников 4-х классов школы и игру "Дорога в 5-й класс" с целью выявления уровня готовности детей 9–10 лет к переходу в среднюю школу.

Для профилактики школьной дезадаптации в первую-вторую недели сентября проводятся психолого-педагогические консилиумы по каждому пятому классу, на которых учитель начального звена знакомит учителей-предметников с индивидуальными характеристиками учеников класса, педагог-психолог – с данными социальной адаптации пятиклассников. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т. к. у детей с ослаб­ленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. Педагог-психолог и социальный педагог знакомят учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми "группы риска", предлагают тематику классных часов на тему "Учись учиться", проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным, чтобы адаптация пятиклассников прошла быстрее и проще.

В течение сентября педагог-психолог ведет наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий, отмечая, как проходит адаптация пятиклассников.

В ноябре педагог-психолог проводит изучение социальной адаптации пятиклассников.

Оно осуществляется по следующим методикам:

  • тест школьной тревожности Филлипса, позволяющий выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает;
  • методика изучения мотивации учения Н.В. Лускановой;
  • методика определения уровня самооценки Г.Н. Казанцевой;
  • методика определения социометрического статуса каждого ученика в классном коллективе Дж. Морено.

Результаты психологической диагностики в общем виде представляются на заседании методического объединения "Пятиклассник", родительских собраниях, также проводятся индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса: обучающихся, учителей и родителей.

Повторная психологическая диагностика проводится в марте с целью проследить изменения в адаптации учащихся 5-х классов к условиям школьной среды.

Адаптация пятиклассников: работа с родителями

Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Родителям рекомендуется:

  • обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
  • основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.

Адаптация пятиклассников в рамках программы преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник"

Приложение

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник" (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.

Пояснительная записка

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации пятиклассников постоянно растет.


Читать еще по теме адаптации детей к образовательному процессу:


Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

Часто адаптация пятиклассников имеет отрицательные последствия, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • отличием систем и форм обучения;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Адаптация пятиклассников: программа перехода в среднее звено

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса,  медико-социального и психолого-педагогического сопровождения в школе  – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.

Цель Программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.

Основные задачи Программы:

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
  • создание психолого-педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;
  • создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств для решения личностных задач младших подростков;
  • повышение учебной мотивации учащихся.

Адаптация пятиклассников: принципы реализации Программы

Реализация Программы базируется на следующих принципах:

  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
  • обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
  • включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса.

Адаптация пятиклассников: тематический план

План
Скачать в .pdf

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1. Организационная работа

Собеседование зам. директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классными руководителями 5-х классов

Август

Зам. директора по УВР

Уточнение и корректировка списков учащихся 5-х классов. Работа с личными делами учащихся

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР

Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса

Сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители 5-х классов

Составление учителями начальной школы и педагогом-психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) на учащихся 4-х классов

Август

Зам. директора по УВР, оздоровительной работе (далее – ОР), учителя начальной школы

Изучение медицинских карт учащихся 5-х классов. Оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся

Сентябрь

Зам. директора по ОР, медицинский работник, учителя физической культуры, классные руководители 5-х классов

Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности

Сентябрь

Зам. директора по НМР

Организация занятий в специальных медицинских группах. Комплексная диагностика учащихся 5-х классов

Сентябрь – декабрь, февраль, апрель

Зам. директора по ОР, медицинский работник, учителя физической культуры

Медицинский осмотр обучающихся 5-х классов специалистами муниципального учреждения здравоохранения "Лянторская городская больница"

Март

Зам. директора по ОР, медицинский работник

Экскурсии выпускных классов начальной школы по территории средней школы

2-я неделя мая

Зам. директора по ВР, классные руководители 4-х классов

Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5-х классов

В течение года

Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов

Формирование групп дезадаптированных пятиклассников. Организация факультативных занятий "Я и мы"

В течение года

Зам. директора по ОР, педагог-психолог

Предварительная расстановка педагогических кадров в будущих 5-х классах

Январь

Зам. директора по УВР

Знакомство учащихся 4-х классов с учебным процессом в среднем звене

Январь – май

Классные руководители 4-х классов

Собеседование с классными руководителями 5-х классов по итогам четверти

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР

Обобщение аналитико-диагностических материалов

Сентябрь, ноябрь, апрель

Зам. директора по УВР, ОР

2. Информационно-методическое обеспечение

Заседание методического совета школы. Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год

Август

Зам. директора по УВР, НМР

Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5-х классах

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР, ВР, ОР, классные руководители 5-х
классов

Совещание при завуче по итогам четверти

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР

Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения

Сентябрь, декабрь, май

Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников

Разработка рекомендаций для родителей по теме лекториев

Сентябрь, январь

Зам. директора по ОР, педагог-психолог

Составление материалов для проведения контрольных срезов, подбор текстов для проверки техники чтения

Ноябрь

Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников

Классно-обобщающий контроль 5-х классов

Ноябрь

Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР

Психолого-педагогический консилиум по 5-м классам

Сентябрь, ноябрь

Зам. директора по ОР

Составление программ реабилитации учащихся "группы риска" (по каждому учащемуся в отдельности)

Ноябрь – январь

Зам. директора по ОР, ВР,
педагог-психолог, социальный педагог

Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5-х классов

Октябрь, апрель

Зам. директора по УВР, ОР, педагог-психолог

Разработка методических рекомендаций по проблеме преемственности

Ноябрь

Зам. директора по ОР

Малый педсовет "Создание условий успешной адаптации пятиклассников" с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, специалистами службы ППМС сопровождения. Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, результатов I четверти

Ноябрь

Зам. директора по УВР, ОР

Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5-х классов

В течение года

Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов

Формирование портфолио учащихся 5-х классов

В течение года

Классные руководители 5-х классов

Совместное заседание МО учителей выпускных 4-х классов, классных руководителей будущих 5-х классов, учителей-предметников "Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене"

Декабрь

Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники

Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы

В течение года

Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники

Посещение уроков в 4-х классах

Декабрь, апрель

Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, учителя-предметники

Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено

Март, апрель

Зам. директора по ОР

Психолого-педагогический консилиум по 4-м классам. Готовность учащихся выпускных классов начальной школы к переходу в среднее звено

1-я неделя мая

Зам. директора по УВР, ОР, ВР, руководитель МО "Первоклассник"

Совещание при директоре "Создание условий для успешной адаптации пятиклассников. Уровень образовательной деятельности педагогов".

Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год. Определение КПД проделанной работы

2-я неделя мая

Директор школы

Совещание при директоре. Комплектование 5-х классов

4-я неделя мая

Директор школы

Заседания МО "Пятиклассник"

Август, октябрь, декабрь, февраль, май

Зам. директора по УВР, руководитель МО "Пятиклассник"

3. Работа с учащимися

"Здравствуй, школа!" – линейка, посвященная Дню знаний

1 сентября

Классные руководители 5-х классов

Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, столовой, гардероба

Сентябрь

Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов

Линейка для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения

Октябрь

Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов

Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптационного обучения в школе. Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе

Октябрь

Зам. директора по УВР, ОР

Торжественное посвящение в пятиклассники

Октябрь

Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов

Наблюдение за учащимися на переменах, уроках, во время подвижных игр. Регистрация данных наблюдений в протоколе (карте)

В течение года

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование

I четверть

Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов

Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников

Ноябрь

Зам. директора по ОР

Работа с одаренными детьми "Растим хорошистов"

В течение года

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися "группы риска", выявленными в начальной школе

В течение года

Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР

Линейки по итогам успеваемости за четверть

Ноябрь, декабрь, март, май

Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР

Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5-х классов

В течение года

Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов

Рейд по сохранности учебников

Январь

Зав. библиотекой, классные руководители 5-х классов

Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины

В течение года

Социальный педагог

Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации

В течение года

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Диагностика готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено

Март – апрель

Специалисты службы ППМС сопровождения

Классные собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов "Нам пора в 5-й класс!"

Май

Заместители директора по УВР, ОР, ВР

Праздник выпускного вечера для учащихся 4-х классов "Прощание с начальной школой"

Май

Зам. директора по УВР, ВР, учителя начальных классов

4. Работа с родителями

Индивидуальное собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с неадекватными формами межличностных отношений

Сентябрь

Зам. директора по УВР, ОР

Неделя открытых дверей. Родительский лекторий "Особенности обучения в 5-м классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению"

2-я неделя сентября

Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Консультации для родителей пятиклассников по вопросу адаптации

Ноябрь

Зам. директора по ОР

Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов

Родительский лекторий "Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка"

Январь

Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители 5-х классов

Индивидуальное собеседование с родителями "трудных" учащихся

В течение года

Зам. директора по УВР, ОР, социальный педагог

Родительские собрания "Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5-х классов"

Ноябрь, март

Зам. директора по УВР, ОР

Родительские собрания "Зона ближайшего развития". Анкетирование родителей

Апрель

Зам. директора по УВР, ОР

Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы

Апрель

Зам. директора по УВР, ОР, учителя 4-х классов

Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4-х классов

IV четверть

Зам. директора по УВР

5. Контроль

Контроль планов воспитательной работы

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период

Сентябрь, октябрь

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог

Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием

Сентябрь, октябрь

Зам. директора по УВР, ОР

Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5-х классов (мониторинг)

Сентябрь, декабрь, май

Зам. директора по УВР

Анализ входного контроля

Октябрь

Методический совет школы

Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся 5-х классов

В течение года

Зам. директора по УВР

Проверка ведения дневников учащихся 5-х классов

В течение года

Зам. директора по ВР

Смотр кабинетов. Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы учащихся

Март

Зам. директора по УВР, ОР, ВР, руководители МО учителей-предметников

Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений

В течение года

Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР

Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год

Май

Классные руководители 5-х классов

Контроль выполнения учебных программ

В течение года

Зам. директора по НМР

С.И. Гомонова, зам. директора по оздоровительной работе МОУ "Лянторская СОШ № 4", г. Лянтор Тюменской обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра О.Я. Саютина,
зам. директора по НМР МОУ "Лянторская СОШ № 4", г. Лянтор Тюменской обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Читать еще по теме адаптации детей к образовательному процессу:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль