Имидж педагога-психолога

8153
Имидж педагога-психолога

Автор: Э.Б. Шохина, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 547, Москва
Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов, работающих в школе, задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все из них считают это важным для своей профессиональной деятельности, во-вторых, потому что не обучены этому. А между тем понятие image прочно вошло в словарь современного делового человека и стало определяющим фактором его профессионального успеха.

"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте, в чем природа предназначила вам отличиться". Г.У. Лонгфелло

Современное образовательное пространство выдвигает определенные требования к личности педагога, и педагога-психолога в частности. Это специалист, самостоятельно, грамотно, оригинально, творчески решающий конкретные профессиональные задачи в любой (в том числе и образовательной) среде. При этом важна готовность самого психолога к самореализации в этих условиях, и одним из составляющих успеха его деятельности является имидж.Имидж как программа формирования отношения к педагогу-психологу

Большинство справочных изданий раскрывает содержание понятия «имидж» как образ (лица, явления, предмета), формируемый для оказания эмоционально-психологического воздействия на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. Это понятие включает не только внешность человека, но и практически все доступные восприятию характеристики. Для максимальной реализации своих возможностей в работе необходимо, прежде всего, эффективно "подать себя". Педагог-психолог, обладающий совершенным имиджем, может легко найти контакт с любым человеком, будь то школьник, работодатель или клиент. Имидж имеет большое значение в деловых и личностных отношениях, дает возможность быть принятым и понятым другими, он отражает способности и моральные качества человека. Имидж – это символ, информирующий окружающих о социальном статусе индивида, его профессиональной принадлежности, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и даже семейном положении. Это ценности человека, его установки, знания, умения. Чем точнее он создает свой образ, тем меньше сил и времени ему нужно для нахождения общего языка с другими людьми.

Имидж «программирует» определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, которое впоследствии изменить будет достаточно сложно. Кроме того, имидж влияет на формирование внутреннего образа "Я", а значит, на самооценку и самоуважение индивида. Природные качества человека, а также специально выработанные, играют существенную роль в построении имиджа. Что касается педагога-психолога, то на его имидж значительно влияет профессиональная компетентность. Зная собственные индивидуальные и профессиональные особенности, он при соответствующей мотивации может вполне успешно справиться с задачей формирования или преобразования своего имиджа.

Грамотно созданный имидж поможет с меньшими морально-психологическими потерями адаптироваться в новом трудовом коллективе, приобрести или укрепить уверенность в себе, своей привлекательности и, соответственно, повысить самооценку, добиться успеха в своей деятельности. Благодаря имиджу можно скрыть недостатки внешности и сделать более выразительными свои личностные и профессиональные качества.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что личное обаяние педагога-психолога – один из ключевых моментов в его работе.

Оно оказывает сильное положительное психотерапевтическое влияние и порой становится акцентом в решении различных проблемных ситуаций. Культура человека и его имидж взаимосвязаны. Точно созданный образ педагога-психолога помогает без приложения больших усилий находить общий язык с учениками и родителями. Визуальная привлекательность – основная составляющая имиджа школьного психолога.
В данном случае значение имеет целостность облика: стиль в одежде, цветовая гамма, грамотно выполненный макияж, стильная укладка или модная стрижка.

Составляющие образа педагога-психолога

Конечно, одного внешнего вида недостаточно. Важно, чтобы сам педагог-психолог чувствовал комфорт, и тогда его уверенность будет передаваться аудитории. То, как человек ощущает себя в одежде, не менее важно, чем то, как он в ней выглядит.

Платье и костюм зрительно меняют пропорции тела. Правильно подобранный фасон, цвет, некоторые детали смягчают физическое несовершенство и подчеркивают достоинства. Если педагог-психолог знает, что находится в оптимальной физической форме, удачно причесан, хорошо одет, то он будет чувствовать себя уверенно. Привлекательная внешность специалиста, энергия, которую он излучает, поможет ему расположить аудиторию к себе еще до того, как будет произнесено первое слово.

Ощущение комфорта и того, что надетая вещь украшает, придает уверенности, поднимает настроение и повышает самооценку. Выбирая одежду, комплектуя гардероб, следует помнить о сочетаниях рисунка и цвета, о броских деталях, которые могут отвлекать внимание. Одежда не обязательно должна быть делового стиля. Важно, чтобы внешний вид педагога-психолога располагал и вызывал доверие у учеников.

Прическа не должна затенять привлекательные черты лица и притягивать к себе чрезмерное внимание. Такие движения, как откидывание волос от глаз, перекладывание прядей и прочая суета, – все это жесты, которые мешают, а порой и раздражают собеседника.

Из воспоминаний о П.П. Блонском:
"П.П. Блонский не отличался импозантной внешностью, был небольшого роста, гладко выбрит и выглядел рано состарившимся, усталым человеком (в силу заболевания туберкулезом, серьезно подорвавшим его здоровье). Одет он был очень скромно, почти всегда появляясь в одном и том же не очень новом костюме, но обязательно в белой косоворотке. Он никогда не носил рубашек и галстуков, на зиму заменяя косоворотку теплым свитером. Во всем его облике чувствовались интеллигентность и доброта, что очень привлекало к нему студентов, несмотря на его строгость и некоторую отчужденность…"

Речь и голос человека – важные составляющие его внешнего облика. Речь играет едва ли не решающую роль в общении, в том, какое впечатление сложится о человеке у окружающих. Многие педагоги, профессионалы в своем деле, своими успехами обязаны голосу. Людям достаточно всего нескольких секунд, чтобы по голосу человека составить представление о нем. Голос – это средство, которое возвышает доминанту речи, но часто, наоборот, нивелирует ее значимость. Отработка своей техники речи играет важную роль в профессиональном становлении молодого специалиста, а также повышает успешность в деятельности педагога со стажем.

Из воспоминаний о Л.И. Божович:"Любила красивую одежду, но и в самом простом платье выглядела королевой. Известна история, когда вернувшись в послевоенную Москву из эвакуации, она ходила по городу в роскошном, вызывавшем зависть наряде, который был сделан ею самой из окрашенной марганцовкой рубашки..."

Ценностное отношение к своей профессии, стремление к формированию собственной имиджевой компетенции, т. е. способности и готовности самостоятельно и успешно решать поставленные задачи, выступают важнейшими факторами повышения профессиональной компетентности педагога-психолога.

Умение на практике применять правила создания и совершенствования своего внешнего облика и привлекательности предполагает необходимость знаний основ дизайна одежды, визажа, косметологии, парикмахерского дела и всего того, что позволяет смоделировать свой неповторимый имидж. Можно воспользоваться и услугами профессиональных косметологов, стилистов, модельеров и т. д., но основная задача – объединить усилия этих профессионалов в создании или преобразовании своего имиджа.

Памятка для педагога-психолога Как создать речевой имидж
Для создания речевого имиджа необходимо:

  • говорить языком не столько профессиональным, сколько понятным и доступным;
  • соблюдать необходимый темп речи, грамотно пользуясь паузами;
  • использовать голосообразования и возможности речевой техники;
  • применять логическую и эмоционально-экспрессивную интонации;
  • владеть дикцией, обеспечивающей четкое и ясное произношение слова и фразы в целом;
  • владеть мастерством невербального общения: жестами и телодвижениями; мимикой и пантомимикой; личной кинетикой;
  • устанавливать и поддерживать контакт.

Способы создания "невербального" имиджа
Существенно влияет на впечатление о человеке и играет в общении огромную роль так называемый «невербальный» имидж, который создают жесты, мимика, поза, походка. Правильное поведение и приятные манеры помогают быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, а также упрощают налаживание коммуникации с людьми.
Из воспоминаний о А.Н. Леонтьеве:
"У него была внешность Мефистофеля, и он буквально завораживал демоническим каким-то обаянием. Говоря о его экспрессии и о том, что нет никакого смысла читать его лекции, потому что весь эффект происходил только при живом слушании – артистические способности отмечают все, кто когда-либо его видел…"

Как невербальная «речь» влияет на аудиторию, в том числе и детскую, можно увидеть по тому, как изменяется голос в следующих ситуациях: сначала сядьте вальяжно на стуле, скрестите ноги и обратитесь к человеку (можно – воображаемому); затем измени- те положение – корпус наклоните немного вперед. В той и другой ситуации зафиксируйте интонацию своего голоса. Если во втором случае интонационное решение будет представлено как вежливое обращение, даже пожелание, в первом – будет скорее каприз, а не просьба.
Из воспоминаний о И.М. Сеченове:
"Внешний его облик, манеры, его обращение, какая-то значительность всего его разговора соответствовала тому образу, который сочетался у меня с этим обаятельным именем Сеченова. Если я скажу, что я увидел старика среднего роста, крепкого телосложения, сухого, с лицом в легких рябинах, то такое описание даст мало. Сеченова нужно было видеть! Его глаза и острый взгляд не передаются словами".

Во взаимодействии с учащимися положение тела имеет большое значение. Легкий наклон головы в сторону, наклон корпуса вперед и улыбка – не только помогают расположить к себе аудиторию, но также заставляют разделять точку зрения педагога. Улыбка – это «социальный рефлекс», выработанный людьми. При взгляде на смеющегося или улыбающегося человека другой тоже ощущает прилив хороших эмоций.

Из воспоминаний о Б.В. Зейгарник:
"Маленькая женщина с заразительным смехом, молодым (до последних дней жизни) голосом и неповторимыми по выразительности интонациями. Ее рукопожатие: своей маленькой ручкой она "забирала" руку партнера – не жестко, но властно, твердо. Не любила, когда партнер не реагировал на ее рукопожатие, т. е. держал ладонь "рыбкой". И это многое открывало для нее в людях. Она легко вступала в контакт с любым человеком, независимо от возраста. Хорошо владела приемами невербального общения. Блюма Вульфовна была человеком с тонко развитым чувством юмора. Умела посмотреть на себя со стороны и увидеть смешное, прежде всего, в своем поведении…"

Язык жестов, как и система телодвижений, используется наряду с вербальной речью в качестве средства общения. Например, жестикуляция во время речевой паузы или заминки временно "спасает" и "защищает" от нападения оппонента. Решительность жестов, их размашистость характеризуют волевые качества, а суетливые движения свидетельствуют о неуверенности, психологическом дискомфорте. Жестов не должно быть много. Желательно, чтобы они были направлены вверх – так они будут восприниматься положительно.

Походка также является частью имиджа. Сутулая фигура, размеренно и медленно передвигающаяся по кабинету, держит учащихся в психологическом напряжении и настраивает их на выполнение педагогических требований. Походка легкая, "порхающая", напротив, становится расслабляющим фактором – мобилизация школьников для выполнения требуемого задания снижается. В этом случае все внимание учащихся будет направлено, скорее, на экстравагантное поведение педагога-психолога, чем на усвоение информации.

Чаще всего начинающий педагог-психолог не контролирует свои мимические реакции, и нередко они опережают речевые. Дети наблюдательны и точно замечают и сопоставляют мимические реакции со смысловым содержанием слов взрослого. При несоответствии невербальной и вербальной речи они невольно почувствуют фальшь, обман или лицемерие. Педагогу-психологу, обнаружившему это однажды, будет впоследствии трудно восстановить доверие детей.

Формирование первого впечатления о себе
Определенно, создание позитивного имиджа педагога – задача непростая. Личное обаяние нужно вырабатывать. Это требует огромной работы над собой. Формирование позитивных установок окружающих по отношению к педагогу-психологу делает общение с ним более комфортным и приятным.

Педагог-психолог, богатый эмоционально, владеющий навыками невербального и вербального проявления чувств, а также целенаправленно применяющий их на практике, способен сделать общение более естественным. Образ педагога-психолога должен сохраняться в памяти самыми яркими внешними характеристиками. Представление о человеке формируется с самого начала общения. При подготовке к первой встрече с аудиторией, особенно подростковой, мелочей быть не может. В этой ситуации облик и внутренние личностные свойства педагога- психолога должны максимально соотноситься друг с другом. От того, насколько успешной будет начальная стадия взаимодействия, зависят все последующие  коммуникации в воспитательном процессе. "Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия", – отмечал В.А. Кан-Калик.

Из воспоминаний о Б.В. Зейгарник:
"Мудрость, понимание людей, воля, сильный, стойкий характер. Талант, крупная выдающаяся личность, для которой порядочность являлась главным критерием в оценке людей. Человек, гармонично сочетающий рациональность с высокой синтезивностью, эмоциональной чуткостью и тонкой нюансировкой эмоциональных проявлений. Здравый смысл, умение смотреть в корень проблемы, видеть суть за фасадом явлений гармонично сочетались с романтизмом в науке и жизни, духовной высотой помыслов и целей. Она любила родной язык, критически относилась к его засорению англицизмами, жаргонными выражениями и т. д."

А.А. Бодалев говорил о феномене первого впечатления, который определяет динамику дальнейшего процесса взаимодействия педагога и ученика. Мнение о другом человеке формируется в течение первых же секунд, при первом брошенном взгляде, даже до того, как было произнесено первое слово.
Нужно всегда помнить, что первое впечатление формирует изначальные и часто довольно устойчивые стереотипы восприятия педагога-психолога.

Имидж педагога-психолога должен:
отражать личностные качества:

  • профессиональную компетентность;
  • владение прогрессивной технологией воспитания и обучения;
  • духовно-нравственный и творческий потенциал;
  • способность к непрерывному самообразованию;
  • выполнять следующие функции:
  • обеспечивать высокое качество воспитания и обучения;
  • способствовать развитию активной творческой деятельности, повышать статус и престиж профессии педагога-психолога, уровень ее общественного значения;
  • формировать личность учащихся, что проявляется в отношении к окружающим людям, предметному миру, природе, духовным ценностям;
  • формировать положительные внешние впечатления, а также воспитывать культуру внешнего облика.

Безусловно, не существует готовых рекомендаций в вопросе создания имиджа. Каждый педагог-психолог самостоятельно решает, каким ему быть. Представление о самом себе – это фундамент, на котором строится наша индивидуальность. Оно определяет особенности нашего поведения и, если угодно, положения в обществе.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль