Изменение условий лицензирования образовательной деятельности учреждений

4567

Принятие двух новых федеральных законов – от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) и от 08.11.2010 № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" (далее – Федеральный закон № 293-ФЗ) – обусловило необходимость разработки органами власти субъектов РФ стандартов предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности образовательных учреждений (на основе нового подхода к этой процедуре) и поставило ряд дополнительных задач перед образовательными учреждениями.

Федеральный закон № 293-ФЗ направлен на совершенствование порядка проведения лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, научных и иных организаций, ее осуществляющих. В частности: п. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") дополнен подп. 25, предусматривающим необходимость создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет; п. 4 ст. 32 четко регламентирует перечень открытой и доступной на нем информации. При этом следует обратить внимание на то, что п. 5 ст. 32установлен срок обновления данной информации – не более 30 дней со дня внесения соответствующих изменений. Таким образом, если будет осуществлена корректировка плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного образовательного учреждения или бюджетной сметы казенного учреждения, то не позднее месяца после изменения их новые варианты должны быть представлены на сайте.

Существенно изменены Федеральным законом № 293-ФЗ условия лицензирования образовательной деятельности образовательного учреждения (в Закон РФ "Об образовании" введена ст. 33.1). Предусмотрены следующие основные новации:

1. Исключается проведение экспертизы при лицензировании образовательной деятельности. Эксперты и экспертные организации привлекаются только при проведении плановых и внеплановых проверок соблюдения лицензионных требований и условий учебным заведением (п. 21 ст. 33.1).

2. Исключается возмещение заявителем затрат на проведение экспертизы с сохранением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием (п. 6 Федерального закона № 293-ФЗ).

3. Предусматривается предоставление бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности (п. 5 ст. 33.1).

4. Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью, в котором указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, а также сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций). На каждый филиал образовательного учреждения оформляется не отдельная лицензия, а отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии (п. 6 ст. 33.1).

5. Предусматривается возможность взаимодействия между соискателем лицензии (лицензиатом) и лицензирующим органом, включая представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления и необходимых документов с использованием электронных средств, в т. ч. единого портала государственных и муниципальных услуг (п. 16 ст. 33.1).

6. В процессе рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии лицензирующий орган самостоятельно взаимодействует с другими органами исполнительной власти в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии (п. 20 ст. 33.1). Сроки взаимодействия органов исполнительной власти четко регламентированы.

7. Предусматривается проведение лицензирующим органом плановой выездной проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий через один год после предоставления лицензии (п. 22 ст. 33.1).

8. Лицензирование образовательной деятельности регламентируется не только постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", но в т. ч. и федеральными законами: от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Если у образовательного учреждения изменяются адреса мест осуществления образовательной деятельности, количество филиалов, наименования образовательных программ, расширяется или прекращается реализация образовательных программ, происходит реорганизация (в различных видах), то необходимо переоформление документа, подтверж­дающего наличие лицензии (п. 9 ст. 33.1).

Для лицензирующего органа определен срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, – не более 45 дней со дня приема заявления.

Поводом для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, при необходимости ее дополнения, может быть:

– либо наличие в документах, представленных учебным заведением, недостоверной информации;
– либо несоответствие лицензионным требованиям и условиям осуществления образовательной деятельности, в т. ч. в части объектов, используемых для этого (п. 19 ст. 33.1).

Других причин для отказа в переоформлении документа не предусмотрено.

Кроме того, если лицензирующим органом выявлены нарушения лицензионных требований и условий, то учебному заведению и (или) его учредителю выдается предписание об устранении выявленного нарушения на срок, который не может превышать шесть месяцев (п. 23 ст. 33.1). Аннулировать лицензию можно только по решению суда.

На процедуру лицензирования будет также оказывать влияние и Федеральный закон № 210-ФЗ, которым регламентирована деятельность государственных и муниципальных органов, осуществляемая по запросам заявителей, в пределах полномочий этих органов ("предоставление государственных и муниципальных услуг"). Процедура лицензирования образовательного учреждения будет считаться реализуемой ему по заявлению государственной услугой.

Установлены, в частности, требования к взаимодействию государственного или муниципального органа с заявителем (образовательным учреждением). Запрещено требовать от заявителя:

– документы и информацию, не предусмотренную законом либо находящуюся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги;
– согласований, связанных с обращением в иные государственные и муниципальные органы.

Ряд статей Федерального закона № 210-ФЗ определяет возможность и порядок взимания платы за предоставление государственных и муниципальных услуг. Установлены требования к организации их предоставления в электронной форме. Определен состав сведений, включаемых в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг, ведение которых предусмотрено Федеральным законом № 210-ФЗ.

Отдельные главы Федерального закона № 210-ФЗ регулируют порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в "многофункциональных центрах", действующих по соглашению с государственными и муниципальными органами власти.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых норм, в т. ч. касающихся перечисленных выше запретов. Таким образом, требовать от заявителя документы и информацию, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, и согласований, связанных с обращением в иные государственные и муниципальные органы, вправе лишь с 1 июля 2011 г.

Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2010 № 1433-р утвержден План мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона № 210-ФЗ. В соответствии с планом органам государственной власти субъектов РФ поручено в срок до 1 декабря 2011 г. утвердить порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Но поскольку распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1506-р сокращены предельные сроки этапов перехода на предоставление некоторых государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде (в т. ч. лицензирование образовательной деятельности), требуется более срочная разработка порядка регламентации государственных услуг.

Таким образом, как можно быстрее необходимо:

– органам власти каждого субъекта РФ – разработать и принять Стандарт предоставления государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности(за исключением образовательной деятельности, лицензирование которой отнесено к компетенции Российской Федерации)";

– учебным заведениям – привести в четкое соответствие с требованиями Федерального закона № 293-ФЗинформационное сопровождение собственной образовательной деятельности и действовать по установленному стандарту при получении или переоформлении лицензии.

Зав. кафедрой государственного управления ГОУ ВПО "Тверской государственный университет", д-р экон. наук, проф.Г.К. Лапушинская



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль