Внебюджетное финансирование образовательных учреждений

18226
Г.В. Башкина, нач. отд. экономики образования ГОУ высшего профессионального образования Московской области “Академия социального управления”

Действующим законодательством образовательным учреждениям (далее - ОУ) предоставлено право оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги и вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом (ст. 45 и 47 Закона РФ от 10.07.92 № 3266­1 “Об образовании”), т. е. привлекать внебюджетные средства. Такая деятельность является дополнительным (к бюджетному финансированию) источником средств для обеспечения образовательного процесса, развития материально­технической базы учреждения.

Привлечение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования образовательных организаций за счет средств учредителя. Однако платные образовательные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными ОУ, не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета (п. 9 ст. 41 и п. 3 ст. 45 Закона РФ “Об образовании”).

Внебюджетные средства поступают в ОУ различными путями:

  • за счет предоставления платных образовательных услуг;
  • от спонсоров и благотворительности физических и юридических лиц;
  • от сдачи помещений и оборудования в аренду;
  • от реализации произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальной собственности и необразовательных услуг;
  • в результате поступления целевых средств из бюджетов других уровней (федеральные, региональные и муниципальные программы) и др.

Практика привлечения ОУ внебюджетных средств постоянно расширяется: увеличивается число учреждений, предусматривающих внебюджетное финансирование, возрастают объемы этого финансирования образовательного учреждения.

Проведенные в ГУ – Высшая школа экономики исследования расходов семей на образование детей свидетельствуют о том, что более 50% семей готовы частично оплачивать обучение своих детей. Растет спрос на качественное общее образование, поскольку оно является базой для успешного получения профессионального образования, а также условием для снижения затрат на обучение в вузе.

Поступление в государственные и муниципальные ОУ внебюджетных средств и их расходование регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Основными из них являются:

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145­ФЗ (далее – БК РФ);
  • Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51­ФЗ (часть первая), от 26.01.96 № 14­ФЗ (часть вторая);
  • Налоговый кодекс РФ от 05.08.00 № 117­ФЗ (часть вторая) (далее – НК РФ);
  • Закон РФ от 10.07.92 № 3266­1 “Об образовании”;
  • Закон РФ от 07.02.92 № 2300­1 “О защите прав потребителей”;
  • Федеральный закон от 13.03.06 № 38­ФЗ “О рекламе”;
  • Федеральный закон от 11.08.95 № 135­ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;
  • постановление Правительства РФ от 05.07.01 № 505 “Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг”.

Государственные и муниципальные ОУ являются бюджетными учреждениями. В соответствии с БК РФ (ст. 42) доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных предложений. Бюджетное учреждение имеет право на использование этих средств в полном объеме для реализации уставной деятельности.

Это положение БК РФ диктует необходимость предусматривать в уставе ОУ исчерпывающий перечень платных услуг и производимых работ, источники поступления финансовых средств или другого имущества. Именно уставы являются основанием для оформления разрешения на открытие в органах казначейства лицевого счета по предпринимательской деятельности.

БК РФ (ст. 70) установлено, что бюджетное учреждение вправе расходовать имеющиеся средства:

  • на оплату труда работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Основным источником получения внебюджетных средств является образовательная деятельность. Для ОУ эта деятельность связана с реализацией дополнительных образовательных программ, сверх государственного стандарта общего образования. Однако ОУ обладают еще и материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами, которые можно и нужно использовать в целях организации деятельности по привлечению внебюджетных средств. Обладание производственными мощностями, необходимым оборудованием, помещениями позволяет производить товары, выполнять заказы, оказывать широкий спектр образовательных и необразовательных услуг, сдавать в аренду помещения и оборудование. Информационные ресурсы создают условия для развития современных образовательных технологий, создания программных продуктов, баз данных, реализации методических материалов, услуг по использованию Интернета.

Создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги или продукции с учетом потенциальных возможностей конкретного учебного заведения. Для такого выбора важно провести анализ демографической ситуации, возможностей местного рынка труда, состояния экономики региона и благосостояния населения, потребности в образовательных услугах, наличия конкурирующих структур и др.

Для успешной внебюджетной деятельности образовательного учреждения по привлечению средств необходимо заинтересовать в этом коллектив, каждое подразделение, каждого сотрудника, сформировать нормативную базу, определяющую порядок и последовательность действий, получить лицензии (аккредитацию, сертификаты и др.), требующиеся для осуществления большинства видов внебюджетной деятельности.

Начиная или развивая внебюджетную деятельность, следует по возможности оценить все влияющие на нее факторы. Особенно важно это сделать, если имеется несколько вариантов использования ресурсов. Но даже ограниченный потенциал, например сельского детского сада, позволяет эффективно организовать его использование и получать дополнительные средства.

Одной из задач является правильное определение цены производимых товаров, работ. Получаемая выручка как минимум должна покрывать издержки по их производству и реализации. В цену платных услуг включаются:

  • материальные, трудовые и другие затраты, которые подразделяются на прямые, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ), и накладные, связанные с деятельностью учреждения по организации предоставления услуг;
  • налоги по конкретным видам деятельности;
  • плановая прибыль.

К прямым затратам относятся оплата труда с учетом единого социального налога непосредственных исполнителей работ и услуг и материальные затраты, необходимые для их производства; к накладным расходам – оплата труда с учетом единого социального налога административного и обслуживающего персонала, коммунальные платежи и связь, затраты на ремонт и приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт здания, транспортные расходы, командировки, повышение квалификации и др. При этом важно определить, в какой части эти расходы относятся к данному виду работ и услуг.

Как известно, расходы ОУ подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы включают в себя оплату труда с начислениями, а также материальные и приравненные к ним затраты.

Капитальные расходы связаны с приобретением оборудования и других основных средств, а также с затратами (отчислениями) на капитальный ремонт и амортизацию (износ основных средств).

Существует несколько вариантов расчета стоимости образовательных услуг. В цену могут включаться:

  • только текущие затраты, относящиеся к обеспечению учебного процесса и его обслуживанию (административные, хозяйственные и эксплуатационные расходы);
  • текущие затраты и часть капитальных затрат;
  • все затраты: и текущие, и капитальные.

В условиях рынка допустимо устанавливать льготные цены применительно к конкретному перечню или контингенту воспитанников. Такая дифференциация должна быть отражена в локальных актах учреждения (положение, приказы и др.). При этом восполнение затрат возможно за счет привлечения к занятиям большего числа воспитанников, сокращения расходов по обеспечению учебного процесса, повышения цены на услуги, пользующиеся повышенным спросом, и иными способами.

Размер плановой прибыли устанавливается соответствующим органом управления образовательного учреждения (например, попечительским советом) в процентах от совокупных затрат для каждого конкретного вида деятельности.

Стоимость платных услуг определяется на основании соглашения сторон, выраженного в договоре об оплате дополнительных предложений. Это означает, что все расчеты, проводимые в ОУ для определения разумной цены платных услуг, имеют смысл лишь тогда, когда родители готовы по рассчитанной цене оплачивать услуги.

Дополнительные платные образовательные услуги должны оплачиваться через учреждения банков по квитанции, выписанной ОУ с указанием всех необходимых реквизитов, или в образовательном учреждении при наличии оборудованной кассы.

Если учреждение обслуживается централизованной бухгалтерией и не имеет своего расчетного счета, в квитанции необходимо указать номер или полное наименование учреждения, группу и фамилию воспитанника.

Все юридические и финансовые отношения, связанные с оказанием платных предложений, регулируются договором.

Договор между ОУ и родителями (законными представителями) воспитанника заключается в письменной форме и составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Стороны вправе в любой момент отказаться от договора. В этом случае заказчик должен оплатить часть оказанной услуги и возместить расходы исполнителя, исполнитель должен возместить убытки заказчику, возникшие в связи с его отказом от договора.

Структура договора предусматривает:

  • название договора;
  • указание сторон (для образовательного учреждения – лица, действующего от имени ОУ);
  • предмет договора (комплекс образовательных услуг или отдельные из них; возможны приложения, в которых содержатся сведения о программах, форме обучения, расписании занятий и т. д.);
  • права и обязанности сторон (наряду с общими положениями о надлежащем качестве предоставляемых услуг целесообразно указать на возможность изменения размера оплаты и определить его порядок; установить право родителей получать всю необходимую информацию о процессе предоставления образовательных услуг и в установленном порядке обращаться со своими замечаниями и предложениями);
  • сроки и порядок оплаты;
  • срок действия договора;
  • порядок досрочного расторжения договора;
  • дополнительные условия;
  • реквизиты и подписи сторон.

Налогообложение деятельности по привлечению образовательным учреждением внебюджетных средств регулируется НК РФ. Федеральным законом от 22.08.04 № 122­ФЗ признана утратившей силу ст. 40 Закона РФ “Об образовании”, декларирующая освобождение образовательного учреждения от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности. В настоящее время налогообложение государственных и муниципальных образовательных учреждений производится в общем режиме.

Заработная плата работников облагается единым социальным налогом.

Любая доходная деятельность образовательного учреждения подлежит налогообложению по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) и налогу на прибыль.

От НДС освобождаются:

  • услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, а также блоками питания (столовыми) детских дошкольных учреждений, в указанных учреждениях. Данная льгота применяется в случае полного или частичного финансирования образовательных учреждений из бюджета (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги в сфере учебно­производственного образования (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также тех из них, которые по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ образовательные организации имеют право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. Освобождение предоставляется на 12 месяцев, по истечении которых ОУ может продлить срок его действия.

Не являются объектом налогообложения по НДС средства, полученные образовательным учреждением в порядке пожертвования, дарения, по завещанию.

Государственные и муниципальные ОУ являются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на прибыль платится с доходов, полученных от реализации платных образовательных и иных услуг, от аренды, от реализации произведенных товаров, работ. Такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности.

Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль определяется как разница между полученной суммой дохода (без учета НДС) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с коммерческой деятельностью.

Согласно подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ не взимается налог на прибыль с доходов в виде безвозмездно полученного государственными и муниципальными ОУ имущества. При этом следует иметь в виду, что для применения указанной льготы при оформлении договора пожертвования и переводе средств необходимо правильно использовать терминологию – применять слово “пожертвование”, а никакое другое, особенно не использовать термин “спонсорская помощь (взнос)”. Спонсорский вклад согласно Федеральному закону “О рекламе” (ст. 19) – это плата за рекламу о спонсоре, т. е. возмездная сделка, доход от которой облагается налогом на прибыль.

Налог на имущество является региональным и вводится в действие законами субъекта РФ на основе НК РФ. Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, в т. ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление. Освобождаются от налога на имущество организации в отношении объектов социально­культурной сферы, используемых ими для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. В региональных законах могут устанавливаться дополнительные льготы по налогу на имущество организаций. Так, в соответствии с Законом г. Москвы “О налоге на имущество организаций” освобождаются от уплаты этого налога бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований г. Москвы, на основе сметы доходов и расходов вне зависимости от нужд, на которые используется имущество.

В заключение необходимо еще раз напомнить, что дополнительные платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности ОУ, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных стандартов, направленные на совершенствование образовательного процесса, не рассматриваются как дополнительные платные образовательные услуги.

Оказание дополнительных услуг не может наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, которые для населения являются бесплатными.

Предлагаем ознакомиться с рекомендацией Как оформить договор платных образовательных услуг



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль