Конспект урока "Страницы истории Кубани"

3182
Конспект урока


Автор: Цыбина С.В., учитель истории и обществознания МАОУ "СОШ №9 Белоглинского района"
Форма урока: комбинированный с элементами заочной экскурсии и урока-дискуссии.Цель урока: сформировать у учащихся представление об основании г. Екатеринодара, его развитии. Способствовать популяризации идеи возвращения столице Кубани исторического названия.

Задачи:
1) образовательная: ознакомить учащихся с историей возникновения и развития г. Краснодара;

2) развивающая: способствовать формированию предметных и общеучебных умений слушания, аргументации, обобщения, использования ОК. Развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, продолжить развитие воображения и творческих способностей учащихся посредством выполнения домашних творческих заданий;

3) воспитательная: прививать любовь к малой Родине и сопричастности к родной истории. Способствовать формированию позитивного мнения о возвращении городу Краснодару его исторического названия.Оборудование: атлас "История Кубани", изображение флага, герба Краснодарского края и г. Краснодара, портреты К. Образцова, Екатерины II, З. Чепеги, А. Головатого, ОК на доске, видеофильм "История Кубани", репродукции фотографий современного вида г. Краснодара, видеосъемка соцопроса, рисунки ребят "Казачья хата в Екатеринодаре", зерно на партах у учащихся, жетоны, грамоты, дидактический материал. Выставка литературы по теме урока.Предварительное задание. 1. Пресс-группа класса проводит соцопрос в с. Белая Глина и готовит материал к уроку (по возможности видеосъемка). 2. Сообщения учащихся по темам: 1) Символика г. Краснодара. 2) Жизнь города на рубеже XIX – XX в.в. 3) Краснодар сегодня.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. (1-2 мин.) На партах у ребят миски с зерном.
- Здравствуйте!
- Что необычного вы увидели сегодня на уроке? (Миски с зерном).
 - Как вы думаете, для чего я приготовила их к уроку? Почему они присутствуют?
 - Урок будет связан с Кубановедением. Кубань – это житница России.
- Если мы с вами обменяемся зерном, что-нибудь изменится?
- Нет.
- А теперь представим, что каждое зерно – это идея, и обменяемся зернами. Что произойдет?
- Идей станет больше.
- А если каждый из нас в течение урока будет предлагать свои идеи, высказывать свое мнение, то к концу урока мы соберем огромный урожай, который обогатит наш запас знаний. Я думаю, мы с вами будем активно и плодотворно работать на уроке. За активное участие вы будете получать жетоны. Кто соберет больший урожай, тот получит заслуженную награду.

II. Актуализация знаний учащихся по теме "Символика Кубани". Подготовка к изучению нового материала. (8-9 мин.) Сейчас мы с вами проведем викторину по теме "Символика Кубани".

Викторина (4 мин.)

1) Что напоминают вам цвета, прикрепленные к доске? (цвета флага Кубани)
2) Как правильно их расположить? (синий, малиновый, зеленый)
3) Теперь все соответствует флагу Кубани? (нет)
4) Чего не хватает? В чем несоответствие? (ширина малиновой полосы равна ширине сумме зеленой и синей полос)
5) Демонстрирую портрет К. Образцова. Задание классу: этот человек написал гимн Кубани. Назовите его.
6) Какими словами начинается Гимн Кубани? (Ты, Кубань, ты наша Родина)
7) Какой еще есть символ у Кубани (герб). Если позволит время, можно описать его по цепочке.
8) Демонстрируется портрет З. Чепеги и дается задание классу. Он был первым обладателем казачьих регалий. Один из трех запорожских старшин, кому ЧКВ обязано своим возникновением. Назовите его. (З. Чепега)
9) Назовите императрицу, которая грамотой 30.06.1792 года пожаловала черноморцам земли Прикубанья и войсковые регалии. Демонстрируется портрет. (Екатерина II).
10) Столица нашего края. (Краснодар).

Давайте познакомимся с символикой города Краснодара. Сообщение ученика о гербе и флаге Краснодара. (4-5 мин.)

III. Новый материал. (28-30 мин.)

Определение темы урока ученикам. (3 мин.) О чем идет речь: «- Быть здесь городу! – властно сказал атаман, указывая простертой рукой на дикие заросли, цепкой сплошной колючкой покрывавшие землю к северу от Карасунского Кута» (об основании Екатеринодара). Сегодня мы будем с вами говорить о прошлом и настоящем этого города. Попробуйте сформулировать тему урока. Озвучивается тема и записывается на доске. Цель урока: ознакомиться с историей основания Екатеринодара и его развитием. Обсудить вопрос о его переименовании. Проблемный вопрос классу: Перед вами на доске запись «1793 – 1920 - ?». В конце урока вы должны будете ее расшифровать и объяснить.

1. Работаем с ОК (2 мин.). Рассказ учителя по ОК, который написан на доске. Предыстория. 7 – 8 тыс. лет назад III в. меоты Закубанье XVIII в. – бжедухи.
1778 г. А.В. Суворов Кубанская линия укреплений.
Архангельский фельдшанец.
1793 г. З. Чепега А. Головатый. Екатеринодар.
О дате (о месяце и числе) основания ведутся споры. Кого заинтересует этот вопрос можете обратиться к выставке дополнительной литературы. В Атласе на стр. 19 учащиеся рассматривают на карто-схеме место основания города. Одновременно зачитывается стихотворение.

Там, где выгнула русло река,
Как подкову,
У глинистой кручи,
Свиток царский был предком раскручен
И прочитан под гул тростника.
- Здесь границу держать,
Защищать от врагов,
И пшеницу сажать,
И растить казаков…
И поставлен был первый курень.
И кизяк задымил под котлом.
И пропах сей торжественный день
Духовитой ухой – чебаком…
Так был город родной утвержден.
Степь дышала угаром травы:
Не сносить молодцу головы –
Он, отважный, для славы рожден!
Охранять рубежи казаку
И стоять день и ночь начеку.

2. Игра "Дешифровщик" (2 мин.). На доске ОК Екатеринодар 1800 – 1917. Задание: Расшифровать и озвучить записи. Возможна работа по цепочке нескольких учеников.

Екатеринодар 1800 – 1917 г.
1802 – Собор Воскресения Господня.
1802 – Пожарная служба. 1803 – I школа Войскового К .
1863 – "Кубанские войсковые ведомости".
1867 – Екатеринодар – гражданский город
1872 – Библиотека.
1900 – им. А.С. Пушкина.
1895 – Телефон.
1896 – памятник Екатерине II.
1900 – Трамвай.

Расшифровка учеников сопровождается показом соответствующих изображений исторических объектов. Просмотр сюжета о Екатеринодаре в XIX в. из видеофильма "История Кубани" (3 мин.) 3. Жизнь в городе на рубеже XIX – XX вв. (3 мин.) Демонстрируется рисунок из книги «Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения». (под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2003. Рисунок на стр. 68-69 и рисунок учеников «Двор казака в Екатеринодаре в XIX в». Ученик зачитывает очерк «Голоса из прошлого» из книги Бардадыма В. Этюды о Екатеринодаре. – Краснодар, 1992.

4. Переименование города (2-3 мин.)

6. Дискуссия. Возвращение городу его исторического названия. Вы, наверное, знаете, что в настоящее время предлагают вернуть Краснодару его историческое название. Наша пресс-группа провела соц. опрос в с. Белая Глина по данной проблеме. Сейчас мы ознакомимся с их материалами. (Отчет ребят, если есть возможность просмотреть отснятый ими соц. опрос.) (5 мин.) Вопросы для проведения соц. опроса. 1) Какой город является столицей нашего края? 2) Почему он так называется? 3) Как назывался раньше? 4) Если бы сейчас вы приняли участие в референдуме по проблеме о переименовании города, вы бы высказались за переименование Краснодара в Екатеринодар или против? 5) Почему вы придерживаетесь такой точки зрения? Подведение итогов соц. опроса. Организовывается дискуссия в классе по 4 и 5 вопросам. (5 мин.)

Давайте вернемся к проблемному вопросу урока. Что означает данная запись "1793 – 1920 - ?" ? В 1793 г. был основан Екатеринодар, в 1920 г. его переименовали в Краснодар, и сейчас от жителей нашего края зависит, какое имя будет носить столица Кубани.

IV. Заключительное слово учителя. (1 мин.)

За 126 лет (с 1794 по 1920 г.) в Екатеринодаре было переименовано 4 объекта. За 63 года истории Краснодара переименовано более 400 (т.е. почти 6 переименований в год). Изъять имя, данное предками – значит предать и предков и их память. Екатеринодару уже 213 лет. Надо возвратить имя нашему историческому центру. Если мы действительно уважаем прошлое своей земли и хотим сохранить ее неповторимость и лишь ей присущую красоту, то должны незамедлительно это сделать покаянным чувством, искупая вину своих дедов, вознамерившихся, разрушив все до основания, что-то построить свое, лучшее.

V. Закрепление. (2-3 мин.) 1) На контурной карте обозначьте местонахождение Краснодара. 2) Назовите дату основания города, имена основателей. 3) Когда город был переименован? Возможна работа по ОК. Учащиеся составляют вопросы по опоре и задают их классу.

VI. Домашнее задание. (1-2 мин.)

Выполнить любое творческое задание (можно индивидуально или группой).

Например:

1) Создать проект "Краснодар – Екатеринодар: завтра"
а) культурная жизнь
б) образование
в) экономика
г) здравоохранение
д) улицы города.

2) Составить тест или кроссворд по теме урока.

3) Рисунок по теме, подборка изображений, фотографий и т.д.
VII. Подведение итогов урока. (1 мин.)

Подсчет жетонов. Вручение грамоты Знатоку истории Кубани.

Сегодня на уроке мы с вами плодотворно поработали, обменялись идеями. Мы бросили семена новых знаний в благодатную кубанскую почву, и они обязательно дадут достойные всходы и отличный урожай в виде постоянно растущих и совершенствующихся знаний. И я уверена, что вы опираясь на эти ростки, обязательно прославите нашу землю, вами будет гордиться Кубань.

VIII. Рефлексия. (1 мин.)

Давайте сейчас с вами проведем открытый референдум. Возьмите на парте стики и прикрепите их, пожалуйста, под тем названием города, которое будет, по вашему мнению, носить столица Кубани.

Приложения >>

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре – Краснодар, 1992.
  2. Зовут меня Кубань. Фотоальбом.
  3. История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея. – М.: 1997.
  4. История Кубани 10 класс. /Поурочное планирование и методические рекомендации по разделу "История Кубани" интегрированного курса Кубановедения с 5 по 11 класс. /Под ред. А.Г. Еременко. – Краснодар, 2005.
  5. История России и Кубани в цифрах и датах. /Под ред. Л.В. Иванюк – Краснодар: Златоуст, 2004.
  6. Когда же был основан Екатеринодар? Голос минувшего, 1997, № 2.
  7. Краснодару – 200 лет. Тезисы краевой научно-практической конференции. – Краснодар, 1993.
  8. Очерки по истории Кубани. /Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 1996.
  9. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения. /Под ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар, 2003.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль