Создание имиджа психологической службы образовательного учреждения

2730
Создание имиджа психологической службы образовательного учреждения

Автор: М.Ю. Чибисова, канд. психол. наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО МГППУ

Психолог образования находится в непростой профессиональной ситуации. С одной стороны, значительная часть его профессиональной деятельности является "закрытой", а ее результаты не всегда очевидны. С другой - позитивное впечатление о работе педагога-психолога является важнейшим ресурсом, помогающим успешно взаимодействовать со взрослыми и детьми. Поэтому в реалиях современного образования, когда это противоречие становится особенно заметным, большое значение приобретает такое направление профессиональной деятельности педагога-психолога, как формирование его имиджа.Имидж - это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
В социальной психологии выделяют два вида имиджа: имидж организации и имидж человека. В данной статье мы остановимся на формировании имиджа психологической службы образовательного учреждения. Нужно ли вообще прикладывать отдельные усилия для формирования ее имиджа?

Три вида имиджа (по Э. Сэмпсону):
1. Самоимидж отражает восприятие человеком себя самого.
2. Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие.
3. Требуемый имидж отражает стандарты, предъявляемые к имиджу внешней средой, ситуацией, окружением, нашей социальной ролью.

Позитивный имидж психологической службы становится своего рода фундаментом для успешного решения целого ряда профессиональных задач. Он облегчает установление контакта и выстраивание доверительных рабочих отношений, способствует тому, что педагоги и родители начинают чаще обращаться за консультацией педагога-психолога.

Усилия, потраченные на формирование имиджа, - это не затраты, а инвестиции. Вспомним старую студенческую мудрость: «Сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». Нечто подобное происходит и в рассматриваемом нами случае: позитивный имидж начинает работать на пользу психологической службы.

Необходимо понимать, что определенный имидж в любом случае уже формируется. Но если этот процесс происходит спонтанно, его результаты совершенно непредсказуемы и могут стать не только ресурсом, но и препятствием в работе специалиста. Если же заранее поставить цель имиджевого воздействия и приложить некоторые усилия для ее достижения, то это могло бы стать дополнительным профессиональным инструментом.

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПРЕДПОЛАГАЕТ НЕ СТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, НО И НОВЫЙ РАКУРС ХОРОШО ЗНАКОМЫХ, ПРИВЫЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Подчеркнем, что формирование имиджа предполагает не только отдельные, самостоятельные виды деятельности психологической службы, но и новый ракурс хорошо знакомых, привычных мероприятий. Так, при подготовке выступления на родительском собрании педагог-психолог не просто готовит интересный материал, но и задает себе вопрос: "Какое впечатление я хочу произвести на родителей?". Это поможет по-новому посмотреть на свою работу и, возможно, обратить внимание на какие-то детали, о которых ранее не задумывался.

Создание имиджа происходит в несколько этапов.

Определение требований целевой аудитории
В нашем случае целевой аудиторией являются участники образовательного процесса. Поэтому первый этап разработки имиджа психологической службы - это попытка ответить на вопрос: "Каким хотят видеть педагога-психолога образовательного учреждения дети, родители, администрация, педагоги?" Например, дети хотят, чтобы педагог-психолог был добрым, понимающим, веселым, открытым. Родители - чтобы он был компетентным, доступным, неравнодушным к их детям. Для них также  важно, чтобы к педагогу-психологу было не страшно обратиться, чтобы он был доброжелательным и безоценочным. Администрация хочет видеть педагогов-психологов исполнительными, ответственными, грамотными, а педагоги - обрести в их лице помощников.

Безусловно, некоторые ожидания заведомо нереалистичны: например, воспитатели иногда хотят, чтобы педагоги-психологи выполняли роль своего рода скорой помощи и были готовы в немедленно забрать из группы детского сада трудного ребенка. На подобные ожидания нельзя ориентироваться, но и игнорировать их полностью тоже нельзя.

Оптимальной стратегией в данном случае может стать включение в имидж психологической службы таких установок, которые постепенно помогут преодолеть данные формы поведения. Например, для вышеприведенного примера можно предложить такую формулировку: "Мы внимательно относимся к трудностям, которые возникают у педагогов с воспитанниками, и детально разбираем каждый случай". Это значит что для воспитателя трудная ситуация с ребенком не будет исчерпана просто единичным
приводом ребенка в кабинет к педагогу-психологу; напротив, это будет началом кропотливой аналитической работы и поиска эффективных способов взаимодействия.

Создание концепции имиджа
Концепция имиджа - это главные принципы и ценности, на которых строится работа. Создание концепции предполагает поиск ответа на вопрос: "Какое впечатление педагог-психолог хочет произвести на собеседника или аудиторию?"

Концепция имиджа включает симбиоз ожиданий детей, родителей, педагогов с одной стороны (то есть воспринимаемый имидж) и лично значимых профессиональных характеристик педагога-психолога с другой (то есть самоимидж).

НЕ НАДО СТРЕМИТЬСЯ СДЕЛАТЬ ИМИДЖ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИМ, ВКЛЮЧИТЬ В НЕГО ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОТОРЫМИ МОЖЕТ ОБЛАДАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

В практических целях концепцию имиджа лучше всего четко обозначить. Для этого нужно прописать несколько (лучше не более 5-7) характеристик, которые позволят наиболее точно описать желаемый имидж, или сформулировать своего рода позицию, которая будет его отражать. При этом не надо стремиться сделать концепцию всеобъемлющей, включая в имидж все возможные позитивные характеристики, которыми только может обладать психологическая служба.

Например, психологическая служба детского сада сформулировала такую концепцию имиджа: "Профессионализм, позитив, открытость, пунктуальность, четкость". Из такой формулировки сразу понятно, на что специалисты будут обращать внимание в своей работе и какое  впечатление они хотят произвести. Еще один пример. Психологическая
служба разработала концепцию имиджа в виде своего рода установок, отражающих ценности специалистов: "Мы стремимся искать положительное в каждом ребенке", "Мы внимательно рассматриваем каждую просьбу о помощи", «Мы ценим свое и чужое время, поэтому проводим индивидуальные консультации только по предварительной договоренности".

Перевод характеристик имиджа в транслируемую форму
Концепцию имиджа не нужно пересказывать целевой аудитории напрямую. Напротив, необходимо найти различные выразительные формы, которые позволят отразить ее в повседневной деятельности педагога-психолога. К таким выразительным формам относятся: вербальные, визуальные, событийные формы. Рассмотрим каждую из форм.

НЕОБХОДИМО НАЙТИ РАЗЛИЧНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ОТРАЗИТЬ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ИМИДЖА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Вербальные. Чтобы найти такие формы, спросим себя: "Что я буду говорить, чтобы сформировать желаемый имидж?" или "Какими словами я могу выразить концепцию имиджа?".
Например, концепция имиджа психологической службы детского сада строится на идеях компетентности и профессионализма. Тогда стоит уделить внимание тому, как представляются ее сотрудники во время выступлений перед родителями или какая информация о них размещается на сайте ДОУ. На сайте может быть написано так - "Мария Борисовна, педагог-психолог", но совсем другое звучание приобретает формулировка - "Специалист психологической службы Мария Борисовна, психолог-куратор логопедических групп".

Визуальные. В этом случае вопрос звучит так: "С помощью каких образов, картинок, фотографий я могу выразить концепцию имиджа?".

Продолжим пример, затронутый выше. Желая подчеркнуть свою компетентность, педагоги-психологи службы могут, например, разместить в своем кабинете копии документов о повышении квалификации или же разместить эту информацию на сайте образовательного учреждения. При выборе фотографии для размещения на сетевом ресурсе они возьмут фотографию в деловом стиле или же сделанную непосредственно в ДОУ.

Событийные. Здесь мы ищем ответ на вопрос: "Что мы можем сделать, чтобы показать концепцию имиджа в действии?". Допустим, специалисты стремятся сформировать имидж службы как пунктуальной и обязательной. Для этого они могут:
1. Сообщить педагогам о планируемой диагностической работе и в назначенное время познакомить их с результатами проведенной диагностики.
2. Сделать на сайте образовательного учреждения страницу с вопросами к педагогу-психологу и оперативно отвечать на них.
3. Составить для администрации и/или представить на педагогическом совете в конце года отчет о работе службы, обратив внимание на частоту и специфику запросов педагогов (естественно, с учетом принципа конфиденциальности).

Внедрение и закрепление имиджа
Недостаточно разработать и даже представить имидж целевой аудитории. Для создания у родителей, детей, педагогов устойчивого образа психологической службы необходимо, чтобы выбранные выразительные формы демонстрировались регулярно.

В практической деятельности можно использовать следующие средства формирования имиджа психологической службы: создание и поддержание страницы в Интернете. Оформление, стиль, содержание размещаемой информации; специально организованные акции: дни открытых дверей, недели психологии, открытые занятия, психологические КВНы и клубы; определенные формы поведения и речевые формулировки. Например, правило: "Всегда начинать выступление перед родителями с положительной информации о детях". Это помогает подчеркнуть атмосферу сотрудничества и доброжелательности.

Средства формирования имиджа психологической службы:
создание и поддержка страницы в Интернете;
специально организованные акции;
определенные формы поведения
и речевые формулировки.

Но не хотелось бы переоценивать работу имиджа. Никакие замечательные средства создания образа психологической службы не помогут произвести впечатления компетентности и профессионализма, если педагог-психолог не владеет теоретическими знаниями и методическим инструментарием своей профессии. Как ограненный алмаз становится бриллиантом (и ценность его при этом многократно возрастает), так и грамотная профессиональная деятельность, дополненная конструктивным имиджем, становится значительно более эффективной.

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль