Формы и методы дифференцированного подхода к обучению слепых и слабовидящих детей. Из опыта работы

4825
Формы и методы дифференцированного подхода  к обучению слепых и слабовидящих детей. Из опыта работы

Автор:  Рожкова Екатерина директор Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 III, IV видов ( Республика Татарстан)
   Основное назначение дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей, зрительных возможностей. Эта работа проводится в школе постоянно. С этой целью в школе создана и работает психолого-медико-педагогическая служба.

Специфической особенностью является наличие в штатном расписании школы ставок врача, медицинской сестры, логопеда, психолога, тифлопедагога, инструктора ЛФК. Функция данного объединения состоит в диагностике и коррекции психофизического развития школьников, сохранении и развитии функций зрительного анализатора, совершенствовании деятельности сохранных анализаторов (слуха, обоняния, осязания).

На основе диагностических наблюдений школьники объединяются в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным учебным предметам может находиться в различных группах. Объединение детей в группы производится в зависимости от патологии зрения, их ближайших перспектив обучения (учебные возможности). Положение ученика в группе может меняться. В зависимости от контингента поступающих детей, их количества, в школе формируется определенная модель внешней дифференциации.

В школе созданы 4 комплект-класса для детей-браилистов (письмо по системе Л.Брайля), 8 классов смешанных: учатся слепые и слабовидящие дети. В перспективе 2013-2014 года открытие 1 класса для детей с ЗПР и олигофренией.

Дифференцированный подход к обучению осуществляется путем диагностирования и составления карт-схем на каждый класс, где отражены группы детей по различным заболеваниям, но сходные по педагогическому воздействию во время учебной деятельности. Эта карта дает возможность классному руководителю, учителям-предметникам грамотно пользоваться рекомендациями специалистов, учитывая их в учебной и внеурочной деятельности. Тем самым решается вопрос психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.

В карте офтальмолог дает рекомендации по уровню зрительной нагрузки, противопоказания относительно зрительного заболевания каждого ребенка, оптимальные средства коррекции. Таким образом, осуществляется внутренняя дифференциация в школе.

Важно отметить, что такая дифференциация предъявляет определенные требования к отбору педтехнологий и методик работы. Как вы понимаете, работая в школе для детей с нарушением зрения, основной упор в преподавании учебных предметов делается на работу сохранных анализаторов: остаточное зрение, слух, обоняние, тактильную и суставно-мышечную чувствительность.

Процесс обучения и воспитания детей с нарушением зрения требует учета возрастных особенностей, функциональных показателей дефекта зрения, психофизических возможностей учащихся. Отбирая приемы и способы работы в начальном звене школы, педагог учитывает задачи, которые стоят перед ним:

  • формировать умения и навыки, которые упорядочивают и организуют поведение детей, позволяющих им координировать движения, ориентироваться в пространстве,
  • определять предметы и процессы, используя неполноценное зрение и сохранные анализаторы.

В этом возрасте отмечается у детей склонность к подражанию, на которой основывается коррекционная методика типа "Делай как я", которые используют многие учителя НШ в своей деятельности. Для слабовидящего ребенка образец учителя является основой для правильно выполненной работы, а в дальнейшем и базой для самостоятельно выполненной работы и творчества. Для слепых детей применим прием работы "рука в руку" и комментируемое управление. Особое внимание тифлопедагогика основной школы уделяет коррекционной направленности предметного преподавания основ наук, особенностям трудового воспитания и обучения, профориентации и подготовке учащихся к труду по доступным для них профессиям.

Более детально решается проблема компенсации слепоты и слабовидения. В арсенале педагога в этот период обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. При повторении, обобщении и контроле учителями должна использоваться методика свободного выбора учащимися разноуровневых заданий.

В силу особенностей учебной деятельности школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. При обучении учащихся в старших классах они сталкиваются с большими трудностями при усвоении сложных программных тем. Здесь коррекционная работа учителя-предметника заключается в том, что необходимо совершенствовать полученные навыки учебной деятельности, развивать абстрактное мышление, укреплять морально-волевые качества, поддерживая интерес к учению. Ценным помощником является применение ИКТ-технологий: он-лайн тестирований, использование образовательных сайтов, интернет- тренажеры и т.д.

Не остаются в стороне слепые школьники – для них используются программы озвучки. Очень важно показать на примере великих ученых, общественных деятелей, писателей, поэтов, музыкантов, у которых отсутствовало или нарушено зрение, чего может достичь человек, если он целеустремлен, трудолюбив, верит в свои силы и возможности.

Тифлопедагогика предполагает применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При этом она дает возможность работать с разными категориями детей:

  • помочь неуспевающим, не забывая уделить внимание наиболее успешным;
  • работать по словесной инструкции учителя со слепыми детьми и фронтально со слабовидящими школьниками;
  • с индивидуальной картой-подсказкой для слабо мотивированного ребенка и самостоятельно, на самопроверке с "сильным" ребенком.

Такая дифференциация должна идти через урок, когда учитель в ходе подготовки к уроку, обязан ориентироваться на каждую группу детей.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль