Методические рекомендации к пояснительным запискам для коррекционных школ

3344
Методические рекомендации к пояснительным запискам для коррекционных школ

Автор: Шепынева Елена Владимировна, учитель начальных классов I квалификационной категории (Республика Татарстан)

Желание раскрыть вопросы специфики и особенности проведения коррекционной работы на уроках в начальных классах школ для детей с нарушением зрения; показать приемы и способы органического сочетания изучения программного материала начального курса предметов с коррекцией вторичных отклонений в развитии незрячих и слабовидящих школьников побудило написать данную статью. Материалы предназначены для учителей специальных (коррекционных) учреждений III, IV видов. Удобно использовать при составлении рабочих программ учебных курсов по предметам.Актуальность: программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, природоведению соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом рабочие программы специального образования должны быть построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них должна быть учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими людьми, а представления этих детей об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, экскурсий и предметных уроков. В связи с введением в деятельность педагогов рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметрв перед учителями встал вопрос: как отразить специфику образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении III, IV видов в пояснительной записке рабочей программы? Данные материалы помогут в работе учителям начальных классов при составлении документации, которая регламентирует рабочие образовательные программы по предметам.

Специфика и особенности учебного процесса

Организация работы на учебных предметах

(общие рекомендации и условия работы)

  • Использование вариативных методов и приемов обучения с учетом особенностей недоразвития познавательной деятельности и личности ребенка
  • Постоянная  стимуляция детской самостоятельности и инициативы
  • Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемому объекту, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
  • Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу (книга на подставке), со сходящимся косоглазием – дальше (книга лежит на столе)
  • Пособия и наглядность должны учитывать нарушения зрительного анализатора (величина, детализирование, яркость, контрастность, интервал)
  • Жесткая фиксация предъявляемого демонстрационного материала
  • Формирование устойчивого навыка пользования основными тифлотехническими средствами (лупы, очки)
  • Временные ограничения в зрительной\тактильной работе
  • Образец изложения, начертания (1 класс)
  • Речевое сопровождение, комментируемое решение с сопутствующими действиями
  • Знакомить учащихся с терминологической речью, словарная работа

Категория

Предмет

III вид образовательной деятельности

IVвидобразовательнойдеятельности

Языки (русский, иностранный, родной)

  • Систематизация записи по системе Брайля букв, знаков препинания и выделения (заглавная буква, ударение, члены предложения и т.д.)
  • Формирование устойчивого навыка письма и чтения рельефно-точечным шрифтом
  • Развивать умения манипулировать прибором для письма по системе Брайля, научить получать качественные точки при письме (для 1 класса)
  • Развитие аналитико-синтетических способностей на примере «зеркальных» букв и знаков (для 1 класса)
  • Формирование навыка опосредованного чтения знаков грифелем в закрытом приборе
  • Устранение и предупреждение формально накопленных знаний, конкретизируя содержание читаемых текстов в целом и отдельных слов
  • Развитие коммуникативных навыков (в быту, в учреждении)

  • Устранение и предупреждение формально накопленных знаний, конкретизируя содержание читаемых текстов в целом и отдельных слов
  • Взаимодействие  глаза, руки и органов артикуляции
  • Развитие коммуникативных навыков (в быту, в учреждении)

Математика

  • Развитие умения манипулировать прибором для письма по системе Брайля, научить получать качественные точки при письме (для 1 класса)
  • Развитие аналитико-синтетических способностей на примере «зеркальных» цифр и знаков (для 1 класса)
  • Развитие умения работать «на слух», комментируя действия
  • Формирование  обследующих осязательных действий (при работе с геометрическими фигурами, схемами)
  • Социально-бытовая адаптация и ориентировка (в применении денежных знаков, величин объема, площади и т.д.)
  • Активизация мыслительной деятельности на основе словесно-логических упражнений, причинно-следственных связей
  • Формирование  обследующих осязательныхдействий (при работе с геометрическим материалом, схемами, рисунками)
  • Способствование  самостоятельного иллюстрирования  ситуации текстовых задач с помощью счетного материала, рисунков, схем
  • Выработка  навыков самоконтроля (внутренней дисциплины) через прикидку результатов математического действия, итогов своей работы
  • Обучение  ориентировке в пространстве (умением выражать в речи простые пространственные отношения, корригировать  предметно-практическую деятельность учащихся  с раздаточным материалом)

Окружающий мир

  • Обогащение и расширение предметного (объектного) восприятия, уточнение представлений о предметах (объектах), явлениях природы
  • Формирование аналитико-синтетического мышления на основе услышанного и обследованного материала
  • Обогащение и расширение зрительного восприятия, уточнение представлений об объектах, явлениях природы
  • Расширение чувственного опыта детей, формирование адекватного представления об окружающем мире
  • Формирование приемов элементарного анализирующего наблюдения за предметами и явлениями природы
  • Совершенствование необходимых практических умений и навыков для ориентации в окружающем мире (транспорт, жильё, учреждения, улица)

ИЗО,  труд (технология)

  • Развитие умения рельефного рисования, графического обозначения
  • Развитие и совершенствование способов осязательного восприятия: пальцевой, кистевой, двуручный, смешанный
  • Совершенствование осязательного восприятия через правильное обследование предмета
  • Уточнение образов через алгоритм: предмет-слово-части предмета-иллюстрация предмета-контур-схема-шаблон
  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук при лепке, аппликации, работе с конструктором
  • Развитие микроориентировки в пространстве рабочего места (периметр парты, листа бумаги, доски для лепки)
  • Развитие глазодвигательной функции, сопряженной с движением руки
  • Коррекция цветового восприятия, развитие цветовой чувствительности
  • Уточнение зрительных образов через алгоритм: предмет-слово-части предмета-иллюстрация предмета-контур-схема
  • Развитие глазомера (величина предмета, пропорции предмета в отношении других объектов, положение в пространстве, перспектива)
  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук при лепке, аппликации, работе с конструктором
  • Закрепление умения фиксировать взор

Физическая культура

  • Коррекция мимических выразительных движений (мимики), жестикуляции, пантомимики
  • Совершенствование практических умений в ориентировке в макропространстве спортивного зала, спортивной площадки
  • Уменьшение  нагрузки путем сокращения количества повторений, дистанции, снижения темпа выполнения упражнений
  • Чередование  общеразвивающих и коррекционных упражнений (профилактика сколиоза, развитие координации движений)

  • Развитие глазодвигательной функции глаза
  • Выполнение  движений под контролем зрения (зеркало, контроль учителя, одноклассника)

Список литературы:

  1. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушениями зрения. В.З. Денискина. АПКиПРО, Москва, 2002 г.
  2. Методы обучения математике учащихся начальных классов школ для слепых детей. В.З. Денискина. Всероссийское ордена трудового Красного знамени Общество слепых, Москва, 1988 г.
  3. Учебно-методическое пособие для изучающих систему рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. В.К.Рокушин. ООО "ИПТК "Логос" ВОС", Москва, 2005 г.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль