Конспект занятия "Задачи на соответствие и переливание"

2872
Конспект занятия

Автор: Новикова Светлана Николаевна, МБОУ "СОШ №12", г. Череповец. Участники: ученики 7 и 10 классов для учеников 6-ых классов.Оборудование: презентация к уроку, проектор, ноутбук, карточки с задачами, сосуды по 3л, 5л, 1л.Цель урока: познакомить учеников с логическими задачами на соответствие и переливание.Задачи урока:

  1. научиться решать задачи на соответствие и переливание,
  2. научиться кратко записывать (оформлять) решение логических задач.

Ход урока:
I Решение задач на соответствие
II Решение задач на переливаниеIРешение задач на соответствие
Этот этап урока проходит в виде сценки. Действующие лица: Шерлок Холмс, доктор Ватсон, миссис Хадсон (ученики 7 класса), за ноутбуком ученик 10 класса.
Звучит вступление к известному фильму.

Сцена первая

Шерлок Холмс

Дорогой Ватсон, прочитайте колонку "Хроника преступлений", что-то скучно.

Ватсон

В нашем доме на Бейкер-стрит в подъезде найдено женское пальто, ищут владелицу.

Шерлок Холмс

Нет ли каких-нибудь подробностей?

Ватсон

На пальто обнаружены ворсинки рыжей шерсти, наверное, дама держит собаку или кошку.

Шерлок Холмс

Ватсон, Вы делаете успехи в логике!

ТУК-ТУК

Шерлок Холмс

Заходите, миссис Хадсон.

Миссис Хадсон

Господа, Вам письмо.

Шерлок Холмс пробегает глазами письмо.

Шерлок Холмс

Это отчет Скотланд-ярда об опросе соседей. И теперь я знаю – эта дама живет в квартире № 1.

Ватсон

Но как Вы догадались, Холмс?!

Шерлок Холмс

Это элементарно, Ватсон! Вот смотрите: в отчете сказано…

(читает задачу с экрана и рассуждает вслух, решение появляется на экране по щелчку, ученики записывают его в тетради)

Текст задачи

Решение

В квартирах  № 1, № 2, № 3 живут три котенка: белый, черный и рыжий.

В квартирах  № 1 и № 2 живет не черный котенок.

Белый живет не в квартире № 1.

В какой квартире живет рыжий котенок?

 

__________ истинная связь    ……….    ложная связь

 

кв.№1 белый

 

кв.№2       черный

 

кв.№3   рыжий

В квартирах  № 1 и № 2 живет не черный котенок. Значит связь кв.№1- черный, кв.№2 - черный  ложная, а связь кв.№3 - черный  истинная.

Белый живет не в квартире № 1. Значит связь белый -  кв.№1 ложная, а белый - кв.№2  истинная.

Остается принять, что рыжий котенок живет в квартире №1.

Шерлок Холмс

Все – дело закрыто!!!

Сцена вторая

Шерлок Холмс

Что там дальше, Ватсон?

Ватсон

Ха-ха-ха! Очень смешная история. Преступник забыл на месте преступления свой пирожок с капустой.

Шерлок Холмс

Это очень опрометчиво с его стороны…

Миссис Хадсон

Мистер Холмс, Вам письмо от Вашего осведомителя.

Шерлок Холмс читает вслух письмо. На экране появляется текст задачи:

Билл, Джон и Майкл купили по пирожку: с рисом, капустой и яблоками.

Майкл не любит пирог с яблоками и не ест с капустой.

Билл не любит пирог с капустой.    Кто что ест?

Шерлок Холмс

Все ясно, Ватсон, этот преступник – Джон!

Ватсон

Дайте, Холмс, я попробую сам разобраться.(решает задачу с записями на доске, а ученики в тетради)

 Билл с рисом

Джон с капустой

 Майкл  с яблоками

Майкл не любит пирог с яблоками и не ест с капустой. Значит связь Майкл – с яблоками, Майкл – с капустой ложная, а связь Майкл – с рисом истинная.

Билл не любит пирог с капустой. Значит связь Билл – с капустой ложная, а связь Билл – с яблоками истинная.

Остается принять, что пирожок с капустой ел Джон.

Сцена третья

Ватсон

Послушайте, Шерлок, «Ограблен банк. Грабители вскрыли сейф газосварочным аппаратом». Я думаю, Холмс это дело можете раскрыть только Вы.

Шерлок Холмс

Миссис Хадсон, принесите папку «Дело №3» из архива.

Миссис Хадсон приносит папку "Дело №3" Шерлоку Холмсу и раздает на каждую парту карточки с текстом задачи №3. Шерлок Холмс читает вслух:

На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик.

Их фамилии: Браун, Адамс и Смит. У слесаря нет ни братьев, ни сестер.

Он самый младший из друзей. Смит женатый на сестре Брауна, старше токаря.

Назовите фамилию сварщика.

Шерлок Холмс с Ватсоном решают задачу, привлекая к рассуждениям учеников класса.

Ватсон делает записи на доске: 

слесарь      Браун

 токарь    Адамс

 

сварщик Смит

Ответ: сварщик – Смит

Шерлок Холмс

Миссис Хадсон, мы с Ватсоном отправляемся в Скотланд-ярд.

Дело раскрыто!!!

IIРешение задач на переливание

Классу предлагается посмотреть эпизод из фильма "Крепкий орешек – 3" (3,5 мин), где главному герою для обезвреживания бомбы в парке необходимо на весы поставить сосуд, в котором будет ровно 4 галлона воды. Ему были предоставлены два пустых сосуда (в 5 галлонов и 3 галлона) и источник воды.

Задание классу: внимательно следить за манипуляциями героев и постараться их запомнить. После просмотра эпизода две ученицы 7 класса повторили с помощью учеников 6 класса действия героев с сосудами в 3л (банка) и 5л (ведерко) и проверили результат с помощью мерного сосуда (банка в 1л).Учитель: Итак: у нас имелась незамкнутая система, состоящая из двух пустых сосудов, водопроводного крана и раковины. Мы ответили на вопрос и отмерили 4л воды. Но как наши рассуждения записать в виде решения задачи в тетрадь? Слово экспертам по переливанию.

Ученица 7 класса: "Внимание на экран".

На экране появляется текст задачи и ее решение (каждый шаг решения проговаривается и появляется по щелчку, ученики записывают решение в тетради в виде таблицы).

Текст задачи

Решение

У нас имеется водопроводный кран и раковина, куда можно сливать воду. Как отмерить 4 литра воды с помощью пустых сосудов в 3л и 5л?

1 сосуд ()

2 сосуд ()

0 (пустой)

5 (налили из крана)

3 (перелили из 2-го сосуда 3л)

2

0 (вылили в раковину 3л)

2

2 (перелили из 2-го сосуда 2л)

0 (пустой)

2

5 (налили из крана)

3 (долили доверху из 2-го сосуда)

4 (осталось после переливания)

Ученица 7 класса: Давайте попробуем с помощью этих же сосудов отмерить 1 литр воды. Можно проделать все предыдущие манипуляции, дополнив наше решение двумя шагами.

Решение

0 (пустой)

5 (налили из крана)

3 (перелили из 2-го сосуда 3л)

2

0 (вылили в раковину 3л)

2

2 (перелили из 2-го сосуда 2л)

0 (пустой)

2

5 (налили из крана)

3 (долили доверху из 2-го сосуда)

4 (осталось после переливания)

0 (вылили в раковину 3л)

4

3 (перелили из 2-го сосуда 3л)

1(осталось после переливания)

Ученица 7 класса: А теперь предложите другое решение. На экране появляется текст задачи, одна ученица 7 класса проделывает все называемые манипуляции с сосудами, а другая - записывает решение задачи в таблицу, ученики 6 класса предлагают действия и правильное решение записывают в тетради.

Текст задачи

Решение

У нас имеется водопроводный кран и раковина, куда можно сливать воду. Как отмерить 1 литра воды с помощью пустых сосудов в 3л и 5л?

1 сосуд ()

2 сосуд ()

3 (налили из крана)

0 (пустой)

0 (пустой)

3 (перелили из 1-го сосуда 3л)

3 (налили из крана)

3

1(осталось после переливания)

5 (перелили из 1-го сосуда 2л)

Учитель: Пусть теперь наша система будет замкнутой, то есть у нас не будет ни водопроводного крана для набора воды, ни раковины для выливания. А будет только определенное количество воды, которое мы можем переливать из сосуда в сосуд, используя все предложенные сосуды. Но тогда и количество сосудов должно увеличиться. Вам слово эксперты по переливанию.

Ученицы 7 класса раздают на каждую парту карточки с задачей и предлагают ученикам 6 класса самим решить ее. Затем идет проверка решения, делаются записи на доске и в тетради (теми, кто не решил сам).

Текст задачи

Решение

Бидон, емкость которого 10л, наполнен водой. Имеются еще пустые сосуды в 7л и 2л. Как разлить воду в два сосуда поровну (т.е по 5л в каждый)?

1 сосуд (10л)

2 сосуд ()

3 сосуд ()

10 (полный)

0 (пустой)

0 (пустой)

3

7 (перелили из 1-го

    сосуда 7 л)

0 (пустой)

3

5

2 (перелили из 2-го

    сосуда 2 л)

5 (перелили из 3-го

    сосуда 2 л)

5

0 (пустой)

Учитель: Итак, сегодня ученики 7 класса показали вам, как решать и как записывать решение логических задач на соответствие и переливание. Давайте поблагодарим их! И вам спасибо за урок!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль