ПМПк в школе

26211
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

ПМПк школы: общие положения

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк в школе) - организационная форма, в рамках которой осуществляется разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и интеллектуального воспитания.

ПМПк (психолого-медико-педагогическая комиссия школы) объединяет данные о конкретном ребенке, группе, параллели, которой владеют классные руководители, педагоги, педагоги-психологи, школьный врач, социальные педагоги, и на основе видения в целом оценки личностных результатов учащегося формирует и реализовывает общую линию его дальнейшего развития и обучения. 

Деятельность ПМПк реализуется в соответствии со следующими нормативными документами: письмом Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6, Конвенцией ООН «О правах ребенка», Уставом школы, Программой развития школы, договором (письменным согласием) между образовательной организацией и родителями (законными представителями) учащегося о предоставлении услуг психологического сопровождения процесса обучения.

Общее руководство психолого-медико-педагогическим консилиумом в школе осуществляет директор, непосредственно руководит процессом заместитель директора по УВР. Педагог-психолог является заместителем председателя ПМПк. 

Цели ПМПк: обеспечить диагностико-коррекционное, психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии с возрастными, личностными особенностями, образовательными потребностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья школьников. 

Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:

  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ученика;
  • оказание помощи: педагогической, психологической, социальной детям, которым трудно дается образовательная программа при их воспитании в соответствии с возможностями ОУ;
  • профилактика перегрузок, срывов: физических, интеллектуальных, эмоционально-личностных;
  • выявление незадействованных возможностей развития;
  • определение специфики, причин отклонений в поведении и обучении детей;
  • выявление причин и форм школьной дезадаптации в подростковом возрасте (школьной и социальной);
  • разработка программ воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий для учеников, ведение документации, которая отражает актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния, уровень успешности в школе;
  • определение путей, средств, продолжительности и эффективности коррекционно-развивающей работы в соответствии с возможностями учебного заведения;

Основные принципы ПМПк в школе:

  • принцип индивидуализации - уважение личности воспитанника с опорой на его наилучшие качества; 
  • принцип системности - восприятие педагогических процессов и явлений, происходящих в школе, как системных;
  • принцип гуманистической ориентации образования - определение личностной траектории социального развития каждого учащегося, выделение особых задач, соответствующих его особенностям, включение воспитанников в разнообразные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление каждому обучающемуся возможности для самораскрытия и самореализации.
  • профессиональная квалификация динамики развития ребенка в процессе реализации коррекционно-развивающих программ.

Основные функции ПМПк в школе:

  • диагностическая - заключается в изучении ситуации развития социального характера, установлении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей воспитанников, диагностировании природы отклонений в их поведении, общении, деятельности;
  • воспитательная - предполагает разработку проекта педагогической коррекции, ряда учебно-воспитательных мер, которые рекомендуются классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. Меры могут носить лечебный, дисциплинирующий, контролирующий, коррекционно-развивающий, коррекционный характер;
  • реабилитирующая - предполагает защиту интересов воспитанника, находящегося в неблагоприятных семейных или учебно-воспитательных условиях.

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. Периодичность проведения психолого-медико-педагогического консилиума в школе определяется запросом ОУ. Плановые проводятся один раз в учебную четверть, внеплановые - уже по мере необходимости.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют свои трудовые функции в основное рабочее время, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с запросом. На консилиум педагогом должны быть представлены следующие документы:

  • информационная карта класса со списком учащихся, которые испытывают трудности в обучении;
  • педагогическая характеристика на обучающегося школы;
  • результаты проверочных работ и тетради ребенка по основным предметам.

педагогом-психологом:

  • протокол обследования ребенка;
  • заключение психолога и дальнейшие рекомендации,

логопедом:

  • логопедическое представление на ребенка (речевая карта);
  • протокол логопедического обследования;
  • логопедическое заключение и рекомендации;

социальным педагогом:

  • карта социально-педагогического обследования ребенка и семьи;
  • социально-педагогическое заключение.

Виды ПМПк 

Как уже было сказано выше, заседания психолого-медико-педагогического консилиума в школе могут быть плановыми и внеплановыми. Для первых план составляется в самом начале учебного года, и в соответствии с ним заседания проводятся. Для плановых заседаний цель заключается в  разработке пути психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, определении направлений - образовательных и коррекционно-развивающих, при завершении обучения решение вопросов об изменении направлений коррекционно-развивающей работы. 

Темами плановых ПМПк могут быть следующие:

  • адаптация учащихся 1-х классов к ситуации школьного обучения;
  • адаптация учеников 5-х классов к ситуации предметного обучения;
  • подростковые проблемы - 6-8 классы;
  • проблемы профориентации и старшего подросткового возраста - 9-11 классы.

На внеплановых консилиумах проводится работа по принятию экстренных мер по выявившимся трудностям, направления коррекционно-развивающей работы, в случае отсутствия результата, изменяются. Периодичность проведения внеплановых заседаний ПМПк школы определяется запросом ОУ на комплексное, всестороннее обсуждение проблем обучающихся.

Виды ПМПк: 

  • классический - созывается в связи с возникшей проблемой. Консилиум может проводиться для решения сложностей конкретных воспитанников или может быть посвящен актуальным психологическим проблемам класса, параллели или школьного звена;
  • экстренный - ему предшествует кризисная ситуация, необходимость принятия безотлагательного решения. В отличие от классического, требует минимальной подготовки, ситуация диагностируется на самом консилиуме. Принятие решения и его реализация - обязательны. 

Как проводится психолого-медико-педагогическая комиссия

Участники консилиума обсуждают обобщенные аналитические материалы обследования, проведенные каждым специалистом по-отдельности  (педагогом, педагогом-психологом, школьным врачом, учителем -логопедом). Участники обмениваются информацией друг от друга, этот обмен и ответы на вопросы необходимы для заполнения важной графы заключения консилиума, касающегося описания актуального психолого-медико-педагогического состояния учащегося. Работа консилиума завершается заполнением итогового документа - заключения консилиума, в нем предусматриваются ответы на следующие вопросы.

  1. Каков педагогический, психологический, медицинский статус обучающегося на момент обследования?
  2. Какими проблемами и особенностями характеризуется развитие ученика в целом на момент обследования?
  3. Какая по содержанию должна быть индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе обучения в школе?
  4. В каких формах и в какие сроки обучающегося будут сопровождать педагог-психолог, школьный врач и классный руководитель?
  5. Предусматривается ли консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями обучающегося и школьной администрацией и каково ее содержание? 

Объекты обсуждения на психолого-медико-педагогическом консилиуме в школе: параллель классов, отдельный класс, группа обучающихся, отдельный обучающийся.

Для ответов на вопросы предусмотрены конкретные сроки выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть назначен любой участник консилиума, но чаще всего такая роль отводится школьному педагогу-психологу. В его функции входят следующие обязанности:

  • ведение карты развития ученика;
  • отслеживание этапов сопровождения;
  • инициация повторного обсуждения ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и определения дальнейших шагов.

Следует обратить особое внимание на ответственность специалистов ПМПк в школе при заполнении документации. Организация работы психолого-медико-педагогической комиссии должна реализовываться таким образом, чтобы представления и заключения составлялись максимально объективно и грамотно. Документы, подготовленные некорректным образом, могут стать причиной судебного разбирательства между образовательным учреждением и родителями ребенка. Основные недостатки при составлении представлений и заключений: 

  • неполное или искаженное отражение ситуации развития;
  • некомпетентное использование специальной терминологии;
  • отсутствие анализа и обобщения проблемы;
  • слишком подробная информация, содержащая необязательные детали, нарушающая конфиденциальность;
  • отсутствие должных рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;
  • отсутствие или фальсификация подписей ответственных лиц.

В образовательной организации создается команда специалистов, работающих по системному принципу. Эффективность работы сотрудников достигается посредством междисциплинарного взаимодействия.

Наиболее важен в деятельности экспертов комплексный подход к проблемам ребенка, предполагающий:

  • многоуровневую диагностику развития ребенка;
  • создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон эмоциональной и когнитивной сфер ребенка;
  • взаимодействие экспертов в рамках ПМПк;
  • организацию пространства для развития (кабинет игровой терапии, дефектологический, логопедический кабинеты).

Этапы проведения психолого-медико-педагогического консилиума

ПМПк включает 5 этапов: диагностико-консультативный, организационно-методический, коррекционно-развивающий, контрольный, итоговый. Рассмотрим вкратце каждый из них.

Диагностико-консультативный этап

Происходит сбор первичных сведений. Специалисты проводят встречу с родителями, педагогом. Изучение медицинского анамнеза. Наблюдение за поведением ребенка на переменах, на уроке. Многоуровневая диагностика учеников специалистами с целью определения уровня развития каждого: дефектологом (учебная и познавательная деятельность); психологом (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие); логопедом (речевая деятельность). Исходя из результатов диагностики, каждый специалист заполняет отдельное представление на обучающегося. Повторная встреча - консультация с родителями и учителем. Включение родителей и учителя в реализацию личностных коррекционных программ.

Организационно-методический этап

Проведение консилиума. Составление индивидуальных комплексных программ развития. Предварительное комплектование групп. Составление комплексных программ развития обучающихся. Разработка моделей взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.

Коррекционно-развивающий этап

Коррекционная работа с эмоционально-волевой и познавательной сферами ребенка. Работа по формированию основных учебных умений и навыков. Коррекция речевых нарушений. Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:

  • коррекционная работа индивидуального характера;
  • групповые интегративные занятия;
  • занятия в форме путешествий;
  • поддерживающие занятия, с целью адаптации воспитанника к новым условиям развития в переходные периоды (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс);
  • социальные игры - специализированные игры на развитие интеллекта и эмоциональной компетенции;
  • занятия-тренинги (тренинги для общения, развития навыков коммуникации, занятия для релаксации и т. д.);
  • постоянно функционирующая «Стена самовыражения» для учащихся, где они могут написать, нарисовать абсолютно все, что хотят;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия со специалистами: логопедом, дефектологом.

Контрольный этап

Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума. Участники обсуждают динамику развития наиболее "сложных" детей, по необходимости корректируют программу, принимают решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решают вопрос об адекватных формах получения знаний в школе. Далее занятия по коррекционным программам продолжаются с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.

Итоговый этап

Завершающий консилиум. Анализ деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в школе за прошедший учебный год. Проект плана работы ПМПк на новый образовательный год. Формы взаимодействия: семинары - практические и теоретические, индивидуальные консультации, составление руководств, рекомендаций, оформление стендов с информацией, лектории. Примерный план работы педагога-психолога в психолого-медико-педагогическом консилиуме школы на учебный год (Извлечения из общего плана).

Автор: С.М. Курганский,  заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Читайте также другие материалы по теме деятельности ПМПк:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль