ПМПк в школе

25746
ПМПк в школе
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

ПМПк школы: общие положения

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк в школе) - организационная форма, в рамках которой осуществляется разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и интеллектуального воспитания.

ПМПк (психолого-медико-педагогическая комиссия школы) объединяет данные о конкретном ребенке, группе, параллели, которой владеют классные руководители, педагоги, педагоги-психологи, школьный врач, социальные педагоги, и на основе видения в целом оценки личностных результатов учащегося формирует и реализовывает общую линию его дальнейшего развития и обучения. 

Деятельность ПМПк реализуется в соответствии со следующими нормативными документами: письмом Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6, Конвенцией ООН «О правах ребенка», Уставом школы, Программой развития школы, договором (письменным согласием) между образовательной организацией и родителями (законными представителями) учащегося о предоставлении услуг психологического сопровождения процесса обучения.

Общее руководство ПМПк в школе осуществляет директор, непосредственно руководит процессом заместитель директора по УВР. Педагог-психолог является заместителем председателя ПМПк. 

Цели ПМПк: обеспечить диагностико-коррекционное, психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии с возрастными, личностными особенностями, образовательными потребностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья школьников. 

Задачи ПМПк:

  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ученика;
  • оказание помощи: педагогической, психологической, социальной детям, которым трудно дается образовательная программа при их воспитании в соответствии с возможностями ОУ;
  • профилактика перегрузок, срывов: физических, интеллектуальных, эмоционально-личностных;
  • выявление незадействованных возможностей развития;
  • определение специфики, причин отклонений в поведении и обучении детей;
  • выявление причин и форм школьной дезадаптации в подростковом возрасте (школьной и социальной);
  • разработка программ воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий для учеников, ведение документации, которая отражает актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния, уровень успешности в школе;
  • определение путей, средств, продолжительности и эффективности коррекционно-развивающей работы в соответствии с возможностями учебного заведения;

Основные принципы ПМПк в школе:

  • принцип индивидуализации - уважение личности воспитанника с опорой на его наилучшие качества; 
  • принцип системности - восприятие педагогических процессов и явлений, происходящих в школе, как системных;
  • принцип гуманистической ориентации образования - определение личностной траектории социального развития каждого учащегося, выделение особых задач, соответствующих его особенностям, включение воспитанников в разнообразные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление каждому обучающемуся возможности для самораскрытия и самореализации.
  • профессиональная квалификация динамики развития ребенка в процессе реализации коррекционно-развивающих программ.

Основные функции ПМПк в школе:

  • диагностическая - заключается в изучении ситуации развития социального характера, установлении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей воспитанников, диагностировании природы отклонений в их поведении, общении, деятельности;
  • воспитательная - предполагает разработку проекта педагогической коррекции, ряда учебно-воспитательных мер, которые рекомендуются классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. Меры могут носить лечебный, дисциплинирующий, контролирующий, коррекционно-развивающий, коррекционный характер;
  • реабилитирующая - предполагает защиту интересов воспитанника, находящегося в неблагоприятных семейных или учебно-воспитательных условиях.

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. Периодичность проведения ПМПк в школе определяется запросом ОУ. Плановые проводятся один раз в учебную четверть, внеплановые - уже по мере необходимости.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют свои трудовые функции в основное рабочее время, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с запросом. На консилиум педагогом должны быть представлены следующие документы:

  • информационная карта класса со списком учащихся, которые испытывают трудности в обучении;
  • педагогическая характеристика на обучающегося школы;
  • результаты проверочных работ и тетради ребенка по основным предметам.

педагогом-психологом:

  • протокол обследования ребенка;
  • заключение психолога и дальнейшие рекомендации,

логопедом:

  • логопедическое представление на ребенка (речевая карта);
  • протокол логопедического обследования;
  • логопедическое заключение и рекомендации;

социальным педагогом:

  • карта социально-педагогического обследования ребенка и семьи;
  • социально-педагогическое заключение.

Виды ПМПк 

Как уже было сказано выше, заседания ПМПк в школе могут быть плановыми и внеплановыми. Для первых план составляется в самом начале учебного года, и в соответствии с ним заседания проводятся. Для плановых заседаний цель заключается в  разработке пути психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, определении направлений - образовательных и коррекционно-развивающих, при завершении обучения решение вопросов об изменении направлений коррекционно-развивающей работы. 

Темами плановых ПМПк могут быть следующие:

  • адаптация учащихся 1-х классов к ситуации школьного обучения;
  • адаптация учеников 5-х классов к ситуации предметного обучения;
  • подростковые проблемы - 6-8 классы;
  • проблемы профориентации и старшего подросткового возраста - 9-11 классы.

На внеплановых консилиумах проводится работа по принятию экстренных мер по выявившимся трудностям, направления коррекционно-развивающей работы, в случае отсутствия результата, изменяются. Периодичность проведения внеплановых заседаний ПМПк школы определяется запросом ОУ на комплексное, всестороннее обсуждение проблем обучающихся.

Виды ПМПк: 

  • классический - созывается в связи с возникшей проблемой. Консилиум может проводиться для решения сложностей конкретных воспитанников или может быть посвящен актуальным психологическим проблемам класса, параллели или школьного звена;
  • экстренный - ему предшествует кризисная ситуация, необходимость принятия безотлагательного решения. В отличие от классического, требует минимальной подготовки, ситуация диагностируется на самом консилиуме. Принятие решения и его реализация - обязательны. 

Как проводится психолого-медико-педагогическая комиссия

Участники консилиума обсуждают обобщенные аналитические материалы обследования, проведенные каждым специалистом по-отдельности  (педагогом, педагогом-психологом, школьным врачом, учителем -логопедом). Участники обмениваются информацией друг от друга, этот обмен и ответы на вопросы необходимы для заполнения важной графы заключения консилиума, касающегося описания актуального психолого-медико-педагогического состояния учащегося. Работа консилиума завершается заполнением итогового документа - заключения консилиума, в нем предусматриваются ответы на следующие вопросы.

  1. Каков педагогический, психологический, медицинский статус обучающегося на момент обследования?
  2. Какими проблемами и особенностями характеризуется развитие ученика в целом на момент обследования?
  3. Какая по содержанию должна быть индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе обучения в школе?
  4. В каких формах и в какие сроки обучающегося будут сопровождать педагог-психолог, школьный врач и классный руководитель?
  5. Предусматривается ли консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями обучающегося и школьной администрацией и каково ее содержание? 

Объекты обсуждения на ПМПк в школе: параллель классов, отдельный класс, группа обучающихся, отдельный обучающийся.

Для ответов на вопросы предусмотрены конкретные сроки выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть назначен любой участник консилиума, но чаще всего такая роль отводится школьному педагогу-психологу. В его функции входят следующие обязанности:

  • ведение карты развития ученика;
  • отслеживание этапов сопровождения;
  • инициация повторного обсуждения ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и определения дальнейших шагов.

Следует обратить особое внимание на ответственность специалистов ПМПк в школе при заполнении документации. Организация работы психолого-медико-педагогической комиссии должна реализовываться таким образом, чтобы представления и заключения составлялись максимально объективно и грамотно. Документы, подготовленные некорректным образом, могут стать причиной судебного разбирательства между образовательным учреждением и родителями ребенка. Основные недостатки при составлении представлений и заключений: 

  • неполное или искаженное отражение ситуации развития;
  • некомпетентное использование специальной терминологии;
  • отсутствие анализа и обобщения проблемы;
  • слишком подробная информация, содержащая необязательные детали, нарушающая конфиденциальность;
  • отсутствие должных рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;
  • отсутствие или фальсификация подписей ответственных лиц.

В образовательной организации создается команда специалистов, работающих по системному принципу. Эффективность работы сотрудников достигается посредством междисциплинарного взаимодействия.

Наиболее важен в деятельности экспертов комплексный подход к проблемам ребенка, предполагающий:

  • многоуровневую диагностику развития ребенка;
  • создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон эмоциональной и когнитивной сфер ребенка;
  • взаимодействие экспертов в рамках ПМПк;
  • организацию пространства для развития (кабинет игровой терапии, дефектологический, логопедический кабинеты).

Этапы проведения ПМПк в школе

ПМПк включает 5 этапов: диагностико-консультативный, организационно-методический, коррекционно-развивающий, контрольный, итоговый. Рассмотрим вкратце каждый из них.

Диагностико-консультативный этап

Происходит сбор первичных сведений. Специалисты проводят встречу с родителями, педагогом. Изучение медицинского анамнеза. Наблюдение за поведением ребенка на переменах, на уроке. Многоуровневая диагностика учеников специалистами с целью определения уровня развития каждого: дефектологом (учебная и познавательная деятельность); психологом (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие); логопедом (речевая деятельность). Исходя из результатов диагностики, каждый специалист заполняет отдельное представление на обучающегося. Повторная встреча - консультация с родителями и учителем. Включение родителей и учителя в реализацию личностных коррекционных программ.

Организационно-методический этап

Проведение консилиума. Составление индивидуальных комплексных программ развития. Предварительное комплектование групп. Составление комплексных программ развития обучающихся. Разработка моделей взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.

Коррекционно-развивающий этап

Коррекционная работа с эмоционально-волевой и познавательной сферами ребенка. Работа по формированию основных учебных умений и навыков. Коррекция речевых нарушений. Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:

  • коррекционная работа индивидуального характера;
  • групповые интегративные занятия;
  • занятия в форме путешествий;
  • поддерживающие занятия, с целью адаптации воспитанника к новым условиям развития в переходные периоды (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс);
  • социальные игры - специализированные игры на развитие интеллекта и эмоциональной компетенции;
  • занятия-тренинги (тренинги для общения, развития навыков коммуникации, занятия для релаксации и т. д.);
  • постоянно функционирующая «Стена самовыражения» для учащихся, где они могут написать, нарисовать абсолютно все, что хотят;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия со специалистами: логопедом, дефектологом.

Контрольный этап

Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума. Участники обсуждают динамику развития наиболее "сложных" детей, по необходимости корректируют программу, принимают решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решают вопрос об адекватных формах получения знаний в школе. Далее занятия по коррекционным программам продолжаются с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.

Итоговый этап

Завершающий консилиум. Анализ деятельности ПМПк в школе за прошедший учебный год. Проект плана работы ПМПк на новый образовательный год. Формы взаимодействия: семинары - практические и теоретические, индивидуальные консультации, составление руководств, рекомендаций, оформление стендов с информацией, лектории. Примерный план работы педагога-психолога в психолого-медико-педагогическом консилиуме школы на учебный год (Извлечения из общего плана).

Автор: С.М. Курганский,  заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Читайте также другие материалы по теме деятельности ПМПк:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль