Биология в загадках "Организм свой изучай и здоровье сохраняй!"

4298

Автор: Прохорова С.В., учитель химии и биологии высшей категории Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Красногвардейская средняя общеобразовательная школа" п. Красногвардеец Тёпло-Огарёвского р-на Тульской области 
На своих уроках часто использую стихи, которые пишу сама. Такая форма подачи информации активизирует внимание учащихся, развивает интерес к предмету. Некоторые мои ученики выполняют домашние задания в стихах, загадках, трансформируя в эту форму материал учебника. Это способствует более продуктивному усвоению материала, развитию творческого мышления.

Данное методическое пособие написано мною к учебнику Сонина В.И. и Сапина М.Р. "Биология. Человек". Загадки составлены ко всем темам и их подразделам. Значительно расширен материал по теме «Высшая нервная деятельность». Материал пособия можно использовать на разных этапах урока: объяснении нового материала, закреплении, контрольном.; а так же при проведении внеклассных занятий, и не только по биологии.

По материалам этого пособия мною подобран материал для Всероссийского дистанционного конкурса по биологии "Валеология в загадках" для НОЦ "Эрудит" (г.Саратов).Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. Чем же характеризуется образ жизни современных учеников? Школьное образование утратило былое единообразие, наряду с традиционными учебными заведениями появились гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, частные школы. Это отражает в целом от массового унифицированного образования к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ученика. Нацеленность школы на более точный учет учебных возможностей учащихся созвучна требованиям гигиенистов, настаивающих на соответствии учебных нагрузок психофизиологическим и функциональным возможностям детей и подростков.

О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог-просветитель И.Т. Песталоцци говорил о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит "удушение" развития детей, "убийство их здоровья". Это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до трех лет еще питались материнским молоком, когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом, когда школьные программы были менее информационно нагружены. Следуя за технологическим процессом, школа продолжает наращивать объем и интенсивность информационных потоков, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок. Содержание школьных программ меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Большое влияние на здоровье детей оказывают экологические факторы.

Я поняла, что только новые – оздоравливающие, личностно-ориентированные, развивающие – технологии должны лечь в основу построения педагогического процесса на уроках и во внеурочное время. Свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий я начала с диагностики учащихся: изучение индивидуальных психологических особенностей (типы восприятия, внимания, памяти, мышления, типов темперамента, темпа деятельности и т.д.). Теперь, готовясь к каждому уроку, я, исходя из анализа содержания учебного материала, логики его изложения, требований к усвоению, четко определяю, какой вид психической деятельности при усвоении данного материала является ведущим и, следовательно, подлежит активизации в первую очередь; какова его структура и возможные способы организации в рамках усваиваемого материала. Для этого я составляю карту стилей на каждого ученика (графический портрет) во всех классах, где я работаю; определяю, какие стили входят в усредненный стиль класса. Затем я выясняю, кто не соответствует стилю большинства, определяю ориентацию учебных материалов (учебников, пособий, раздаточных материалов, отмечаю случаи конфликта со стилями обучения учащихся. Оценив глубину конфликтов между учебными стилями учащихся, средним стилем класса, стилем преподавания учителя и ориентацию учебных материалов, я подбираю ту или иную технологию для изучения темы урока. Самое сложное в этом процессе – это определение методов включения учащихся группы риска в учебный процесс посредством: адаптации заданий внутри класса, творческого использования возможностей работы в малых группах, создания возможности выбора заданий, индивидуальных домашних заданий, консультирования учащихся. Это достаточно трудоемкий процесс для учителя, но он позволяет успешно учить весь класс: дети легко овладевают знаниями, умениями, навыками, способами умственных действий. Каждый движется "по своей личной траектории восприятия", продуктивно усваивает материал на уроке, находится в ситуации успеха. Таким образом, используя знания о психологических особенностях восприятия каждого ребенка, можно построить личностно-ориентированное обучение, при чем достаточно эффективное. В своей профессиональной деятельности отдаю предпочтение активным формам, методам, средствам обучения. Именно они, по моему мнению, способствуют мотивации обучения, активизируют процесс восприятия. Это игровые технологии, проблемное обучение, технология С.Н. Лысенковой (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении). Использование мною на уроках технологии В.Ф.Шаталова (интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала) позволяет минимизировать объем домашнего задания, усвоить практически весь изучаемый материал на уроках.

Введение курса "Биология с основами сельского хозяйства" в 5,6,7 классах (3 часа в неделю) позволило расширить содержание биологического образования именно за счет увеличения экскурсий в природу, выполнения исследовательских и практических работ, что в свою очередь делает педагогический процесс не только эффективным, но здоровьесберегающим, так как эти занятия проходят на природе. В рамках использования здоровьесберегающих технологий на своих уроках регулярно провожу гимнастику для глаз для профилактики нарушения зрения, так как результаты медицинского осмотра свидетельствуют об ухудшении зрения у учащихся.Вашему вниманию предлагаются некоторые загадки, используемые на уроках биологии.

ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА"

1. Отцом медицины он назван не зря,
Пред ним преклоняюсь, скажу не тая.
На родине в Греции много трудов
Для медицины создать он лишь смог.
О темпераментах труд он создал,
Достоин тот труд величайших похвал,
Сейчас в этой области много учений,
Однако, скажу без преувеличения,
Что гениальнее нет и не будет:
Лучше еще не придумали люди.
(Гиппократ)

2. Другой знаменитый ученый был грек,
Мы будем гордиться из века им в век.
Сосуд он крупнейший «аортой» назвал,
О сходстве животных он с нами сказал,
Решил, что за весь кроветворный процесс
Ответственна печень. Досадный эксцесс!
А в целом заслуги его велики,
Ведь в мире не много ученых таких.
(Аристотель)

3. Он тоже достоин немалых похвал,
Науки такие он обосновал:
Одна – анатомия, о рассечении,
О внутреннем нам повествует строении.
О функциях создал он физиологию,
В чем принцип работы, какова технология?
(Клавдий Гален)

4. Родился давно он вблизи Бухары,
Известны его медицине труды,
Из них самый мощный -врачебный «Канон»,
Все тайны врачам раскрывает в нем он.
(Ибн Сина = Авиценна)

5. В местечке Швейцарии – город Айнзидельн,
Родился там этот "бунтарь" медицины.
Себя величал "бесподобным', "магистром',
Был в химии "князем", в медицине – "министром".
Науку он новую обосновал,
Её ятрохимией он величал.
В лечении первым он стал применять
Сурьму и мышьяк, чтобы всех избавлять
От ран и от хвори алхимии средствами.
За эту заслугу стал миру известным.
(Теофраст Парацельс)

6. Английского врач этот происхождения.
Труды его о кровообращении
Сегодня известны миру всему,
И поспешу сообщить по сему,
Он первый сказал, что кровь сердце гоняет,
В сосуды ее оно распределяет,
В два круга: круг малый или большой.
Все так же у нас происходит с тобой.
(Уильям Гарвей)

7. Художник, анатом он был замечательный,
Ещё инженер, математик внимательный.
Пропорции тела он изучал,
Впервые он атлас рисунков создал.
Рисунков тех было всего восемьсот,
"Виват!" - говорит во всем мире народ.
Сегодня его как художника чтим,
Джакондой любуемся, созданной им.
(Леонардо да Винчи)

8. В семье брюссельского аптекаря
Родился этот человек,
Учился он в Париже, в Бельгии
Закончил университет.
Он Авиценны и Галена
откорректировал труды,
Сказал: "У женщин и мужчин
Есть ребер с каждой стороны
Поровну так, а не иначе".
Решил он трудную задачу.
В анатомической науке порядок строгий он навел:
Убрал все домыслы, ошибки, в систему знания привел.
Врачом придворным он служил у Карла, после у Филиппа,
Лишь инквизиция его зачислила в ранг еретика.
По ходатайству короля сожжен он не был на костре,
Дальнейшая его судьба была трагичною вполне.
Но в анатомии сравнительной
По праву он слывет отцом,
Мы будем помнить и гордиться брюссельским этим молодцом!
(Андрес Везалий)

9. Весь мир его зовет "отцом" вакцины,
Динамику он оспы изучал,
Родоначальником прививок в медицине
Он самым первым в нашем мире стал.
(Эдуард Дженнер)

10.Он - знаменитый микробиолог,
Понять он брожения тайны помог нам,
В работах ответил тебе он и мне,
Что жизнь не возникнет сама по себе,
Еще он придумал бульон кипятить,
Чем смог от микробов его сохранить.
(Луи Пастер)

11.Он немец по происхождению,
Себя микробам посвятил,
Их изучал самозабвенно,
Холеру и туберкулез открыл.
Чумы бубонной, столбняка
Он возбудителей увидел,
Потомки все, наверняка,
Гордиться долго будут им.
(Роберт Кох)

12.Русский это явление открыл,
Премию Нобеля он получил,
Дал на нелегкий вопрос он ответ:
Как сохранить нам иммунитет?
(Илья Мечников)

13. "Старейший физиолог мира",
Сей титул получил лишь он
И величайшим стал кумиром
У всех народов всех времен.
Секреты он пищеварения
Для нас с тобой, мой друг, открыл,
О возбуждении и торможении
Трудов немало сочинил.
Еще упорно и настойчиво
Он описал один процесс,
Назвал его он очень просто
И незатейливо «рефлекс».
В чем суть условного рефлекса?
Ответ подробный миру дал:
Есть временная связь в процессе,
Сие достойно всех похвал!
Собаки спутниками были
Всегда в науке у него,
За что и имя получили
Они впоследствии его.
(Иван Павлов)

14.Великий труд он написал
"Рефлексы мозга головного",
Никто ни до него, ни после
Труда не создавал такого.
Сказал он: "Раздражение есть -
Начало всякого процесса .
В основе функций ЦНС
Лежат условные рефлексы".
Еще ответил на вопрос
О всех загадках торможения:
Оно, как выяснилось, тоже
Лежит в основе поведения.
(Иван Сеченов)

15.Гордость России – блестящий анатом,
Еще физиолог и врач хоть куда там!
Огромны заслуги его в хирургии:
Впервые наркоз применил из эфира,
Повязку из гипса еще предложил,
Медсестринский труд высоко оценил,
Считая, что качественный уход,
Никак не заменят пилюли, уколы .
(Николай Пирогов)

ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ "ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ"

1. Она минимальная единица
Строения, функции организма,
Ткани и органы составляет,
Их по кирпичикам собирает.
(Клетка)

2. Самый простой растворитель она,
Транспорт осуществляет тепла,
Реакции в этой среде лишь идут,
Речь о каком веществе здесь ведут.
(Вода)

3. Только эти вещества
Главной "стройкою" пока
В организме называем,
Там лишь, где они бывают,
Быстро органы растут,
И ферментов синтез тут
Непрерывно возрастает,
По-другому не бывает.
(Белки)

4. Функций много у этих веществ:
Защита и пластика, самой существенной
Синтез считаем мы АТФ,
Ведь без энергии в атомный век
Нам не возможно с тобою прожить,
Чтобы большими делами вершить.
(Углеводы)

5. Молекула этого вещества
Является двуспиральной пока,
Тысячи признаков в генах несет,
Признаки детям передает.
(Молекула ДНК)

6. Если взрослый организм
Может предать своим
По наследству детям свойства,
Ты тогда не беспокойся:
Признак рода будет жить
И традиции хранить. (Наследственность)

7. Коли в вашем поколении
Свойства новые возникли,
Я скажу вам без сомнения,
"Тайны" в организм проникли
И командуют они там теперь, еще и тут,
Удивительный процесс тот …… зовут.
(Изменчивость)

8. Есть у клетки оболочка,
Необычна она очень:
Мозаичное строение
У неё на удивление.
Слой липидов есть двойной,
Гидрофобностью одной
Несомненно обладает,
Он еще в себя включает
Интересные белки,
Много функций здесь они
Посекундно выполняют:
Что-то в клетку пропускают,
Ну, а что-то вовсе нет,
Так дают "врагу" ответ.
Углеводный слой тут "вьется",
……… зовется.
(Плазматическая мембрана; гликокаликсом)

9. Компонент в клеточке этой
Заполняет все "просветы",
Что меж органами есть,
Органоидов не счесть.
Полужидка по структуре,
Может изменять натуру:
Воду если потеряет,
Её …….. называют,
Коль вода вернется вновь,
Переходит тут же в …….
Служит для объединения
Органелл внутри она
И нормальное давление
Держит в клеточках всегда. (Цитоплазма, гель, золь)

10.Этот органоид важный,
В центре он лежит отважно,
А внутри него есть "банк",
В "банке" этом точно, факт
Хромосомы проживают,
За наследство отвечают.
(Ядро)

11.Чтоб ты клетки видеть мог,
Он придумал микроскоп.
(Роберт Гук)

12.Эти плотные тельца из белка и РНК
Они точно состоят,
В цитоплазме – часть, лежат
Там они себе достойно,
И за синтезы спокойно
Отвечают всех белков,
Механизм у них таков,
А другая часть процесс
Производит в ЭПС.
(Рибосомы)

13.Здесь проходит длинный «тракт»,
Вещества не просто так
Могут в нем перемещаться,
Ведь до "места" чтоб добраться,
Нужно осторожным быть
И структуру сохранить.
(Эндоплазматическая сеть)

14.Выглядит сложно эта система,
Эта система решает проблемы:
Комплексы сложных веществ создает,
И лизосом еще синтез ведет.
Полости, трубочки, есть пузырьки,
В сложные стопки слились они.
(Аппарат Гольджи)

15.Есть в цитоплазме у нас пузырьки,
Много ферментов содержат они,
В клеточках яды они разрушают,
Много микробов еще растворяют.
Аппарат Гольджи их синтез ведет,
Кто же структуру мне назовет.
(Лизосомы)

16.Тот органоид парой мембран
От всех отгорожен, то не изъяном
Служит , а выгодой данной структуре,
Так как заложено в этой натуре
Много ферментов на внутренних кристах,
Здесь происходит достаточно бстро
Процесс окисления глюкозы, и вот
Здесь четко и слаженно синтез идет
Аденозинтрифосфата. Она
Макроэргических связей полна.
(Митохондрии)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль