Оптимизация структуры образовательных учреждений в условиях меняющегося законодательства

44051

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Трудовые отношения в общеобразовательных организациях»

Автор: А.А. Вавилова,  зам. директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ - Высшая школа экономики"

Для того чтобы эффективно работать в условиях меняющегося законодательства, образовательные учреждения должны иметь оптимальную структуру, которая, с одной стороны, обеспечивает легкую управляемость, быструю трансляцию задач от руководителя до непосредственного исполнителя, а с другой стороны, дает работникам возможность проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием общеобразовательной организации

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


Выбор оптимальной структуры управления учреждением

Если образовательное учреждение (далее – ОУ) сравнительно невелико, руководитель может осуществлять управление, ставя задачи непосредственно перед работниками. Должность работника в этом смысле  является минимальной структурной единицей учреждения.

Профессиональная справочная система для руководителей и специалистов общего и дошкольного образования, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня ⇒ vip.1obraz.ru!

В ОУ с большим коллективом такое управление становится невозможным. В этом случае проще объединить работников в группы, за организацию деятельности которых будут отвечать нижестоящие руководители. Иными словами, в учреждении с большой численностью работников целесообразно создавать структурные подразделения. Руководство деятельностью ОУ, в котором есть структурные подразделения, является многоступенчатым: руководитель учреждения ставит задачи перед руководителями структурных подразделений, а уже эти руководители обеспечивают выполнение задач силами возглавляемых ими работников (при этом, возможно, имея в рамках своего структурного подразделения другие отделы и ставя задачи, в свою очередь, перед их руководством). Вопрос о том, какие именно структурные подразделения должны быть сформированы в ОУ, зависит от его внутренних потребностей.

Струкурные подразделения образовательного учреждения

В крупных учреждениях, как правило, выделяют бухгалтерию, юридический отдел и отдел кадров, а также – независимо от числа работников –  библиотеку и пищеблок. В учреждениях, ведущих приносящую доход деятельность, формируют подразделения платных образовательных услуг и предшкольной подготовки. Если в ОУ ведется масштабная медицинская деятельность, в нем создают медицинский центр, а если есть бассейн – физкультурно-оздоровительное направление.

Виды образовательных организаций по новому закону об образовании претерпели изменения. Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный  закон "Об образовании в Российской Федерации") образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, а именно:

  • филиалы;
  • представительства;
  • отделения;
  • факультеты;
  • институты;
  • центры;
  • кафедры;
  • подготовительные отделения и курсы;
  • научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения;
  • лаборатории;
  • конструкторские бюро;
  • учебные и учебно-производственные мастерские;
  • клиники;
  • учебно-опытные хозяйства;
  • учебные полигоны;
  • учебные базы практики;
  • учебно-демонстрационные центры;
  • учебные театры;
  • выставочные залы;
  • учебные цирковые манежи;
  • учебные танцевальные и оперные студии;
  • учебные концертные залы;
  • художественно-творческие мастерские;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • спортивные клубы;
  • студенческие спортивные клубы;
  • школьные спортивные клубы;
  • общежития;
  • интернаты;
  • психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию обучающихся;
  • иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.
  1. Структурные подразделения, задачей которых является административное обеспечение деятельности учреждения. К ним относятся юридические, бухгалтерские, финансовые, маркетинговые и PR-службы, отделы, департаменты и т. п. Они формируются, как правило, в крупных учреждениях.
  2. Отделы, задачей которых является осуществление основной деятельности учреждения. К ним относятся отделения, центры, клубы и т. д. Чаще всего их формирование обусловлено реализацией в учреждении нескольких образовательных программ: например, если в учреждении реализуется программа дополнительного образования, то в нем создается отделение дополнительного образования, а если в учреждении реализуется программа дошкольного образования, то в нем создается центр дошкольного образования.
  3. Отделы, задачей которых является материально-техническое, ресурсное обеспечение основной деятельности учреждения. К ним относятся столовая, библиотека, хозяйственная служба и т. п.

Подобные подразделения целесообразно создавать даже в том случае, если в них будет числиться всего один работник, поскольку таким образом можно обособить имущество, закрепляемое для ведения соответствующей деятельности. В то же время хозяйственные функции можно либо возложить на конкретного работника (например, на завхоза), либо передать на аутсорсинг (например, питание учащихся может обеспечивать кейтеринговая компания, а уборку территории и помещений – клининговая компания).

Нередко на формирование структуры ОУ влияют процессы оптимизации сети образовательных учреждений. В случае когда ОУ теряет спрос на услуги и шансы изменить ситуацию в лучшую сторону невелики, учредитель может принять решение о его реорганизации.

Изменение структуры образовательного учреждения в связи с реорганизацией

Реорганизация учреждений возможна в форме:

  • слияния,
  • присоединения,
  • разделения,
  • выделения и
  • преобразования.

Для сферы образования, учитывая демографические тенденции прошлых лет, наиболее актуальными формами реорганизации являются присоединение и слияние. Таким образом, например, могут объединяться несколько общеобразовательных учреждений или общеобразовательное образовательное учреждение и дошкольное образовательное учреждение.

Практика показывает, что объединение образовательных учреждений с целью создания интегрированных структур дает им самим, а также потребителям образовательных услуг значительные преимущества.

  • Во-первых, создается единое юридическое лицо, имеющее полную свободу в перераспределении «внутренних» материально-технических и кадровых ресурсов в соответствии с выбранной стратегией, программой развития и планом финансово-хозяйственной деятельности.
  • Во-вторых, государственное (муниципальное) задание формируется для учреждения в целом, поэтому распределять его по структурным подразделениям смогут работники администрации учреждения, а не учредитель, что значительно повышает гибкость в решении вопросов выполнения задания.
  • В-третьих, объединение учреждений позволяет легко и с наименьшими издержками транслировать опыт успешных управленческих команд, функционирующих в сфере образования, способствует распространению инновационных образовательных практик и улучшению качества образования.

Структура образовательного учреждения может отличаться не только по выделяемым подразделениям и их количеству, но и по иерархической сложности. В рамках одного структурного подразделения могут быть сформированы собственные отделы, поскольку управлять большим отделом без создания внутренней структуры сложно. Вряд ли подобное решение актуально для небольших образовательных учреждений, однако в целом такая возможность есть у любого юридического лица.

Таким образом, структура образовательных учреждений может весьма и весьма сильно отличаться. Каких-либо жестких требований к ней не установлено, и даже примерно одинаковые виды и объемы деятельности не гарантируют, что два разных образовательных учреждения будут при этом иметь схожую структуру.  Поскольку некой абстрактной эффективной структуры ОУ не существует, вопросы о ее создании должны решаться сугубо индивидуально, с учетом всех особенностей и обстоятельств деятельности учреждения.

Принимать окончательное решение о реорганизации образовательных учреждений учредитель должен только после проведения аналитической работы по прогнозированию положительных эффектов и потенциальных рисков, обусловленных возможным изменением подведомственности, передачей имущественного комплекса одного учреждения другому, а также после осуществления предварительных расчетов по финансированию вновь создаваемого учреждения. 

Принятие решения о формировании структуры образовательного учреждения

Кто именно уполномочен принимать решение о формировании той или иной структуры ОУ?
Часть 1 ст. 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дает на этот вопрос однозначный ответ: "образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами"*
[* Определение структуры не входит в число исключительных полномочий образовательного учреждения, указанных в ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992  № 3266-1 "Об образовании". Это значит, что любые структурные изменения руководитель учреждения должен согласовать с учредителем. их юридического  лица. Таким образом, для создания представительства и филиала ОУ фактически  необходимо согласие учредителя, утверждающего его устав. Несмотря на то, что в силу ч. 9 ст. 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"  представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной   организацией,  сам факт необходимости  отразить  создание представительства в уставе делает его  создание без согласия учредителя невозможным. ]

Таким образом, с 1 сентября 2013 г., когда новый закон об образовании вступит в силу, руководящие органы ОУ будут официально уполномочены принимать решение о формировании его структуры. Какие именно органы ОУ должны принимать решение о создании  и ликвидации структурного подразделения? Такое решение может принимать единоличный исполнительный орган образовательной организации, т. е. ее руководитель.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Ч. 4 ст. 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Кроме того, для любой образовательной организации может быть предусмотрено участие коллегиального органа управления в решении вопроса о создании структурных подразделений – для этого нужно внести соответствующую норму в устав образовательной организации. Иными словами, в отношении любого структурного подразделения для его создания либо ликвидации может потребоваться решение того или иного коллегиального органа управления (общего собрания работников, управляющего совета и т. п.), если необходимость такого решения предусмотрена уставом. Указанные органы могут быть просто включены в процесс принятия решения. Например, решение может приниматься только с их согласия, с учетом их заключения или по их инициативе.

Впрочем, для государственных и муниципальных образовательных учреждений вопрос относительно того, будет или не будет сформирован конкретный отдел, все равно не может быть решен без согласия учредителя. Вызвано это тем, что учредитель утверждает устав ОУ, в котором, как правило, отражается структура образовательного учреждения. Соответственно, если для изменения структуры ОУ потребуется изменить его устав, то сделать это в противоречии с мнением учредителя не  получится. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего

Понятие структурного подразделения

Структурное подразделение не имеет собственной правосубъектности, т. е. не может  действовать  от собственного  имени. Оно является частью юридического лица (в данном случае – ОУ) и действует как часть юридического  лица, а также  от имени юридического лица, если ему была дана такая возможность  (например, оформлена доверенность на имя руководителя).

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" структурные  подразделения  образовательной организации, в т. ч. филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

В указанной  выше норме нашел отражение важный ключевой признак  структурного подразделения  – наличие локального нормативного акта, определяющего его внутренний статус. В подобном акте  фиксируются наименование отделения и его место в структуре организации (является самостоятельным либо входит в состав более крупного отделения), указываются  цели подразделения, его основные задачи и функции, описывается, как организована его работа, какими правами оно обладает для обеспечения реализации функций,  как оно взаимодействует с иными структурными  единицами организации (отделами, работниками определенных должностей и т. п.), какова его внутренняя структура образовательного учреждения и штатная численность, какими полномочиями обладает руководитель отдела и какую ответственность он несет, а также, возможно, иные вопросы – место нахождения, условия работы, контроль деятельности, имущество, делопроизводство и отчетность.

Наименование структурного подразделения

Структурное подразделение имеет собственное наименование. Гражданское законодательство содержит понятия филиала и представительства, что делает использование таких наименований возможным только для структурных подразделений, отвечающих признакам филиала и представительства в соответствии с ГК РФ. В отношении же иных наименований строгих правовых норм не имеется. Тем не менее можно говорить о сложившейся практике, согласно которой наиболее крупное подразделение именуется управлением, менее крупное – департаментом, небольшое – отделом, а самые маленькие – секторами, участками и группами. Новым законом об образовании существенным образом изменен подход к вопросам типологии образовательных учреждений. Ранее законодательно выделялись типы, а в их рамках фиксировались различные виды образовательных учреждений: например, тип – общеобразовательное учреждение, вид – гимназия, лицей и т. д.; тип – учреждение среднего профессионального образования, вид – колледж, профессиональный лицей и т. д. Теперь все образовательные организации должны относиться к какому-то типу, заданному теми образовательными программами, которые они реализуют. Конкретное же наименование организации может указывать на некоторые особенности ее образовательной деятельности, но не определяет ее правовой статус.

Наименования структурных подразделений обычно указывают на их функциональную специфику. Установленных законодательством требований к ним, за исключением  филиала и представительства, не существует.

Получается, что, с одной стороны, правовых препятствий ОУ выбирать себе любое наименование более нет – критерии выделения видов отныне не существуют (за очень редким исключением, например, в отношении кадетских училищ и подобных им организаций, а также кадетских классов в общеобразовательной школе). Однако, с другой стороны, выделяемые виды образовательных учреждений существовали достаточно длительное время, и в общественном сознании сформировалось о них определенное представление. Например, лицей или гим-назия воспринимаются как учреждения, реализующие образовательные программы повышенного уровня сложности, а школа – как учреждение, которое реализует обычные образовательные программы.

Назвать школу лицеем возможно, но это будет вводить потребителей образовательных услуг в заблуждение, поскольку, ориентируясь на наименование, они будут ожидать качество образования, соответствующее тем характеристикам, которые ранее использовались для решения вопроса о присвоении наименования "лицей". Часть 6 ст. 23 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает следующее требование к наименованию  образовательной организации: "в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы,  специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции)".  Таким образом, специальные наименования организаций сохранить и продолжать использовать можно, но необходимо, чтобы они соответствовали реальным особенностям осуществляемой ими образовательной деятельности. Если, например, лицеем будет названо учреждение, которое работает по «обычной» школьной программе, то такое наименование не будет соответствовать нормам данной статьи, поскольку оно не указывает на реальные особенности реализации программ (и, повторим, вводит потребителей услуг в некоторое заблуждение относительно качества работы).

Указанные моменты должны учитываться и при наименовании структурных подразделений, которые осуществляют образовательную деятельность.

В целом структурное подразделение вполне может именоваться школой, лицеем, колледжем, центром образования и иными подобными на именованиями, которые обычно ассоциируются с наименованиями юридических лиц. Формально юридически никаких требований к наименованиям отделений такого плана нет. Однако представляется, что наименование должно отражать реальные особенности деятельности структурного подразделения, и злоупотреблений "престижными" наименованиями необходимо избегать не только выбирая наименование юридического лица, но и наименование отделения.

Виды структурных подразделений

Структурное подразделение может быть обособленным и необособленным. У обособленного подразделения существует определенная финансовая самостоятельность: отдельная смета, суббаланс  и т. д. Однако главной особенностью его деятельности является ведение раздельного учета имущества в рамках общего бухгалтерского учета ОУ.

Следует помнить, что имущественный комплекс, необходимый для обеспечения деятельности структурного подразделения, всегда принадлежит ОУ (закрепляется за ним на праве оперативного управления либо передается ему в аренду или в безвозмездное пользование). За отделением он закрепляется на основании локальных нормативных актов, которые в случае создания филиала или представительства требуют определенных согласований.

Обособленные и необособленные структурные подразделения

Руководителю обособленного структурного подразделения практически всегда выдается доверенность на совершение юридически значимых действий от имени юридического лица. Руководителю филиала или представительства такая доверенность может быть выдана на основании закона, руководителю иного обособленного отделения она, как правило, выдается в силу управленческой целесообразности: например, если обособленным отделением является столовая, то у ее руководителя должна быть возможность заниматься закупкой продуктов питания и подписанием соответствующих договоров.

Отдельно среди обособленных отделений необходимо выделить представительства и филиалы юридического лица. Данные виды отделений характеризуются спецификой, закрепленной законом.

Определения понятий "представительство" и "филиал" содержатся в ст. 55 ГК РФ:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ч. 1);
  • филиалом является обособленное отделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т. ч. функции представительства (ч. 2).

Таким образом, представительство и филиал ОУ различаются объемом возложенных на них функций. Представительство только представляет интересы юридического лица и не ведет никакой другой деятельности. Филиал же реализует образовательные программы в рамках государственного (муниципального) задания учреждению, осуществляет приносящую доходы деятельность и т. п. Кроме того, он также выполняет функции представления интересов юридического лица. Согласно нормам Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" филиал должен проходить лицензирование и аккредитацию: "по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования" (ч. 4 ст. 91);
"аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале" (ч. 9 ст. 92).
Есть неоднозначность в решении вопроса о том, могут ли существовать иные, помимо представительства и филиала, обособленные структурные подразделения. Более обоснованной представляется точка зрения, согласно которой обособленное структурное подразделение может и не быть филиалом или представительством.

Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается. Ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Дело в том, что прямого запрета на создание иных обособленных структурных подразделений в законодательстве нет. Термин "обособленное структурное подразделение" используется наряду с терминами "представительство" и "филиал", что надо понимать как различие понятий. Кроме того, обособленное отделение может не выполнять функций представления интересов юридического лица и, соответственно, не подпадать под определения представительства и филиала.

Ключевым отличием представительства и филиала от иных отделений является то, что они расположены вне места нахождения юридического лица.  Под местом нахождения можно понимать адрес юридического лица, указанный в уставе. В этом случае следует называть филиалами все подразделения ОУ, которые работают по иным адресам. Можно также считать местом нахождения населенный пункт (город, поселок, деревню), где расположено юридическое лицо. В этом случае филиалом будет только такое отделение, которое находится за рамками границ населенного пункта. Находящееся в том же пункте по другому адресу подразделение будет считаться обособленным, но не филиалом.

Согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется по месту его государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Статья 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит следующую норму: государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Статья 5 этого же закона, определяя содержание государственных реестров, предлагает включать туда адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Таким образом, местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа признается конкретный адрес. Следовательно, любое подразделение, расположенное в ином месте, считается находящимся не по месту регистрации.

Вместе с тем существует мнение, что законодатель употребляет термины, которые надо трактовать буквально. Соответственно, адрес требуется детализировать вплоть до улицы, дома, помещения (согласно правилам оказания услуг почтовой связи, определяющим реквизиты для указания адреса). Однако если бы законодатель понимал место нахождения юридического лица как точный адрес, то так и было бы написано в законе. В частности, филиал определялся бы как подразделение, находящееся по иному адресу. Таких формулировок в ГК РФ нет, говорится  лишь о месте нахождения. При этом не детализируется, какие реквизиты необходимо указывать для его определения. Следовательно, понятие "место нахождения" можно трактовать различным образом, в т. ч. и как указание населенного пункта, в котором находится организация.

На практике в большинстве случаев так и происходит: в качестве филиалов и представительств рассматривают подразделения, расположенные в другой местности, т. е. находящиеся за пределами населенного пункта, в котором располагается головная организация. Подобную трактовку можно встретить и при рассмотрении вопросов регистрации для целей налогообложения, и при указании места работы в рамках трудовых правоотношений. Она представляется наиболее разумной.

Еще одним отличием представительств и филиалов от иных структурных подразделений является то, что они должны быть в обязательном порядке указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Соответственно, если создание иных отделений не требует от ОУ привлечения учредителя, то создание филиала или представительства требует. В противном случае внести необходимые изменения в устав будет невозможно.

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" подчеркивает, что к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относится рассмотре-ние и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов, об открытии и закрытии представительств (п. 2 ст. 9). Кроме того, рассматривать данные предложения (поступившие от учредителя или руководителя) и давать по ним свои рекомендации должен наблюдательный совет автономного учреждения (п. 2 ч. 1 ст. 11). Учредитель автономного учреждения принимает решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета.

Рекомендации и заключения по вопросу одобрения предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов, об открытии и закрытии представительств даются большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета. П. 6 ст. 11 Закона № 174-ФЗ

Создание подразделений образовательных учреждений

Таким образом, в случае создания и ликвидации филиалов, открытия и закрытия представительств руководитель ОУ выступает с предложением, которое должно быть рассмотрено наблюдательным советом и после рассмотрения его рекомендаций одобрено учредителем, либо учредитель самостоятельно выходит с предложением о создании филиала, представительства.

По месту нахождения представительства и филиала может быть подан иск к организации. Это правило предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее – АПК РФ).  Согласно ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала, представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала, представительства. В соответствии с ч. 5 ст. 113 того же кодекса судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных
документах.

В силу ч. 5 ст. 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 121 того же кодекса судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства, то такое  извещение направляется также по месту их нахождения, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В отношении других структурных подразделений такой возможности у контрагента не существует. Соответственно, выступая ответчиком по делу, ОУ может рассчитывать на ведение судебного процесса судом, располагающимся по месту собственного нахождения. Если же в спор вовлечены филиал и представительство, судебный процесс может проходить по их месту нахождения (что затруднительно для головной организации, которая достаточно часто осуществляет юридическое обеспечение деятельности филиалов и представительств).

Сведения о представительстве и филиале являются более доступными, чем сведения об иных структурных подразделениях. Согласно п. 3.3 ст. 32 Федерального Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о месте нахождения организации и ее филиалов, о руководителе организации, его заместителях, руководителях филиалов организации.
Ч. 2 ст. 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность положения о своих филиалах, представительствах. Подобного требования в отношении иных отделениц в законодательстве не имеется.

Порядок создания структурных подразделений

Процесс создания структурного подразделения ОУ включает в себя следующие основные этапы:

1. Принятие решения о создании структурного отделения. По общему правилу такое решение оформляется приказом руководителя учреждения, однако лучше его предварительно согласовать с учредителем. Если соответствующая компетенция закреплена за коллегиальными органами управления учреждения, то от них следует получить разрешение. Вопрос о создании представительства или филиала в любом случае должен решаться учредителем. Если учреждение является автономным, данный вопрос должен сначала рассматриваться наблюдательным советом, а уже потом учредителем.

2. Внесение изменений в устав . При создании представительства и филиала регистрация новой редакции устава осуществляется в обязательном порядке.

3. Разработка и утверждение локального нормативного акта, регламентирующего деятельность структурного подразделения. Образовательные учреждения, как правило, оформляют положение, однако такой документ может иметь и другое название.

4. Внесение в штатное расписание соответствующих должностей (разделов).

5. Назначение на должность руководителя подразделения и заключение с ним трудового договора либо – в случае перевода с другой должности – внесение изменений в имеющийся трудо- вой договор.

6. Выдача руководителю отделения доверенности на совершение тех или иных юридически значимых действий. Руководителю представительства, филиала доверенность выдается  в обязательном порядке.

7. Решение вопросов об имуществе, используемом в деятельности обособленного подразделения, и оформлении этого имущества на раздельном учете.

8. Формирование собственной сметы (при необходимости). Порядок государственной регистрации филиалов регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

9. Кадровое комплектование подразделения.
Заключение договоров с вновь набираемыми работниками либо внесение изменений в договоры в связи с переводом на другую работу имеющихся работников. Данные действия могут осуществляться как руководителем отделения, если ему переданы такие полномочия по доверенности, так и руководителем учреждения.

10. Сообщение в налоговый орган по месту регистрации о созданных обособленных отделений (в понимании налогового законодательства – фактически о создании стационарных рабочих мест). Постановка обособленных подразделений на учет в соответствующем налоговом органе.

11. Направление уведомлений в органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС России и др.).

12. Оформление вывесок, печатей, бланков и других средств индивидуализации (при необходимости).

13. Открытие счетов (при необходимости).

14. Для ведения образовательной деятельности – прохождение необходимых лицензионных процедур и процедуры государственной аккредитации. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает ряд требований к процедуре создания и ликвидации представительств и филиалов. В частности, согласно ч. 8 ст. 28 создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. Данная норма является новой и существенно усложняет процесс создания филиалов государственных и муниципальных образовательных организаций.

Кроме того, в силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации, в том числе реализация порядка ликвидации государственных образовательных учреждений города Москвы осуществляется согласно установленном ч. 11 и 12 ст. 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Указанные нормы ст. 22 устанавливают следующее:
принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или)
муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11);
принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12).

Ранее подобные нормы распространялись лишь на случаи ликвидации и реорганизации юридических лиц, никаких требований к ликвидации структурных подразделений законодательство не предъявляло. Теперь же к ликвидации филиала предъявляются такие же требования, как и к ликвидации образовательной организации в целом.

Статус работников и руководителя структурного подразделения

Поскольку структурное подразделение не является юридическим лицом , у него нет работников. Все работники являются работниками юридического лица, договоры с ними заключаются самим юридическим лицом, и юридическую ответственность за организацию их трудовой деятельности также несет юридическое лицо.

В трудовом договоре обязательно должно быть указано место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном  подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. Ч. 2 ст. 57 ТК РФ

Структурное подразделение возглавляет руководитель, ответственный за организацию его работы. Руководитель отделения назначается приказом руководителя юридического лица. С кадровой точки зрения структурное подразделение может состоять из одного руководителя (например, заведующего библиотекой). Работники назначаются на должность приказом руководителя юридического лица или руководителем подразделения, если ему переданы такие полномочия, и подчиняются непосредственно руководителю  структурного подразделения. Как уже было сказано выше, руководителю представительства и филиала должна быть выдана доверенность. В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" данной норме даны некоторые пояснения:  "Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. <…> При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Статус руководителей структурных подразделений, в частности, филиалов и представительств образовательных учреждений имеет некоторые особенности. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) устанавливает, что срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев. Однако для руководителей филиалов, представительств и иных обособленных отделений организаций согласно ч. 5 ст. 70 ТК РФ этот срок увеличен до шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 73 ТК РФ трудовой договор с руководителями филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений и их заместителями, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы, прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Другие работники имеют право на отстранение от работы на определенный срок, т. е. у них есть возможность сохранить рабочее место за собой. Но  и с руководителями работодатель (при желании) имеет право не прекращать трудовой договор, а может лишь отстранить их от работы на срок, определяемый соглашением сторон (без сохранения заработной платы, по общему правилу).

Специфическим основанием расторжения трудового договора с руководителем филиала, представительства, его заместителями является принятие ими необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Кроме того, основанием для увольнения этих лиц является однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Подобная повышенная ответственность объясняется значимостью фигур руководителей филиалов и представительств.

Руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 ГК РФ. П. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996

Нормативные документы

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.05.2013)
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 07.06.2013)
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.06.2013)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 07.05.2013)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 03.12.2012)
  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 29.12.2012)
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 11.02.2013)
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Трудовые отношения в общеобразовательных организациях

Виталий Матвеев, зав. лабораторией образовательного права Московского городского педагогического университета



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль