Конспект урока "Интеллектуальное казино"

1761
Конспект урока

Автор: Сивожелезова Татьяна Геннадьевна учитель химии и биологии МОБУ "СОШ №7 г.Соль-Илецка" (Оренбургская область)Цель: Обобщение знаний по курсу неорганической химии.Задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания учащихся о свойствах основных классов неорганических соединений, способах их получения и областях применения.
  2. Расширить кругозор учащихся, повысить познавательный интерес к изучению предмета, продолжить развивать аналитические способности, умения делать выводы.
  3. Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, слушать других, отстаивать свое мнение, развивать навыки оценки и самооценки своей деятельности.  

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями по числу команд, 300 фишек по 5 «химонов», черный ящик, «кот в мешке» медаль «Знаток химии», листок с письмом, презентация - игровое поле.

 

Реактивы: на столах учащихся: растворы кислот соляной, серной, азотной, индикаторы, раствор нитрата серебра, хлорида бария, роданида калия. Лот№1 растворы фторида, хлорида, бромида, йодида натрия под номерами, штатив для пробирок, чистые пробирки, Лот №2 растворы карбоната, сульфата, нитрата, силиката, фосфата, хлорида, сульфида натрия. Кот в мешке – листок бумаги с текстом письма, написанного хлоридом железа (+3), раствор желтой кровяной соли, ватный тампон. "Черный ящик" - сераХод мероприятия

1.Орг.момент Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?"
Учитель:Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном казино! Мы уверены в том, что собравшиеся здесь ребята имеют определенный интерес к химии, а значит, их ждет успех в сегодняшней игре. Мы желаем всем вам успехов! За каждым игровым столом присутствуют по 4-5 игроков, имеющих определенный запас денежных средств 5 "химонов". Делая ставки, не торопитесь использовать все сразу. При правильном ответе, ваши ставки удваиваются, при неправильном - забираются в банк казино. По окончании игры будут определены ее победители простым подсчетом заработанных «денег», лучшие игроки и знатоки химии. Самый лучший игрок казино получит медаль "Знаток химии". Участие в игре принимают все, но право первого ответа имеет тот, кто делает ставку. Ответы на задания сдаются учителю. Итак - делайте свои ставки, господа! 2.Обобщение материала
5 красное "Слово "кислота" - это функция вещества, а не этикетка с его названием", - говорил российский химик Иван Владимирович Тананаев. Этот термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его способности. Что он имел в виду? Приведите экспериментальное доказательство его слов.
5 черное Химику, окончившему институт много лет назад, задали вопрос: "Почему в азотной кислоте степень окисления азота равна +5, а валетность -4?". "Быть такого не может, это ошибка! Валентность азота равна пяти!" - подумал он, но промолчал. И в самом деле, как правильно?

Учитель: Хорошее начало – половина дела. Делайте свои ставки!  

 

10 красное Сода бывает разная - питьевая (или пищевая), кристаллическая, кальцинированная (вероятно с примесями кальция!?) и каустическая. Каковы формулы этих соединений? Какое из них является самым сильным основанием?
10 черное Вот загадка: одно и то же вещество входит в состав "…воды" и "… молока". Если в такую "воду" подуть через трубочку, она превратиться в "молоко". Если в такое "молоко" дуть через трубочку долго, но станет прозрачным, как вода. О каком веществе идет речь?

Учитель: Итак, дело пошло! Поздравляем с выигрышем! Делаем ставки!

Далее ребята могут выбирать задания в соответствии с количеством заработанных "денег" в любом порядке. В случае банкротства они могут взять взаймы у банка.  15 красное В руки учеников попали обрывки бумаги- черновики учителя, готовившего задания для контрольной работы. Все коэффициенты в уравнении были поставлены правильно. Какие же вещества были взяты для реакции, если получились следующие продукты:

=H2SO4 +6NO2 + 2H2O
=CuSO4+ SO2+ 2H2O
=H3PO4 + 8NO2 + 4H2O
=CuSO4+ 8NO2+ 4H2O
= 5KCl+ KClO3+ 3H2O

 

15 черное Разбирая старые бумаги в архиве одного из великих ученых, студенты нашли старый конспект по химии, испорченный огнем. Сохранилось только следующее:
NaOH + Al + H2O =
Fe + Cl2 =
Si + KOH+ H2O=
Fe + HNO3 (k)=
Cl2+ KOH =
Восстановите записи на обгорелых страницах. Задания сдаются учителю. Делаем ставки!  20 красное ( Лот №1) Нерадивый лаборант забыл наклеить этикетки на склянки с веществами. Но он точно знал, что это соли натрия и галогенводородных кислот. Помогите лаборанту распознать вещества в склянках. Не забудьте привести доказательства.  20 черное Кот в мешке Начальная ставка 5 химонов, кто больше? Право ответа принадлежит команде, заплатившей большую цену. Секретные чернила известны человечеству довольно давно, еще тайные агенты Ивана грозного писали свои донесения луковым соком и становились видимыми при легком нагревании бумаги. Секретные чернила широко применялись н в России революционерами-подпольщиками. В 1878 г Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова. Судом присяжных Засулич была оправдана, но жандармы пытались ее снова арестовать при выходе из здания суда. Однако ей удалось скрыться, сообщив заранее своим друзьям о плане побега по окончании суда при любом его решении. Записка с просьбой принести кое-что из одежды содержала на обратной стороне листка информацию, написанную "секретными чернилами". А вот так эту информацию прочитали друзья. Учитель проводит по листку бумаги ватным тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли - появляется синий текст, написанный заранее хлоридом железа (+3). Вопрос: Чем было написано это письмо? Как еще его можно было бы "прочитать"? Каким цветом оно было бы написано?

Учитель: Итак, ребята, молодцы! Играем дальше, делайте ваши ставки!  
25 красное Решите задачу. Карась – рыба очень чувствительная к кислотности воды. Выживут ли караси в озере объёмом 500 000м3, в воду которого попали сточные воды сернокислого завода, содержащие оксид серы (VI), полученный при сжигании 1600 кг серы, содержащей 20% примесей? Токсическая концентрация серной кислоты для карасей равна 138 мг/л. 25 черное (Лот №2) Рассеянный ученик перепутал надписи на склянках с веществами. Но он точно знал, что это соли натрия и различных минеральных кислот. Попробуйте установить вещества в склянках. Не забудьте привести доказательства. 

30 красное Черный ящик Около 680 г.н.э. в морском бою против арабов византийцы впервые применили новое ужасное оружие - "греческий огонь". Галеры византийцев выбрасывали на неприятельские суда заранее подожженную смесь из "пифонов" - установок, подобных огнеметам. Суда пылали как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь горела на морских волнах, прилипала к одежде и корпусам судов. В 941 г под стенами Царьграда "греческим огнем" был уничтожен флот киевского князя Игоря. В состав "греческого огня" входили битум или нефть и неметалл Х. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине-голубым пламенем, выделяя едкий удушливый газ, растворимый в воде с образованием кислоты. Неметалл Х взаимодействует с металлами и неметаллами. При обработке его концентрированной азотной кислотой образует сильную кислоту, соли которой называют купоросами. Что в черном ящике? Приведите доказательства.  

 

30 черное Видеовопрос: Посмотрите внимательно видеоролик. Определите, какие вещества были взяты для данной химической реакции, напишите уравнение ОВР, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель. Назовите признаки химической реакции продукты реакции. Зеро

Учитель: В случае ставки на зеро команда играет против интеллектуального казино. Если ответ правильный, то команда забирает все деньги, имеющиеся на тот момент в банке.Откройте сейф В сейфе на трех полках стоят различные вещества. На первой полке расположены: оксид и кислота. На второй полке: газ и порошок. На третьей: соль и щелочь. Порошок -серебристый, с металлическим блеском. Газ, находящийся в колбе- ядовит, представляет собой простое вещество, окрашен, входит в состав кислоты. Оксид - красно-коричневое вещество, нерастворимое в воде, имеет в составе атомы того же вещества, что и порошок, образуется при горении порошка на воздухе. При добавлении к оксиду кислоты образуется растворимая в воде соль. Раствор соли голубого цвета, при внесении в него серебристого порошка превращается в зеленый раствор. При добавлении к раствору соли, полученному из порошка при реакции с газом, щелочи, выпадает бурый осадок, при нагревании превращающийся в оксид. В состав щелочи входит металл, окрашивающий пламя в желтый цвет. Назовите все вещества, расположенные в сейфе, приведите уравнения реакций и сейф откроется.Итоги урока Учитель: Уважаемые игры наша игра окончена. Ставок больше нет! Произведем подсчет средств и определим победителя сегодняшней игры и самого лучшего игрока, которому будет вручена медаль «Знаток химии». Подведение итогов урока и выставление оценок.

Рефлексия Ребята, попробуем оценить деятельность своих товарищей по команде и свою собственную в сегодняшней игре: Игра доставила мне удовольствие потому, что... Игра удалась/ не удалась потому, что… Я играл хорошо, так, как… Я играл уверено \не уверенно так, как…Лучше всех играл…Я считаю, что мне необходимо повторить материал о …Я думаю, что я достаточно хорошо усвоил данный материал… Учитель: Уважаемые игроки, всем спасибо, урок окончен, удачи вам на контрольной работе. 
Банк заданий
В случае банкротства участники команд могут взять в долг у банка, заплатив "Процент"
5 химонов - Встретим камень на коронах, знаках власти, орденах, Он же камень "прогрызает", стойко трудится в цехах. Близкий родственник ГРАФИТА, жаль, но реже в сотни раз, Тверже всех на белом свете и зовут его (АЛМАЗ).

5 химонов –
Я блестящий, светло-серый.
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (МАГНИЙ)

10 химонов -
Известно всем, огонь смиряют
Водой.
Ей пламя не грозит,
Но от какого неметалла
Она пылает и дымит? (ФТОР)

10 химонов- 
Все знают, в нашем мире чудном
Ничто не вечно под луной,
Ничто не может ниоткуда
Возникнуть и исчезнуть вновь.
Кто открыл этот закон? (М.ЛОМОНОСОВ) 

 

20 химонов - Проложи путь Соедини сплошной чертой вещества, с которыми вступит в реакцию концентрированная серная кислота.  5 красное Кислотами называются вещества, отщепляющие при диссоциации протон водорода. Который изменяет окраску индикатора. 5 черное Степень окисления азота в азотной кислоте равна +5: H+1N+5O3-2, а валентность -4. Под валентностью понимают число химических связей, которые атом может образовать за счет неспаренных электронов и свободных орбиталей. У азота всего 4 орбитали, значит, валентность азота равна – 4. 
10 красное Каустическая сода - гидроксид натрия NaOH, кристаллическая сода – декагидрат карбоната натрия Na2CO3*10H2O. Кальцинированная сода не содержит в своем составе кальция, это безводный карбонат натрия Na2CO3. Пищевая сода это гидрокарбонат натрия NaHCO3. В растворах всех этих веществ среда щелочная, но самым сильным основанием является гидроксид натрия NaOH.10 черное Это вещество – гидроксид кальция Са(ОН)2 . Его прозрачный водный раствор называют известковой водой, а взвесь в воде- известковым молоком. Если продувать в известковую воду продувать углекислый газ, то выпадает труднорастворимый осадок карбоната кальция. Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О Если продувать в известковое молоко продувать избыток углекислого газа, то образуется хорошо растворимая соль гидрокарбоната кальция. Са(ОН)2 + 2СО2 = Са(НСО3)215 красное
S+ 6HNO3 (k)=H2SO4 +6NO2 + 2H2O
Cu +2 H2SO4(k)=CuSO4+ SO2+ 2H2O
2P + 5H2SO4 (k)=2H3PO4 + 5SO2 + 2H2O
 Ag + 2HNO3 (k)= AgNO3+ NO2+ H2O
 3Cl2+ 6KOH =5KCl+ KClO3+ 3H2O 15 черное 2NaOH + 2Al + 6H2O =2Na[Al(OH)4] + 3H2
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
Si + 2KOH+ H2O= K2SiO3 + 2H2
Fe + HNO3 (k)= нет реакции Cl2+ 2KOH =KCl+ KClO+ H2O  20 красное
Ag++ F- = осадка нет
Ag++ Cl- = AgCl↓ белый осадок
Ag++ Br-= AgBr↓светло-желтый осадок
 Ag++ I-= AgI↓ желтый осадок  20 черное
Письмо написано хлоридом железа (+3). Если смочить текст раствором роданида аммония или калия, то текст письма проявиться красными буквами. Это качественная реакция на ион Fe3+.  25 красное
S→SO2
m(S)чист.= 1600 кг*0,8= 1280 кг
n(S)= n(SО2)= 1280/32= 40кмоль
m(SО2)= 40* 64 =2560 кгСодерж.(SО2)= 2560* 106 / 5* 108= 5, 12 г\ мл
Ответ: да, выживут.
25 черное
CO3 2- + 2H+ = H2O + CO2↑выделение газа
SO4 2- + Ba2+ = BaSO4↓ выделение газа
SiO3 2- + 2H+ = H2 SiO3↓ студенистый осадок PO43- + 3Ag + = Ag3PO4↓ ярко-желтый осадок
Ag++ Cl- = AgCl↓ белый осадок
S 2- + 2H+ = H2S↑ выделение газа с запахом тухлых яиц
Оставшееся вещество – нитрат натрия
30 красное В черном ящике сера. S + O2 = SO2
SO2+ H2O= H2SO3
S + Cu = CuS S+ H2 = H2S
S+ 6HNO3 (k)=H2SO4 +6NO2 + 2H2O  30 черное
Для реакции были взяты металлическая ртуть и концентрированная серная кислота. Hg + 4HNO3 = Hg(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Нитратоксидвода ртути (II) азота (IV) Hg0 – 2e →Hg2+ восстановитель, окисление N+5 + 1e → N+4 *2 окислитель, восстановление Признаки реакции: растворение металла,выделение бурого газа, образование зеленого раствора.

 

Зеро Откройте сейф
На первой полке расположены: Fe2O3 и HCl
На второй полке: Cl2 и Fe
На третьей: CuSO4 и NaOH 4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
3Cl2+ 2Fe = 2FeCl3
FeCl3+ 3NaOH = Fe(OH)3+ 3NaCl
2Fe(OH)3=Fe2O3 + 3H2O
Fe2O3 + 6HCl =2FeCl3+3H2O    

 

 

Список использованной литературы:
  1. Т.М. Енякова "Внеклассная работа по химии"- М.; Дрофа, 2005
  2. Степин Б.Д.. А.Ю. Аликберова "Занимательные задания и эффектные опыты по химии" - М.; Дрофа, 2002
  3. Журнал" Химия и химики" - http://chemistry-chemists.com/index.html
  4. Ссылка на видео http://chemistry-chemists.com/Video/Hg-HNO3.html


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль