Конспект урока "Интеллектуальное казино"

1757
Конспект урока

Автор: Сивожелезова Татьяна Геннадьевна учитель химии и биологии МОБУ "СОШ №7 г.Соль-Илецка" (Оренбургская область)Цель: Обобщение знаний по курсу неорганической химии.Задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания учащихся о свойствах основных классов неорганических соединений, способах их получения и областях применения.
  2. Расширить кругозор учащихся, повысить познавательный интерес к изучению предмета, продолжить развивать аналитические способности, умения делать выводы.
  3. Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, слушать других, отстаивать свое мнение, развивать навыки оценки и самооценки своей деятельности.  

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями по числу команд, 300 фишек по 5 «химонов», черный ящик, «кот в мешке» медаль «Знаток химии», листок с письмом, презентация - игровое поле.

 

Реактивы: на столах учащихся: растворы кислот соляной, серной, азотной, индикаторы, раствор нитрата серебра, хлорида бария, роданида калия. Лот№1 растворы фторида, хлорида, бромида, йодида натрия под номерами, штатив для пробирок, чистые пробирки, Лот №2 растворы карбоната, сульфата, нитрата, силиката, фосфата, хлорида, сульфида натрия. Кот в мешке – листок бумаги с текстом письма, написанного хлоридом железа (+3), раствор желтой кровяной соли, ватный тампон. "Черный ящик" - сераХод мероприятия

1.Орг.момент Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?"
Учитель:Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном казино! Мы уверены в том, что собравшиеся здесь ребята имеют определенный интерес к химии, а значит, их ждет успех в сегодняшней игре. Мы желаем всем вам успехов! За каждым игровым столом присутствуют по 4-5 игроков, имеющих определенный запас денежных средств 5 "химонов". Делая ставки, не торопитесь использовать все сразу. При правильном ответе, ваши ставки удваиваются, при неправильном - забираются в банк казино. По окончании игры будут определены ее победители простым подсчетом заработанных «денег», лучшие игроки и знатоки химии. Самый лучший игрок казино получит медаль "Знаток химии". Участие в игре принимают все, но право первого ответа имеет тот, кто делает ставку. Ответы на задания сдаются учителю. Итак - делайте свои ставки, господа! 2.Обобщение материала
5 красное "Слово "кислота" - это функция вещества, а не этикетка с его названием", - говорил российский химик Иван Владимирович Тананаев. Этот термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его способности. Что он имел в виду? Приведите экспериментальное доказательство его слов.
5 черное Химику, окончившему институт много лет назад, задали вопрос: "Почему в азотной кислоте степень окисления азота равна +5, а валетность -4?". "Быть такого не может, это ошибка! Валентность азота равна пяти!" - подумал он, но промолчал. И в самом деле, как правильно?

Учитель: Хорошее начало – половина дела. Делайте свои ставки!  

 

10 красное Сода бывает разная - питьевая (или пищевая), кристаллическая, кальцинированная (вероятно с примесями кальция!?) и каустическая. Каковы формулы этих соединений? Какое из них является самым сильным основанием?
10 черное Вот загадка: одно и то же вещество входит в состав "…воды" и "… молока". Если в такую "воду" подуть через трубочку, она превратиться в "молоко". Если в такое "молоко" дуть через трубочку долго, но станет прозрачным, как вода. О каком веществе идет речь?

Учитель: Итак, дело пошло! Поздравляем с выигрышем! Делаем ставки!

Далее ребята могут выбирать задания в соответствии с количеством заработанных "денег" в любом порядке. В случае банкротства они могут взять взаймы у банка.  15 красное В руки учеников попали обрывки бумаги- черновики учителя, готовившего задания для контрольной работы. Все коэффициенты в уравнении были поставлены правильно. Какие же вещества были взяты для реакции, если получились следующие продукты:

=H2SO4 +6NO2 + 2H2O
=CuSO4+ SO2+ 2H2O
=H3PO4 + 8NO2 + 4H2O
=CuSO4+ 8NO2+ 4H2O
= 5KCl+ KClO3+ 3H2O

 

15 черное Разбирая старые бумаги в архиве одного из великих ученых, студенты нашли старый конспект по химии, испорченный огнем. Сохранилось только следующее:
NaOH + Al + H2O =
Fe + Cl2 =
Si + KOH+ H2O=
Fe + HNO3 (k)=
Cl2+ KOH =
Восстановите записи на обгорелых страницах. Задания сдаются учителю. Делаем ставки!  20 красное ( Лот №1) Нерадивый лаборант забыл наклеить этикетки на склянки с веществами. Но он точно знал, что это соли натрия и галогенводородных кислот. Помогите лаборанту распознать вещества в склянках. Не забудьте привести доказательства.  20 черное Кот в мешке Начальная ставка 5 химонов, кто больше? Право ответа принадлежит команде, заплатившей большую цену. Секретные чернила известны человечеству довольно давно, еще тайные агенты Ивана грозного писали свои донесения луковым соком и становились видимыми при легком нагревании бумаги. Секретные чернила широко применялись н в России революционерами-подпольщиками. В 1878 г Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова. Судом присяжных Засулич была оправдана, но жандармы пытались ее снова арестовать при выходе из здания суда. Однако ей удалось скрыться, сообщив заранее своим друзьям о плане побега по окончании суда при любом его решении. Записка с просьбой принести кое-что из одежды содержала на обратной стороне листка информацию, написанную "секретными чернилами". А вот так эту информацию прочитали друзья. Учитель проводит по листку бумаги ватным тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли - появляется синий текст, написанный заранее хлоридом железа (+3). Вопрос: Чем было написано это письмо? Как еще его можно было бы "прочитать"? Каким цветом оно было бы написано?

Учитель: Итак, ребята, молодцы! Играем дальше, делайте ваши ставки!  
25 красное Решите задачу. Карась – рыба очень чувствительная к кислотности воды. Выживут ли караси в озере объёмом 500 000м3, в воду которого попали сточные воды сернокислого завода, содержащие оксид серы (VI), полученный при сжигании 1600 кг серы, содержащей 20% примесей? Токсическая концентрация серной кислоты для карасей равна 138 мг/л. 25 черное (Лот №2) Рассеянный ученик перепутал надписи на склянках с веществами. Но он точно знал, что это соли натрия и различных минеральных кислот. Попробуйте установить вещества в склянках. Не забудьте привести доказательства. 

30 красное Черный ящик Около 680 г.н.э. в морском бою против арабов византийцы впервые применили новое ужасное оружие - "греческий огонь". Галеры византийцев выбрасывали на неприятельские суда заранее подожженную смесь из "пифонов" - установок, подобных огнеметам. Суда пылали как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь горела на морских волнах, прилипала к одежде и корпусам судов. В 941 г под стенами Царьграда "греческим огнем" был уничтожен флот киевского князя Игоря. В состав "греческого огня" входили битум или нефть и неметалл Х. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине-голубым пламенем, выделяя едкий удушливый газ, растворимый в воде с образованием кислоты. Неметалл Х взаимодействует с металлами и неметаллами. При обработке его концентрированной азотной кислотой образует сильную кислоту, соли которой называют купоросами. Что в черном ящике? Приведите доказательства.  

 

30 черное Видеовопрос: Посмотрите внимательно видеоролик. Определите, какие вещества были взяты для данной химической реакции, напишите уравнение ОВР, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель. Назовите признаки химической реакции продукты реакции. Зеро

Учитель: В случае ставки на зеро команда играет против интеллектуального казино. Если ответ правильный, то команда забирает все деньги, имеющиеся на тот момент в банке.Откройте сейф В сейфе на трех полках стоят различные вещества. На первой полке расположены: оксид и кислота. На второй полке: газ и порошок. На третьей: соль и щелочь. Порошок -серебристый, с металлическим блеском. Газ, находящийся в колбе- ядовит, представляет собой простое вещество, окрашен, входит в состав кислоты. Оксид - красно-коричневое вещество, нерастворимое в воде, имеет в составе атомы того же вещества, что и порошок, образуется при горении порошка на воздухе. При добавлении к оксиду кислоты образуется растворимая в воде соль. Раствор соли голубого цвета, при внесении в него серебристого порошка превращается в зеленый раствор. При добавлении к раствору соли, полученному из порошка при реакции с газом, щелочи, выпадает бурый осадок, при нагревании превращающийся в оксид. В состав щелочи входит металл, окрашивающий пламя в желтый цвет. Назовите все вещества, расположенные в сейфе, приведите уравнения реакций и сейф откроется.Итоги урока Учитель: Уважаемые игры наша игра окончена. Ставок больше нет! Произведем подсчет средств и определим победителя сегодняшней игры и самого лучшего игрока, которому будет вручена медаль «Знаток химии». Подведение итогов урока и выставление оценок.

Рефлексия Ребята, попробуем оценить деятельность своих товарищей по команде и свою собственную в сегодняшней игре: Игра доставила мне удовольствие потому, что... Игра удалась/ не удалась потому, что… Я играл хорошо, так, как… Я играл уверено \не уверенно так, как…Лучше всех играл…Я считаю, что мне необходимо повторить материал о …Я думаю, что я достаточно хорошо усвоил данный материал… Учитель: Уважаемые игроки, всем спасибо, урок окончен, удачи вам на контрольной работе. 
Банк заданий
В случае банкротства участники команд могут взять в долг у банка, заплатив "Процент"
5 химонов - Встретим камень на коронах, знаках власти, орденах, Он же камень "прогрызает", стойко трудится в цехах. Близкий родственник ГРАФИТА, жаль, но реже в сотни раз, Тверже всех на белом свете и зовут его (АЛМАЗ).

5 химонов –
Я блестящий, светло-серый.
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (МАГНИЙ)

10 химонов -
Известно всем, огонь смиряют
Водой.
Ей пламя не грозит,
Но от какого неметалла
Она пылает и дымит? (ФТОР)

10 химонов- 
Все знают, в нашем мире чудном
Ничто не вечно под луной,
Ничто не может ниоткуда
Возникнуть и исчезнуть вновь.
Кто открыл этот закон? (М.ЛОМОНОСОВ) 

 

20 химонов - Проложи путь Соедини сплошной чертой вещества, с которыми вступит в реакцию концентрированная серная кислота.  5 красное Кислотами называются вещества, отщепляющие при диссоциации протон водорода. Который изменяет окраску индикатора. 5 черное Степень окисления азота в азотной кислоте равна +5: H+1N+5O3-2, а валентность -4. Под валентностью понимают число химических связей, которые атом может образовать за счет неспаренных электронов и свободных орбиталей. У азота всего 4 орбитали, значит, валентность азота равна – 4. 
10 красное Каустическая сода - гидроксид натрия NaOH, кристаллическая сода – декагидрат карбоната натрия Na2CO3*10H2O. Кальцинированная сода не содержит в своем составе кальция, это безводный карбонат натрия Na2CO3. Пищевая сода это гидрокарбонат натрия NaHCO3. В растворах всех этих веществ среда щелочная, но самым сильным основанием является гидроксид натрия NaOH.10 черное Это вещество – гидроксид кальция Са(ОН)2 . Его прозрачный водный раствор называют известковой водой, а взвесь в воде- известковым молоком. Если продувать в известковую воду продувать углекислый газ, то выпадает труднорастворимый осадок карбоната кальция. Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О Если продувать в известковое молоко продувать избыток углекислого газа, то образуется хорошо растворимая соль гидрокарбоната кальция. Са(ОН)2 + 2СО2 = Са(НСО3)215 красное
S+ 6HNO3 (k)=H2SO4 +6NO2 + 2H2O
Cu +2 H2SO4(k)=CuSO4+ SO2+ 2H2O
2P + 5H2SO4 (k)=2H3PO4 + 5SO2 + 2H2O
 Ag + 2HNO3 (k)= AgNO3+ NO2+ H2O
 3Cl2+ 6KOH =5KCl+ KClO3+ 3H2O 15 черное 2NaOH + 2Al + 6H2O =2Na[Al(OH)4] + 3H2
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
Si + 2KOH+ H2O= K2SiO3 + 2H2
Fe + HNO3 (k)= нет реакции Cl2+ 2KOH =KCl+ KClO+ H2O  20 красное
Ag++ F- = осадка нет
Ag++ Cl- = AgCl↓ белый осадок
Ag++ Br-= AgBr↓светло-желтый осадок
 Ag++ I-= AgI↓ желтый осадок  20 черное
Письмо написано хлоридом железа (+3). Если смочить текст раствором роданида аммония или калия, то текст письма проявиться красными буквами. Это качественная реакция на ион Fe3+.  25 красное
S→SO2
m(S)чист.= 1600 кг*0,8= 1280 кг
n(S)= n(SО2)= 1280/32= 40кмоль
m(SО2)= 40* 64 =2560 кгСодерж.(SО2)= 2560* 106 / 5* 108= 5, 12 г\ мл
Ответ: да, выживут.
25 черное
CO3 2- + 2H+ = H2O + CO2↑выделение газа
SO4 2- + Ba2+ = BaSO4↓ выделение газа
SiO3 2- + 2H+ = H2 SiO3↓ студенистый осадок PO43- + 3Ag + = Ag3PO4↓ ярко-желтый осадок
Ag++ Cl- = AgCl↓ белый осадок
S 2- + 2H+ = H2S↑ выделение газа с запахом тухлых яиц
Оставшееся вещество – нитрат натрия
30 красное В черном ящике сера. S + O2 = SO2
SO2+ H2O= H2SO3
S + Cu = CuS S+ H2 = H2S
S+ 6HNO3 (k)=H2SO4 +6NO2 + 2H2O  30 черное
Для реакции были взяты металлическая ртуть и концентрированная серная кислота. Hg + 4HNO3 = Hg(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Нитратоксидвода ртути (II) азота (IV) Hg0 – 2e →Hg2+ восстановитель, окисление N+5 + 1e → N+4 *2 окислитель, восстановление Признаки реакции: растворение металла,выделение бурого газа, образование зеленого раствора.

 

Зеро Откройте сейф
На первой полке расположены: Fe2O3 и HCl
На второй полке: Cl2 и Fe
На третьей: CuSO4 и NaOH 4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
3Cl2+ 2Fe = 2FeCl3
FeCl3+ 3NaOH = Fe(OH)3+ 3NaCl
2Fe(OH)3=Fe2O3 + 3H2O
Fe2O3 + 6HCl =2FeCl3+3H2O    

 

 

Список использованной литературы:
  1. Т.М. Енякова "Внеклассная работа по химии"- М.; Дрофа, 2005
  2. Степин Б.Д.. А.Ю. Аликберова "Занимательные задания и эффектные опыты по химии" - М.; Дрофа, 2002
  3. Журнал" Химия и химики" - http://chemistry-chemists.com/index.html
  4. Ссылка на видео http://chemistry-chemists.com/Video/Hg-HNO3.html


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль