Конспект урока русского языка "Слова с сочетаниями жи, ши, же, ше"

9054
Конспект урока русского языка

Автор: Портнова Оксана Михайловна учитель начальных классов ГОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема урока:Слова с сочетаниями жи, ши, же, ше (1 час из 2).

Место в системе уроков: 2 тема раздела "Гласные после шипящих. Сочетания чк, чн" (всего 12 часов).

Цель урока:актуализировать знания о правописании гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши, же, ше.

Задачи урока:

формировать умение анализировать текст;

формировать умение планировать деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку деятельности;
формировать умение участвовать в беседе (с партнером, в коллективной работе класса);
формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация (https://sites.google.com/site/dearteachermailru/ucitelu); Т.Г. Рамзаева. Русский язык : учебник для 2 класса. Часть 1.

Ход урока

1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Запись даты и заголовков в тетради.

2. Формулирование темы урока.

(Слайды 1 - 5)

– Посмотрите слайды. Отгадайте, зачем я показываю вам эти картинки? (На прошлом уроке мы повторяли тему "Шипящие согласные".)
– Кто считает, что справился с домашней работой по этой теме?
– Вы можете проверить качество выполнения работы. (Слайд 6) (Проверяют.)
– Оцените аккуратность выполнения работы и качество. (Рисуют кружочки: слева под работой – за аккуратность, справа – за качество.)
– Мы подчеркнули буквы. А кто может правильно назвать звуки этих букв? Давайте напишем над буквами фонетические символы. (Называют звуки и записывают фонетические символы у доски по очереди. Попутно обсуждается правильное произношение шипящего в слове скучная.)
– Прочитаем фонетические символы.([ш], [ч’], [ж], [щ’])
– Все шипящие согласные прозвучали? А буквы все встретились? (Нет буквы ш.)
– Какая из шипящих согласных самая близкая родственница букве ш? Почему? (Ж, потому что они обе обозначают твердый согласный звук, и их звуки составляют пару по звонкости-глухости.)
– Запишем в начале одной строчки строчную букву ш, а другой – ж.
– Предположите, какая тема сегодняшнего урока.
– Чему можем сегодня поучиться?(Предлагают варианты.)

3. Чистописание.

– Предлагаю сначала поупражняться в красивом письме слогов с буквами ж и ш. Какие слоги логично взять?(жи, ши, же, ше)
Показ на доске образца написания соединений, запись по половине строчки каждого слога.
– Проанализируйте свою работу и оцените на полях кружочком. ФИЗМИНУТКА

4. Постановка проблемы, актуализация знаний.

– Вот сейчас все вы успешно написали две строчки опасных слогов, и ничего страшного с вами не случилось. Наверное, они вовсе не опасные? (Опасные, потому что можно сделать ошибку.)
– А почему можно сделать ошибку? Давайте вспомним, что мы узнали о звуках ж и ш в 1 классе. (С опорой на схему, составленную в 1 классе, дети вспоминают особенности букв ж и ш.)
– Давайте прочитаем схему. (Слайд 7) (Буквы ж и ш обозначают твердые согласные звуки. Гласные звуки после твердых согласных обозначаются буквами а, у, ы, э, о. Но буквы ж и ш "не слушаются твердых командиров", а звуки [ы] и [э] надо как-то записывать, и поэтому приходится звать на помощь «мягких командиров» – буквы и и е.)
– Итак, жи, ши – какой гласный слышим?([ы])
– А пишем?(и)
– Же, ше – какой гласный здесь?([э] после твердого согласного, а пишем е.)
– Давайте скажем правило. (Хором говорят правило с разной интонацией, в зависимости от смайлика на слайде.) (Слайд 8, 9, 10) Жи, ши пиши с и! Же, ше пиши с е!

5. Закрепление.

1) Упражнение на орфографическую зоркость.

– Как вы думаете, какой следующий этап урока?(Надо потренироваться применять правило.)
– Давайте тренироваться. Что нам поможет отвечать всем и молча?(Карточки.)
– Как только услышите опасный слог, поднимайте соответствующую карточку.
Жить, лужайка, шитье, шесть, ерши, щит, шея, шишки, лыжи, шуба, Кощей, Женя.(Женя
– тоже лишнее слово, потому что на карточках буква маленькая).
– Оцените свою работу: нарисуйте на полях кружочек рядом с первым.

2) Упражнение в применении правила.

– Найдите в учебнике упражнение № 54. Прочитайте задание и расскажите, как будете его выполнять.

(Дети предлагают план выполнения задания: Сначала я спишу слова, вставляя пропущенные буквы, потом … и т.д.)

Самостоятельная работа, один человек у доски за шторкой.

Проверка самостоятельной работы (свериться с доской).
– Как всем быстро прочитать придуманные предложения?(В парах.)
(Читают предложения в парах.)
– Кто может объяснить, зачем вы ставили в словах ударение?
(Вставляли буквы только в ударных слогах, в слове жираф слог жи безударный, и первый вопрос – и или е.)
– Оцените качество выполнения этого задания: нарисуйте на полях кружочек в последней строчке упражнения. ФИЗМИНУТКА

3) Применение правила в новой ситуации.

– Наш друг Незнайка тоже занимался темой «Шипящие согласные» и вот что записал в своей тетрадке: (Слайд 11)

душистые стриж
колючие ландыш
длинные ёж

проворные уж

(Возможно, сначала дети заметят только отсутствие согласования в числе, тогда нужно прочитать, ставя существительные в форму множественного числа, и будет понятно, что прилагательные не подходят к существительным по смыслу.)

Запись словосочетаний с комментированием у доски. Стрижи и ужи демонстрируются на слайдах. (Слайды 12 - 13 )
– Ну как, помогли мы Незнайке? Какой ценный совет вы можете ему дать?
– А теперь оцените свою работу кружочком на полях.

4) Применение правила в упражнении по развитию речи.

– Кто хочет выполнить трудное задание?
– Прочитайте и сформулируйте задание.

х…р…ш… зимние деньки на земле пуш…стый снег Ж…ня взял лыж… и выш…л во двор

(Нужно разбить текст на предложения, а потом правильно записать, вставляя пропущенные буквы.)
– Выполнять будете самостоятельно. Но сначала найдите слово, в котором вы не сможете объяснить орфограмму, и обоснуйте свой выбор.(вышел)

– Проверьте свою память и интуицию: какая буква, по вашему мнению, пропущена? (Вставляют букву на карточке.)

Самостоятельная работа.
Проверка в парах.
Проверка со слайда.

(Слайд 14 )

Оцените свою работу кружочком на полях.

6. Итог урока.

  • Посмотрите на все кружочки, которые вы себе рисовали, и скажите себе, как вы сегодня работали.
    Нравится правило жи, ши, же, ше?
    Чем бы хотелось заняться на следующем уроке? Дома?

7. Домашнее задание.

– Дома вы можете выбрать одно из упражнений: № 55 или № 57. Познакомьтесь с заданиями. Какое вам кажется сложнее?



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль