Конспект урока русского языка "Слова с сочетаниями жи, ши, же, ше"

9094
Конспект урока русского языка

Автор: Портнова Оксана Михайловна учитель начальных классов ГОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема урока:Слова с сочетаниями жи, ши, же, ше (1 час из 2).

Место в системе уроков: 2 тема раздела "Гласные после шипящих. Сочетания чк, чн" (всего 12 часов).

Цель урока:актуализировать знания о правописании гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши, же, ше.

Задачи урока:

формировать умение анализировать текст;

формировать умение планировать деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку деятельности;
формировать умение участвовать в беседе (с партнером, в коллективной работе класса);
формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация (https://sites.google.com/site/dearteachermailru/ucitelu); Т.Г. Рамзаева. Русский язык : учебник для 2 класса. Часть 1.

Ход урока

1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Запись даты и заголовков в тетради.

2. Формулирование темы урока.

(Слайды 1 - 5)

– Посмотрите слайды. Отгадайте, зачем я показываю вам эти картинки? (На прошлом уроке мы повторяли тему "Шипящие согласные".)
– Кто считает, что справился с домашней работой по этой теме?
– Вы можете проверить качество выполнения работы. (Слайд 6) (Проверяют.)
– Оцените аккуратность выполнения работы и качество. (Рисуют кружочки: слева под работой – за аккуратность, справа – за качество.)
– Мы подчеркнули буквы. А кто может правильно назвать звуки этих букв? Давайте напишем над буквами фонетические символы. (Называют звуки и записывают фонетические символы у доски по очереди. Попутно обсуждается правильное произношение шипящего в слове скучная.)
– Прочитаем фонетические символы.([ш], [ч’], [ж], [щ’])
– Все шипящие согласные прозвучали? А буквы все встретились? (Нет буквы ш.)
– Какая из шипящих согласных самая близкая родственница букве ш? Почему? (Ж, потому что они обе обозначают твердый согласный звук, и их звуки составляют пару по звонкости-глухости.)
– Запишем в начале одной строчки строчную букву ш, а другой – ж.
– Предположите, какая тема сегодняшнего урока.
– Чему можем сегодня поучиться?(Предлагают варианты.)

3. Чистописание.

– Предлагаю сначала поупражняться в красивом письме слогов с буквами ж и ш. Какие слоги логично взять?(жи, ши, же, ше)
Показ на доске образца написания соединений, запись по половине строчки каждого слога.
– Проанализируйте свою работу и оцените на полях кружочком. ФИЗМИНУТКА

4. Постановка проблемы, актуализация знаний.

– Вот сейчас все вы успешно написали две строчки опасных слогов, и ничего страшного с вами не случилось. Наверное, они вовсе не опасные? (Опасные, потому что можно сделать ошибку.)
– А почему можно сделать ошибку? Давайте вспомним, что мы узнали о звуках ж и ш в 1 классе. (С опорой на схему, составленную в 1 классе, дети вспоминают особенности букв ж и ш.)
– Давайте прочитаем схему. (Слайд 7) (Буквы ж и ш обозначают твердые согласные звуки. Гласные звуки после твердых согласных обозначаются буквами а, у, ы, э, о. Но буквы ж и ш "не слушаются твердых командиров", а звуки [ы] и [э] надо как-то записывать, и поэтому приходится звать на помощь «мягких командиров» – буквы и и е.)
– Итак, жи, ши – какой гласный слышим?([ы])
– А пишем?(и)
– Же, ше – какой гласный здесь?([э] после твердого согласного, а пишем е.)
– Давайте скажем правило. (Хором говорят правило с разной интонацией, в зависимости от смайлика на слайде.) (Слайд 8, 9, 10) Жи, ши пиши с и! Же, ше пиши с е!

5. Закрепление.

1) Упражнение на орфографическую зоркость.

– Как вы думаете, какой следующий этап урока?(Надо потренироваться применять правило.)
– Давайте тренироваться. Что нам поможет отвечать всем и молча?(Карточки.)
– Как только услышите опасный слог, поднимайте соответствующую карточку.
Жить, лужайка, шитье, шесть, ерши, щит, шея, шишки, лыжи, шуба, Кощей, Женя.(Женя
– тоже лишнее слово, потому что на карточках буква маленькая).
– Оцените свою работу: нарисуйте на полях кружочек рядом с первым.

2) Упражнение в применении правила.

– Найдите в учебнике упражнение № 54. Прочитайте задание и расскажите, как будете его выполнять.

(Дети предлагают план выполнения задания: Сначала я спишу слова, вставляя пропущенные буквы, потом … и т.д.)

Самостоятельная работа, один человек у доски за шторкой.

Проверка самостоятельной работы (свериться с доской).
– Как всем быстро прочитать придуманные предложения?(В парах.)
(Читают предложения в парах.)
– Кто может объяснить, зачем вы ставили в словах ударение?
(Вставляли буквы только в ударных слогах, в слове жираф слог жи безударный, и первый вопрос – и или е.)
– Оцените качество выполнения этого задания: нарисуйте на полях кружочек в последней строчке упражнения. ФИЗМИНУТКА

3) Применение правила в новой ситуации.

– Наш друг Незнайка тоже занимался темой «Шипящие согласные» и вот что записал в своей тетрадке: (Слайд 11)

душистые стриж
колючие ландыш
длинные ёж

проворные уж

(Возможно, сначала дети заметят только отсутствие согласования в числе, тогда нужно прочитать, ставя существительные в форму множественного числа, и будет понятно, что прилагательные не подходят к существительным по смыслу.)

Запись словосочетаний с комментированием у доски. Стрижи и ужи демонстрируются на слайдах. (Слайды 12 - 13 )
– Ну как, помогли мы Незнайке? Какой ценный совет вы можете ему дать?
– А теперь оцените свою работу кружочком на полях.

4) Применение правила в упражнении по развитию речи.

– Кто хочет выполнить трудное задание?
– Прочитайте и сформулируйте задание.

х…р…ш… зимние деньки на земле пуш…стый снег Ж…ня взял лыж… и выш…л во двор

(Нужно разбить текст на предложения, а потом правильно записать, вставляя пропущенные буквы.)
– Выполнять будете самостоятельно. Но сначала найдите слово, в котором вы не сможете объяснить орфограмму, и обоснуйте свой выбор.(вышел)

– Проверьте свою память и интуицию: какая буква, по вашему мнению, пропущена? (Вставляют букву на карточке.)

Самостоятельная работа.
Проверка в парах.
Проверка со слайда.

(Слайд 14 )

Оцените свою работу кружочком на полях.

6. Итог урока.

  • Посмотрите на все кружочки, которые вы себе рисовали, и скажите себе, как вы сегодня работали.
    Нравится правило жи, ши, же, ше?
    Чем бы хотелось заняться на следующем уроке? Дома?

7. Домашнее задание.

– Дома вы можете выбрать одно из упражнений: № 55 или № 57. Познакомьтесь с заданиями. Какое вам кажется сложнее?



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль