Анализ содержания образования и состояния системы управления качеством образовательного процесса в школе

9765
Анализ содержания образования и состояния системы управления качеством образовательного процесса в школе
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

Автор:С.М. Курганский,  канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования АУ ДПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Институт развития образования", заслуженный учитель РФ

Акцент в анализе организации образовательного процесса и содержания образования должен быть сделан:

  • на показе конкретных особенностей проектирования содержания образования в школе;
  • коррекционных мероприятиях, связанных с применением типового учебного плана и программ;
  • логике развертывания содержания образования по циклам обучения, особенно в связи с его дифференциацией, интеграцией, специализацией и профилизацией;
  • методических и организационных подходах к построению вариативного блока, поиске путей гармонизации различных составляющих содержания образования, обеспечении его преемственности в различных звеньях школы;
  • принципах и путях отбора содержания образования, формировании комплекта программ для освоения в системе внеклассной работы;
  • разработке нормативной базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования;
  • контроле введения ФГОС начального и основного общего образования;
  • организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Цель современной школы – создать условия для самореализации и осознанного личностного самоопределения обучающихся в соответствии с их склонностями и интересами и подготовить на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире. Для этого необходимо создать условия для обновления содержания образования, технологий, системы оценивания, структуры управления, стимулирования труда педагогических работников. Данному процессу будет способствовать внедрение ФГОС начального общего образования как технического средства обновления ресурсов школы для формирования личности, подготовленной к жизни в современном мире.

Для успешного внедрения ФГОС необходимо проанализировать внешнюю и внутреннюю среды школы и разработать целостную систему действий с четко определенными результатами. Эти действия предполагают создание и совершенствование нормативного, финансово-экономического, организационного, кадрового, информационного, материально-технического и мотивационного ресурсов.Примерные критерии и показатели оценки содержания образования Уровень развития качества знаний, умений и навыков обучающихся

1. Показатели уровня развития качества знаний, умений и навыков обучающихся:

  • уровень знаний, умений и навыков по предметам, классам и учителям (по всем ступеням обучения по отдельности и взаимосвязи);
  • уровень знаний, умений и навыков в целом по школе (анализ осуществляется по следующим параметрам: полнота, глубина знаний, систематичность и системность, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, осознанность и прочность знаний, понимание значения связей и зависимостей фактов, явлений, законов, теорий; развитие понятийного аппарата);
  • уровень качества знаний, показанный выпускниками в ходе государственной (итоговой) аттестации (табл. 1).

Таблица 1
Общие результаты государственной (итоговой) аттестации

Выпускники школы, прошедшие обучение по программам

Всего на конец учебного года

В т. ч. прошли государственную (итоговую) аттестацию и получили документ об образовании государственного образца

Всего

В т. ч. особого образца

Количество

%

Количество

%

Основного общего образования (9 классы)

 

 

 

 

 

Среднего (полного) общего образования (11 классы)

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

1)Образовательные учреждения только переходят от знаниевой парадигмы к компетентностно-ориентированному подходу в преподавании учебных предметов в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. – Примеч. авт.

Цели и задачи, мотивация учения:

  • осознание целей и задач учения, выдвижение собственных целей и задач;
  • сформированность положительной социально значимой мотивации учения;
  • интерес к знаниям, потребность в них.

Умения проектирования, организации и анализа учебно-познавательной деятельности:

  • уровень сформированности рациональных приемов познавательной деятельности (постановка целей и прогнозирование, планирование, поиск информации, самостоятельная работа с источниками информации, конспектирование и т. д.);
  • владение приемами логического мышления;
  • уровень познавательной рефлексии.

Творческий характер познавательной деятельности:

  • сформированность важнейших черт творческого мышления обучающегоя (видение новых проблем, новых функций и структуры изучаемого объекта, комбинирование ранее известных способов деятельности в новые способы, альтернативность мышления);
  • развитие творческого воображения;
  • сформированность творческих черт личности (самостоятельность в выдвижении проблем познавательной деятельности, в выборе способов решения творческих задач, положительная мотивация индивидуальной и групповой работ по решению нестандартных задач, настойчивость в преодолении трудностей, критичность в оценке способов деятельности и полученных результатов);
  • оценка процесса и результатов творческой познавательной деятельности (степень охвата творческой деятельностью и внеклассной работой, количественная и качественная оценка продуктов деятельности обучающихся – сочинений, сборников задач, моделей, проектов, произведений художественного творчества и др.).

Уровень межличностного общения в учебном процессе:

  • умения групповой и коллективной познавательной деятельности;
  • общение с одноклассниками, учителями, освоение учебника и других источников информации;
  • сформированность умений взаимоконтроля, взаимоанализа, взаимооценки.

Уровень социализации выпускников школы

2. Показатели уровня социализации выпускников школы:

  • уровень влияния сформированности общеучебных умений и навыков, основ научной организации труда на самоопределение выпускников 9 и 11 классов;
  • уровень владения основами научной организации труда (умение планировать личный труд и отдых, оборудовать рабочее место, планировать режим дня, недели, режим более длительного периода времени; умения научной организации труда);
  • уровень положительной мотивации учения и самообразования;
  • распределение выпускников по направлениям продолжения образования (табл. 2, 3);

Таблица 2
Распределение выпускников 9 классов

Год

20__ год

20__ год

Число выпускников

 

 

10 классы

 

 

10 классы других школ

 

 

Вечерняя школа

 

 

Учреждения СПО

 

 

Учреждения НПО

 

 

Трудоустройство

 

 

Таблица 3
Распределение выпускников 11 классов

Год

20__ год

20__ год

Число выпускников

 

 

Вузы

 

 

Учреждения СПО

 

 

Учреждения НПО

 

 

Трудоустройство

 

 

  • характер мотивации продолжения образования (собственное желание, желание родителей или друзей; познавательные, социальные мотивы);
  • влияние трудового обучения и воспитания, экономического воспитания на социализацию выпускников;
  • готовность выпускников школы выполнять свои гражданские обязанности;
  • активность обучающихся в общественной деятельности в школе;
  • оценка родителями и выпускниками степени подготовленности в школе к жизни в семье и обществе.


Уровень базового и дополнительного образования

3. Показатели уровня базового и дополнительного образования:

  • преемственность дошкольного, школьного, среднеспециального и высшего образования;
  • связь базового и дополнительного образования;
  • образовательные программы, учебные планы, введение новых предметов;
  • осваивание новых педагогических технологий педагогическим коллективом;
  • выполнение учебных программ;
  • динамика качества преподавания;
  • осуществление внеурочной учебной работы;
  • работа по повышению успеваемости учащихся;
  • количество выпускников с золотыми и серебряными медалями;
  • количество второгодников и не получивших аттестаты о среднем образовании.

 Осуществление обязательного основного общего образования

4. Показатели осуществления обязательного основного общего образования:

  • охват детей школьного возраста микрорайона обучением;
  • отсев из школы; ( Главные признаки процесса отсева: "скрытый уход" – обучающиеся, физически находящиеся в классе, но не принимающие активного участия в процессе обучения; "непостоянная посещаемость" – краткие и длительные пропуски занятий без уважительной причины; "явный уход" – непосещение школы, становящееся причиной отсева. – Примеч. авт.)
  • условия охвата всех детей микрорайона обучением и сохранение контингента (помощь малообеспеченным семьям, подвоз детей в школу, организация групп продленного дня, использование различных форм обучения, дифференциация обучения и др.);
  • подготовка детей, не посещающих дошкольные учреждения, к школе;
  • работа школы с муниципальными органами власти по осуществлению всеобщего образования детей;
  • работа с опекаемыми детьми;
  • работа по охране прав детства.

  Сохранность контингента обучающихся

5. Показатели сохранности контингента обучающихся:

  • анализ движения обучающихся за последние три года раздельно для основной (1–9 классы) и средней (10–11 классы) школы;
  • причины выбытия обучающихся (табл. 4).

Таблица 4
Анализ причин выбытия обучающихся
 

Причина

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Год

Смена места жительства

 

 

 

 

 

Другие школы

 

 

 

 

 

Вечерняя школа

 

 

 

 

 

Учреждения НПО, СПО

 

 

 

 

 

Отчисление

 

 

 

 

 

Отсев

 

 

 

 

 

Другие причины

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 


Примерные критерии и показатели оценки состояния системы управления качеством образовательного процесса

В последнее время особую актуальность приобрела проблема объективной оценки качества работы школы, администрации, учителя. Стало очевидно, что субъективизм оценки (на уровне "нравится/не нравится") мешает творческому росту как педагогов, так и школы в целом. В любой сфере производства применяются известные с самого начала критерии и показатели оценки качества работы того или иного субъекта. Управление образовательным учреждением предусматривает право на разработку критериев, по которым можно оценить эффективность деятельности педагога, администрации и школы в целом. Известно, что личность педагога, образовательный процесс – явления многоплановые, для их оценки необходимо множество критериев, однако необходимо исходить из того, что реально можно осуществить внутри школы. Предлагаемые критерии и показатели оценки состояния системы управления качеством образования в школе можно ежегодно обновлять и корректировать.  

Информационно-аналитическое обеспечение системы управления качеством образовательного процесса

1. Показатели информационно-аналитического обеспечения системы управления качеством образовательного процесса:

  • открытость системы для получения информации из всего спектра имеющихся внешних источников информации;
  • наличие информационно-аналитических механизмов прогнозирования внешней по отношению к системе ситуации, а также ее собственного состояния;
  • степень автономности основных подсистем системы управления;
  • достаточность, полнота и объективность собираемой информации о состоянии, результативности образовательного процесса в школе и тенденциях его изменения;
  • непрерывность сбора, обработки и хранения информации о состоянии, результативности образовательного процесса в школе и тенденциях его изменения;
  • ориентация системы управления качеством образовательного процесса на выявление комплекса проблем работы школы как целостной развивающейся системы;
  • направленность системы управления качеством образовательного процесса на развитие личности обучающегося, учителя, учет их интересов и запросов, потребности семьи и окружающего школу социума;
  • соответствие системы управления качеством образовательного процесса содержанию научно обоснованных моделей оптимального функционирования и развития школы как педагогической системы;
  • ориентация разработанной системы управления качеством образовательного процесса на использование конкурентных преимуществ в развитии образовательного учреждения.

Деятельность по реализации системы управления качеством образовательного процесса

2. Показатели деятельности субъектов управления по реализации системы управления качеством образования в школе:

  • оценка сложившейся организации образовательного процесса относительно потребностей и возможностей развития школы;
  • актуальность и рациональность выбора стратегических, тактических и оперативных целей;
  • степень диагностичности поставленных целей;
  • степень полноты (обеспечение разностороннего развития личности), целостности и реалистичности (рациональный баланс между заказом со стороны общества, семьи и личности) программно-целевых документов школы;
  • выявление альтернативных вариантов ориентировочной основы деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образовательного процесса;
  • прогнозирование деятельности школы по управлению качеством образовательного процесса посредством разработки программ качества;
  • конструирование целостной системы мер по переходу школы в новое качественное состояние через совокупность комплексно-целевых программ;
  • планирование деятельности обучающихся, родителей и педагогического коллектива в системе управления качеством образовательного процесса.

 Организация педагогической деятельности по созданию системы управления качеством образовательного процесса

3. Показатели организации педагогической деятельности субъектов по созданию системы управления качеством образовательного процесса:

  • комплексность управленческих воздействий на образовательный процесс;
  • адекватность внутришкольной организационной структуры по управлению качеством осуществления связей, обусловленных структурой решаемых задач;
  • вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса;
  • учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей личности на различных ступенях обучения;
  • содержательная преемственность ступеней образования;
  • многоуровневость и многопрофильность структуры общеобразовательной и допрофессиональной подготовки;
  • многоуровневость и многопрофильность структуры развития личности в условиях ее социокультурного становления;
  • диверсификация содержания образования в зависимости от запросов потребителя;
  • взаимообусловленность целей, содержания и методов управленческой деятельности по решению задач повышения качества образовательного процесса;
  • ориентация развития организационной культуры на решение задач повышения качества образовательного процесса;
  • сформированность наиболее существенных организационных отношений, как по горизонтали, так и по вертикали.

  Эффективность системы управления качеством образовательного процесса

4. Показатели эффективности системы управления качеством образовательного процесса в школе:

  • реализация маркетинговой стратегии общеобразовательного учреждения (изучение характеристики социума в микрорайоне и его образовательных запросов, освоение новых образовательных услуг и т. п.);
  • уровень выполнения квалификационных требований;
  • степень удовлетворения намерений и возможностей обучающихся;
  • наличие механизмов контроля образовательных достижений обучающегося и корректирующих методик, ориентированных на его личностное развитие;
  • системный характер диагностики, периодичность ее осуществления, ориентация диагностики на выявление динамики промежуточных и конечных результатов деятельности системы или отдельных ее звеньев;
  • своевременность установления педагогических диагнозов в процессе внутришкольного контроля;
  • оптимальная взаимосвязь в ходе педагогической диагностики оперативного изучения оценки, регулирования и коррекции деятельности учителя и обучающегося;
  • опережающее и адекватное реагирование участников образовательного процесса на отклонения фактических промежуточных результатов деятельности от ее планируемых конечных результатов.


Эффективность руководства педагогическим коллективом

5. Показатели эффективности руководства педагогическим коллективом в системе управления учебно-воспитательным процессом в школе:

  • оптимальность делегирования полномочий (по вертикали и горизонтали);
  • оптимальность системы стимулирования деятельности педагогов;
  • полнота и качество документации по управлению образовательным процессом;
  • эффективность влияния управленческого взаимодействия на углубление мотивации в аспекте решения проблем развития школы;
  • обеспечение в процессе управления развития наиболее существенных структурных связей в целях оптимальной координации деятельности всех звеньев школы;
  • приоритетное создание условий для преодоления педагогических затруднений, для профессионального роста и творческой самореализации;
  • состояние социально-психологического климата в коллективе;
  • удовлетворенность педагогического коллектива системой управления качеством образовательного процесса в школе.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль