Конспект урока "И.С Тургенев. "Ася". История создания повести"

14825
Конспект урока


Автор:
Лунина Любовь Владимировна (Курская область)
Тип урока: урок- исследованиеЦели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; ввести в художественный мир произведения, способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
  • развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся.
  • способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).

Ход урока
I Оргмомент

II Вступительная беседа

1.Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта "Тургенев - первая влюблённость"
2. "Слово учителя"
Наши тургеневские чтения мы не случайно начали со стихотворения Бальмонта "Тургенев – первая влюбленность", потому что главное в повести "Ася" (о которой мы будем говорить) - любовь. Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, который с поэтическим трепетом воспел рождение вечно юного чувства – любви. И сегодня мы окунемся в чарующий мир повести "Ася".
Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала свои пути решения предложенных задач: ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. СОЦИОЛОГИ - должны были провести анкету среди уч-ся и родителей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ - внимательно прочитав текст , отметить особенности, интересные моменты повести Тургенева. ИЛЛЮСТРАТОРЫ- предложить свои рисунки к оформлению повести.
Предоставляем слово нашим литературоведам, которые работали с письмами и воспоминаниями о Тургеневе, изучили материалы о времени создания повести.

III "Слово литературоведов"

Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести "Ася", соотнесенную с жизнью самого писателя.

"В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть", - писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году.

2) Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих художественных произведениях. Одним из них стала повесть "Ася".
Замысел "Аси" возник случайно…

3) "Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, - и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа".
Вытканная из "особенного настроения" повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года.

4) После публикации повести в 1858г. в "Современнике" она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу в декабре 1857г. писал: "…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что – то небывалое у нас по красоте и чистоте".

"Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной "Аси": я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе". (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому).

Вывод: повесть не оставила равнодушными читателей – современников Тургенева - и волнует сердца людей и в наши дни. Почему так происходит, выясняли СОЦИОЛОГИ.

IV "Слово социологов"
Мы провели анкету, в которой попытались найти ответ на вопрос: что привлекает читателей в этой повести , почему и школьникам ,и уже взрослым людям нравится читать тургеневские страницы вновь и вновь? В опросе участвовали 20 учеников, 22 родителя

Высказывания о повести:

1) Не каждый человек может рассказать о своем душевном состоянии, когда он любит, а Тургеневу удалось передать состояние предчувствия любви.

2) Нам сейчас некогда оглядываться назад, потому что впереди вся жизнь, повесть заставляет задуматься над словами Тургенева: " … у счастья нет завтрашнего дня"

3) Тургенев сам не был счастлив в семейной жизни, поэтому и написал такой печальный финал повести. Жалко, что герои расстались, а ведь так красиво все начиналось.

4) Эта повесть напоминает феерию Грина "Алые паруса". Там чувства Ассоль так похожи на ожидание любви Асей. У них даже имена начинаются на букву "А".

5 ) Подводя итоги этого опроса, мы выяснили, что привлекает прежде всего самое загадочное из всех чувств – любовь. Тургеневу удалось рассказать нам о том, как происходит это чудо, как открывается сердце человека для красоты и добра.

Вывод: Любовь - " вечная тема", поэтому читать о ней всегда интересно в любом возрасте. Что за тайное притяжение у этой повести? Какие загадки сокрыты в ней?
На эти вопросы отвечали ИССЛЕДОВАТЕЛИ, которые работали с текстом повести

V "Слово исследователям"
Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие "загадки" повести:

1. Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это "грация", "миловидность". АНАСТАСИЯ-это "рожденная заново".

2 . Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н. ?
Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н. Хочется обратить внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди.

4. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой "маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами". Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю. Слово "печально" заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех.

5. Еще один момент. Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? Обратимся к портретам героев

Мы отметили еще одну особенность: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это "мягкий", у Аси - "что-то особенное", и "черные светлые глаза".

6. Еще один любопытный факт. Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н. и приглашает его любоваться природой? Самое удивительное, что в этой главе НЕТ описания природы!

Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси. СИМВОЛ - еще одна особенность повести.
Если представить сведения о количестве пейзажей в повести в виде таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:

ВСЕГО – 22 главы.

I гл.

II гл.

IY гл.

YII гл.

Х гл.

ИТОГО

1

3

1

1

1

7

7. Кроме того, в повести много музыки, о ней часто упоминает Тургенев на страницах повести
I глава, II глава, IХ глава, ХIХ глава. ( послушаем музыку и мы!)
(Ф.Шуберт .Вальс "На голубом Дунае")

ВЫВОД: сильные чувства, важнейшие события у Тургенева часто сопровождаются музыкой. Он наделил своих героев умением чувствовать природу и музыку как вечных спутников влюбленности. Передаём слово ИЛЛЮСТРАТОРАМ

VI "Слово иллюстраторов"

ИЛЛЮСТРАТОРЫ: эпизод встречи и прощания Н.Н. и Аси, пейзаж из 2 главы, образ Аси и Н.Н., Ася на развалинах замка

VII Итоги урока.

Вот и подошел к концу наш урок, посвященный знакомству с повестью Тургенева "Ася". Думаю, что все согласятся со мной в том, что повесть до сих пор современна и притягательна, она напоминает нам о вечных ценностях: любви, красоте природы, дружбе.. А Тургенев останется для нас "поэтом красоты и влюбленности", предупреждающим, чтобы мы ценили каждое мгновения счастья, чтобы мы не оставались равнодушными, чтобы мы не боялись брать на себя ответственность за других людей и всегда помнили, что у счастья нет завтрашнего дня…

Чтобы подвести итог вашим исследованиям, составим синквейны : девочки - Ася, мальчики - Н.Н.

VIII Объяснение домашнего задания.
читать гл. 6-22, вопросы после повести, заполнить правую часть таблицы

эпизод "Что за хамелеон эта девушка!" ( поведение Аси)

"Помнится,  нам встретилась многочисленная  чета  белокурых и чопорных англичан"

 

 

"Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской  земле"

 

 

 "В тот же день, вечером, я читал Гагину "Германа и Доротею"

 

 

 




 

Или: читать гл.6-22, письм. ответ на вопрос 5 с.73

Или: читать гл.6- 22, составить план повести

 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль