Конспект занятия "Вулканы"

2106
Конспект занятия

Автор: Матушкина Ирина Николаевна (Свердловская область)

Цель:

  • познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
  • развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
  • поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • развивать аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • картинки с изображением вулканов;
  • карта России;
  • поддоны;
  • картон,
  • клей;
  • сода;
  • уксус;
  • сухая красная краска;
  • моющая жидкость;
  • листы бумаги;
  • цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
  • чайные ложки;
  • пипетка.

Предварительная работа: изготовление макета гор.

Ход занятия Воспитатель: Сегодня у нас ребята с Вами необычное занятие, которое посвящено нашей исследовательской деятельности, но прежде я хочу спросить, как Вы думаете, что такое вулкан?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь обратите внимание на стол, на котором стоит макет гор (Дети вместе с воспитателем изготавливали в течение 2-х недель макет гор из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта и монтажной пены – одна гора с ледником, другая – вулкан, между ними горное озеро.)
Воспитатель:  В одной горе у нас вулкан, но он, почему - то у нас оказался не работающим. Может быть, кто – то и Вас ребята знает, как сделать так чтобы получилось у нас извержение вулкана, и он стал работающим?Ответы детей:


Воспитатель:  А хотите узнать и познать, что такое вулкан и как происходит извержение вулкана?Ответы детей:

Воспитатель:  Я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане. Давайте с вами сядем в кружок поудобнее и будем внимательно слушать.
Включается спокойная тихая музыка Воспитатель рассказывает с интересом, загадочно и эмоционально
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."
Воспитатель: Понравилась вам легенда? Интересная была? А о чем говорится в легенде? Хорошо! Молодцы! А теперь я хочу вам предложить рассмотреть картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?


Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?


Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. А кто знает, как называется эта часть вулкана?

Воспитатель: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Воспитатель: Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из нашей замечательной горы? Давайте пройдем к макету и еще раз внимательно посмотрим на горы и посмотрим, если там кратер?
Воспитатель: Да конечно, имеется кратер, как и в любых настоящих вулканах. Предлагаю Вам пройти за столы.Пальчиковая игра "Паучок" (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Воспитатель: Молодцы! А теперь я вам предлагаю склеить из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? … Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из - под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Вы случайно не знаете? Хотите узнать? Ответы детей
Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком -  Х Что он означает? Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем "запустить" наш вулкан, и посмотрим, что у нас получится. Воспитатель готовит раствор и заливает его в "жерло”"вулкана макета. Наблюдаем "извержение" вулкана.

Воспитатель: Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно” . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России. И пометим значком.
Физминутка "За столами" И.п.: сидя за столом, руки вниз. 1 – руки через стороны вверх, смотреть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный.

Направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.
Воспитатель: А давайте мы ребята с вами сейчас нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя по теме "Вулкан".

Занятие заканчивается выставкой рисунков на доске

Источник www.resobr.ru: Конспект занятия "Вулканы"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль