Какие законотворческие инициативы в области инклюзивного образования сейчас выдвигаются?

892
Какие законотворческие инициативы в области инклюзивного образования сейчас выдвигаются?

На вопросы, поступившие во время работы конференции ИЦ "МЦФЭР Ресурсы образования" отвечает эксперт электронной системы "Образование".

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон) вводит на законодательном уровне понятие инклюзивного образования.

Согласно Закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает создание в образовательном учреждении таких условий, которые бы отвечали специфическим особенностям той или иной категории необучавшихся детей. Например, для детей-мигрантов образовательное учреждение должно создать специальную службу, помогающую ускоренно освоить язык страны проживания для того, чтобы максимально быстро включиться в образовательный процесс. Для детей-инвалидов образовательное учреждение, соответственно, должно создать условия для беспрепятственного доступа в помещения школы, обеспечить педагогических работников школы необходимыми знаниями об особенностях развития детей-инвалидов, создать службу или включить в штат школы необходимых специалистов для психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в образовании и т.д.

Законодательство Российской Федерации, в развитие основополагающих международных документов в области образования и защиты прав человека, предусматривает принцип равных возможностей в области образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья пользуются такими же правами, как и их сверстники, не имеющие недостатков физического или психического развития. Поэтому государство ставит перед собой задачу обеспечить условия для получения такими детьми образования, коррекции нарушений их развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Гарантии права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В настоящее время реализуется государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, основная цель которой - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения.

Указанная государственная программа устанавливает одним из приоритетных направлений государственной политики создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Интегрированное (инклюзивное) обучение детей-инвалидов позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, обеспечить возможности проживания и воспитания их в семье, постоянного общения со сверстниками в обычной школе, что будет способствовать более эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество, и, кроме того, формированию толерантного отношения других школьников и их родителей к проблемам инвалидов.

Важным направлением этой деятельности является реализация мер по созданию в обычных образовательных учреждениях материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательном учреждении.

Данная задача системно решается в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – ФЦПРО), государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175, мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" (далее – ПНПО), соответствующих региональных программ развития сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

После вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и итогов реализации вышеуказанных программ и проектов будут приниматься решения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере инклюзивного образования.

Ответы на вопросы по новому законодательству в сфере образования читайте в электронной системе "Образование"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль