Работа со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию

4875
Работа со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию

Автор: К.С. Шалагинова,  канд. психол. наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого", педагог-психолог МБОУ "Гимназия № 4", г. ТулаВ современном образовательном пространстве инклюзивная модель обучения рассматривается как наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Адепты инклюзии уверены, что, находясь в одном классе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми, поскольку причина появления этих границ - не столько медицинские проблемы, связанные со здоровьем человека, сколько то состояние общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.

Сторонники инклюзии в качестве основных достоинств совместного обучения рассматривают следующие:

  • увеличение возможностей реализации творческого и познавательного потенциала ребенка-инвалида, поскольку обучение в массовой школе расширяет социальные сети, позволяя наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для развития детей;
  • здоровые дети узнают о проблемах своих сверстников-инвалидов, приобретают в процессе общения с ними способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются такие качества, как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее. Эти навыки пригодятся во взрослой семейной жизни, а для многих - и в профессиональной. Здоровый ребенок получает жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить;
  • инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

ИНКЛЮЗИЯ – ЭТО НЕ ПРОСТО ПОПЫТКА СОБРАТЬ ВСЕХ ДЕТЕЙ "В КУЧУ". НАОБОРОТ, ТАКОЙ ПОДХОД СПОСОБСТВУЕТ ТОМУ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ УЧЕНИК ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ПРИНЯТЫМ, ЧТОБЫ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ УЧИТЫВАЛИСЬ И БЫЛИ ОЦЕНЕНЫ

Между тем несмотря на все преимущества инклюзии для всех  детей далеко не все участники образовательного процесса сегодня могут принять ребенка с ОВЗ. Эта неготовность имеет не только материально-технические причины, но и психологические, морально-этические. Следует отметить, что обучению соответствующих специалистов в настоящее время уделяется достаточно много внимания, ведется работа с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в этот процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей.Исследование готовности школьников к обучению с детьми-инвалидами
Пилотажное исследование (Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-16-71005 а/Ц.), проведенное нами в 2011-2012 учебном году в ряде школ г. Тулы и региона, позволило выяснить степень готовности (а скорее - неготовности) здоровых школьников к  совместному обучению с детьми-инвалидами. В общей сложности в исследовании приняло участие 1150 подростков (обучающиеся 6-8 классов).

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ СИСТЕМА, В КОТОРОЙ УЧЕНИКИ И ПЕДАГОГИ РАБОТАЮТ НАД ОБЩЕЙ ЦЕЛЬЮ: ДОСТУПНЫМ И КАЧЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

В ходе работы использовался пакет методик: методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности  (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев); опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн); методика диагностики принятия других (по шкале Фейя); а также авторский вариант анкеты, представленный ниже.Анкета
1. Слышали ли Вы / знаете ли Вы об инклюзивном (совместном) обучении? Если да, перечислите основные источники информации (СМИ, реклама, Интернет, рассказы родителей, друзей, родственников и т. д.).
2. Как Вы относитесь к идее инклюзивного образования?
3. Хотели бы Вы обучаться в условиях инклюзии (в классе будет постоянно или на отдельных занятиях находиться ребенок с проблемами здоровья)? Почему?
4. Как Вы считаете, смогут ли дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учиться в одном классе со здоровыми детьми?
5. Назовите основные трудности совместного обучения для здоровых детей и детей с ОВЗ.

Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о недостаточной готовности здоровых школьников к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию.

Большинство испытуемых имеют низкий (45%) и средний (30%) уровни развития коммуникативной толерантности. Для них характерны неприятие индивидуальности другого человека, категоричность в оценках других, неумение скрывать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, стремление "подогнать" партнера под себя, неумение приспосабливаться к привычкам и желаниям других.

Большинство школьников имеют высокий уровень негативной агрессивности (40%) и конфликтности (60%). Для них характерны враждебность и жестокость по отношению к окружающим, нетерпимость к мнению других, мстительность, вспыльчивость, обидчивость и подозрительность; агрессивность может доходить до асоциального поведения.

Почти половина респондентов (45%) имеют средний уровень развития коммуникабельности. Такие дети любознательны, они охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, на встречу с новыми людьми идут без неприятных переживаний. В то же время не любят шумных компаний: экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.

Среди опрошенных 60% имеют средний уровень развития способности к эмпатии. Для них характерны эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. В то время как у 25% респондентов низкий уровень развития способности к эмпатии. Для них характерно отсутствие чуткости и отзывчивости на переживания других людей. Такие подростки сдержанны и невозмутимы во многих ситуациях. Лишь 15% способны к отзывчивости на переживания других людей.

ЛИШЬ 25% СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ХОТЕЛИ БЫ ПОПРОБОВАТЬ ОБУЧАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ, ОТМЕТИВ, ЧТО ЭТО ДОСТАТОЧНО ИНТЕРЕСНО, НО ОТВЕТСТВЕННО

Большинство испытуемых имеют низкий (40%) и средний с тенденцией к низкому (40%) показатель принятия других. Школьники проявляют малый интерес к личности другого, отсутствует уважение, понимание и безоценочность при межличностном взаимодействии.

Лишь 25% современных школьников хотели бы попробовать обучаться в условиях инклюзии, отметив, что это достаточно интересно, но ответственно. Опасения относительно интеграции высказали 70% опрошенных, причем 55% подростков ни разу не слышали о совместном обучении и даже теоретически не представляют, как это может быть; 35% школьников считают, что дети с ОВЗ должны учиться в специальных учебных заведениях ("потому что так положено", "так было всегда"); 25% - отметили, что дети-инвалиды не смогут учиться в общеобразовательных школах, и не только потому, что нет физических условий, а скорее потому, что "сами не смогут". В качестве основных трудностей инклюзии применительно к себе здоровые школьники рассматривают риск получения некачественного, слабого образования, потерю интереса со стороны педагогов (поскольку учителям придется больше сил, времени и внимания тратить на особых детей), а также страх обидеть особого ребенка, сказать "что-то обидное, не то и не так".

Формирование у здоровых детей способности принятия детей с ОВЗ
В работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей-инвалидов можно включить элементы тренинга.

Структуру занятия логично выстроить в виде нескольких основных блоков:

  • просветительский, состоящий из информационного (разъясняющего, что такое инклюзивное образование, его основные принципы, каковы особенности детей с ОВЗ, возможные трудности и проблемы и т. п.) и законодательного (информация о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающем право детей на равный доступ к образованию) блоков;
  • психологический, работа в котором предполагает:

- повышение коммуникативной культуры - помощь здоровым школьникам в овладении средствами коммуникации; формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения, в том числе и с детьми
с ОВЗ;
- формирование конфликтологической компетентности здоровых школьников ( Читайте в следующем номере "Формирование конфликтологической компетентности здоровых школьников") - овладение эмоциями, уточнение своих пожеланий и возможностей, формирование установки на сотрудничество, рефлексивной культуры, конф-ликтоустойчивости, культуры саморегуляции, сензитивности, открытости и др.;
- работу с барьерами и стереотипами - рассмотрение существующих привычных представлений о людях с инвалидностью и подходах к решению проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
- развитие эмпатии, толерантности;
- формирование позиции позитивного принятия другого (ребенка с ОВЗ).
Рассмотрим содержание работы по каждому направлению психологического блока.Повышение коммуникативной культуры
Большинство ученых сходятся во мнении, что коммуникативная культура - один из компонентов общей культуры личности, она представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач.
Длительное время коммуникативная культура рассматривалась как совокупность норм и правил, регулирующих общение людей. По мнению Е.И. Мычко, коммуникативная культура личности имеет следующие механизмы своего функционирования: собственно коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией; интерактивный, регулирующий взаимодействие партнеров в общении; перцептивный, организующий взаимное восприятие в общении. При работе с подростками мы рассматривали развитие коммуникативной культуры как сложный динамический процесс, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.

Коммуникативную культуру можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую: творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);
культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т. д.); культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению; культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и проч.

ТРИ составляющие коммуникативной культуры:

  1. Правила коммуникативного этикета.
  2. Правила согласования коммуникативного взаимодействия.
  3. Правила самоподачи (самопрезентации).

Ю.В. Жуков выделяет три группы правил, составляющих коммуникативную культуру:

  1. Правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Правила этики не имеют прямой связи с эффективностью взаимодействия с окружением, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.
  2. Правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, интимно-личностное и т. д.
  3. Правила самоподачи (самопрезентации). Они не определяют тип общения и не влияют на его эффективность, но обусловливают индивидуальный успех отдельных участников общения.

Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.
Рассмотрим упражнения на формирование коммуникативной культуры, которые можно проводить с обучающимися 5-9 классов.ОБЩЕНИЕ - ЭТО...

Упражнение "Передай другому"
Инструкция. Дети сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен "взять" его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.
Вопросы для обсуждения:

  • Легко или трудно было передавать предмет?
  • Кому легко?
  • В чем были трудности?
  • Легко или трудно было отгадывать предмет?
  • Кому было легко?
  • В чем заключались трудности?

Упражнение "Что помню?"
Инструкция. Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего - как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда он закончит, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.
Вопросы для обсуждения:

  • Легко или трудно было описывать внешность?
  • В чем были трудности? Почему?
  • Что легче всего вспоминается?
  • Что труднее?
  • Кому было легко выполнять это упражнение? Почему?

Упражнение "Спина к спине"
Инструкция. Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу Их задача - вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.
Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли было вести разговор?
  • В чем были трудности?
  • Есть ли удовлетворение от разговора?

Примечание. Зрители также высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Упражнение "Пересказ текста" (точная передача информации)
Инструкция. Ведущий сообщает детям: "Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что услышал сам. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем: внимательно слушать каждого участника".
Затем выполняется упражнение согласно инструкции.
Примечание. Текст подбирается педагогом-психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Необходимо, чтобы были два-три героя и определенная протяженность действия во времени. Объем текста - около 50 строк. Педагогу-психологу следует иметь запасной вариант текста на случай повтора упражнения.
Вопросы для обсуждения:

  • За счет чего произошло искажение информации?
  • Что "своего" каждый внес в рассказ?
  • Бывает ли так в жизни?
  • Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?

ПОНИМАНИЕ

Упражнение "Экстрасенс"
Инструкция педагога-психолога: "Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности "читать" мысли и чувства другого по глазам, выражению лица, позе и т. п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Среди членов группы выберите человека, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т. п. Затем мы сядем в большой круг, и вы, обращаясь к человеку, состояние которого описали, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т. е. выысказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки".

Упражнение "Враг - друг"
Инструкция. Ведущий вместе с участниками устраивает небольшой "мозговой штурм", во время которого даются ответы на три вопроса:

  1. Какие элементы! внешности, манеры! поведения могут способствовать формированию имиджа "врага"?
  2. Какие элементы! внешности, манеры! поведения могут способствовать формированию имиджа "не врага"?
  3. Какие элементы! внешности, манеры! поведения могут способствовать формированию имиджа "друга"?

Примерные ответы:

  1. Демонстрация физической силы, состояние алкогольного опьянения, разговор на повышенных тонах, слишком активный интерес, нецензурная речь, агрессивная жестикуляция, слишком внимательный взгляд, активное сокращение дистанции, оглядывание по сторонам, вызывающая одежда, враждебная мимика, расставленные локти, выпрямленная спина.
  2. Пассивность, низкий интерес, вялая невнятная речь, сутулость, "общая серость".
  3. Интеллигентность, корректность, нормальная речь, умеренный интерес, сдержанная жестикуляция, дружелюбная мимика и жесты, соблюдение дистанции, приятная одежда и в целом облик, сексуальность (для определенных ситуаций), разного рода проявления заботы, бескорыстная помощь.

Далее школьникам предлагается разыграть несколько сценок, в процессе которых будет закреплен материал. Например:

Сценка 1. Перемена. Один ребенок из параллельного класса подходит к другому, чтобы попросить его позвонить по телефону.
Сценка 2. Некая организация. Приходит клиент, чтобы записаться на прием к специалисту. Но ему отвечают, что можно записаться лишь на следующий месяц.
Примечание. Перед каждой сценкой педагог-психолог предлагает ее участникам попробовать себя в той или иной роли ("врага", "не врага", "друга").
Вопросы для обсуждения:

  • Каковы впечатления непосредственных участников друг от друга?
  • Какой смысл вкладывали непосредственные участники в те или иные действия?
  • Каковы впечатления наблюдателей?

Упражнение "Как дела?"
Инструкция. Ведущий задает каждому участнику по очереди (по кругу) один и тот же вопрос: "Как дела?". Задача - ответить на вопрос оригинально, т. е. так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов. Если ответ участника не оригинален, он выбывает из игры: встает со своего места и отходит в сторону

Примечание. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Роль арбитра берет на себя педагог-психолог. Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его парафразом или же близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае также выбывает.
Вопросы для обсуждения:

  • Как вы обычно отвечаете на вопрос "Как дела?"; в реальной жизни?
  • Как можно проклассифицировать ответы?


Упражнение "Контрабандисты"
Инструкция. Педагог-психолог вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Они выходят за дверь. Там одному из этой группы вручается небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручка, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутая бумажка (записка) и т. п. Участник, спрятав эту вещь в карман, не должен вытаскивать ее, пока не получит разрешение.
Все возвращаются в кабинет. Остальным участникам - наблюдателям - объясняется, что эти несколько человек - "контрабандисты", которые что-то незаконно провозят. В данный момент лишь у одного из них есть незаконный товар, и другие контрабандисты это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Вместе с тем среди лжи они могут сказать и правду.

Задача остальных участников - "расколоть" контрабандистов, выяснить путем опроса, у кого же на самом деле "товар". В конце опроса каждый из наблюдателей должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю "товара", тот его достает и демонстрирует.
Примечание. Желательно упражнение провести несколько раз. Один и тот же участник может неоднократно попадать в команду "контрабандистов".
Вопросы для обсуждения:

  • Какой тактики лучше было придерживаться "контрабандистам"?
  • Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям?
  • Какие внешние признаки проявляют ложь человека?
  • По каким признакам можно определить искренность?
  • Кто из "контрабандистов" особенно хорошо играл?

Упражнение "Объясняю - понимай!"
Инструкция. Обучающиеся делятся на две команды. Каждая задумывает слово, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть название переживания, а может быть понятие, означающее форму переживаний, например "стресс", "аффект" или "страсть" (конечно, в случае, если обучающиеся знакомы с этими понятиями). Нужно объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания не возбраняется кратко описать ситуацию, в которой это переживание может возникнуть. Соперники должны за 30 секунд определить слово. Если команд более двух, то возможность для ответа предоставляется той команде, участник которой быстрее поднял руку. В случае правильного ответа этой команде дается право загадать свое слово. Если нет - пытаются другие.

Примечание. В этом конкурсе педагогу-психологу следует оценивать не только ответы, но и сами задания - определения слов: они должны быть ясными, полными, корректными. Можно ограничиться одним понятием со стороны каждой команды, но если позволяет время, то неплохо было бы задумать по три слова.

Упражнение "Передача чувств"
Инструкция. Команды выстраиваются в колонны (в каждой из них количество игроков должно быть равным; в противном случае "лишнего" участника педагог-психолог просит быть своим ассистентом, в обязанности которого входит следить за соблюдением правил проведения конкурса). Необходимо заранее приготовить карточки с названиями эмоций. Примерный набор: радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес, гнев, спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе. Указанный список может быть дополнен, в частности, из того набора, который фиксировал педагог-психолог во время проведения упражнения "Объясняю - понимай".

Процедура "передачи чувств" состоит в следующем: участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущему и вытягивают из стопки по одной карточке с названиями эмоций. Поразмыслив требуемое время над тем, как можно невербально изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ними участника; он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока; далее эмоция невербально передается по цепочке. Когда эта "эмоциональная информация" достигнет стоящего впереди игрока, он быстро возвращается в хвост колонны. После того как все "правофланговые" окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них (в соответствии со временем "финиширования") изобразить эмоцию, которую они получили, а затем назвать ее. Ответ сопоставляется с надписью на карточке. В случае очевидной синонимичности (скажем, на карточке "грусть", а называется "печаль") не следует снижать оценку. Процедура повторяется еще дважды; при этом тот игрок, кто в первой серии был первым, оказывается замыкающим в колонне, и именно ему предстоит теперь вытягивать карточку.

Примечание. При подведении итогов учитывается и скорость "передачи" эмоции по цепочке, и правильность ее определения (можно ставить две оценки).

Упражнение "Эмоциональные загадки"
Упражнение проводится в три серии.
Инструкция. В первой серии каждая из команд задумывает какую-либо эмоцию из списка, заранее заготовленного педагогом психологом (в него могут войти эмоции из набора, указанного в упражнении "Передача чувств"), после чего отправляет своего представителя к команде-сопернице (если команд более двух, то можно просто "делегировать своего человека" по часовой стрелке). Задача "делегата" - молча выслушать слово, задуманное соперниками, которое те сообщат ему "на ушко". "Делегаты" возвращаются к своим командам и после двухминутной подготовки невербально изображают своим соратникам задуманное слово. У каждой команды есть три попытки для угадывания.

Во второй серии командам предлагается задумать не только эмоции из ограниченного списка, но и вообще любое переживание (в остальном игра проводится аналогично).

В третьей - команды имеют право задумать любое слово, имеющее отношение к эмоциональной сфере (в этом случае ведущему лучше подстраховаться и попросить команды сообщить ему задуманные слова, чтобы не допустить некорректности).

Упражнение "Чувства животных"
Если в командах шесть человек, то они (команды) образуют две тройки. Если пять - то выдвигают одну тройку. В тройках участники договариваются, кто станет первым игроком, кто -вторым, кто - третьим. После чего они получают инструкцию педагога-психолога - собственно задание: первый игрок должен задумать любое животное, третий - любую эмоцию. Далее они "на ушко" сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Соперникам нужно догадаться, что это за зверь, и что он переживает.
Примечание. В этом упражнении оценивается качество исполнения.

Упражнение "Ситуации с эмоциями"
Инструкция. Ведущий раздает командам по карточке с описанием ситуаций. Действующие лица этих ситуаций практически всегда животные. Жирным шрифтом в карточке указаны две эмоции, которые переживают персонажи. Командам после пятиминутной подготовки необходимо инсценировать описанную в карточке ситуацию, не используя человеческой речи (издавать "животные" звуки не воспрещается). Соперники должны определить и животных, и два эмоциональных переживания для каждой ситуации. Если позволяет время, можно предложить каждой команде разыграть по две-три ситуации.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ – СЛОЖНЫЙ ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ УСЛОВИЕМ ДОСТИЖЕНИЯ ГАРМОНИИ С СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

В таблице приведены возможные ситуации для разыгрывания.

Ситуации для первой команды

Ситуации для второй команды

Волк погнался за зайцем, но не догнал и остался голодным. Волк переживает горе, а заяц радуется

Два ежика шли по лесу и увидели потерянные кем-то часы. Сначала они испугались тиканья, а потом с опаской подошли ближе и стали их рассматривать, не понимая, что это такое. Эмоции - страх и интерес

Две белочки решили добраться до соседнего леса, где никогда не были, но забыли позвать с собой третью подружку. Их тянет в лес любопытство, а третья белочка испытывает обиду

Медведь случайно наступил на ежа и уколол лапу. Медведь гневается на ежика, а тот чувствует себя виноватым

Щенок убежал гулять без разрешения, он радуется свободе, а его родители - взрослые собаки за него тревожатся

Утки и гуси с презрением относятся к гадкому утенку, а он не может понять, за что, и очень удивляется

Кукушонок, подброшенный в чужое гнездо, очень обижается на свою маму-кукушку, а та абсолютно равнодушна

Котенок попробовал новую еду, но она ему не понравилась и даже вызвала отвращение. А попугай грустит, что его вообще не накормили


НЕВЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Слово педагога-психолога: "Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того, каким образом мы ведем себя в общении, зависит, сможет ли партнер понять нас, легко ли будет нам общаться друг с другом. Как вы думаете, что может помешать нам эффективно общаться? Какие средства в общении являются неэффективными?"
Педагог-психолог подводит ребят к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.

Упражнение "Сидящий и стоящий"
Упражнение направлено на то, чтобы показать детям значение неверных средств общения.
Инструкция. Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении "сверху" и "снизу". После выполнения упражнения дети делятся впечатлениями.
Вопросы для обсуждения:

  • Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле?
  • Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя?
  • Какое положение в разговоре понравилось, а какое - нет? Почему?
  • Как ты думаешь, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы с партнером общались на равных, что бы изменилось?
  • Общался ли ты подобным образом в жизни с позиции "сверху" или "снизу"? С какими людьми и при каких обстоятельствах (в какой ситуации)?

Упражнение "Спиной друг к другу"
Инструкция. Педагог-психолог предлагает подросткам разделиться на пары и сесть на пол спиной к спине. Участникам надо постараться вести разговор. Через несколько минут им нужно повернуться и поделиться своими ощущениями.
Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли общаться, не видя человека? Что ты чувствовал, общаясь в таком положении?
  • Хотелось ли тебе повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника? А может быть, тебе вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?

Упражнение "Дискуссия"
Инструкция. Учащиеся разбиваются на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом. Первый участник играет роль "глухого и немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, а также жесты и пантомимика. Второй играет роль "глухого и человека с параличом". Он может говорить и видеть, но не может двигаться и показывать жестами. Третий - "слепой и немой". Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.

Примечание. Во время выполнения упражнения часто возникают комичные ситуации. Благодаря им складывается атмосфера эмоционального раскрепощения и беззаботности. Стремление подростков прийти к общему решению и интенсивное творческое взаимодействие между ними способствует сплочению группы. Игра помогает участникам значительно расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.
Вопросы для обсуждения:

  • Тяжело было играть доставшуюся тебе роль?
  • Легко или трудно было договориться?
  • Что самое сложное в этом упражнении для тебя?
  • Что новое ты для себя открыл?

Упражнение "Вместо ссоры - помирились"
Инструкция педагога-психолога: "Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к тому, кто с вами в паре, и пальцами "сдуйте" его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга"
Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства вы испытывали, стоя спиной друг к другу? А какие - после того, как развернулись и "сдули" щеки друга?
  • Что понравилось в упражнении?

Упражнение "Мостик дружбы"
Инструкция. Педагог-психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладонями). Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик вдвоем, вчетвером и т. д. - до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, изображая "Мост дружбы".
Вопросы для обсуждения:

  • Вам понравилось строить "Мост дружбы"?
  • Какой мост был самый красивый: построенный вдвоем, вчетвером или вместе со всеми?

Упражнение "Чувствую-себя-хорошо"
Инструкция. Обучающимся предлагается назвать 5 ситуаций, вызывающих ощущение "чувствую-себя-хорошо", воспроизвести их в своем воображении, запомнить чувства, которые при этом возникнут. После чего они должны представить, будто кладут эти чувства в надежное место, из которого могут достать их, когда пожелают.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие ситуации ты представил?
  • Какие были ощущения?

Упражнение "Моя проблема в общении"
Инструкция. Обучающиеся пишут на отдельных листах в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: "В чем заключается твоя основная проблема в общении?". Ответы, конкретизирующие индивидуальные проблемы, не подписываются. Листки складываются в общую стопку. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он мог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята проблема, и действительно ли предлагаемый прием способствует ее решению. Допускаются высказывания, критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль