Тренинг личностного роста педагогов

6283
Тренинг личностного роста педагогов

Автор: О.В. Пантелеева,  педагог-психолог МБОУ Гимназия городского округа, г. Урюпинск Волгоградской области

С целью мобилизации личностных ресурсов педагогов для них в образовательном учреждении рекомендуется провести тренинг личностного роста. Задачи тренинга:

  • знакомство педагогов со своими личностными особенностями, которые могут выступать ресурсом воспитания обучающихся;
  • осмысление своих личных интересов, ценностей;
  • развитие групповой сплоченности, рефлексии и эмпатии.

Тренинг рассчитан на работу группы из 15-20 человек. Продолжительность - 2 ч.
Участники: классные руководители, учителя-предметники, методисты по воспитательной работе. Группа может быть «сборной» (т. е. включать представителей разных школ) или формироваться на базе педагогического коллектива одной школы. В первом случае уменьшается объем содержательной обратной связи, которую могут дать друг другу участники, но зато возрастает психологическая безопасность. Во втором случае надо работать осторожнее, бережнее, учитывая особенности коллектива. У участников появляется возможность обратиться к коллегам за обратной связью и тем самым расширить границы самопознания.
Данный тренинг предполагает, что у педагогов уже есть опыт групповой психологической работы.

Содержание тренинга I этап. Знакомство

Задача этого этапа - настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и индивидуальности каждого участника.

Вступительное слово ведущего: "В том, как мы, педагоги, говорим, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много и профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение своих личностных особенностей - мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить деятельность и общение с детьми и взрослыми, максимально используя свои личные достоинства и возможности, нивелируя недостатки. Сегодня мы работаем в тренинговой группе. Это предполагает активность, открытость, доброжелательность и толерантность. Начнем мы нашу работу со знакомства. Вы называете себя и говорите соседу, чего вы желаете ему в сегодняшней работе".
Участники выполняют задание, а затем переходят к упражнению "Кошка-собака".
Цель упражнения: тренировка внимания, снятие напряжения, создание доброжелательной атмосферы.
Процедура проведения: разминка проводится в кругу (участники сидят или стоят). Психолог берет два фломастера, дает инструкцию и тут же демонстрирует эталон поведения. Когда первый из двух фломастеров вернется к тренеру, разминка завершается.
Инструкция ведущего для участников: «У меня в руке 2 фломастера. Зеленый фломастер называется "кошка", красный фломастер называется"собака". Я пущу "кошку" налево, а "собаку"направо. Важно, чтобы каждый фломастер, пройдя круг, вернулся ко мне, чтобы он не "застрял"».

Ведущий: "В этом упражнении мы увидели, что получается, если через нас проходит одновременно два информационных потока. Смотрите, как непросто разобраться, какую информацию кому передать, если у нас цейтнот, как сложно остаться и внимательным, и объективным, не запутаться и не подвести свою команду".
Вопросы для обсуждения:

  • Понравилось ли вам упражнение?
  • Изменилось ли ваше настроение после этого упражнения?

II этап. Основное содержание занятия

Участники выполняют упражнение "Три цвета личности".
Задача: помочь участникам увидеть себя как некоторое "единство непохожих", каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
Каждый участник группы получает три небольших листочка разного цвета.
Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый - "как все" в данной группе; желтый - "как некоторые из присутствующих", розовый - "как никто больше". Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке "как все" должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке "как некоторые" - качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.

После заполнения листочков психолог просит участников взять в руки тот, на котором записаны черты "как все". Называются общие черты для всех, кто находится в данной группе (записать на доске чаще всего встречающиеся). Таким же способом тренер просит обсудить содержание листочков "как некоторые" и "как никто больше". Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает неповторимым в данной группе.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое качество личности было найти у себя труднее всего и почему?
  • Как вы думаете, что дают педагогам такие групповые формы работы?

Ведущий: "Итак, мы приходим к выводу, что мы одновременно и похожи друг на друга, и, конечно же, чем-то различаемся, что позволяет нам быть индивидуальными и неповторимыми.  Так и наши ученики обладают похожими качествами, которые их объединяют, и качествами, о которых мы порой даже не знаем, не замечаем, но именно они отличают их друг от друга и от нас, взрослых".
Участники переходят к выполнению упражнения "Дерево".

Задача: развитие групповой сплоченности, закрепление коллективных взаимоотношений в группе, развитие рефлексии, творческого мышления, эмпатии.
Педагогам предлагается нарисовать общее дерево, которое диагностирует место каждого в данной группе и является показателем групповой сплоченности. Для этого выкладывается прямоугольник из стандартных листов А-4 по числу участников группы. Педагогам предлагается подумать и обсудить, как можно из отдельных листов создать общее дерево группы (каждый лист нумеруется по количеству участников). Затем всем членам группы дается время на обсуждение - какое дерево группа будет рисовать - и предлагается выбор того участка дерева, которое каждый участник будет рисовать отдельно от остальных. Педагоги разбирают свои листы и расходятся по рабочим местам, не общаясь друг с другом. Когда рисунок готов, они пробуют сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Группа внимательно рассматривает и оценивает свою коллективную работу.

Вопросы для обсуждения (в кругу):

  • Были споры или конфликты, когда вы выбирали себе место на общем рисунке?
  • Можно ли сказать, что «групповое дерево» получилось?
  • Что необходимо было для сотрудничества?
  • Вы довольны общим результатом?

Ведущий: "Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать друг друга в группе, насколько мы были внимательны, учитывали интересы друг друга и умели прислушиваться к мнению большинства. Именно такие качества педагоги могут проявлять в общении со своими учениками и коллегами, чтобы было больше взаимопонимания и толерантности".III этап. Заключительная часть

Ведущий: "Итак, мы сегодня действовали рука об руку, стремясь к личностному и профессиональному росту. Никакие современные технологии не могут заменить человеческого общения. Искусству душевного контакта нельзя научить по учебнику или свести его к какой-то сумме знаний и правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная открытость самого педагога, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как  другого.  Мы сегодня знакомились с собой и другими, узнавали свои интересы и ценности, увидели, как некоторое «единство непохожих" помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность, попробовали прогнозировать общую групповую работу, прислушиваясь друг к другу.  А теперь я предлагаю вам заключительное упражнение "Спасибо, я сегодня научилась у вас..."»

Задача: активизация эмпатии и рефлексии педагога.

Участники передают по кругу мячик со словами: "Спасибо, я сегодня научилась у вас..." (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое проявилось на занятии и обладает ценностью, привлекательностью для говорящего).

Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства, эмоции вы испытали в сегодняшней групповой работе?
  • Какие новые качества личности вы открыли у участников группы и у себя на сегодняшнем занятии?

Ведущий: "Спасибо за плодотворную работу, творческую и доброжелательную обстановку. Я надеюсь, что вы возьмете в свою профессиональную копилку предложенные упражнения и сможете посмотреть на некоторые проблемные ситуации в общении с учениками с другой стороны. Заполните, пожалуйста, таблицу, описав свое состояние или настроение, возникшее в процессе групповой работы".

Настроение в начале занятия

Настроение в конце занятия

Недостатки занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль