Программа социализации обучающихся "Академия успеха"

15655

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.

Большое значение для социализации ребенка имеет общество. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. В процессе социализации проявляется объективная потребность человека в индивидуальном развитии. Ребенок начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Сделать это поможет контроль протекания процесса социализации, которому способствует составление акта обследования семьи учащегося классным руководителем.

Воспитание – это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности и тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка: среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется ФГОС. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.

Реализация программы "Академия успеха"

Программа "Академия успеха" рассчитана на учащихся 5-х классов.
Цель программы – поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи воспитания и социализации обучающихся:

в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – "становиться лучше";
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

в области формирования социальной культуры:

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

в области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Основные идеи программы воспитания и социализации "Академия успеха":

  1. Идея актуальной и потенциальной успешности личности ученика в процессе самореализации.
  2. Идея педагогической поддержки личности ученика в процессе самореализации и на пути к успеху.
  3. Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.
  4. Идея стимулирования стремления личности учителя и ученика к успеху.
  5. Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности учителя.
  6. Идея успешности школы как социального института.
  7. Идея развития школы как открытой, саморазвивающейся системы, взаимодействующей с социальными объектами поселка, района и области.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап (май – август). Изучение и знакомство с документацией по реализации ФГОС основного общего образования. Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Создание системы работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
  2. Практический этап (сентябрь – май). Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям программы. Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с обучающимися основной школы по всем направлениям программы. Отбор методов и приемов, которые способствуют развитию у обучающихся таких ценностей, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие. Проведение внеурочных мероприятий по всем направлениям программы, способствующих формированию у обучающихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.
  3. Заключительный этап (июнь – август). Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности. Составление портфолио достижений в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

Классификация результатов деятельности учащихся в рамках программы

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов, как и реализации программы патриотического воспитания в школе, особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма и методы: экскурсии, выставки, встречи, круглые столы, познавательные беседы, тренинги, предметные факультативы, тематические недели, олимпиады, тематические вечера, праздники, брейн-ринги, конкурсные и игровые программы, мастерские общения, агитбригады, самореклама, самопрезентация, защита проекта, турниры, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Первый уровень результатов может быть достигнут с помощью относительно простых форм деятельности, второй уровень – более сложных, третий уровень – с помощью самых сложных.

В выборе методов и форм работы мы ориентировались на продуктивное использование потенциала сложившейся системы воспитательной работы в школе, направленной на формирование потребности личности в высоконравственном поведении и воспитание социально активного, широко образованного гражданина.

Направления воспитания и социализации обучающихся
Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие их обучающимися.
Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся.1. "Я – гражданин России" (духовно-нравственное, социальное направление).

Данное направление включает в себя:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание социальной ответственности и компетентности;
  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Виды деятельности:

  • изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
  • изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество;
  • развитие патриотических чувств учащихся через организацию внеклассных мероприятий;
  • организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;
  • создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;
  • посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
  • демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;
  • поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;
  • активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;
  • формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.

Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда;
  • конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
  • интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям);
  • участие в конкурсах и концертах, митингах, посвященных правовой и патриотической тематике;
  • походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме;
  • мероприятия по программе декады истории и права (проект "Дни права в ОУ");
  • акция "Россия – Родина моя", посвященная Дню защитника Отечества;
  • благотворительные акции "Чтобы старость была в радость" (День пожилых людей), "Спасибо вам, учителя" (поздравления ветеранов педагогического труда), "Игрушки и книжки – детям приюта", "Весенняя неделя Добра";
  • встречи с ветеранами ВОВ (хор ветеранов "Память" районного дома культуры, чествование ветеранов, подготовка сувениров, подарков и открыток);
  • интерактивные игры;
  • встречи с заслуженными людьми поселка (учителя, врачи, работники сельского хозяйства);
  • экскурсии на предприятиях поселка (проект "На крыльях мечты");
  • конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: "Моя Россия", "Моя малая Родина, мой край и мой поселок", "Адрес детства – мое Большеречье", "Навстречу юбилею
  • Победы", "Мир без войны", "Война в истории моей семьи", "И помнит мир спасенный", "К победе шли четыре года", "Мир глазами детей", "Мир дому твоему", "Моя семья в истории поселка", "Моя мама", "Мои дедушка и бабушка", "Права человека глазами школьников" и др.

Мероприятия для учащихся

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Классный час "Символика России", изготовление герба класса

Понимание символики государства – Флага, Герба и Гимна России

"Будем знакомы, будем друзьями" (день рождения класса)

Знакомство детей с классным руководителем, установление благоприятного микроклимата в классе

"Азбука вежливости, или Этикет на каждый день"

Формирование представлений учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения

Конкурсы рассказов "Расскажу о хорошем человеке", "Добрые руки человеческой помощи"

Уважительное отношение к людям

Посещение и последующее обсуждение спектакля или фильма, затрагивающего нравственно-этические вопросы

Развитие способности к рефлексии, умения ставить себя на место другого, сопереживать, искать и находить способы человеческой поддержки

Акции помощи ветеранам, пожилым людям, детям из приюта

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, пробуждение эмпатии, чувства сопричастности

Конкурс плакатов "Передай добро по кругу", "Я хочу помочь людям", "Твори добро"

Создание соответствующего эмоционального настроя на участие в Весенней Неделе Добра, пробуждение чувства сопричастности, желания принять участие в акции

Конкурсная программа "Твои права"

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка

Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: "Моя Россия", "Моя малая Родина, мой край и мой поселок", "Адрес детства – мое Большеречье"

Творческое развитие обучающихся

Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи: "Откуда начинается мой род", "Летопись моей семьи", "История создания семьи моих родителей", "Моя семья в фотографиях и воспоминаниях", "Памятные даты моей семьи", "О тех, кого мы вспоминаем с грустью…", "Мужчины нашего рода", "Традиции нашей семьи", "О моих близких с любовью"

Формирование знаний об истории своей семьи, воспитание бережного отношения к традициям своей семьи; воспитание чувства любви и гордости за свою семью

Семейная гостиная "Семь Я".

Знакомство, представление семей

Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей

«Масленицу встречаем» – семейная развлекательная программа (ИКК "Старина Сибирская")

Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям

Праздники семьи ("Истории любви моего дома", "Мамины руки, нет их теплее…", "Дорогое слово – отец", "Долгая и близкая дорога к дому")

Воспитание любви и уважения к родителям, к собственному дому

Совместные праздники (8 Марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День рождения класса, "Мама года", "Папа года", "Супер-бабушка", "Семья года" и др.)

Создание условий для совместной творческой деятельности учащихся и их родителей

Выставки творческих работ детского и семейного творчества

Создание условий для совместной творческой и трудовой деятельности учащихся и их родителей, формирование положительного отношения к совместному труду

Необходимость профориентации оговорена во ФГОС основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности. Поэтому в программу включены профориентационные мероприятия с учащимися.
Профориентационная деятельность
 

Мероприятия

Ожидаемые результаты

"Профессия. Я тебя знаю!". Тематический вечер

Проба своих способностей в различных профессиях. Реклама выбранной профессии

Классные часы:

  • "Все профессии важны, все профессии нужны";
  • "Моя мечта"

Ясное представление о профессиональных требованиях к человеку и его здоровью в соответствии с выбираемой профессией, о месте получения профессии, потребности общества в этой профессии

Фотопанорама "Профессии моей семьи"

Расширение знаний о профессиях своей семьи. Развитие творческих способностей. Сплочение семьи при подготовке к выставке

Муниципальная выставка творческих работ "Мир моих увлечений"

Развитие творческих способностей, приобщение к трудовой деятельности

Экскурсии на предприятия поселка

Знакомство с приоритетными профессиями предприятий поселка

Оформление мультимедийных презентаций и альбомов "Профессии моей семьи"

Расширение знаний о профессиях своей семьи. Развитие творческих способностей. Сплочение семьи при подготовке к мероприятию

2. "Здоровому все здорово" (спортивно-оздоровительное направление)

Работа школы по здоровьесбережению в рамках данного направления способствует сохранению здоровья учащихся, их физическому развитию. В рамках работы по этому направлению ведется воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Физминутки и динамические паузы во время уроков

Отдых от учебных действий для лучшего восприятия дальнейшей информации

Спортивные праздники:

  • "День здоровья";
  • "Мама, папа, я – спортивная семья";
  • "Делай как я, делай как мы, делай лучше нас";
  • "Вперед, мальчишки!";
  • турнир по черлидингу.

Смотр агитбригад "Мы за ЗОЖ"

 

Пропаганда ЗОЖ.

Привлечение обучающихся и родителей к занятиям спортом. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в отдыхе.

Укрепление здоровья, развитие творческих

способностей, умение работать в группе

Школьные спартакиады, соревнования по основным видам спорта

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию

Профилактическая программа "Полезные привычки"

 

Формирование знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями. Формирование знаний о взаимозависимости физического и нравственного здоровья, здоровья человека и окружающей его среды

Психолого-педагогический лекторий для родителей и педагогов, работающих с учащимися 5-х классов "Адаптация пятиклассников"

Повышение психологической компетенции родителей в вопросах переживаемого детьми периода, улучшение представления об ответственности и совместном решении с ребенком проблемных ситуаций (с практическими рекомендациями)

Встречи со специалистами центральной районной больницы

Формирование знаний о необходимости соблюдения правил гигиены и здорового режима дня

Акции:

"Территория здоровья";

"Территория здорового питания" и др.

Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, развитие творческих способностей

Участие в проектной деятельности

Развитие творческого мышления, расширение знаний о здоровом образе жизни

"Я –пятиклассник". Программа по адаптации

Адаптация пятиклассников

Мероприятия по профилактике употребления ПАВ

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Классные часы "Вредные привычки"

Формирование ответственности детей за свою жизнь

Региональная акция "Школа против курения"

Формирование негативного отношения к табакокурению. Пропаганда ЗОЖ

Кинолекторий "Мы против курения"

Снижение употребления ПАВ и табакокурения.

Формирование ответственности детей за свою жизнь

Выпуск буклетов и листовок, информационных листков здоровья

Пропаганда ЗОЖ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (проект "Юному пешеходу – безопасную дорогу")

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Встречи с инспекторами ГИБДД МО МВД "Большереченский"

Обобщение знаний по ПДД

"Школа светофорных наук" (конкурсная программа)

Создание условий для применения теоретических знаний по ПДД на практике

Классные часы:

"Эти дорожные знаки";

"Дети. Дорога. Жизнь" и др.

Пропаганда ПДД

"Безопасный маршрут "Дом-школа-дом"

 

Снизить вероятность детского травматизма на дорогах, создать наиболее благоприятный маршрут учащегося от дома до школы и обратно

Районный конкурс "Безопасное колесо"

Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на улицах в различных ситуациях

Конкурс творческих работ по ПДД

Пропаганда ПДД


Экологическое воспитание

Классные часы о природе и экологии

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способности и

потребности наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и оберегая ее

Конкурс рисунков :Голубая планета Земля" и др.

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы

 

Час общения "О братьях наших меньших" и др.

Нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к братьям нашим меньшим со стороны других людей

Выставка поделок из бросового материала "Эко-планета" и др.

Развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы. Опыт собственного участия в коллективной работе

Акции помощи птицам ("Кормушка").

Весенняя Неделя Добра – акция добрых дел.

Акция чистоты и др.

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, пробуждение эмпатии, чувства сопричастности.

Развитие потребности в совершении нравственных поступков.

Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.)

Проектная и исследовательская деятельность.

Районный краеведческий слет

Участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.

Проявление учащимися своих интеллектуальных возможностей

Экскурсии

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни.

Глубокое проникновение в экологические проблемы, желание их решать, начиная с себя.

Бережное гуманное отношение ко всему живому

Викторины по природе и экологии

Создание условий для формирования положительного отношения к знаниям, книгам.

Усвоение ценностного отношения к природе

Конкурсы рисунков и фотографий "Природа родного края" и др.

Усвоение ценностного отношения к природе, ко всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способности и потребности наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и оберегая ее

Акция "Чистая школа – чистый поселок" и др.

Формирование негативного отношения к загрязнению природы, приобщение к социально-значимому труду

 

Помимо этого в рамках данного направления ведется следующая работа.

Благоприятный двигательный режим:

  • введение в программу физического воспитания нетрадиционных видов оздоровительной деятельности;
  • обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики;
  • регулярное проведение соревнований по различным видам спорта, товарищеских встреч, турниров, фестивалей, дней здоровья, подвижных перемен;
  • подготовка и участие школьных команд по различным видам спорта в районной и областной спартакиаде школьников;
  • организация спортивных секций, групп здоровья и ОФП;
  •  презентация новых форм и способов формирования престижа здорового образа жизни;
  • совершенствование развития олимпийского движения, как средства духовно-нравственного воспитания школьников через проведение соревнований, праздников, конкурсов, викторин.

Профилактика и оздоровление:

  •  регулярное прохождение диспансеризации учащимися;
  • индивидуализация спортивных нагрузок детей и подростков в соответствии с группой здоровья;
  • совершенствование организации санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима;
  •  проведение мероприятий по вакцинации детей и подростков;
  • включение корригирующей гимнастики для глаз с использованием простейших упражнений;
  • "Родительский час" (помощь специалистов: педагога-психолога, логопеда, педиатра, врача-нарколога, невролога, учителя физкультуры)

Медико-педагогический контроль:

  • установление показаний и противопоказаний к занятиям физкультурой;
  • ведение листка здоровья;
  • обслуживание участников школьных соревнований;
  • профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и соревнованиях;
  • санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований; врачебные консультации по ЗОЖ;
  • лечебные мероприятия;
  • вакцинация и витаминизация детей и подростков;
  • санитарно-просветительная работа;
  • взаимодействие с педагогическим коллективом и родителями;
  • индивидуальная и групповая коррекция психомоторных расстройств;
  • применение методов релаксации;
  • психологические занятия, индивидуальные консультации, развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния (по запросу).

3. "Познавай, выбирай, твори, действуй!" (общеинтеллектуальное направление).

В рамках этого направления проводится следующая работа:

  • интеллектуальное развитие учащихся, способствующее повышению их мотивации к приобретению новых знаний, формирование широкого кругозора (через проектную деятельность, систему школьных, муниципальных и региональных олимпиад, систему интеллектуальных игр, конкурсов, участие в научно-практических конференциях, в школьных предметных неделях, выступления с сообщениями на слетах, фестивалях и форумах);
  • формирование познавательного интереса к различным областям знаний;
  • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Содержание работы:

  • изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики изменения интеллектуальных достижений;
  • формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
  • развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в развитии собственного интеллекта;
  • развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
  • создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности' учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
  • стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;
  • всемерная поддержка таланта и незаурядности мышления (в рамках муниципальной и региональной программы «Одаренные дети»);
  • приобщение к социально-значимой деятельности через участие в волонтерских движениях различной направленности.

Формы работы:

  • интеллектуальные марафоны в классе, в параллели, в школе;
  • интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
  • творческие объединения по интересам в классе и в школе;
  • творческие конкурсы в школе: на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда;
  • создание в классах команд и проведение в школе состязаний интеллектуалов ("Умники и умницы", "Что? Где? Когда?", КВН между командами в параллели, между различными параллелями, "Интеллектуальное казино");
  • интеллектуальные викторины;
  • предметные вечера;
  • тематические недели;
  • литературные гостиные;
  • читательские конференции;
  • научно-практические конференции;
  • экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;
  • часы общения и беседы, обсуждение фильмов и спектаклей и т. д.

Мероприятия для учащихся

                               Мероприятия

Ожидаемые результаты

Классные часы «Жизнь замечательных людей» и др.

Сформированное представление учащихся об интеллектуальных достижениях различных людей, усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда

Предметные недели в ОУ

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах творчества

Аношинские чтения

Получение опыта исследовательской деятельности, публичного выступления, представления и защиты проекта

Декада точных наук

Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.

Развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в развитии собственного интеллекта

 

Олимпиады по предметам (школьный, муниципальный, региональный уровни)

Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.

Поддержка проявления таланта в предметной области

 

Сетевые телекоммуникационные проекты (региональный, всероссийский уровни)

Первоначальные навыки коллективной работы, в т. ч. при разработке и реализации учебных и учебно-исследовательских проектов.

Расширение рамок общения с социумом

 

 

 

«Интеллектуальный марафон»

Развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности; создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности' учащихся в подготовке мероприятий


 4. "Я и мой мир" (общекультурное направление)

В рамках этого направления проводится следующая работа:

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание;
  • развитие представлений о душевной и физической красоте человека, а равно – о его разрушительных возможностях; о своеобразии критериев человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи; представления об эволюции этих представлений на примере европейской моды от античности до наших дней;
  • продолжение формирования чувства прекрасного; практическое развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества; развитие способности отличать подлинное искусство от его суррогатов; постепенное введение подростков в мир античного, романского, готического, классического и т. д. искусства, включая авангард и модерн ХХ в. и художественный язык современного искусства; параллельно – освоение основ художественного наследия родной, русской и иных важнейших культурно-художественных и религиозно-художественных традиций: японской, китайской, индийской, арабской (исламской), христианской, буддийской и др.;
  • поощрение и поддержка самостоятельных занятий подростков художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища и территории дома и школы и др.).


Виды деятельности и формы занятий:

  • использование местного материала в качестве своеобразной «образовательной программы» по истории культуры народа, создавшего этот социально-природный феномен; осмысление и письменная фиксация результатов такого наблюдения-исследования – интереснейший и очень полезный в духовно-нравственном отношении опыт;
  • организация подростками публичных лекций (с приглашением родителей, местных жителей и др.) о выдающихся произведениях искусства;
  • организация экскурсий на художественные выставки, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей с последующим обсуждением увиденного и оформлением в виде презентаций, эссе и других форм долговременного хранения и использования;
  • обучение видению прекрасного в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой и последующее обсуждение;
  • поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально;
  • воспитание способности к восхищению теми, кто занимается творчеством;
  • конкурсы на лучшее украшение класса, школы.

Мероприятия для учащихся

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Проект "Школьный дворик"

Оформление и благоустройство школьной территории

Конкурс "Снежный город"

Оформление и благоустройство школьной территории

Экскурсии в ИКТ "Старина Сибирская"

Актуализация знаний

Выставки детского и семейного творчества

Поддержка подростковой (семейной) творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство

Вечер талантов "Искорки надежды"

Представление и защита проектов учащихся ДШИ

Персональные детские выставки художественного творчества (в ОУ, ДШИ, картинной галерее)

Поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство

 Мониторинг реализации программы

Основные направления, по которым определяют, как реализуется учебная программа в школе:

  • адаптация (начальные и конечные результаты диагностик);
  • улучшение отдельных составляющих психического благополучия: снижение тревожности, рост самооценки и т. д.;
  • улучшение состояния здоровья и успешность реабилитационных мероприятий;
  • учебная успешность (повышение учебной мотивации, познавательный интерес);
  • рост показателей социализации личности, повышение социальной активности, адаптивность личности в коллективе (методика Рожкова);
  • улучшение стиля воспитания и обстановки в семье.

Организационной структурой, обеспечивающей постоянный мониторинг, является школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

Направления деятельности консилиума:

  • диагностика состояния здоровья обучающихся;
  • оказание специалистами ОУ помощи подросткам, испытывающим различные трудности в обучении, адаптации;
  • отслеживание динамики развития обучающихся (организация мониторинга психофизического состояния);
  • организация системы профессиональной деятельности всех специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания подростков;
  • организация работы с родителями с целью защиты интересов ребенка.

На основании выводов членов консилиума, данных листков здоровья и диагностики педагоги и узкие специалисты планируют и проводят коррекционные мероприятия для обучающихся, осуществляют индивидуальный подход на уроках и контроль, разрабатывают рекомендации для учителей-предметников, родителей и классного руководителя. Мониторинг реализации программы также включает в себя проведение внешней и внутренней экспертизы.Внешняя экспертиза – мониторинг деятельности классных руководителей 5-х классов.Внутренняя экспертиза осуществляется по следующим критериям:

  • уровень развития классного коллектива;
  • создание и работа органов классного ученического самоуправления;
  • степень участия класса в школьных мероприятиях;
  • рейтинг класса по итогам года (складывается из рейтинга участия в школьных мероприятиях).

Объективированные результаты каждого этапа процесса воспитания являются основанием для принятия управленческих решений и дальнейших действий по корректировке данной программы.

Авторы:
Щербакова Е.Я.,
ст. вожатая МКОУ "Большереченская средняя общеобразовательная школа № 2", п. Большеречье Омской обл.
Саврыкина Л.Г.,
зам. директора по УВР МКОУ "Большереченская средняя общеобразовательная школа № 2", п. Большеречье Омской обл.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль