Конспект занятия "Сарафан"

1907
Конспект занятия


Автор: Япончинцева Ирина Сергеевна музыкальный руководитель МБДОУ №15 "Ручеёк" города Бердска (Новосибирская область)

Образовательные области: "Музыка", "Художественное творчество", "Коммуникация", "Познание", "Чтение художественной литературы".Участники: дети средней группы № 9 "Колокольчик".Оборудование: Мультимедийный проектор; флэш – карта с репродукцией картины К. Лебедева "Народный танец", со слайдами фотографий русских народных сарафанов и картинками различных орнаментов, с фонограммой русских народных песен: "Во кузнице", "Ах, Самара городок"; музыкальных произведений: А.К. Лядова "Народная песня", в исполнении оркестра и "Романс" в исполнении ансамбля русских народных инструментов "Россия"; дидактический (раздаточный материал): плоскостные геометрические фигуры из цветного картона.Музыкальный инструмент – гармонь.Цель: Воспитание любви к Родине и русским народным традициям через произведения изобразительного искусства, национальной одежды и музыкального фольклора.Задачи:

  1. Дать детям представление о фольклоре, как основе народной мудрости и красоты.
  2. Развивать познавательную активность детей при изучении русского народного сарафана.
  3. Формировать навыки пения без музыкального сопровождения (a cappella).
  4. Использовать логоритмические упражнения для закрепления правильного и чёткого произношения звуков, формирования певческой дикции и интонационной выразительности.
  5. Развивать моторику рук средствами здоровьесберегающих технологий.
  6. Развивать самостоятельность и импровизационные способности детей.
  7. Обогащать активный словарь детей (эхо, сарафан, узор, орнамент).
  8. Способствовать формированию эстетического и художественного вкуса детей.
  9. Воспитывать интерес детей к русскому народному творчеству через интеграцию образовательных областей.

Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал под фонограмму русской народной песни «Ах, Самара городок» и встают полукругом лицом к гостям.Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в зале.
Давайте дружно, весело поприветствуем их нашей песенкой (пояснить, как звучит эхо, повторяя слово «песенкой» с изменением динамики). Ой, слышите, это эхо к нам пожаловало. Видно эхо тоже хочет с гостями поздороваться.
Ну, что ж, тогда я сейчас запою, а вы, ребята, не зевайте,
Эхом дружно подпевайте!Муз. руководитель (поёт):
Добренького всем здоровья, здравствуйте!
К нам пришли сегодня гости, дружно их встречайте!

Обращается к детям.

Дети (поют хором):
Добренького всем здоровья, здравствуйте!
К нам пришли сегодня гости, дружно их встречайте!

Делают поклон гостям.Муз. руководитель: А сейчас прошу ребята вас по кругу всем пойти.
Только не забудьте, детки, юбочку и поясок найти!

Дети идут по кругу по фонограмму песни "Ах, Самара городок" и проходят на места.Музыкальный руководитель провожает детей песней:
Проходите, проходите, занимайте вы места.
Вас, скажу я по секрету – ждут сегодня чудеса!Муз. руководитель: Ребята, в наш детский сад пришло необычное письмо от бабушки Авдотьюшки из далёкой деревушки. Вот это письмо. В нём бабушка Авдотья просит нас помочь придумать для её сарафана праздничный узор, орнамент. Да – да, именно так. Она пишет: "Люди добрые, мне помогите, орнамент сарафану моему вы подберите!"
Ой, ребята, чтобы бабушке помочь надо сначала разобраться, что такое орнамент и зачем он нужен сарафану?! И так, нам известно, что сарафан это старинная женская одежда, которую любили носить и женщины, и девушки, и девочки, да к тому же сарафаны считались не только самой красивой, но и самой удобной одеждой. Ребята, а вы хотели бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как русские люди жили-поживали: что одевали и как танцевали?Дети: Да!

Муз. руководитель: Ну, тогда закрывайте глазки и не подглядывайте!
Раз, два, три – на волшебный экран посмотри!

Дети открывают глаза. На экране появляется картина К. Лебедева "Народный танец".

Муз. руководитель:
Вот так радость и веселье! Посмотрите вы на них
На танцующих нарядных и счастливых молодых!
Парень весело, игриво, от души пустился в пляс!
Девица же в сарафане красотой пленила нас!
Дети рассматривают картину.Муз. руководитель: Ребята, как вы думаете, если бы эта картина зазвучала, то какую музыку мы бы услышали?Дети: Красивую, весёлую, громкую.

Муз. руководитель: Ребята, а давайте сейчас мы послушаем несколько музыкальных произведений и выберем самое яркое, весёлое, быстрое.
Нашим девочкам – красавицам мы раздадим платки,
А мальчиков поучим на пояс ставить кулачки.

Воспитатель раздаёт девочкам платочки, а музыкальный руководитель показывает мальчикам, как правильно ставить кулачки.

В записи звучит (фрагмент): "Романс" в исполнении ансамбля русских народных инструментов "Россия".

Муз. руководитель: Ребята, как вы думаете, под такую музыку получится танцевать легко, быстро весело?Дети: Нет!

Муз. руководитель: А давайте попробуем! Как только музыка зазвучит, вы начинайте плясать – мальчики буду выполнять подскоки, и держать кулачки на поясе, вот так (показывает), а девочки поднимут вверх платок и будут кружиться (показывает).

Муз. руководитель ещё раз включает музыкальный фрагмент. Дети стараются выполнить танцевальные движения.Муз. руководитель: Ой, ребята, вы были правы, под такую спокойную, тихую музыку танцевать быстро и весело не получается! Давайте послушаем ещё одно музыкальное произведение и попробуем потанцевать так же быстро, весело и выразительно, как танцуют девушка и парень. Посмотрите ещё раз на картину.

Звучит "Народная песня" А. К. Лядова, в оркестровом исполнении. Дети танцуют.

Муз. руководитель: Ах, какой чудесный пляс получается у нас! Вот бы пригласить гостей из далёких областей! Показывает рукой на дверь. В зал входит воспитатель в русском народном костюме.Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, к нам русская красавица идёт. А сарафан то у неё – загляденье!

Воспитатель подходит к детям, кружится и кланяется. Экран и музыка выключаются.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! Простите, за то, что я задержалась! Но дело всё в том, что я наряжалась! Надела такой вот красивый наряд - хотела порадовать милых ребят!

Муз. руководитель: Ах, как хорошо, что вы пришли на наше музыкальное занятие в этом замечательном русском народном костюме. Мы с ребятами сегодня как раз изучаем русский народный сарафан и его украшение, которое называется орнаментом.

Воспитатель: Я с радостью вам помогу – всё что знаю, расскажу. Вот посмотрите, ребятки, на моём сарафане есть полоса вышитая цветочками, листочками, которые располагаются друг за другом и повторяются. (Показывает орнамент на сарафане). Сейчас я взмахну своим волшебным платочком, и на экране появятся мои подружки в ярких, красивых, расписных сарафанах. (Подходит ближе к экрану и делает взмах платком. На экране появляется фотография девушек в сарафанах). Вы, ребятки смотрите внимательно. На каждом сарафане есть своё украшение, свой неповторимый орнамент.

Муз. руководитель: Как интересен ваш рассказ. А можно рассмотреть орнаменты на сарафанах поближе?

Воспитатель: Конечно можно!
Как только платочком взмахну я опять,
Орнаменты будете вы изучать!
Делает взмах платком и на экране появляются сарафаны с различным орнаментом.

Музыкальный руководитель объясняет детям расположение рисунка на орнаментах.

Муз. руководитель: Орнаменты, которые мы сейчас с вами, ребята, рассмотрели, располагались в полоске, где цветочки, листочки выстраивались друг за другом в одну линеечку. А бывают орнаменты, которые располагаются по кругу и в квадрате.

Дети рассматривают орнаменты на экране.

Муз. руководитель (обращается к воспитателю): Так что же получается, для того чтобы например, создать цветочный орнамент нам нужно просто менять и повторять цветочки да листочки (приводит пример)?!

Воспитатель: Всё верно, именно на повторении и чередовании строится любой орнамент.

Муз. руководитель: Ребята, у меня есть красивая коробочка, в которой находятся разные геометрические фигурки. (Показывает детям коробочку. Достаёт из неё сначала кружок и спрашивает у детей какая это фигура, а затем показывает квадрат).

Муз. руководитель: Я очень хочу попробовать создать из кружочков и квадратиков геометрический орнамент. Но только мне понадобится ваша помощь. Вы мне поможете, ребятки?

Дети: Да!

Детям предлагается сначала встать в круг, а затем разделиться на две группки – одна выстраивается в линию по одну сторону зала, а вторая – по другую. Каждому ребёнку раздаётся по одной геометрической фигурке (круг, квадрат).

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, кружочки и квадратики, которые вы держите в руках, находятся в определённом порядке – они повторяются несколько раз (озвучивает порядок геометрических фигур).

Воспитатель: Ребятушки, да у вас получился настоящий геометрический орнамент! Давайте мы сейчас ваши фигурки выложим на ковре, что бы все могли увидеть орнамент, который получился.

Дети выкладывают орнамент на ковре.

Муз. руководитель: Вот теперь пора, ребятки, нам немножко поиграть. Попрошу не расходиться, а правила игры узнать! Игра называется "Танцевальный орнамент". Правила игры такие... Дети, у которых в руках находится кружок, будут кружиться, а ребята, которые держат квадрат, будут приседать. Давайте потренируемся.

Муз. руководитель показывает круг – дети кружатся, показывает квадрат – дети приседают.

Воспитатель: Ах, какая интересная игра. Можно и я с вами поиграю?
Я с платочком волшебным пойду
Да ребятушкам всем помогу!
К кому платочком я прикоснусь,
Будет танцевать – свои движенья выполнять!

Воспитатель подходит к детям и каждому по очереди кладёт на плечо платочек. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети выполняли танцевальные движения правильно.

Муз. руководитель:
А сейчас, как только русская красавица платочком взмахнёт,
Пусть орнамент сразу весь вмиг оживёт!

Воспитатель машет платочком, а дети выполняют танцевальные движения, под музыкальное сопровождение гармони.

Муз. руководитель: Ну, что ж, ребята, вот мы с вами и разобрались в том, что такое орнамент, как он создаётся и для чего он нужен сарафану. А теперь я предлагаю вам вспомнить шуточную песню, в которой народные умельцы изготовили необычный сарафан.

Звучит фрагмент песни "Во кузнице" в оркестровом изложении.

Муз. руководитель: Ребята, вы догадались, о какой песне идёт речь?

Дети: Да! Это песня "Во кузнице".

Муз. руководитель: Молодцы, ребята, конечно, это русская народная песня "Во кузнице". И сейчас мы её споём так, как она звучала в старину, то есть без музыкального сопровождения.

Дети поют и обыгрывают русскую народную песню "Во кузнице".

Воспитатель:
Велика Россия-мать и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцев на весь мир молва идёт!

Муз. руководитель: Потрудились кузнецы наши на славу,
Да на общую радость и забаву.
А теперь пришло время поплясать -
Приглашаю в хоровод скорее встать!

Под фонограмму песни "Во кузнице" дети встают в хоровод и закрепляют танцевальные движения, которые они разучивали в начале занятия: мальчики выполняют подскоки на месте, а девочки кружатся вокруг себя (одна рука "держит платочек", другая – юбочку).

По окончании хоровода дети выходят на полукруг.Муз. руководитель: Молодцы. Ребята! Вы сегодня были такими старательными, внимательными, активными. Спасибо вам за это! Только вот мы совсем забыли о просьбе бабушки Авдотьи. Нужно ведь нам придумать для её сарафана праздничный орнамент.

Воспитатель: Ребята, а у меня как раз есть полная корзина сарафанов, которые можно украсить, раскрасить так, как душе вашей угодно! Вот только где бы нам этим заняться? Здесь ни красок, ни карандашей нет!

Муз.руководитель: А вы знаете, наши дети не только любят петь и танцевать, но рисовать. В группе у ребят есть краски, карандаши и многое другое.

Воспитатель: Ребятушки, а можно и я с вами пойду рисовать – сарафаны украшать?!

Дети отвечают.Муз. руководитель: Ребята, только когда вы украсите свои сарафаны, пожалуйста, не забудьте нас пригласить на них полюбоваться! Ну, а сейчас, пришла пора прощаться.

Поёт на мотив песни "Ах, Самара городок":
Вот пришла пора прощаться – до свидания!"
Дети (поют): До свидания!

Дети кланяются гостям и уходят из зала под фонограмму песни "Ах, Самара городок".

Ищите материалы по организации музыкального воспитания в ДОУ?

Сценарии праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала "Справочник музыкального руководителя".

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль