Психолого-педагогическая поддержка интегрированного образования

1778
Психолого-педагогическая поддержка интегрированного образования

Авторы:
Ю.В. Науменко,  д-р пед. наук, проф., зав. каф. коррекционной педагогики, социальной психологии и здоровьеформирующего образования ГБОУ ДПО (ПК)С "Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования",

О.В. Науменко,  канд. пед. наук, доц. каф. естественно-математических дисциплин ФБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"

Снять проблему родительских страхов о некомфортности совместного обучения детей с ОВЗ и обычных сверстников возможно и необходимо. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является проведение психокоррекционного тренинга "Я и Другие'" разработанного и апробированного в общеобразовательных школах Волгоградской области. Подобный тренинг может стать компонентом программы коррекционной работы образовательного учреждения.
Основные положения концепции интегрированного обучения детей с ОВЗ

В письме Минобрнауки России от 26.04.2001 № 29/1524-6 "О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)" были сформулированы основные положения концепции интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ), а именно:

  • каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми;
  • все дети-инвалиды и дети с ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства;
  • каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе, по индивидуальной траектории (в зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями могут получать образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы);
  • все дети с ОВЗ должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами, при этом часть детей с особыми образовательными потребностями может пользоваться поддержкой специалиста уже на уроках;
  • помимо интегрированного образования одного ребенка с ОВЗ в обычном классе, может использоваться форма группового обучения детей-инвалидов одной категории в специализированном классе массовой общеобразовательной школы (в этом случае такой класс обеспечивается необходимым оборудованием для полноценного осуществления общеобразовательного процесса);
  • следует предусмотреть систематическое участие детей с ОВЗ, обучающихся в специальных классах, в проведении общешкольных праздников, совместных уроков с обычными школьниками (изобразительного искусства, технологии, физической культуры и др.), экскурсий, походов и т. д.

Предварительные итоги введения интегрированного образования были подведены в письме Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" (далее - письмо № АФ-150/06). В нем, в частности, отмечается, что в период с 2001 г. по 2008 г. в России активно протекал процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. При этом апробированы различные модели интеграции.

Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду:

  • Первая, наиболее распространенная в России, предполагает обучение детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.
  • Вторая - обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Последняя модель интегрированного образования в порядке эксперимента внедряется в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов РФ (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Свердловская, Томская области, Москва, Санкт-Петербург и др.).

В письме № АФ-150/06 отмечается, что развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ, т. к. организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

С целью развития и совершенствования системы интегрированного образования предлагалось планировать и осуществлять в рамках соответствующих региональных программ мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми с ОВЗ. При этом региональные программы развития образования детей с ОВЗ должны предусматривать установление показателей результативности и эффективности этой деятельности.

Минобрнауки России предложило следующие показатели результативности и эффективности обучения детей с ОВЗ:

  • увеличение доли выявленных детей с ОВЗ, своевременно получивших коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей с ОВЗ в субъекте РФ;
  • увеличение доли детей с ОВЗ, получающих образование, в общей численности детей с ОВЗ в субъекте РФ;
  • увеличение доли детей с ОВЗ, получающих образование в образовательных учреждениях общего типа по месту жительства, в общей численности обучающихся детей с ОВЗ в субъекте РФ;
  • сокращение доли детей с ОВЗ, обучающихся в интернатных учреждениях, в общей численности детей с ОВЗ в субъекте РФ;
  • увеличение доли образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ОВЗ, в общем числе образовательных учреждений в субъекте РФ;
  • увеличение доли образовательных учреждений общего типа, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ОВЗ, в общем числе образовательных учреждений общего типа в субъекте РФ;
  • увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ОВЗ, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений в субъекте РФ;
  • уменьшение количества случаев нарушения права детей с ОВЗ на образование.

Все вышеперечисленное отражено и в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", и в государственной программе РФ "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы».Результаты опроса россиян Фондом общественного мнения

Однако, несмотря на достигнутые успехи, в 2012 г. при проведении Фондом общественного мнения опроса россиян, касающегося интегрированного образования, обнаружены определенные проблемы. По данным опроса 1500 респондентов из 43 субъектов РФ, только 45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе, 35% опрошенных выступают против интегрированного образования, 20% граждан не определились в этом вопросе. При этом всего лишь 52% считают, что обучение детей-инвалидов в обычных школах не приведет к ухудшению качества образования. В том, что совместное обучение детей-инвалидов и обычных детей приведет к ухудшению качества образования, уверены 26% респондентов.

Достаточно большая группа респондентов (52%) считает, что детям-инвалидам будет некомфортно учиться в обычной школе. При этом 39% респондентов уверены, что обычным детям будет плохо учиться вместе с инвалидами.

Преодолеть страх родителей по поводу некомфортности совместного обучения детей с ОВЗ в обычных классах возможно и необходимо. Но при этом следует организовать планомерную психолого-педагогическую поддержку школьников и сопровождение интеграционного процесса, чтобы сгладить возможные негативные проявления уже на начальном этапе обучения детей. Одной из форм такого сопровождения может быть проведение психокоррекционного тренинга "Я и Другие", разработанного и апробированного нами в общеобразовательных школах Волгоградской области. Данный тренинг может стать компонентом программы коррекционной работы образовательного учреждения, входящей в состав основной образовательной программы начального общего образования.

В приложении 1 представлено описание психокоррекционного тренинга "Я и Другие" . В приложении 2 - тематическое планирование занятий в рамках психокоррекционного тренинга "Я и Другие".

Список литературы для организации занятий в рамках тренинга "Я и Другие":
Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. М., 2010.
Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. Раскрытие и реализация новых возможностей. СПб.,
2012.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4 томах. Т. 1-3. М., 1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4 томах. Т. 4. М., 1999.
Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 5-е изд. М., 2004.
Шаги к мудрости: Набор психологических открыток с притчами / Климова Е.К., Помазина О.А., Баку-рова О.Н. СПб., 2010.

Приложение 1
Описание психокоррекционного тренинга "Я и Другие"

Цели психокоррекционного тренинга:

  • помочь детям с ОВЗ справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;
  • помочь обычным детям (сверстникам-одноклассникам ребенка с ОВЗ) сформировать позитивное отношение к своему особому товарищу и соответствующие навыки взаимодействия с ним в образовательной и досуговой деятельности;
  • помочь педагогу (классному руководителю) в организации позитивного взаимодействия между отдельными членами детского коллектива и в гармонизации эмоционально-психологического микроклимата класса.

Предмет психокоррекции: эмоциональная сфера детей (состояние психического дискомфорта, зависимость от окружающих, противоречивость личности, враждебность, тревожность). Наполняемость группы: не более 12 чел.

Продолжительность занятия: 1,5 ч (два стандартных урока с перерывом).

Особенности организации занятий: предпочтительно проведение тренинга педагогом-психологом или социальным педагогом. При этом учитель начальных классов, непосредственно работающий в классе интегрированного обучения, должен стать равноправным участником тренинга вместе со своими обучающимися. Занятие организуется с подгруппой детей, в состав которой, кроме ребенка с ОВЗ, обязательно входят обычные дети, имеющие эмоциональные проблемы, и их одноклассники, обладающие определенным авторитетом в детском коллективе.

Структура занятия: актуализация у обучающихся имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения, стимульные аудио- и видеоматериалы); формирование у детей новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов, элементов психодрамы); отработка личной стратегии поведения (при обсуждении и разыгрывании психокоррекционной сказки); осмысление полученного опыта, рефлексия (упражнение "продолжи фразу" и др.).

Планируемые результаты реализации программы психокоррекционной помощи обучающимся:

  • приобретение младшими школьниками базовых навыков позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор);
  • понимание детьми природы индивидуальных переживаний; необходимости избегания форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни, применение соответствующих приемов поведения;
  • умения: аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями; распознавать и вербализовать такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия; критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия; представлять себя в выгодном свете;
  • осознание детьми различий между людьми, проявление уважения к особенностям их поведения.

Приложение 2
Тематическое планирование занятий в рамках психокоррекционного тренинга "Я и Другие"

Содержание тематического раздела

Психологические игры

Психокоррекционные сказки

Рисунки

Раздел 1. Снятие состояния психического дискомфорта (4ч ) Указано примерное кл-во часов

Снижение эмоционального напряжения у участников занятия и создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в микрогруппе.

Перенос положительного опыта деятельности на занятии в реальную школьную обстановку; обучение приемам ауторелаксации

На внимание: "Что слышно?", "Будь внимателен!, "Узнай меня по голосу".

На установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я:

"Назови (угадай) мое имя", "Скажи: здравствуй!", "Я сегодня …".

На распознавание эмоций и пантомимику: "Повтори!", "Моя (твоя) фотография", "В густом лесу", "В магазине игрушек".

На эмоциональную выразительность движений: "Передай настроение рядом сидящему", "Забавные человечки", "Бубенчики", "Непобедимые гномики", "Брызгалочки", "Кулачки-молоточки", "Прыжки сидя".

На переживание эмоции испуга и чувства эмпатии: "Успокой обезьянку', "Страшный медведь", "Один в лесу", "Добрая фея (волшебник)".

На развитие тактильных ощущений и мышечной памяти: "Угадай, что это за игрушка", "Угадай, чья рука?", "Угадай, кто я?".

Имитация движения на лыжах, на коньках, плавание, скачки на лошади.

На переживание эмоций страдания, боли и проявление сочувствия: "Помоги козленку!", "Гадкий утенок", "Зайка зимой", "Уточка с перебитым крылышком", "Передаем по кругу горячий уголек".

На переживание эмоций радости и удовольствия: "Купание в фонтане", "Солнечный зайчик", "Я дарю тебе счастье", "Передаем по кругу улыбку"

"Если горе велико, нам поможет только верный друг", "Чтобы у всех было счастье, никому не должно быть грустно"

Инсценировка сказок может быть заменена на рисование иллюстраций с их последующим обсуждением

Раздел 2. Коррекция зависимости от окружающих (4 ч)

Формирование у младших школьников новых форм поведения, связанных с ответственностью в принятии решений.

Обучение детей самостоятельному принятию решений.

Создание условий для того, чтобы ученики могли почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.

Совершенствование навыков выразительности движений детей в проявлении эмоций и чувств.

Совершенствование навыков саморасслабления

На внимание: "Кто во что одет", "Запретный номер", "Повтори за мной".

На установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я: "Назови (угадай) мое имя", "Скажи: здравствуй!", "Я сегодня …".

На распознавание эмоций и пантомимику: "Мы опаздываем на представление в цирк", "Я – артист цирка", "Цветок", "Чунга-Чанга".

На эмоциональную выразительность движений: "Передай настроение рядом сидящему", "Мы с родителями в цирке".

На переживание эмоций счастья и радости: "Добрая фея (волшебник)", "Добрый папа", "Встреча", "Мы победили в игре", "У друга хорошее настроение'.

На развитие тактильных ощущений и мышечной памяти: "Угадай, чья рука", "Угадай, кто я?", "Угадай друга".

На переживание эмоций страдания и проявление сочувствия: "Клоун ходит по стеклу", "Клоун дразнит слона", "В зоопарке", "Под дождем".

На переживание эмоций, связанных с принятием решения и ответственности: "Укротитель", "Бесстрашный капитан и шторм", "Справедливый папа", "Что купить?", "Я на прогулке с малышами", "Я – взрослый'

"Кто самостоятельный, тот и смелый", "Чтобы все были счастливы, каждый должен выполнять свои обязанности"

Инсценировка сказок может быть заменена на рисование иллюстраций с их последующим обсуждением

Раздел 3. Гармонизация противоречивости личности (4 ч)

Снижение эмоционального напряжения у младших школьников и коррекция их поведения с помощью ролевых игр.

Совершенствование умений детей:

• узнавать эмоции по внешним сигналам;

• саморасслабления

На внимание: "Кто во что одет", "Запретный номер", "Повтори за мной.

На установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я: "Скажи: здравствуй!", "Я сегодня…".

На эмоциональную выразительность движений: "Кто что делает", Художник рисует…".

На переживание положительных и отрицательных эмоций: "Вкусные конфеты", "Встреча", "У друга хорошее (грустное, плохое) настроение", "Разные характеры", "Любящие родители", "Жадный пес", "Баба Яга", "Упрямый мальчик", "Притворщик", "Ябеда.

На развитие тактильных ощущений и мышечной памяти: "Угадай, чья рука?", "Угадай, кто я?", "Угадай друга"

"Счастливый человек – добрый человек", "На чужом несчастье свое счастье не построишь"

На темы из школьной жизни: "Как бы я поступил", "Так будет справедливо"

Раздел 4. Коррекция проявления враждебности во взаимоотношениях со сверстниками (4 ч)

Коррекция враждебных форм поведения младших школьников с помощью ролевых игр.

Совершенствование умений детей:

• узнавать эмоции по внешним сигналам;

• саморасслабления

На внимание: "Кто во что одет", "Запретный номер", "Повтори за мной", 'Что изменилось".

На установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я: "Скажи: здравствуй!", "Я сегодня…".

На эмоциональную выразительность движений: "Отгадай, кто мы", "Художник рисует…".

На переживание положительных и отрицательных эмоций: "Встреча", "У друга хорошее (грустное, плохое) настроение", "Баба Яга", "Карлсон", "Карабас Барабас", "Бездомный котенок", "Скульптурная группа (эмоции)".

На развитие тактильных ощущений и мышечной памяти: "Угадай, чья рука?", "Угадай, кто я?", "Угадай друга"

"Злой человек не может быть счастливым", "Злость, как яд, убивает всех"

На темы из школьной жизни: "Как бы я поступил", "Я бы не хотел быть таким"

Коррекция тревожности (4 ч)

Снижение эмоционального напряжения и уменьшение тревожности у младших школьников.

Обучение детей умению справляться с негативными переживаниями

На внимание: "Повтори за мной", "Любимая поза друга".

На установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я: "Скажи: здравствуй!", "Я сегодня…".

На эмоциональную выразительность движений: "Отгадай, кто мы", "Художник рисует…'.

На переживание страхов и формирование уверенности в себе: "Робкий ребенок", "Смелый ребенок", "В темной комнате", "Скульптурная группа (эмоции)", "Мальчиши-плохиши", "Тяжелый разговор".

На развитие тактильных ощущений и мышечной памяти: "Угадай, чья рука?", "Угадай, кто я?", "Угадай друга"

"Страх прогоняет счастье", "Всегда бояться – счастья не видать"

На темы: "Кто чего или кого боится", 'Кого или чего боюсь я", "Я не буду больше бояться…"

Наверх

При составлении данной программы использовались материалы книги Овчаровой Р.В. Справочная книга школьного психолога.
М., 1996. Содержание программы психокоррекционной помощи детям с ОВЗ является примерным и может быть уточнено
и дополнено с учетом социокультурных особенностей общеобразовательного учреждения и индивидуальных особенностей
ребенка с ОВЗ. – Примеч. авт.

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой сэлектронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль