Конспект урока "Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность."

5627
Конспект урока

Автор: Прохорова Елена Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 5 Образовательный Центр "Лидер" г.о. КинельТип урока: урок открытия нового знания.Форма урока: урок – играЦель урока: ознакомить с названиями компонентов при вычитании.Задачи:

Образовательные:
1.    Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
2.    Продолжить знакомство с областью и границей.
3.    Закрепить навыки счёта в пределах 6.
4.    Учить определять взаимосвязь между частью и целым.
5.    Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке.

Развивающая: развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества, коллективизма.Оборудование:

  • - карточки со словами "уменьшаемое", "вычитаемое", "разность";
  • - рисунок Карабаса Барабаса;
  • - изображение трёх сундуков на конвертах;
  • - разрезные цифры, наборное полотно;
  • - учебник – тетрадь "Математика" Л.Г.Петерсон.

Ход урока:
1.    Организационный момент. Постановка проблемы. (2мин)
- Ребята, мы с вами уже знаем, как называются числа при сложении.
- Как ?
- Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании.
Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс он их в класс.

(Беру конверт, достаю из него записку):

Куда: город Кинель  ГБОУ СОШ № 5  Образовательный центр "Лидер" Кому: 1 "В" класс

"Театр кукол"
 
 Карабас Барабас
Я, карабас Барабас.
Похитил названия!
Хотите их узнать
Выполните мои задания.

- Что, ребята, будем спасать названия?
- Тогда за работу.

2.    Устный счёт. (5 мин)
1.    Назови ответ:

Уменьши на 1:
8    7    9    3    10

Уменьши на 2:
4    6    2    5    10

Ученики составляют примеры  и решают  их.

2.    Решение задач:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
    (6 – 3 = 3)
На кустике перед забором
Шесть ярко – красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось?
    (6 – 2 = 4)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их скажи – ка ты.
    (2 + 2 = 4)
Ответы выставляются на доске

- Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Карабас Барабас любит больше всего:

3 + 2 + 4 = 9

    10 – яблоко
    9 – золотой ключик
   8 - конфеты

- Почему Карабас Барабас любит больше всего золотой ключик?
(Потому, что этим ключом открывается дверь, за которой хранятся сокровища)

- Давайте выполним последнее задание Карабаса  Барабаса:

У Карабаса Барабаса три сундука.
В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.
Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке  - серебро, а в 1 – ом  не золото.

На доске вывешиваются 3 конверта с изображениями сундучков.
Под руководством детей учитель записывает на доске под конвертами, что в каком сундучке:
  1 сундук     2 сундук3 сундук      
  Названия чисел серебро  золото

Учитель достаёт и вывешивает на доску карточки с названиями чисел
- Молодцы!
3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания. (10 мин)
1. Практическая работа.

- Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте вправо 2 кружочка.
- Сколько кружочков осталось? (4)
- Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)
- Какое из чисел самое большое? (6)
- Как называется число 6? (целое)
- Как называется число 2? (часть)
- Что получается в результате? (часть)
- Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
- Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
- Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)
(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)
УМЕНЬШАЕМОЕ
ВЫЧИТАЕМОЕ
РАЗНОСТЬ

Карточка «уменьшаемое» закрепляется под цифрой 6
- Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
- Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)
- Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)
Карточка «вычитаемое» вывешивается под цифрой 2
- А что такое число 4? (Разность)
- Или результат дейтвия вычитания.
- А что ещё называется разностью? (6 - 2)
- Молодцы! Вы выдвинули свои версии названий чисел.

2.Работа с учебником.
- Открываем учебник на стр. 62 № 1.
- Рассмотрите запись в рамочке.
- Как называется самое большое число в записи?
- Как называется число , которое вычли?
- Как называется число , которое получили в ответе?
- Что ещё называется разностью? (Сам пример)
- Как же нам прочитать этот пример?
- Читаем хором запись в учебнике.
- Прочитайте наш пример (на доске) разными способами.

3.Нахождение неизвестных компонентов методом подбора

№ 2 стр. 62
а) 1-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Назовите уменьшаемое, вычитаемое.
- Разность – это что? (часть)
- Чему же она равна? (6 – это 2 и 4, значит, разность равна 4, следовательно, в "окошко" записываем цифру 4)
б) 2-я строчка таблицы:
- Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим.
- Чему равна разность?
- Запишите результат в "окошко".
в) 3-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Чему равно уменьшаемое?
- Чему равна разность?
- назовите целое и части.
- Чему равно вычитаемое?
- Докажите.
- Какое ещё выражение можно составить с этими числами?
(5 – 3 = 2)
г) 4-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Целое обведите в кружок, а части подчеркните.
- Как найти целое?
- Запишите результат.
- Какие выражения можно составить, опираясь на полученное?
(5 – 1 = 4,  4 + 1 = 5,  1 + 4 = 5)
- Прочитайте примеры. Назовите вычитаемое, разность.4. Физкультминутка.(1 мин)
Раз, да, три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Оказались на лугу,
Я быстрее всех бегу.
Лютики, ромашки,розовые кашки.
Собирал наш первый класс –
Вот какой букет у нас!5.Повторение изученного материала. (12 мин)
1. Области и границы.
   № 3 стр. 62
  Примеры иллюстрируются из жизни.
а) Игра «Как поймать волков»
- Нужно из высоких кольев сделать два забора – один внутри другого. Давайте попробуем.
Ребята выстраиваются в два круга.
- Где граница и область?
(Граница острова состоит из одной внешней и двух внутренних).
2.Самостоятельная работа.
  № 4 стр. 62
3.Решение примеров с помощью числового отрезка.
   № 5 стр. 63
4.Составление числовых выражений по рисунку
  № 6 стр. 63
а) По размеру:
- На какие группы разбили первую совокупность фигур?
(По размеру)
- Сколько фигур в  каждой группе?
- Какое выражение получилось? (2 + 4)
- Сколько всего фигур? (6)
б) По форме:
-Укажите признак разбиения второй совокупности.
(По форме)
- Сколько фигур в  каждой группе?
- Запишите выражение. (3 + 3)
в) По цвету:
- Сколько групп в третьей совокупности?
- Сколько фигур в  каждой группе?
- По какому признаку разбили на группы? (По цвету)
- Какое выражение вы записали? (2 + 2 + 2)
- Что общего у всех выражений?
- Что их объединяет?

5.Знаки действий.
  № 7 стр. 63 (Решают с комментированием)

6.Решение примеров на сложение и вычитание.
   № 8 стр. 63
- Объясните смысл данного задания.6.Итог урока. (1 мин)
- С чем познакомились на уроке?
- Чему учились?
- Что больше всего понравилось на уроке?
-Что лучше всего удалось?

Ищите материалы по обучению и воспитанию школьников младших классов?

Инновационные методы и технологии работы с детьми всегда под рукой с электронной версией журнала "Управление начальной школой ".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль