Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе

11439

Проблема детского суицида актуальна для современной школы, а значит, взрослые должны знать не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов. Особенно это актуально в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте.

Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т. д.). Суицидальными попытками считают демонстративно- установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Личностный смысл самоубийства может быть разным, поэтому ученые выделяют несколько видов суицидов:

1. Протест или месть. Человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит на себя.
2. Призыв. Человек считает, что он никому не нужен, и своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи.
Цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей.
3. Избегание. Человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в силах этого вынести. Смерть рассматривается как способ избежать страданий.
4. Самонаказание. Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на "судью и подсудимого". Наказывая себя, он искупает свою
вину.
5. Отказ. Человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было.

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ". Е.М. ВРОНО

Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется.Выявление формирующихся аутоагрессивных тенденций

Самоубийство – это всегда результат аутоагрессивности, т. е. направление агрессии на себя, саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте, поэтому педагогам начальных классов необходимо знать способы раннего выявления формирующихся аутоагрессивных тенденций.

В своей работе "Раннее выявление тенденций аутоагрессивности и диагностика суицидальной опасности" А.А. Биркин анализирует эти способы. Негативную роль в появлении аутоагрессии ребенка играют перенесенные заболевания (инфекционные,  поражающие центральную нервную систему, неврологические, а также черепно-мозговые травмы). В этих случаях необходимо
проконсультироваться у врачей, у которых наблюдается ребенок, может ли то или иное его заболевание повлиять на формирование суицидального поведения. Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли при этом у него высказывания следующего содержания: "мне все надоело", "мне надоело жить в таких условиях", "лучше не жить, чем жить с вами" (эта фраза – особенно острый сигнал и повод для  немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру).

Особенности поведения – также  предмет внимательного наблюдения  взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, и в частности те, которые осуществляются с трудом. Если
он пытается при этом нанести себе вред (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т. п.), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения.

АНАЛИЗИРУЯ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА,СЛЕДУЕТ ЗАМЕЧАТЬ, НАСКОЛЬКО ОН СКЛОНЕН К САМООБВИНЕНИЮ – ЭТО ПРИЗНАК СФОРМИРОВАННОЙ ЗАНИЖЕННОЙ САМО-
ОЦЕНКИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ АУТОАГРЕССИИ

Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия направлена на разрушение) – ломает игрушки (даже самые любимые), сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им субъективно воспринимаемых как непреодолимые, ребенок направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевизору и что читает ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он слушает.

Таким образом, наблюдение за младшими школьниками дает взрослым представление о степени сформированности аутоагрессивных тенденций. При этом любое аутоагрессивное действие ребенка следует рассматривать как опасное для его жизни и здоровья.Роль семьи в формировании суицидального поведения ребенка

Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника.

Семейные факторы риска суицидального поведения детей:

  • развод родителей;
  • смерть близкого человека; конфликты с родителями;
  • завышенные ожидания родителей от ребенка;
  • отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;
  • жестокое обращение с ребенком в семье;
  • отчужденность в детско-родительских отношениях.

Корень нарушений отношений в семье – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком: "Неразвитость или незрелость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий.

Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком  собственного “Я”"  . Чем младше ребенок, тем больше он зависит от семейного психологического климата. Проблема и последствия жестокого обращения с детьми играет немаловажную роль в принятии решения уйти из жизни.

Психологическая сущность жестокости – "насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками… ребенка, унижение его  или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям".

В младшем школьном возрасте ребенок в силу возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от психологического и физического насилия со стороны родителей. Про-
веденное Н.Ю. Синягиной исследование обучающихся младшей школы и их родителей, направленное на выявление характера их общения друг с другом, показало, что "основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей).

Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить – 30,8%".

Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в следующем:

  • в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;
  • ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;
  • мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;
  • не проявляется интереса к досугу ребенка;
  • отсутствует доверительный диалог;
  • отношения между родителями характеризуются конфликтностью.

Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте.

Следует отметить, что у детей существует особая, "маскированная" депрессия, которая проявляется в прямо противоположном  поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из дома и т. д. Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия – типичная "маска" депрессии у детей и подростков.

Если родители заметили признаки депрессии, необходимо:

  • организовать ребенку щадящий режим дома и в школе;
  • попросить педагогов временно снизить учебные требования к ребенку;
  • посетить психолога;
  • окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;
  • побаловать ребенка его любимыми блюдами;
  • стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.

Признаки депрессии:

  • нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость);
  • пищевые нарушения (полная потеря аппетита, обжорство, избирательность в еде, к примеру ест только один продукт или блюдо);
  • постоянные беспокойство, тревога; неряшливый вид (при обычной аккуратности ребенка);
  • усиление жалоб на плохое самочувствие;
  • частые смены настроения;
  • отдаление от семьи, друзей, замкнутость;
  • раздражительность;
  • снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться;
  • потеря интереса к любимым занятиям;
  • вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
  • резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам;
  • небрежное исполнение своих обязанностей по дому;
  • чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
  • высказывания типа: "У меня все равно не получится", "Я это не смогу".

Направления работы школы по профилактике суицидального поведения детей
В суицидальном поведении детей, помимо нарушений детско-родительских отношений, играют роль школьные трудности, связанные с отношениями с учителями и одноклассниками.

ПРИ ЗАТЯЖНОМ ДЕПРЕССИВНОМ СОСТОЯНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА ИЛИ НЕВРОЛОГА И МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ!

Школьные факторы риска суицидального поведения детей:

  • конфликтные отношения с учителями;
  • проблема признания сверстниками;
  • давление со стороны референтной группы (к которой ребенок чувствует свою принадлежность) сверстников;
  • частая смена учебного заведения (как следствие – потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой).

Наличие школьных и семейных факторов риска суицидального поведения учеников младших классов должно стать тревожным сигналом для педагогов, тем более если при этом ребенок демонстрирует такие поведенческие отклонения, как резкое снижение успеваемости; отсутствие интереса к окружающей жизни; изменение поведения в классе (агрессия, депрессия, избегание общения); пропуски школьных занятий без уважительных причин; противоправные действия; принятие роли потенциальной жертвы; употребление алкоголя, наркотических веществ. Неграмотные действия со стороны педагогов в этой ситуации могут стать для ребенка дополнительным толчком к осуществлению суицидального намерения.

НЕГРАМОТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ПЕДАГОГОВ МОГУТ СТАТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТОЛЧКОМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО НАМЕРЕНИЯ

Всемирная организация здравоохранения определила направления работы с обучающимися группы риска суицидального поведения:

  1. Установление доверительных отношений педагогов с детьми. Позитивные межличностные отношения с воспитанниками, безопасный диалог с ними позволяют оперативно выявлять острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
  2. Создание ситуации успеха, формирование у школьников позитивной самооценки, позволяющей адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности.
  3. Предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей. На стенде в школе должны быть номера телефонов консультационных центров для детей, центров экстренной психологической помощи, телефона доверия. Важно, чтобы этой информацией владели и родители, а также чтобы все знали, что обращение может быть анонимным.
  4. Просвещение родителей в вопросах детского развития, возрастной специфики и необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта.
  5. Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в среде школьников. Дети, подвергающиеся агрессии со стороны сверстников, терпят постоянное психологическое давление и унижение. Трудность выявления и коррекция поведения школьников заключается в неявном, скрытом характере подобных хулиганских действий отдельных школьников. Тем не менее умение педагога работать с классом как с социально-психологической группой (изучение особенностей развития детского коллектива, детской субкультуры, целенаправленное формирование позитивных межличностных отношений, диалогическое взаимодействие) позволит выявить характер неформального общения в классе и вовремя осуществить педагогическую коррекцию негативных тенденций.

УМЕНИЕ ПЕДАГОГА РАБОТАТЬ С КЛАССОМ КАК С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ ПОЗВОЛИТ ВЫЯВИТЬ ХАРАКТЕР НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КЛАССЕ И ВОВРЕМЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОРРЕКЦИЮ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Профилактическое занятие "Жизнь"
Для изучения жизненных стратегий, выявления факторов эмоционального неблагополучия, профилактики суицидального поведения педгогу-психологу (можно совместно с классным руко-
водителем) целесообразно провести с детьми занятие на тему "Жизнь".

Тема заранее не сообщается. Можно сказать следующее: "Ребята, сегодня мы проводим занятие, но тему я вам пока не объявлю. Вы мне потом скажете ее название. Я предлагаю вам заполнить анкету (показать ее всему классу), в которой нужно продолжить предложения и заполнить небольшую таблицу. Если у вас появятся вопросы, поднимите, пожалуйста, руку, я подойду, и мы шепотом поговорим: шепотом зададите вопрос, а я шепотом на него отвечу". Данная инструкция необходима, чтобы снять установку ребенка на то, чтобы давать ожидаемый окружающими ответ, а также чтобы вопросы и ответы окружающих не мешали ему выражать собственные мысли, эмоции, переживания и т. д.Анкета

Фамилия, имя ______________________________ Класс________ Дата _________

1. Жизнь – это… _______________________________________________________
________________________________________________________________________

2. Жизнь дается человеку, чтобы… ______________________________________
________________________________________________________________________

3. Заполни таблицу
Хорошее в моей жизни Не очень хорошее в моей жизни Плохое в моей жизни
1)                                       1)                                                        1)
2)                                       2)                                                        2)
3)                                       3)                                                        3)
4)                                       4)                                                        4)
5)                                       5)                                                        5)

4. Самое дорогое в жизни для меня:
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________

5. Я люблю свою жизнь, потому что:
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________

После того как ребята заполнят анкету и определят тему, проводится беседа с целью создания позитивного группового настроя. Вопросы для беседы:

  • Что такое жизнь?
  • Для чего человеку дается жизнь?
  • Что есть хорошего в твоей жизни?
  • Что самое дорогое в твоей жизни?
  • Почему ты любишь свою жизнь?

Акцентировать внимание на отрицательных моментах, которые ребята описывали, продолжая фразы "Не очень хорошее в моей жизни…", "Плохое в моей жизни…", нецелесообразно.

Негативное  содержание необходимо проанализировать и провести коррекцию поведения школьников. Важно определить характер дальнейшей педагогической работы (групповая или индивидуальная), в ходе которой дать ребенку выразить через рассказ, рисунок и т. п. свои проблемы, чтобы оказать ему индивидуальную психолого-педагогическую помощь.

"ЖИЗНЬ – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУННЕЛЬ, ОН НАПОЛНЕН РАДОСТЬЮ И ГРУСТЬЮ, ТАМ МОЖНО УЗНАТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО"

Негативная информация может также стать поводом для проведения групповой беседы, например на темы: "Наш класс", "Я и мои друзья", "Что такое дружба?" и т. д. А на родительских собраниях можно предложить такие темы, как: "Семья глазами ребенка", "Как помочь ребенку преодолевать учебные трудности?", "Причины суицидального поведения детей" и т. д.
Необходимо помнить, что, работая с анкетами детей, недопустимо оглашение каких-либо сведений о конкретном ребенке. Озвучивается информация лишь в целом по классу.Анализ результатов анкетирования
С помощью этой анкеты было проведено исследование 124 школьников 2–4-х классов. Анализ ответов ребят показал следующее.
1. Жизнь для младшего школьника – это:

  • уникальный мир каждого человека, связанный эмоционально-положительны- ми переживаниями на определенном отрезке времени – 60,7% ("то, что есть у каждого человека"; "часть меня"; "самое главное в человеке"; "это чувство, которое больше никогда не повторится – жизнь надо беречь"; "твоя судьба, которая дается один раз, чтобы проявить себя, узнать много нового о жизни, найти свою любовь истинную"; "замкнутый круг, в котором каждый день приключаются новые и новые истории"; "дар, который дает нам увидеть что-нибудь новое"; "это чудо, которое надо беречь"; "существенность, которая позволяет человеку жить"; "это когда ты есть на свете" и т. д.); счастье, радость – 17% ("счастье для всех"; "бодрость", "хорошая жизнь" и т. д.).
  • определенный промежуток времени для самореализации человека – 10,5% ("момент, который дается человеку, чтобы учиться и узнавать что-то новое"; "как игра, когда ты хочешь чего-нибудь добиться и не получается, и ты делаешь те вещи, которые никогда не делал"; "удача в мечтах" и т. д.);
  • отношения между людьми – 4,8% ("дружба", "друзья", "забота" и т. д.);
  • близкие люди – 4% ("любовь к маме"; "забота близких" и т. д.);
  • трудности и их преодоление – 3% ("травма неудачная"; "преграды, трудности", "жесткая, бессердечная штука"; "выживание").

Из ответов ребят видно, что 97% младших школьников воспри- нимают жизнь позитивно; 3% – имеют негативную жизненную установку, которая может быть постоянно такой или иметь ситуативный характер, например, в случае если ребенок чем-то расстроен, огорчен и т. д.

2. Продолжая предложение "Жизнь дается человеку, чтобы…", дети попытались обозначить свои жизненные приоритеты:

  • жизнь как длительный радостный процесс – 36% ("просто жить"; "спокойно гулять"; "научиться жить"; "жить и дышать свежим воздухом"; "просто радоваться жизни"; "наслаждаться красотой", "веселиться и ждать хороших моментов"; "наслаждаться ею и не портить жизнь другим людям"; "чтобы человек жил и любил свою жизнь"; "прожить свою жизнь долго и хорошо"; и т. д.);
  • познание нового, развитие – 21% ("развиваться", "познавать мир"; "узнавать что-то новое"; "познавать жизнь других"; "быть сильным, умным, добрым, хорошим"; "узнавать новые места"; "исполнить свою миссию" и т. д.);
  • совершение хороших, добрых дел – 17,7% ("делать что-то хорошее для себя и окружающих"; "делать добрые (правильные) дела"; "дарить людям радость" и т. д.);
  • построение отношений с другими – 12,1% ("дружить"; "завести много друзей"; "помогать другим людям"; "строить семью" и т. д.);
  • учение – 10,4% ("учиться", "учиться исправлять ошибки" и т. д.);
  • единение с природой – 2,8% ("любоваться природой"; "наслаждаться природой"; "ухаживать за природой" и т. д.).

Вывод. Жизненные стратегии младшего школьника связаны с созерцанием, наслаждением, процессуальностью жизни, построением позитивных отношений с миром.

"ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ МИР И ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ"

3. Оценка позитивных факторов, определяющих эмоциональное состояние младших школьников, проводилась в ходе анализа фраз, на- писанных в продолжение предложения "Хорошее в моей жизни…".

Таким образом, семья, друзья и успехи в учении являются главными факторами эмоционального благополучия младших школьников.

Оценка негативных факторов проводилась в ходе анализа предложений, начинающихся с фразы "Не очень хорошее в моей жизни…". Были установлены следующие негативные факторы эмоционального развития младших школьников:

  • трудности в учебе – 39,8 % ("что-нибудь не получается, например уроки"; "не нравятся отдельные предметы"; "двойки"; "тройки"; "класс"; "учитель"; "нельзя говорить на уроке"; "четверки" (у отличников) и т. д.);
  • ссоры – 16,3% ("с родителями"; "с друзьями"; "друзья ссорятся, а потом мирятся" и т. д.);
  • жестокое отношение в семье – 15,3% ("меня так ругают, что порой хочется…"; "меня не понимают, наказывают"; "бьют"; "издеваются" и т. д.);
  • переживание негативных эмоций, подавленного состояния – 9% ("скука"; "плохое настроение"; "грусть");
  • обиды – 8,3%; болезни – 7,3%; драки – 4%.

Вывод. Полученные данные свидетельствуют о том, что ученические трудности, ссоры и жестокое отношение в семье являются наиболее распространенными причинами эмоционального неблагополучия младших школьников.

Предлагая продолжить предложение "Плохое в моей жизни…", каждый педагог должен понимать, что для младшего школьника жизнь ассоциируется в основном с радостью, счастьем. Поэтому если ребенок, описывая хорошее и не очень хорошее в своей жизни, все-таки определил плохое, то к этому нужно относиться с особым вниманием и беспокойством. То что взрослому может казаться малосущественным, для маленького ребенка порой принимает мас- штабы личной трагедии и безысходности. Назовем факторы, опасные для психического здоровья младшего школьника, которые были выявлены в ходе анкетирования:

  • негативные межличностные отношения с одноклассниками ("когда не дружат"; "ссорятся"; "обижаются"; "дают клички"; "обзывают"; "соперничают"; "меня не любят"; "меня ненавидят"; "враги"; "недруги" и т. д.);
  • школьные проблемы ('плохие отметки"; "домашние задания"; "злой учитель"; "когда получил первую двойку"; "замечания" и т. д.);
  • физическое и психологическое насилие в семье ("бьют"; "издеваются"; "орут"; "ругают"; "ставят в угол"; "наказание"; "злой брат"; "сестра обижает (бьет)");
  • болезни, боль; смерть близких, родственников, любимых животных.

Вывод. Для современного младшего школьника наиболее уязвимыми для психологического здоровья являются школьные проблемы: конфликты с одноклассниками, ученические трудности, а так- же жестокое обращение в семье.

4. Как факторы, компенсирующие жизненные проблемы ребенка, могут выступать ценностные основания. Так, продолжая предложение "Самое дорогое в жизни для меня…", дети назвали следующее: семья (родители, родственники); друзья, дружба; школа (учеба, учитель); животные. Эти данные показывают, что семья для младшего школьника – это психологическое убежище от стрессов и неурядиц, а друзья, школа способны скомпенсировать возникающие трудности.

5. В заключение было изучено отношение детей к собственной жизни в позитивном контексте. Продолжая предложение "Я люблю свою жизнь, потому что…", ребята выделяли:

  • самоценность, самобытность детской жизни – 27,8% ("это самое дорогое в человеке"; "она дается один раз; ее надо беречь"; "она добрая, лучшая, заботливая"; "можно жить, любить,общаться"; "она достойна меня"; "она сладкая, как конфета, и умная, как учитель" и т. д.);
  • любовь к родителям, семье – 24,6% ("я люблю маму (семью)"; "у меня есть семья (хорошая семья)"; "меня очень сильно любят" и т. д.).
  • любовь к друзьям – 19,1% ("я люблю дружить"; "есть друзья, дружба – это главное сокровище"; "у меня лучшие друзья на земле" и т. д.);
  • жизнеутверждение, жизнерадостность своей жизни – 15,5% ("я люблю веселиться"; "она жизнерадостная"; "есть праздники"; "хочу радоваться своей жизни"; "удивляться"; "люблю радоваться жизни" и т. д.).
  • радость познания – 13% ("я люблю учиться"; "я много узнаю (новое)"; "можно побывать в интересных местах"; "она интересная" и т. д.).

В этих ответах легко обнаружить ведущие потребности ребенка: в любви и принятии, общении, любимом занятии. Их удовлетворение необходимо для сохранения психического здоровья.

---------------------------------------------------------

Яворский А.А. Феномен самоубийства в психологии личности (социально-психологический и клинико-психологические аспекты). Монография / Под науч. ред. Г.Г. Овчинниковой. М.: Издательство ООО "ПКЦ Альтекс", 2011.

Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. СПб.: КАРО, 2006.

Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики. Социальная педагогика. 2010. № 3. С. 97–108.

Автор: Н.А. Шкуричева, педагог-психолог ГБОУ центр образования № 1491, докторант кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, Москва

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда – проект № 11-06-00-415.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль