Разработка урока "Пакт о ненападении между СССР и Германией в контексте международных отношений 1930-х гг"

11935
Разработка урока


Автор:
Герасимов Александр Сергеевич ГБОУ гимназии, учитель истории и обществознания № 155 Центрального района Санкт-Петербурга

 

Задачи урока:

образовательные: выяснить политическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории;

развивающие: развитие умения анализировать исторические документы, способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения организовывать свою работу в группе;
воспитывающие: воспитание патриотизма, толерантности, трудолюбия, определение личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

Тип урока: лабораторно-практическое занятие по изучению и закреплению материала.

 

Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах.

 

Основные понятия: секретные протоколы, Мюнхенское соглашение, "линия Маннергейма", система коллективной безопасности.

 

Персоналии: Молотов, Риббентроп, Галифакс.

 

Оборудование: ПК, мультимедиа оборудование, листы для индивидуальной работы, документы в виде раздаточного материала.

 

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.

УУД, которые формируются в ходе урока:

- регулятивные: целеполагание, планирование;

- познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Каждый этап урока построен по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня  выполнения».

 

I этап – мотивационно-целевой (смыслообразующий).

Вступительное слово учителя. Сегодня можно найти немало научных и научно-популярных книг о внешней политике СССР в 1939-1941 гг. Но в изучении предыстории Великой Отечественной войны все еще остается много нерешенных вопросов.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выясним, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как наша страна готовилась к войне.

Работать мы с вами будем по группам, каждая из которых получает свое задание.

Работа групп в течение 10-12 минут. В процессе работы группы используя полученные раздаточные материалы должны подготовить выступление по своей проблеме и составить опорный конспект.


II
этап – операционно-деятельностный.
Работа ведется по группам. Организация групповой работы обучающихся.


Задания для групп

I) Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников(Приложение 1)

- Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.?

- В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?

- Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?

После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например:

- сравните предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии.

- в чем, по вашему мнению, принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам?

- какую позицию занимала в международных отношениях Польша? Как вы думаете, почему?

II) Мюнхенское соглашение, его последствия. Восточный вопрос СССР в 1939 г.(Приложение 2).

- Каково было содержание Мюнхенского соглашения?

- Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене?

- Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?

После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например:

- уточните, на ком лежит политическую ответственность за Мюнхенское соглашение?

III) Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны.
(Приложение 3).

- Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?

- Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?

- Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?

- В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

После выступления группы, учащиеся вместе с учителем делают вывод, о том, что конечно, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть до сих пор вызывает горячие споры и не имеет однозначной оценки. Но в политике, особенно во внешней политике, далеко не все действия следует оценивать с точки зрения морали.

Вопрос: - Как вы считаете, был ли иной выход? В отличие от участников мирового кризиса 1938-1939 гг., мы смотрим на события ретроспективно. Мы знаем, что Германия напала на Польшу, что Великобритания и Франция объявили ей войну. Мы знаем, каковы были действия СССР, прибалтийских и восточноевропейских стран, знаем, чем закончилась германо-польская война. Это мешает нам воспринимать события так, как воспринимали их непосредственные участники событий.

Германия напала на Польшу – однако до 1 сентября никто не мог поручиться, что это произойдет. Варшава могла согласиться на нацистский диктат, Германия могла прибегнуть не к войне, а к дипломатическому нажиму, как с Чехословакией. И после того, как война началась – кто мог поручиться, что в нее вступят Великобритания и Франция, что они не пойдут на второй, «польский Мюнхен»?

IV) Советско-финская война: причины, ход, итоги. Войны. (Приложение 4).

- Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г.г.?

- Был ли Советский Союз готов к войне?

Работая в группе, обучающиеся заполняют таблицу. “Советско-финская война 1939 – 1940 гг.”

После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например:

- Какие последствия имела советско-финская война для развития ситуации в Европе и для советско-германских отношений?

- Были ли советским руководством извлечены уроки из этой войны?

Учитель: В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику обеспечения безопасности западных границ (во многом не совпадающую с целями других держав), введя войска в восточную часть Польши и начав военные действия против Финляндии. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее.

 

Домашнее задание:

- оформить конспект урока;
- по материалу учебника подготовить ответ на вопрос: «Был ли готов СССР готов к войне?».

 

Проводится тест. После выполнения теста обучающиеся осуществляют самоконтроль. (Приложение 5).

 

III этап – оценочный.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке по 5-бальной шкале.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 5 баллов.

Усвоил новый материал частично – 3-4 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 1-2 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 5 баллов.

Допустил ошибки – 3-4 баллов.

Не справился – 1-2 баллов.

Как работала группа?

Дружно, совместно разбирали задания – 5 баллов.

Не все активно участвовали в обсуждении – 3-4 баллов.

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 1-2 баллов.

 

IV этап – рефлексивный. Учитель организует процедуру рефлексии. Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности.

 


П
риложение 1

ЗАДАНИЕ для
I группы. Используя раздаточный материал, ответьте на вопросы:
- Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.? - В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности? - Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?

 

Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939 г.

Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления таким действиям.

Предложения правительства СССР от 17 апреля 1939 г.
1. Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5—10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточно-европейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.

Из меморандума английского правительства правительству Французской Республики от 22 мая 1939 г.
Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине... что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.

Из заявления министра иностранных дел Польши от 14 мая 1939 г.
Наша позиция по вопросу об англо-франко-советских переговорах не может быть ни отрицательной, ни положительной, поскольку в этих переговорах мы участия не принимаем... Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что договор о взаимной польско-советской помощи ускорил бы конфликт.
 


Приложение 2
  ЗАДАНИЕ для II группы. Используя раздаточный материал, ответьте на вопросы: - Каково было содержание Мюнхенского соглашения? - Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене? - Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.? Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в дело предотвращения германской агрессии против Чехословакии. Но британское и французское правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы заставить ее капитулировать перед Германией. Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том, как оформить передачу Германии Судетской области. 22 сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с Гитлером. Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось добиться согласия на передачу Германии Судетской области не только от собственного, но также от французского и чехословацкого правительства. Видя готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил свой требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации чехословацкого государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы передача Германии Судетской области была начата немедленно, а именно 26 сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче Польше и Венгрии некоторых районов Чехословакии, где большинство населения составляли поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет условий для существования чехословацкого государства. В случае отклонения его требований Гитлер угрожал войной. Чемберлен, по его словам, оказался от этих новых требований в состоянии шока. Но он все же заверил фашистского канцлера, что сделает все возможное для обеспечения их выполнения. 29-30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об отторжении от Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы территории вдоль всей германо-чехословацкой границы. Чехословацкому правительству результаты мюнхенского договора четырех стран были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию. В результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную часть своей территории и населения, в том числе исключительно важные в экономическом отношении районы. При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и Франции придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные дипломатические документы. 4 октября 1938 г. французский посол в Москве Р.Кулондр заметил, что мюнхенское соглашение «особенно сильно угрожает Советскому Союзу». Лорд Лотиан, назначенный вскоре британским послом в США, отмечал, что после Мюнхена политические круги Лондона, как и других европейских столиц, «полагали, что после захвата Чехословакии Гитлер … двинется на Украину». Мюнхенское соглашение, продиктованное Чехословакии под угрозой применения силы и с помощью самого грубого давления, представляло собой проявление неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным и Советское правительство никогда не признавало его. Оно также коренным образом меняло все положение в Центральной Европе. Захватив Австрию, а затем часть Чехословакии, Германия серьезно укрепила свои позиции. Захват фашистской Германией Австрии. Между тем в Западной Европе события также лавинно нарастали. Еще не закончилась гражданская война в Испании, а в марте 1938 г. Германия без единого выстрела произвела аншлюс Австрии. Аншлюс (нем Anschlus - присоединение), империалистическая политика насильственного присоединения Австрии к Германии, проводившаяся герм. империализмом после 1-й мир. войны. Завершилась захватом Австрии фашистской Германией 11-12 марта 1938. Независимость Австрии восстановлена в апреле 1945, после ее освобождения в ходе 2-й мир. войны, и узаконена Государственным договором (1955), запрещающим Аншлюс. Еще в июле 1936 г. правительство Австрии заключило навязанный ей гитлеровским правительством договор с Германией, по которому Австрия объявлялась «вторым германским государством» и фактически обязывалась следовать политике гитлеровской Германии. В феврале 1938 г. Гитлер потребовал полной свободы деятельности австрийским гитлеровцам. В ночь с 11 на 12 марта немецко-фашистские войска вступили в Австрию. Страна была оккупирована, после чего было провозглашено её присоединение к Германии. Единственной великой державой, протестовавшей против захвата Австрии, был Советский Союз (нота от 17 марта 1938 г., выступление советских представителей в Лиге Наций). Германские фашисты активно действовали также среди 3-миллионного немецкого населения в соседней Чехословакии, поддерживая местных нацистов и поднимая шум в случае привлечения их к ответственности за уголовные преступления. Осенью 1938 г. (29 сентября) в Мюнхене премьер-министры Великобритании (Н.Чемберлен) и Франции (Э.Даладье) подписали с Гитлером и Муссолини договор о передаче Германии чехословацкой пограничной области Судеты с преимущественно немецким населением, половиной военного потенциала страны и богатыми рудными ресурсами. Это было полным отрицанием жизненности Версальского мирного договора 1919 г. Мюнхенское соглашение предусматривало отторжение от Чехословакии и передачу Германии Судетской области, а также удовлетворение территориальных притязаний к Чехословакии со стороны правительств Венгрии и Польши. Предопределило захват Германией всей Чехословакии (1939) и способствовало развязыванию 2-й мировой войны. Согласия чехословацкого правительства при этом даже не спрашивали. Оно вынуждено было 30 сентября 1939 г. заявить, что подчиняется решениям, принятым накануне в Мюнхене. Как и в отношении аншлюса Австрии, СССР оказался единственной страной, которая протестовала против насильственного присоединения Судетской области к Германии. Советское правительство обратилось к президенту Чехословакии Бенешу с предложением оказать поддержку на основании советско-чехословацкого договора 1935 г. о взаимопомощи. СССР был готов помочь, несмотря на отказ Франции выполнить условия своего договора о взаимопомощи Чехословакии. Однако чехословацкое правительство не пожелало принять советскую помощь, а правительство Польши заявило, что оно не пропустит советские войска через свою территорию в Чехословакию. Ободренный успехом своих притязаний на Судетскую область Чехословакии, Гитлер вскоре (в том же году) захватил уже всю Чехословакию и разделил ее: Чехия и Моравия вошли в состав Германии как протектораты, Словакия составила марионеточное государство, зависимое от Германии.

Приложение 3

ЗАДАНИЕ для III группы. Используя раздаточный материал, ответьте на вопросы:

- Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?
- Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?
- Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?
- В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Московские переговоры 1939 г. По инициативе советской дипломатии в июне-июле 1939 г. в Москве проходили советско-англо-французские переговоры. В переговорах участвовали со стороны СССР нарком иностранных дел (с 1939 г.) Вячеслав Михайлович Молотов, с английской и французской сторон – послы этих стран. Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986), сов. гос. и парт. деятель. В Окт. революцию чл. Петрогр. ВРК. С 1919 пред. Нижегородского губисполкома, секр. Донецкого губкома РКП(б). В 1920 секр. ЦК КП(б) Украины. В 1921-30 секр. ЦК ВКП(б). В 1930-41 пред. СНК СССР. В 1939-49 нарком иностранных дел СССР. Будучи председатель Совнаркома СССР в 30-е гг., играл одну из главных ролей в развязывании массовых репрессий. Ближайший помощник Сталина, неизменно старавшийся предугадать его мнение, сохранил верность ему даже после ареста своей жены в 1949. После смерти Сталина (март 1953) снова вошел в высшее руководство. Выступал против разоблачения культа личности Сталина. Догматик, исполнительный чиновник, до самой смерти сохранивший свои взгляды в неизменном виде. Целью переговоров, по мнению советской стороны, было заключение пакта о взаимопомощи в связи с нарастающей опасностью со стороны фашистских государств. Переговоры закончились безрезультатно. Хотя они не дали положительных итогов, Советский Союз, ввиду явно обозначившейся опасности новой войны в Европе, предложил провести новый раунд согласования позиций по военно-политическим проблемам. Эти переговоры состоялись также в Москве в августе 1939 г. на уровне военных делегаций СССР, Великобритании и Франции. В делегацию СССР входили высшие военные руководители во главе с членом Политбюро ЦК ВКП (б), наркомом обороны СССР (с 1934 г.) К.Е.Ворошиловым, западные делегации были сформированы из второстепенных чиновников, не имевших полномочий на подписание соглашения. Характерный пример. Если английский премьер-министр и министр иностранных дел летали на свидание к Гитлеру на самолетах, то английскую военную делегацию во главе с отставным адмиралом отправили в СССР тихоходным пароходом. Переговоры сразу же привели к разногласиям. Советская делегация выразила готовность Красной Армии выступить в случае агрессии всей своей мощью. Западные делегации предлагали смехотворные размеры своей помощи: "две дивизии сразу и еще четыре – потом". Второй пункт разногласий – нежелание западных держав воздействовать на правительство Польши, по-прежнему отказывающееся пропустить советские войска (в случае необходимости) через свою территорию. Переговоры выявили нежелание западных держав сотрудничать с СССР, несмотря на всё обострявшуюся международную обстановку. Одновременно с идущими московскими переговорами правительство Англии летом 1939 г. вступило в тайные переговоры с Германией, имевшие целью широкое соглашение по спорным вопросам. Переговоры не увенчались успехом из-за непримиримости противоречий между обеими сторонами. В этих условиях Гитлер предложил советскому правительству заключить советско-германский договор о ненападении. Советско-германский пакт о ненападении. Оказавшись перед выбором невозможности достичь соглашения с западноевропейскими странами и стремясь хоть как-то обезопасить свою безопасность, советские руководители приняли предложение германского руководства заключить предлагаемый Гитлером пакт о ненападении. Советско-германский пакт о ненападении (в истории он получил название ″пакт Молотова-Риббентропа″) был подписан 23 августа 1939 г. Советский Союз вынужден был подписать этот пакт ввиду безрезультатности своих попыток добиться организации коллективной безопасности против агрессии, сорванных Англией и Францией в 1939 г. В быстротечных московских переговорах с Германией главную роль играл Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, председатель Совнаркома и нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп. Риббентроп Иоахим фон (1893-1946), один из гл. немецко-фашистских воен. преступников; в 1938-45 мин. ин. дел. Казнен по приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге. Пакт о ненападении был выгоден прежде всего Германии, готовившейся напасть на Польшу, однако и Советскому Союзу он сулил возможность остаться в стороне хотя бы на время от близкого мирового конфликта. К тому же польское руководство не скрывало своей враждебности к Советскому государству, на территории Польши долгое время открыто действовали антисоветские группы. Польское правительство заигрывало с Гитлером, оно поддержало Мюнхенский сговор, захват и расчленение Чехословакии, отказалось пропустить советские войска в случае, если бы чехословацкое правительство в соответствии с договорами с СССР и Францией попросило у СССР военной помощи. За это фактическое пособничество агрессору оно получило от Гитлера часть уничтоженной Чехословакии – Тишинский край. В год подписания советско-германского пакта о ненападении мировой общественности не сообщили о том, что одновременно с Пактом был подписан Секретный протокол с картой к нему, по которому Эстония, Латвия, Западная Украина и Западная Белоруссия признавались сферой советского влияния, а Польша и Литва – сферой интересов фашистской Германии (через месяц с небольшим после этого был согласован ещё один документ – приложение к договору – т.н. "Договору о дружбе и границах" от 28 сентября 1939 г., по которому Литва перешла в сферу интересов СССР). Секретные протоколы 1939 – приложения (тексты и карты) к пакту о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 и Договору о дружбе и границах от 28 сентября 1939, устанавливавшие разграничение сфер интересов двух сторон, по которому территория с польским населением отходили к Германии, а Западная Украина, Западная Белоруссия и республики Прибалтики – к СССР. В отличие от текстов договоров они не были опубликованы и не прошли процедуры ратификации, т.е. являлись незаконными с момента подписания. Советская сторона десятилетиями отрицала их существование даже после обнародования текста протоколов на Западе, используя тот факт, что в германских архивах, попавших после войны в руки западных союзников, имелись лишь их фотокопии. Не сказал правды и член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А.Н.Яковлев в докладе о них на II съезде народных депутатов в ноябре 1989 г. Только после развала СССР подлинники, хранившиеся в секретом архиве Политбюро ЦК КПСС в Кремле, были опубликованы.

Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939 г.
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату.
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Писса, Нарев, Висла и Сан (текст дан в редакции от 28 августа 1939 г.).
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.

Приложение 4

ЗАДАНИЕ для IV группы. Используя раздаточный материал, ответьте на вопросы: - Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г.г.? - Был ли Советский Союз готов к войне?   ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ:  “Советско-финская война 1939 – 1940 гг.” СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА 1939–1940 ГОДОВ,  военный конфликт между СССР и Финляндией в преддверии Великой Отечественной войны 1941–1945. Истоки конфликта ведут свое начало с советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г. и секретного дополнительного протокола к нему, согласно которому Германия признала Финляндию сферой советских интересов. В октябре 1939 г. состоялись советско-финляндские переговоры, завершившиеся отказом финской стороны отодвинуть от Ленинграда границу и предоставить СССР в аренду полуостров Ханко под военную базу для прикрытия морского входа в Финский залив (взамен финнам предлагались участки советской территории на севере). Финское правительство считало, что принятие советских требований ослабит стратегические позиции государства, приведет к утрате Финляндией нейтралитета и ее подчинению СССР. Советское руководство, в свою очередь, не желало отказываться от своих требований, необходимых, по его мнению, для обеспечения безопасности Ленинграда. Война началась 30 ноября 1939 г. В этот день нарком иностранных дел СССР В.М.Молотоввыступил с заявлением об объявлении войны, Красная Армия пересекла финскую границу и вступила в бои с финской армией, развернутой к тому времени на оборонительных рубежах. К началу войны, в Москве, было сформировано, так называемое,  «народное правительство» Финляндии  во главе с известным финским коммунистом и деятелем Коминтерна О.В.Куусиненом. 1 декабря 1939 гэто правительство, местом пребывания которого стал финский пограничный поселок Териоки, провозгласило своей целью свержение «тирании палачей и провокаторов войны» и призвало финский народ приветствовать Красную Армию, как освободительницу. Днем позже советское правительство подписало с правительством Куусинена договор о дружбе и взаимопомощи. Согласно секретному протоколу к этому договору, предусматривалась передача Советскому Союзу в аренду полуострова Ханко и размещение там до 15 тысяч советских войск. Этот договор означал также, что Москва отказывалась от каких-либо контактов с законным правительством в Хельсинки во главе с Р.Рюти. С самого начала войны перевес в силах был на стороне СССР. В наступательной группировке Красной Армии насчитывалось от 450 до 500 тысяч человек, в финской армии – 295 тысяч бойцов. Превосходство советской стороны в авиации, танках и артиллерии было подавляющим. У финнов недоставало боевой техники, особенно средств противовоздушной обороны. Однако советские войска оказались слабо подготовленными к наступательной войне зимой, в трудных условиях преодоления защитных укреплений так называемой линии Маннергейма (построенные финнами мощные фортификационные сооружения, расположенные в основном на Карельском перешейке). В свою очередь финские войска, защищавшие независимость своей страны, проявили высокую стойкость в обороне. В результате вместо двух-трех недель, в течение которых советское военное командование рассчитывало одержать победу, борьба на фронте приняла затяжной характер. За первые два месяца боев, понеся огромные потери, советские войска сумели вклиниться в оборону финнов лишь на 25–65 километров. В то время Германия, с одной стороны, и Англия и Франция – с другой, находились в состоянии войны. Лондон и Париж, считавшие СССР после заключения советско-германских договоров 1939 г. союзником Германии, приняли решение подготовить к высадке на Скандинавском полуострове десант с тем, чтобы не допустить захвата Германией месторождений шведской железной руды и одновременно обеспечить пути будущей переброски своих войск в Финляндию. Однако Швеция и Норвегия, стремясь сохранить нейтралитет, категорически отказались принять на своей территории англо-французские войска. Финляндия, учитывая позицию соседних скандинавских стран, не обратилась к западным союзникам с официальной просьбой об участии их войск в войне против СССР, хотя принимала от них военно-техническую и материальную помощь. Постепенно СССР увеличил численность войск на финском фронте до 1 млн. человек. Из-за недостаточных материальных и людских резервов Финляндия таких возможностей восполнить растущие потери не имела. В конце февраля – начале марта 1940 г. Красная Армия осуществила прорыв линии Маннергейма, заняла Выборг. В этих условиях Хельсинки проявили готовность начать мирные переговоры с Москвой и пойти на выполнение территориальных и других требований СССР. В ночь на 13 марта 1940 гв Москве был подписан мирный договор, по которому Финляндия уступила СССР около десятой части своей территории и обязалась не участвовать во враждебных СССР коалициях (это обязательство не было выполнено, и в Великой Отечественной войне 1941–1945 Финляндия выступила на стороне Германии).

Приложение 5
  Тест. 1. Направления советской внешней политики в 1933-1938 г.г.: А) прорыв дипломатической изоляции; Б) план создания системы коллективной безопасности; В) соглашение с Японией о взаимном уважении интересов.   2. Укажите дату подписания Пакта о ненападении между СССР и Германией (число, месяц, год):  ________________________.   3. Укажите, кто подписывал Пакт о ненападении со стороны СССР (Ф.И.О., должность) __________________________ 4. "Мюнхенское соглашение" (выберите несколько вариантов ответа): А) позволяло отторгнуть от Чехословакии Судетскую область; Б) было заключено между Чехословакией и Германией; В) не признавалось Францией и Англией; Г) было подписано в 1938 г.; Д) привело к международной изоляции СССР.  

5. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?
А) введение советских войск на территорию Польши;
Б) нападение СССР на Финляндию;
В) заключение СССР договора с Германией.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль