Детское общественное объединение "Юный спасатель"

1810
Детское общественное объединение

Автор: Ю.Н. Лебедев, зам. директора по обеспечению безопасности ГБОУ ЦО № 2005, г. Москва

Принципиальным отличием образовательной программы "Юный спасатель" является изменение сущности подходов к образованию в области безопасности жизнедеятельности: от следствия к причине - от рассмотрения последствий неблагоприятных условий жизни человека и общества и обучения защите от поражающих факторов к определению первопричины и истоков экстремальных и чрезвычайных ситуаций, к формированию личности с прочными морально-нравственными гуманистическими устоями, обучению школьников правилам поведения, исключающим или снижающим само возникновение такого рода ситуаций.

В основе курса лежит мировоззренческая формула-триада: "Природа - Человек - Общество". Именно эта формула в наибольшей степени определяет перспективы существования жизни на земле, включая самого человека в современных реалиях развития.

Каждый уровень знаний образовательной программы "Юный спасатель" предлагается начинать с изложения темы "Природа - Человек - Общество" в контексте изучаемого раздела, что обеспечивает их общую логическую взаимосвязь, объединяет весь курс единым мировоззренческим подходом. Такой подход легко воспринимается учащимися любого уровня и делает более доступной саму идею безопасности жизнедеятельности.

Целью образовательной программы "Юный спасатель" является воспитание и формирование личности, не являющейся носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций, а также формирование духовно-нравственных устоев, патриотизма и культуры безопасной жизнедеятельности молодежи.

Программа "Юный спасатель" направлена на решение следующих образовательных задач:

  • освоение мировоззренческого подхода через глобальную систему безопасности "Природа - Человек - Общество", знаний путей обеспечения гармонии взаимодействия составляющих ее категорий;
  • формирование у учащихся правильного восприятия роли и места человека в системе "Природа - Человек - Общество", понимание взаимозависимости ее составляющих в обеспечении безопасности жизнедеятельности;
  • выработка у учащихся осознанной ответственности за негативные стороны деятельности человека, приводящие к военным конфликтам, нарушению законов гармонии в природе, техногенным катастрофам, повышающие факторы риска и уровни опасностей;
  • воспитание патриотизма, формирование личности, готовой и способной выполнить конституционный долг по обеспечению безопасности государства, общества и гражданина, защите их интересов, в т. ч. посредством службы в армии;
  • освоение учащимися правил и принципов поведения и деятельности, не порождающих причин и источников опасностей и возникающих на этой основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
  • изучение разделов новых областей знаний: валеологии - в целях приобретения устойчивых навыков применения основных форм здорового образа жизни как одного из главных направлений сохранения здоровья, и экологии, определяющей условия обеспечения гармонии с окружающей природной средой;
  • осознание учащимися перманентности факторов опасностей в процессе жизнедеятельности, получение знаний и навыков предвидения, распознавания и своевременной оценки их опасного воздействия;
  • определение средств и способов противодействия опасностям и защиты жизни и сохранения здоровья, их умелого применения в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Предлагаемая программа призвана обеспечить повышение внимания к воспитанию морально-нравственных устоев личности, формированию патриотизма, качественное освоение одного из важнейших направлений образования, выполняющего задачи повышения его гуманности, социальной зашиты будущих граждан, ответственности человека за обеспечение гармоничного и безопасного развития общества.

На протяжении 3 лет обучения предусматривается объем учебно-тренировочной работы в 76 ч, по 2 ч в неделю. На практические вопросы отводится 4/5 всего учебного времени.

За первый год обучающиеся должны овладеть основами стандартных знаний, умений, навыков по основам экологии, здоровому образу жизни, путям привития его основных элементов: способы избегания вредных привычек, особенно наркомании и токсикомании; место физической культуры и спорта в достижении этих целей. На примерах успехов наших выдающихся спортсменов на Олимпийских играх формируются патриотические качества, стремление к нравственному и физическому совершенству. Основные темы: "Природные факторы негативного воздействия на человека и выживание в природных условиях","Воспитание любви к родной природе как черты патриотизма".Второй год обучения предусматривает увеличение учебно-воспитательных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Основные темы: "Условия возникновения экстремальных ситуаций в городе, включая криминогенную опасность, опасности, связанные с транспортной системой, нарушением законов экологии и др.", "Пути обеспечения безопасности", "Особая опасность угрозытеррористических актов", "Воспитание патриотизма на примерах деятельности спасателей, полицейских, пожарных и специалистов других служб, обеспечивающих безопасность граждан в экстремальных ситуациях в городе","Природные стихийные бедствия, защита от их поражающих факторов", "Как овладеть героической профессией спасателя, военного (Суворовские и Нахимовское училища) и др.".Третий год предусматривает профессиональную ориентацию школьников. Основные темы: "Техногенные катастрофы, нарушение законов экологии, сохранение здоровья и защита жизни в условиях воздействия поражающих факторов таких ситуаций", "Угроза терроризма и пути предупреждения", "Вопросы военной безопасности государства, формирование патриотизма как важнейшего фактора возможности обеспечения обороны, безопасности личности и общества, основы военной службы".Содержание программы1.Введение
Теоретический курс: Организационное занятие кружка. Планирование деятельности в учебном году. Обучающиеся должны понять, что значит трудиться во благо Отечества, защищать его интересы, в т. ч. быть психологически и нравственно готовым к службе в Вооруженных Силах РФ и защите суверенитета государства; представлять трудности службы и быть готовым к перенесению психологических и физических перегрузок для достойного выполнения обязанностей гражданина.
Практические занятия в помещении: "Сто путей - сто дорог" (знакомство с фотографиями, слайдами, видеоматериалами о работе спасательных подразделений).
Практические занятия на местности: "Встреча с прекрасным" (туристическая прогулка в лес).2. Безопасность спасателей
Теоретический курс: Изучение техники безопасности на транспорте, правил обращения с туристическим и спасательным инструментом, правил устройства полевого лагеря, обращения с огнем, поведения у костра, обращения с продуктами питания, пользования источниками воды.
Практические занятия в помещении: Подгонка снаряжения, укладка имущества, подготовка к выходу.
Практические занятия на местности: Поход в лес, разбивка бивака, отработка нормативов, конкурсы "Костер одной спичкой", "Лучшая рисовая каша", "Лучшее место для ночлега".3. Психолого-педагогическая, астрологическая, физиологическая, функциональная диагностика и тестирование
Практические занятия в помещении: Составление и расчет психологического гороскопа (черты характера, способности, выбор профессии, таланты и совместимость). Психологическое тестирование учащихся (интересы, склонности, темперамент, взаимоотношения в семье и коллективе спасателей, определение физической выносливости, определение коэффициента интеллекта и способностей). Снятие показателей функционального развития и утомляемости.
Практические занятия на местности: Снятие показателей физической подготовленности, выносливости спасателей.4. Чрезвычайные ситуации в природе
Теоретический курс: Знакомство со статусом спасателей, права, обязанности, знания и умения, которыми должен обладать спасатель.
Практические занятия в помещении: Автономное существование в природных условиях. Правила безопасного поведения человека в природе. Спасательное снаряжение: групповое и личное. Требования к групповому и личному снаряжению (легкость, практичность, удобство, целесообразность и пр.). Отличия и требования к снаряжению спасателя и поисковой группы в зависимости от вида выполняемой задачи и сезона. Палатки (устройство, уход, ремонт).
Практические занятия на местности: Пешеходная прогулка в лес. Движение группы походным маршем: строй, интервал, ритм движения, построение цепочки, привалы, шаг спасателя, положение рук и туловища. Обязанности в группе: направляющий, замыкающий, хронометрист, проводник, штурман группы.5. Режимы работы спасателей
Практические занятия в помещении: Температурный режим. Питьевой режим. Режимы солнечного воздействия, времени, питания.
Практические занятия на местности: Пешеходная прогулка в лес: движение группы, питание, отдых, добыча воды, фильтрация, солнечное воздействие на спасателя. Способы защиты, рациональное поведение.6. Средства оказания медицинской самопомощи
Теоретический курс: Знакомство с медицинской аптечкой, носимый минимальный аварийный набор предметов на случай вынужденной автономии спасателей, перевязочные и лекарственные средства в условиях автономии, обязанности, знания и умения, которыми должен обладать спасатель.
Практические занятия в помещении: Отработка четких действий при работе с медицинской аптечкой, носимым аварийным набором. Знание и назначение медицинских препаратов.7. Правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях
Теоретический курс: Медицинские коллективные средства и способы защиты. Первая помощь, массовая вакцинация и лекарственная профилактика. Карантин, обсервация, санитарная обработка, дезактивация, дегазация, дезинфекция.
Практические занятия в помещении: Основы медицинских знаний. Первая помощь при ранениях, травмах, несчастных случаях. Профилактика осложнений ран, правила наложения стерильных повязок на голову и грудь, на живот, верхние и нижние конечности. Способы остановки кровотечений, правила наложения жгута, точки пальцевого прижатия артерии. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте. Простейшие способы определения остановки сердца и прекращения дыхания. Признаки жизни и признаки смерти. Правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Первая помощь при обморожениях и общем замерзании, тепловом и солнечном ударе, поражении электрическим током и молнией. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Практические занятия на местности: Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок, переломах костей черепа, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей. Травматический шок и его профилактика. Первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином, наркотическими средствами, лекарственными препаратами, препаратами бытовой химии. Основы понятий об инфекционных болезнях, причинах возникновения и механизме передачи инфекций. Профилактика инфекционных болезней.8. Автономное существование спасателей в природе
Теоретический курс: Режим труда и отдыха. Влияние факторов внешней среды на физиологические способности и утомляемость во время работы. Влияние на организм высокой температуры, запыленности, влажности, освещенности рабочего места. Требования к показателям внешней среды на рабочем месте. Правила поведения и их значение для обеспечения физического и психического здоровья подростка. Опасности криминогенного характера, места их возможного возникновения, меры предупреждения, способы их избегания и обеспечения безопасности. Выбор места для бивака (с учетом эколого-противопожарных норм и требований безопасности). Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры. Сушка и ремонт снаряжения. Организация хозяйственных работ: заготовка, разделка дров, оборудование костра и кухни. Распределение ответственных должностей: костровой, дежурный по лагерю, дежурный по кухне, завхоз по снаряжению, завхоз по питанию и т. д.
Практические занятия в помещении: Составление меню, раскладки туристического похода, заготовка пищи и фасовка в помещении. Подготовка снаряжения к походу или спортивным соревнованиям. Укладка рюкзака и упаковка личного, группового снаряжения и продуктов. Составление графика дежурств. Ориентирование по карте и компасу. Составление легенды по карте. Составление карты (схемы) по легенде. Ведение записей хронометриста группы.
Практические занятия на местности: Организация бивуачных работ, установка палаток, оборудование костра, кухни, места для умывания и забора воды, заготовка дров, их разделка и хранение. Приготовление пищи в походных условиях: на костре, походной газовой плите, походной газовой горелке. Хранение продуктов в походных условиях. Организация перекуса, обеды группы. Обучение пользованию топором, двуручной пилой, саперной лопаткой, ремонтным набором. Разжигание костра и типы костров (по назначению, применению). Организация походной постели, места для отдыха на привале. Организация дневки (досуг, игры, развлечения). Уборка мест привалов, биваков, общественно-полезный труд. Ориентирование по карте и компасу. Определение точек стояния. Определение азимутов на недоступные предметы. Определение расстояния до недоступных предметов. Туристское ориентирование на местности по выбору. Туристское ориентирование (командой) на маркированной трассе, открытом маршруте, по обозначенному маршруту и по письменной легенде. Ориентирование по рельефу. Составление легенды (письменной и с условными знаками) по маршруту движения. Отслеживание маршрута движения группы и хронометража.9. Учебно-тренировочные операции
Практические занятия в помещении: Правила поведения спасателя при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования в природных условиях. Преодоление страха и возможного стрессового состояния. Последовательность действий при вынужденной автономии (оценка ситуации, принятие решений, разработка плана действий, его выполнение).
Практические занятия на местности: Отработка четких действий при учебно-тренировочных операциях.10. Организация фотосъемок в походе
Теоретический курс: Пейзажная фотография в походе. Выбор подходящей фотоаппаратуры. Основные приемы фотосъемки. Различные условия съемки.
Практические занятия в помещении: Фотоаппараты, фотопленка, экспонометры, светофильтры, сменные объективы. Основные приемы съемки (подготовка аппаратуры, выдержка, наводка на резкость, диафрагма, экспозиция, применение светофильтров). Типы пейзажей. Зарядка фотопленки в фотоаппарат, смена катушек. Хранение пленки в походных условиях. Уход за фотооборудованием.
Практические занятия на местности: Обучение основам фотосъемки в походе, выбор композиции. Съемка в различных погодных условиях. Ведение журнала фотографа группы.
Ведение фото- и слайд-съемок в туристских походах.11. Правила спортивных соревнований
Теоретический курс: Общие положения правил соревнований. Основные положения правил по спортивному ориентированию. Правила организации и проведения соревнований для учащихся РФ. Участники спортивных соревнований, представитель, тренер, капитан команды. Разрядные требования.
Практические занятия в помещении: Содержание соревнований и квалификации.
Практические занятия на местности: Действия участника на старте, предстартовая подготовка, на дистанции, на контрольном пункте, на техническом этапе, финишном створе, после финиширования, отслеживание предварительной информации о результате выступления спасателя. Основные принципы оборудования технических этапов, правила и действия команды, капитана по прибытию на технический этап. Работа команды с бригадой судей на техническом этапе.12. Участие в соревнованиях
Теоретический курс: Правила проведения спортивных соревнований по туризму, действия участников в аварийной ситуации, соблюдение правил безопасности.

13. Общефизическая подготовка
Теоретический курс: Специфические особенности туристского многоборья и спортивного ориентирования. Значение морально-волевой подготовки для занятий туризмом и ориентированием. Специфические особенности бега в лесу, по пересеченной местности и в горном районе. Техника лыжных ходов. Техника скалолазания и обустройство скалодрома в школе. Техника работы экипажа байдарки.
Практические занятия в помещении: Обучение методам самоконтроля состояния тренированности по объективным (рост, вес, динамометрия, спирометрия, пульс и кровяное давление) и субъективным (самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, потоотделение и общее состояние) факторам. Гимнастические упражнения, подвижные игры и эстафеты, спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты движений, силы, гибкости, выносливости, упражнения на расслабление.
Практические занятия на местности: Спортивная ходьба, кроссы, бег с препятствиями по пересеченной местности. Лыжная подготовка: изучение и совершенствование техники попеременных, одновременных ходов, поворотов, подъемов, спусков и торможений. Знакомство с приемами техники бега по лесу, по пересеченной местности. Плавание (бассейн). Игра на местности.Прогнозируемые результаты:
1- й год обучения. Создание команды. Ознакомление с правилами, участие в соревнованиях и патриотических мероприятиях района. Овладение навыками безопасного поведения.
2- й год обучения. Участие в районных и городских соревнованиях "Школа безопасности", "Победа", организация "Центра патриотического воспитания" на базе школьного музея. Овладение основными приемами сохранения хладнокровия и психологической устойчивости в случаях криминогенной опасности, овладение доступными способами избегания опасных ситуаций и приемами защиты при возникновении таковых дома и вовне.
3- й год обучения. Участие во всех соревнованиях районного и городского масштаба, призовые места. Воспитание патриотизма, формирование личности, готовой и способной выполнить конституционный долг по обеспечению безопасности государства, общества и гражданина, защите их интересов. Готовность к службе в армии.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль