Конспект урока "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука"

19194

Урок русского языка во втором классе.

Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового материала, подготовка детей к изучению следующей темы "Разделительный мягкий знак").

Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.

Цель урока:

  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков гласными  буквами;
  • Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые  и мягкие согласные звуки;
  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

Развивающие:

  • Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
  • Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать осознанное отношение к учёбе;
  • Включить учащихся в коллективную деятельность;
  • Продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);
  • Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.

Формируемые УУД:

  • личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
  • регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
  • коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
  • познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.   

Оборудование:  карточки (разноуровневые задания), проектор, интерактивная доска, мультимедийная  презентация.

Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.

Ход урока:

I. Организационный момент. (2 минуты)

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку Пять!
II.  Повторение. (2 минуты)
На доске прикреплены карточки

Я     И   Е
Ы   Ё     Ю

Мепя ту сё Кюри

- Назовите лишнюю букву.
- Объясните почему?
- Назовите, как называются оставшиеся буквы?
- Назовите лишний слог.
- Объясните почему?III.  Минутка чистописания. (5 минут)
- А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
- Запишите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.
  Яяя ЕееЁёёЮююИииIV. Словарная работа. (4 минуты)
На доске прикреплена карточка со словами:
к _рабль
к_ртина
к_рзина
к_рмить
кр_вать
- Назовите лишнее слово.
- Объясните почему?
- Вы, наверное, обратили внимание, в этих словах пропущены гласные. Это опасные места, где можно допустить ошибку.
Оставшиеся слова можно проверить
- Какие это слова? (Словарные)
- Опасные места в этих словах необходимо запомнить. Чтобы легче запомнить их написание, можно подобрать к ним другое слово,
чем – то связанное со словарным словом:
- по цвету, вкусу, назначению или по какому – либо другому признаку.
- Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные, которые необходимо запомнить.

V. Объяснение нового материала. (10 минут)
Постановка учебной задачи:
Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме;
1. Загадка: По доске он бегает,
Нужное дело делает,
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал. (Мел)     
  
2. Звуко – буквенный разбор слов.

Мел – 3б, 3 зв, [м’эл] Мель – 4б, 3 зв, [м’эл’]
м[м’]-согл., зв., мягк..м[м’]- согл., зв., мягк..       
е[э]- гласн., ударн..   е[э]- гласн., ударн..
л[л]- согл., зв.,тв..     л[л’]- согл., зв.,тв..
 3б, 3 зв,    ь[ -]    
     4б, 3 зв,
      
3. Ь – меняет смысл
Анимированная картинка
- Попробуйте и вы побыть  фокусниками, но вместо волшебной палочки  у вас будет Ь, благодаря которому мы будем менять смысл слова.
- партия в шахматы; (кон)
- домашнее животное; (конь)
- длинная палка; (шест)
- цифра; (шесть)
- туда ставят наказанного; (угол)
- полезное ископаемое, топливо; (уголь)
- Приведите свои примеры таких пар слов , чтобы из – за Ь менялся смысл слов. (брат – брать, кров – кровь, ест – есть,…)
4. Вывод
Ь – мягкий знак
- не обозначает звука;
- обозначает мягкость согласного звука;
- может менять смысл слова;
5. Правило в стихотворении.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово
Часто просится.

VI. Физминутка. (2 минуты)

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю тебе повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь готов.

Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.VII. Закрепление нового материала. (10 минут)
Цель: организация усвоения детьми  способа обозначения мягкости согласного звука на конце слова.
1.Написание слов с мягким знаком на конце слова.
- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь ответы:

Он в сапожках красных бродит,
Из воды сухим выходит,
Шею важно выгибает,
Криком "га-га-га" встречает. (Гусь)

С неба капает слезами,
По земле бежит ручьями. (Дождь)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.   (Медведь)

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.   (Огонь)

Одну меня не съешь,
А без меня - не вкусна еда.   (Соль)

Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко – красный галстук мой.   (Снегирь)

2. Написание слов с использованием ребусов.
Одушевлённые имена сущ.Неодушевлённые имена сущ.
     (Кто?)   (Что?)
   шмель  апрель
  голубь    трель
  лебедькартофель
- Какое слово лишнее среди одушевлённых имён существительных?
- Почему?3. Самостоятельная работа на листочках.
(разноуровневые задания)
а) для сильных детей:
- Восстановите пословицы:
_____________- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)
_____________- году начало, зиме – середина.  (Январь)
б) для детей среднего уровня:
- Вставьте нужные по смыслу слова:
Корабль сел на ______.  (мель)
Ваня взял___________.   (мел)
В лесу растёт _______ .   (ель)
Юра_______сливу.    (ел)
в) для слабых детей:
- Запишите данные слова в единственном числе:
Тетради, лошади, камни, медведи, портфели, тюлени, окуни.4.Игра.
- Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь:
Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель,замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.5.Соберите из слов предложение.
В, спит, зимой, берлоге, медведь.
- Выделите главные члены предложения.VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
 (2 минуты).
Цели:   
Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке;
организация фиксации неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности  
- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?
- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?
- Какие?
-  Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.
- Фокусник приготовил праздничный салют. Но ему нужна ваша помощь.
Если ты хорошо работал и все понял,  нарисуй красную звездочку;
Если все понял, но рассказать пока не можешь – нарисуй желтую звездочку.
-  Молодцы, ребята! До новых встреч на уроках русского языка!VIII. Домашнее задание: дидактический материал с. 76, упр. 167 (1 минута).

Автор: Давыдова Галина Юрьевна, учитель начальных классов  ГБОУ СОШ № 5 Образовательный Центр "Лидер" г.о. Кинель (Самарская область) 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль