Элективный курс для 9 класса по экологии

1813
Элективный курс для 9 класса по экологии


Автор: Липина Надежда  Владимировна, учитель химии и экологии МБОУ СОШ №71 г.Ижевска 

28 июня 2012 года вступили в силу "Правила благоустройства города Ижевска". Этот стратегический документ устанавливает единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства и направлен на обеспечение комфортных  условий проживания жителей нашего города.
Город – живой организм. Как рассказать ребёнку, что его санитарное и эстетическое состояния зависят от каждого из нас? Как сформировать бережное общественное отношение к родному городу?
Вашему вниманию предлагаются методическая разработка по экологии  элективного курса в соответствии с  "Правилами благоустройства города Ижевска".

Цель: привлечь учащихся к решению проблем благоустройства городской экологической среды.


Задачи:

  • познакомить учащихся с научными теоретическими знаниями об экологических особенностях городской среды;
  • формирование у учащихся навыков благоустройства окружающей городской среды;
  • воспитание активной жизненной позиции по улучшению окружающей городской среды.

Элективный курс "Благоустройство города Ижевска" рассчитан на 8 часов, имеет межпредметную (ориентационную) направленность. Курс состоит из 2 разделов, итогового занятия.

 В качестве средств обучения используются компьютер, медиапроектор, документ "Правила благоустройства г. Ижевска", дидактические раздаточные материалы, необходимые контрольно-измерительные материалы (КИМ),  копилка  методик практических исследовательских работ, фото - наглядные материалы, презентации.

Основной формой организации занятий является работа в малых группах, что позволяет эффективно использовать рабочее время. В дальнейшем группы кооперируются с целью совместного подведения итогов и анализа результатов. Главный вид деятельности – самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдениями, измерениями, моделированием экологических особенностей городской среды. Выполнение практической части программы обеспечивается за счет материально-технической базы кабинета химии и биологии в МБОУ СОШ №71.

Контроль для оценивания успешности по данному курсу предполагает  зачет, участие в итоговом занятии. Группы представляют отчет о проделанной работе в любой форме (презентация, информационный листок, стихи, плакаты, слоганы).

В программе элективного курса кратко даются методические рекомендации к занятиям.

Планируемые образовательные достижения

Личностные

  • осознание практической значимости получаемых знаний;

    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню  развития науки и общественной практики;

    формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях;

    формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

  • Метапредметные

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;

    •умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.


Элективный курс разработан на основании следующих документов:

1. Закон  РФ "Об образовании".

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.2001 №196.

3. Федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1323.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783.

5. Положение о программах элективных курсов в образовательных учреждениях

Устиновского района города Ижевска. Приказ от 18.06.2010 №101.

6.  Документ "Правила благоустройства г. Ижевска".

       Тематическое планирование

№ п/п Наименование тем Кол-во часов (всего) Вид занятий (кол-во час.)
Изучение нового и закрепление Лабораторные, практические работы Контроль
1 Правила благоустройства г. Ижевска. 3 1 2  
2 Городские биогеоценозы. 4 2 2  
3 Итоговое занятие. 1     1
4 Всего 8 3 4 1

   

Раздел 1. Правила благоустройства г. Ижевска

Занятие 1.  Правила благоустройства города Ижевска.

Цель:  сообщение учащимся задачи курса,  обзора документа "Правила благоустройства г. Ижевска".

Используется педагогическая технология – "Педагогическая мастерская".

Этапы мастерской:

1. Индуктор. Это вопрос, который задаёт учитель школьникам: « Какие правила благоустройства города вы знаете? » Необходимо каждому участнику за 1 минуту вспомнить и написать как можно больше правил. Учителю сразу необходимо выяснить - сколько же правил вспомнили ребята. Обычно это количество не превышает 10, и вспоминают они самые главные: такие как не мусорить, озеленение, уборка территории, внешний вид зданий, улиц, тротуаров, размещение детских площадок, парковок машин, мест для отдыха, мест для торговли и др.

2. Следующее задание предполагает групповую работу. Лучше, чтобы ещё при входе, ребята разместились в кабинете по группам. Группы, а их может быть 4 или 5  в зависимости от количества детей в классе, определяются случайным жребием, и рассадка на места осуществляется согласно группам.

 Задание таково: «Каждый в группе должен сравнить свой список правил с тем, что написали другие ребята. Работая совместно, дополните свой список».

Затем Мастер выясняет, сколько же правил (пока лишь количественно) вспомнили в каждой группе, и записывает данные от групп на доске. Например: 1гр.-20 правил, 2 гр.-18 правил, 3 гр.-23.

3. Каждой группе выдается большой лист, на котором изображен план микрорайона школы 71. Группа при помощи условных значков отмечает на этом плане  свои правила.

4. Афиширование своей работы. Один от группы (приветствуется и парное выступление) поясняет свой план с отмеченными группой правилами.

5. Вопросы, которые возникли в ходе работы, выясняются и подробно разбираются, даются ответы.

6. Работа учащихся с информационными материалами, тетрадью.

7. Подведение итогов. На листе, прикрепленном на классной доске, оставить смайлик

( улыбка, серьёзный, грустный). Дается задание к следующей практической работе.


Занятие 2.  Практическая работа 1.

Общие требования по обеспечению благоустройства, чистоты и порядка на примере микрорайона школы.

Цель: познакомить с  общими требованиями  по обеспечению благоустройства,

чистоты и порядка (Раздел 3); развивать умение анализировать и сопоставлять полученные результаты с принятыми нормами и правилами.

Предварительная работа.

Учащиеся (работа в группах) получают заранее карточку-задание, по которой анализируют  состояние благоустройства, чистоты и порядка в месте, где проживают (микрорайон школы).

   Карточка – задание

№ п/п Состояние благоустройства, чистоты, порядка Хорошее состояние Плохое состояние

1

Чистота двора, придомовой территории, подъезда.

 

 

2

Инвентарь (урны, скамейки, фонари, вазоны).

 

 

3

Состояние освещения (в подъездах, во дворах).

 

 

4

Обеспечение удобного и безопасного подхода и подъезда к жилым домам и другим объектам на период проведения строительных, ремонтных, земляных работ.

 

 

5

Вывоз освободившейся тары с торговых точек и объектов общественного питания в течение суток, исключить случаи загромождения тарой территорий объектов благоустройства, а также контейнерных площадок.

 

 

6

Состояние фасадов зданий, крыш, лестниц, пешеходных переходов.

 

 

7

Ликвидация  зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

1. На занятии дети рассаживаются по группам. У каждой группы заполненная

карточка – задание.

Пункты 8,9,10  учащиеся заполняют в классе, используя свои наблюдения.

Записывают свои выводы, к которым  дети пришли в ходе своей работы.

2. Афиширование своих результатов. Отчет группы.

3. Разбор вопросов, которые возникли в ходе работы.

4. Работа с документом.

5.  Подведение итогов, рефлексия. Задание к  следующей практической работе.


Занятие 3. Практическая работа 2.

Правила  размещения знаков адресации на жилых домах на примере микрорайона школы.

Цель: познакомить с  правилами  размещения знаков адресации (Раздел 5.  пункт 5.5.2.);

 развивать умение анализировать и сопоставлять полученные результаты с принятыми нормами и правилами.

Предварительная работа.

Учащиеся (работа в группах) получают заранее карточку-задание, по которой анализируют  состояние размещения знаков адресации в месте, где проживают (микрорайон школы).

      Карточка – задание

 

     Требования к размещению знаков адресации

Результат исследования

1

Хорошая видимость знаков

 

2

Где размещены знаки на фасаде здания?

 

3

Высота знака от поверхности земли (от 2,5 м до 5 м)

 

4

Отсутствие внешних заслоняющих объектов (деревьев, построек).

 

5

При длине фасада более 100 м -  знаки размещаются на его противоположных сторонах.

 

6

Из чего выполнены знаки адресации?

 

7

Указание номеров квартир на подъездах.

 

 

1. На занятии дети рассаживаются по группам. У каждой группы заполненная

карточка – задание.

Пункты 8,9,10 учащиеся заполняют в классе, используя свои наблюдения.

Записывают свои выводы, к которым  дети пришли в ходе своей работы.

2. Афиширование своих результатов. Отчет группы.

3. Разбор вопросов, которые возникли в ходе работы.

4. Работа с документом.

5.  Подведение итогов, рефлексия. Задание к  следующей практической работе.


Раздел 2. Городские биогеоценозы.

Занятие 4.  Городские биогеоценозы  их характеристика и особенности.

Цель: изучить понятие «биогеоценоз», дать классификацию городским биогеоценозам (парки, сады, скверы, бульвары, свалки и др.), указать их особенности, характеристику. Ход занятия.

1. Напишите ассоциации к слову «Биогеоценоз» за 1 минуту. Выделите 1 и последнее слова вашего ассоциативного ряда. Составьте предложение с этими двумя словами.

2. Работа в группах. Заслушивают друг друга, какие предложения получились. Отмечают более удачные.

3. Афиширование результатов от каждой  группы.

4. Работа в группах.

Проанализировать структуру городского биогеоценоза по плану:

- название

- видовое разнообразие

- плотность

- биомасса

- пищевые цепочки (на примере 2- 3 цепочек).

5. Представитель от каждой группы  по «часовой стрелке» должен рассказать другим группам о своих результатах. В итоге, каждая группа имеет представление о биогеоценозах соседних групп.

6. Подведение  итогов занятия, рефлексия. Задание к следующему уроку.


Занятие 5. Практическая работа 3.

     Изучение зеленых зон города Ижевска, Устиновского района.

Цель: закрепить навыки работы с картой, учиться определять соответствие названий зеленых зон города и их площади требованиям Госстандарта.

Оборудование: карта города, сведения о площади, занимаемой городом, районами, площади зеленых насаждений, численности жителей, проживающих на их территории.


Ход работы

1. Составьте список парков, скверов, бульваров, старых кладбищ и других зеленых зон, находящихся в черте вашего города.

2. В соответствии с ГОСТом 28329-89 для крупных городов определены следующие градации: сквером называется массив, имеющий площадь до 3 га, садом – от 3 до 15 га, парком – более 15 га. Бульвар должен иметь не менее 10 м в поперечнике. Соответствуют ли названия зеленых зон вашего города, района ГОСТу?

Достаточно ли равномерно распределены зеленые насаждения в городе?

3. По принятым в нашей стране нормативам площадь зеленых насаждений в городе должна составлять 24  кв.м. на одного жителя. Подсчитайте, сколько м2 насаждений приходится на одного жителя вашего города? На одного жителя Устиновского района? Какой процент площади города занимают зеленые насаждения?

4. Какую площадь зеленых насаждений планируют создать к 2015 г в Устиновском районе?

Вывод. Роль зеленых насаждений в городах и соответствие площади зеленых насаждений вашего города норме.


Занятие 6. Практическая работа 4.

Подсчет объёма мусора и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов.

Цель: подсчитать и оценить объёмы мусора, который образуется в вашей семье, в городе, в Удмуртии, России; предложить возможные пути решения проблемы бытовых отходов.

Оборудование: данные о численности населения в Ижевске, Удмуртии, России.

       Ход работы

1. Подсчитайте объём мусора, который образуется в вашей семье за неделю. Для этого объём мусорного ведра (около 8 л) умножьте на количество полных ведер в неделю.

2. Определите состав мусора, выбрасываемого вашей семьей. На какие группы можно классифицировать отходы, выбрасываемые вашей семьей?

3. Сколько мусора образуется в вашей семье за год, если в году насчитывается 52 недели.

4. Используя результаты, полученные при выполнении п.3 и считая, что другие семьи выбрасывают в среднем такое же по объёму количество бытовых отходов, вычислите, сколько мусора ежегодно выбрасывается в вашем городе? Какой высоты будет башня, если ее построить из этих отходов, а ее размеры по основанию 10 * 20 метров?

Вычислите, сколько по весу бытовых отходов разного вида выбрасывают жители Удмуртии, России? (Условно приняв, что каждый житель выбрасывает столько же мусора, сколько приходится на одного члена семьи).

5. Предложите меры, направленные на снижение объема мусора, выбрасываемого вашей семьей и вообще жителями нашей страны.

7. Вывод.

Занятие 7.  Мусор – тоже ресурс.

 Цель - знакомство детей с современными проблемами утилизации пластмассового мусора. Задачи: развитие экологического мышления, формирование активной гражданской позиции, развитие интереса к делу  охраны природы. 
Форма: диспут с использованием ИКТ. 

Ход урока 

1. Рассказ. 

Еще недавно в России полиэтиленовые пакеты были ценным предметом домашнего обихода. Их стирали, сушили на веревочках. Пластиковые и жестяные баночки и бутылки были редкостью. Их мыли, хранили и использовали многократно. 
Но прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары, плюс разруха в наших головах, все это превратилось в настоящее мусорное бедствие для России. 
Первыми нашествие мусора ощутили города. Не избежали печальной участи знакомства с цивилизацией леса и реки, ведь россияне так любят “отдохнуть на природе”! 
Маленькая помойка кажется незначительной, но, соединяясь с другими, становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что мусор выглядит не эстетично, он в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь. 
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты. На каждого из 6 млрд. жителей Земли приходится около 1 тонны мусора в год. Если свалить накопившийся за год мусор в одну кучу, то образовалась бы гора высотой с Эльбрус. 
Одна из сторон жизни города – образование и накапливание огромного количества твердых, жидких и газообразных отходов. Жидкие отходы просачиваются через грунт и загрязняют источники питьевой воды. Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета -  ухудшению здоровья. 
Газообразные вызывают смог, отравляя все живое ядовитыми парами. Это огромная проблема – твердых бытовых отходов в России накопилось 55 млн. тонн, и это только на зарегистрированных свалках. Почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. 

2. Обсуждение проблем утилизации мусора. 

3. Мозговой штурм "Мусору — вторую жизнь!" 
Предложите востребованную продукцию, которую можно изготовить из мусора. Для обсуждения предлагается обычная пластмассовая бутылка.  Предложенные идеи записываются на доске. Учащиеся делают прогноз, какие идеи будут востребованы у населения, какие они сами будут использовать в своей жизни, учебе, отдыхе. Презентация "Мусор – тоже ресурс". 

4. Анализ занятия. 

Перейдем от «выбрасывающего» общества к обществу, которое «перерабатывает».   «Отходы – в доходы!» – эти слова должны стать лозунгом для каждого из нас еще и потому, что природные кладовые не безграничны, а продуманные технологии позволят экономить природные ресурсы. 

Ребята делятся впечатлениями от занятия. Что их удивило, что понравилось, что они взяли полезного и важного для себя. 


Занятие 8. Итоговое занятие.

Цель: итоговый контроль успешности овладения элективным курсом.

В ходе занятия  группы отчитываются в  любой форме: презентация, интервью, выпуск информационного листка, устного журнала, слоганов, плакатов, стихов на проблемы, поставленные в элективном курсе и  поиск их решения.


Список литературы  для учащихся

1. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса [Текст]. – СПб.: СМИО ПРЕСС, 2001.

2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учебник для 10-11 кл. профил.шк. [Текст ]– М.: Просвещение, 2008.

3. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: учебник для  7-9 кл. [Текст].- М.: Дом педагогики, 2002


Список литературы для учителя

1. Петунин О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения [Текст].– Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.

2. Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки [Текст].- Волгоград: Учитель, 2011.

3.  Сценарий    внеклассного мероприятия "Мусор – тоже ресурс"", автор Липина Надежда Владимировна,



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль