Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

48832
Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

Автор:
Е.А. Горбунова, педагог-психолог высшей категории МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 58, г. Уфа, Республика Башкортостан

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится "сочинять" самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове "тестирование" или "диагностика", неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

  • проведение диагностики с группой детей;
  • взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
  • использование апробированных на практике диагностических материалов;
  • легкость в получении результата;
  • наличие протоколов обследования;
  • наглядность;
  • применение игрового метода выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Педагоги-психологи Калининского района города Уфы ведут работу по данному комплексу методик с 2008 г.

Цель тестирования:

  • получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
  • создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
  • обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

  • при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
  • при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
  • при создании предметно-развивающей среды;
  • для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
  • при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола. Диагностика психического развития детей 2 младшей группы (конец года)

Фамилия, имя ребенка ________________
Дата рождения____________ Возраст на момент обследования______________ 

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа ________________

1. Нарисуй дождик.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

2. Найди одинаковые предметы и соедини их линиями.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

3. Заштопай коврики.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

1 задание:
  • высокий уровень - линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону; 
  • средний уровень - линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону; 
  • низкий уровень - линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время - 2 минуты. 
2 задание:
  • высокий уровень - найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом; 
  • средний уровень - найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны; 
  • низкий уровень - соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок. 

  3 задание:

  • высокий уровень - все выполнено правильно; 
  • средний уровень - допущено 2 ошибки; 
  • низкий уровень - задание выполнено неверно. 

4 задание:

  • высокий уровень - найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции; 
  • средний уровень - допущены незначительные отклонения от инструкции; 
  • низкий уровень - задание не выполнено. 

5 задание:

  • высокий уровень - точное следование инструкции; 
  • средний уровень - найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных; 
  • низкий уровень - задание выполнено неверно. 
Диагностика психического развития детей средней группы (начало года)
Фамилия, имя ребенка ____________________
Дата рождения _____________ Возраст на момент обследования ___________________
Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа_______________

1. Помоги рыбкам найти маму.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

2. Домики.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

3. Накормим домашних животных.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

4. Найди игрушки.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

5. Какой предмет лишний. 

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

1 задание:
  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок; 
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; 
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно. 

2 задание:

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок; 
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; 
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно. 
3 задание:
  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок; 
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; 
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно. 
4 задание:
  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок; 
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; 
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно. 

5 задание:

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета; 
  • средний уровень - задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру; 
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно. 

Диагностика психического развития детей средней группы (конец года)

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа ________________

1. Опусти фигурки в формочку.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

2. Соедини половинки предметов.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

4. Обведи похожие на образец фигуры.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

5. Кто где живет.

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ

Психолог _____________________

1 задание:
  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Окончание см. в следующем номере Справочник педагога-психолога. Детский сад, №4,2013 г.

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль