Конспект урока "Образы моря в литературе, живописи и музыке"

4228
Конспект урока
Авторы:
Рахимова Римма Рашидовна, учитель литературы,
Ковалёва Светлана Анатольевна, преподаватель ИЗО,
Кузнецова Марина Геннадьевна, преподаватель теории музыки, КГКП Школа искусств №2 Республика КазахстанКоммунальное Государственное Казённое Предприятие Школа искусств №2 г. Караганды

 Цель:  ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.

Задачи:

  • образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
  • развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
  • воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.

Литератор(Л) – Ребята, вы когда-нибудь видели море? Какое оно?

Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.

Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов. Тема нашего урока – "Образы моря в литературе, живописи и музыке" (записывают тему в тетрадь)

Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. "И блеск, и тень, и говор волн" также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).

Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении "К морю". Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами).  Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?

Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)

Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?

Д. - Свободная стихия

Л. -Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?

Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения (запись на доске)

Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?

Д. - Олицетворением

Л. -В словах поэта "Я был окован…" о каких оковах идёт речь?

Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.

Л. -Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?

Д. - Романтизм. И герой нашего стихотворения – тоже романтик.

Л. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет  значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. Назовите их

Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая

Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?

Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.

Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник  не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. Как их называют?    

Д -  маринисты.

Х. -  можете ли назвать фамилии художников-маринистов?

Д. - это художник Айвазовский.

Х. - Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии.  Русские вельможи  наперебой заказывали ему картины.   Знакомство и дружба с Пушкиным  наложили  отпечаток   на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание  поэзии и музыки  выплеснулось в живописи   великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы , восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве.  Перед вами  картины великого мастера живописи. Посмотрите на них внимательно и ответьте -  что является средствами  выразительности в живописи?   

Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма.

Х. - Давайте  вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают "настроение" картины.

(Далее идёт обсуждение работ: "Лунная ночь на Кипре", "Девятый вал", "Морской берег", "Прощание", "Кавказские горы с моря").     

Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах  художник хотел передать:  мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе.  И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.  

Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?

Дети (Д.) - к литературе

М. - а произведение живописи?

Д. - к изобразительному искусству

М. - симфоническое произведение?

Д. - к музыке

М. -  из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?

Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.

М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". Николай Андреевич  Римский-Корсаков  в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими  и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М.- Шехеразада - героиня каких сказок?

Д. - восточных

М. - Как называется сборник арабских сказок?

Д. - "1001 ночь"

М. -  (вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада  -  жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?

Д. - тиран.

М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).

Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?

Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.

М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?

Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.

 М.- Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы

а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;

б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?

Д. - мощное звучание

М. -  соло или оркестровое tutti?

Д. - tutti

М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?

Д. - медные духовые

М. - регистр темы

Д. - низкий и средний

Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых  и реальных  результатов.

М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий  художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.

-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?

Д. - о близости характеров

М.-Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?

Д. - чтобы указать на тождество их

М. -Почему?  Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?

Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных. 

М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?

Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую. 

Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:

Д. - Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,-

И стая тонет кораблей.

Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шезеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?

Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.

 
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет "море" (3 мин). Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.


Домашнее задание:  выучить стихотворение А.С.Пушкина "К морю" наизусть. Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

 Использованные материалы:

 

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.

2.  Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. -  Москва: Просвещение, 1973.

3. Альбом  Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.

4. Кандинский А.И., Орлова Е.М.  Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.

5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва:  Музыка, 1984.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль