Конспекты уроков по литературе 5 класс

82857
Конспекты уроков по литературе 5 класс

Урок 1
Наш новый предмет. Новый учебник и его герои.

1. Вспоминаем, что такое фольклор, каковы его основные жанры.

2. Слово “Литература” пришло к нам в язык в 18 веке из латинского языка , litera значит буква . Литература – искусство письменного слова. (Записать в тетрадь)

3. Сопоставление произведений музыки, живописи и литературы, объединенных одной тематикой : пьеса “Октябрь” П.И.Чайковского; картина “Золотая осень” И.И.Левитана; стихи Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…”,“Осень” А.С.Пушкина.

4. Работа по вопросам

  • Что вы видите и чувствуете, слушая музыку П.И.Чайковского ?
  • Какое настроение передает в своих картинах И.И.Левитан ?
  • Какие пейзажи возникают в вашем воображении при чтении стихотворений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева?
  • Какими средствами пользуются художник, композитор, поэты?

Поэт рисует картину словами, как музыкален и выразителен может быть язык.

5. Знакомство с учебником, его темами.

6. Чтение статьи “Шаг за горизонт” и пролога.

7. Беседа о новых друзьях Олега. (их надо назвать и прочесть их описание)

8. Выберите из описания внешности героев те оценочные детали, с помощью которых автор раскрывает перед нами внутренний мир героя, выражает свое отношение к нему. (Лицо у Паганеля было умное и веселое, взгляд Шерлока Холмса острый, пронизывающий, тонкий и орлиный нос придавал лицу энергию и решимость, квадратный подбородок говорил о решимости, Саня Григорьев был подтянутый и аккуратный, выдающиеся скулы д’Артаньяна – признак хитрости, взгляд у него открытый и умный)

9. Вопросы

  • Знакомы ли вам эти герои? Вы о них читали? Как называются эти книги ? Кто их авторы ?
  • Как относится автор к своим героям, судя по тем деталям, которые мы выбрали? (желательно не использовать слова “плохо”, “хорошо”)
  • Найдите детали, говорящие о роде занятия людей. Сделайте выводы, чем они занимались.
  • В учебнике нарисованы портреты героев. Соответствуют ли они вашему представлению?

О чем же спорят эти герои?

10. Чтение по ролям их разговора стр. 6 . Какие выводы можно сделать о теме их беседы? А какого мнения придерживаетесь вы? Нужны ли нам приключенческие романы?

Д/З : вопросы стр. 7

Урок 2
“От чего захватывает дух”

Анализ стихотворения Н.С.Гумилева “Капитаны”

1. Фронтальный опрос

  • Что такое портрет в художественной литературе ?
  • Вопросы стр. 7 учебника.

2. Анализ стихотворения Н.С.Гумилева “Капитаны”

  • Случалось ли вам переживать состояние, когда дух захватывает?
  • Каковы причины такого состояния?

3. Рассказ о жизни поэта-путешественника. Вопросы :

  • Какие страницы жизни поэта показались вам особенно яркими?
  • Какие картины вы видели, слушая рассказ о путешествии в Африку?
  • Почему цикл стихотворений автор назвал “Капитаны”, кто такие капитаны в понимании автора?
  • Как называл поэт свою музу и почему?

4.Чтение стихотворения “Капитаны”

  • Нарисуйте словами картины, которые вы увидели , слушая стихотворение.
  • Выскажите свое мнение об авторе, от чего у него дух захватывает;(о его восхищении странствиями, неведомыми морями, отважными мореходами)
  • о смысле названия раздела, о тематике предстоящего чтения.

5. Чтение других стихотворений из цикла “Капитаны” и ответы на вопросы. (раздаточный материал)

  • В чем видит автор романтику матросской жизни?
  • Что делает матросов достойными героями этого стихотворения?
  • Кто такие Гонзальво и Кук, Лаперуз и да Гама, Мечтатель и царь, генуэзец Колумб, Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий, Синдбад-мореход и могучий Улисс,
  • Почему автор их называет “паладинами Зеленого храма”? Кто такой паладин?
  • Какие картины восхищают поэта ? Что роднит его с героями стих.?
  • Почему авторы учебника поместили стихотворение “Капитаны” в начало раздела?

Д/З: Читать 1-4 главы романа “Три мушкетёра”

Урок 3. Александр Дюма и его роман “Три мушкетёра”. Герои бессмертной книги.

1. Вступительное слово учителя. Герой приключенческих произведений – человек особенный, живущий по законам чести. Что значит – жить по законам чести? Что говорит об этом Б.Ш.Оккуджава?

2. Чтение стихотворения “Песенка”.· Что такое совесть, благородство, достоинство? Писателем , создавшим романы, герои которых всегда живут по законам чести, был Александр Дюма-отец. Лучшая часть его литературного наследия Дюма представляла собою серию романов “Три мушкетера”, “Двадцать лет спустя”, “Виконт де Бражелон, или десять лет спустя”, “Граф Монте-Кристо”. Как же мог писатель создать такое количество романов за короткое время? Во-первых, это был очень работоспособный человек; во-вторых, его романы печатались в газетах по одной главе в каждом номере. Читатели с нетерпением ждали следующего номера газеты, а автору нужно было успеть написать главу книги.

3. Чтение статьи учебника “д’Артаньян о своем создателе и о себе” стр. 13-14

4. Следует отметить , что романы “Три мушкетера”, “Двадцать лет спустя”, “Виконт де Бражелон, или десять лет спустя” являются трилогией, это три самостоятельных произведения, объединенных идеей, сюжетом и главными героями. Эти книги – гимн дружбе. Роман описывает события 17 века, д Артаньян приезжает в Париж в 1625 году. В ту пору Францией правил Людовик 13, слабый и бесхарактерный человек. Настоящим сильным и властным правителем был первый министр кардинал де Ришелье. Он мечтал превратить раздробленную на провинции Францию в единое сильное государство. У короля был свой двор и приверженцы, у кардинала тоже это все было. От того, на чьей стороне стоял дворянин , зависела его судьба и жизнь. Наш молодой герой выбирает дорогу чести.

5. Словарь литературоведческих терминов в учебнике . Литературный герой стр. 221 . Многое о нем может рассказать речь, портрет, интерьер дома. А пейзаж помогает понять настроение героя.

6. Черты ума и характера главного героя. Наставления, что дал ему отец.

Итак, д'Артаньян уехал из провинции, Гаскони(можно показать на карте). Отец дает ему наставления.

· Какие? (поддерживать честь своего дворянского имени, т.е. жить по законам чести; быть храбрым и мужественным; не покоряться никому, кроме короля и кардинала; не опасаться случайностей и искать приключений; жить счастливо и долго, верить в свою звезду)

· Как же начинает свою дорогу наш герой? (обратить внимание на сцену с Рошфором, глава 3 – ум и проницательность героя, сострадание, прямодушие и искренность; глава 4 – озорство и остроумие…)

Какими же были люди, которые навсегда войдут в жизнь д Артаньяна, станут его друзьями, помощниками?

  • Что говорит Дюма о господине де Тревиле? В чем сходна его судьба с судьбой д Артаньяна? (вывод – возможности перед всеми одинаковые)
  • Можно ли сказать, что де Тревиль живет по законам чести?
  • За что мушкетеры любят своего капитана?
  • Как выглядят в первых главах Атос, Портос и Арамис? Что говорят о них портреты? Что мы узнаем о них по их речи, поступкам, манере поведения? Кто добрее: Портос или Арамис? В чем сходство трех товарищей?

Д/З: главу 5 читать 

Урок 4. 

“Законы чести” в главе “Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала”

Какова роль главы в романе и судьбе д Артаньяна ? (Глава положила начало дружбе, герой сделал выбор между мушкетерами и гвардейцами. В жизни каждого из нас бывает такой момент, когда, один раз выбрав, мы должны “держаться избранного” Может быть это тоже закон чести ?) остановимся на некоторых эпизодах:

1. Рассуждения Дюма о характере д Артаньяна в начале главы. Почему автор называет его человеком не совсем обыкновенным? Он не из тех, кто легко сдается, безропотно покоряется, даже если ему грозит гибель.

2. Разговор д Артаньяна и Атоса читаем по ролям. Герои соревнуются в благородстве. Как они обращаются друг к другу, а они сейчас враги. (называют друг друга сударь, с поклоном головы, с учтивостью, именно с этой минуты Атос становится другом д Артаньяна.)

3. Разговор д Артаньяна со тремя мушкетерами. Почему д Артаньян помог скрыть причину дуэли (не хочет ставить их в неловкое положение)

4. Почему при словах д Артаньяна “принести свои извинения” лицо Атоса затуманилось? 

5. Разговор Портоса и Арамиса о дуэли. Что можно сказать о характере каждого , судя поразговору? (Портос грубоват, прямолинеен, Арамис утонченный человек)

6. Когда же д Артаньян сделал свой выбор? ( Вы сказали , что вас трое, но мне кажется, что

нас четверо) Здесь герой проявляет смелость, решительность, умение слушать собственное сердце.

7. Сцена с Бикара. Можно ли отказать в мужестве гвардейцам кардинала? (вражда их – вражда благородных людей, мушкетёры не только тронули смельчака Бикара, но и отсалютовали ему своими шпагами, они позаботились о раненых противниках – это тоже по законам чести)

8. Как автор выражает свое отношение к героям ? Найти оценочные выражения. Автор склонен подчеркивать в облике героев достоинство, благородство, мужество.

Д/З: читать главу 19, статью “Честь и достоинство”

Урок 5 Что такое дружба (по главе “План кампании”) 

1. Краткие сведения о том, какие события заставили мушкетеров совершить опасное путешествие в Англию. (Девиз мушкетеров.)

2. Что такое дружба?

3. Группа вопросов по главе 19.

  • Почему д Артаньян решил открыть свою тайну де Тревилю, а тот не позволил ему этого сделать?
  • Почему де Тревиль предоставляет отпуск д Артаньяну и его друзьям, не спрашивая о цели путешествия?
  • Почему капитан мог быть истинным примером для своих мушкетеров?
  • Почему д Артаньян рассчитывает на помощь мушкетеров? Зачем нужна сцена между д Артаньяном и Арамисом?
  • В чем Атос послужил примером Арамису и Портосу?
  • Что общего в характерах героев? Докажите словами из романа, что трое друзей воспринимают это дело как общее.
  • Почему роман, главным героем которого является д Артаньян, назван “Три мушкетера”?
  • Что же такое настоящая дружба с точки зрения А.Дюма?

Дружба – это доверие и порядочность, умение прийти на помощь, преданность, надежность, верность, умение хранить тайны… Герой приключенческого романа – особенный герой, он добр и благороден, живет по законам чести, предан друзьям, смел и отважен, Почему роман, написанный в 17 веке, интересен нам сейчас?Чему учит роман “Три мушкетера”? (быть надежным и преданным другом, принимать решения, быть благородным , хранить достоинство, делать выбор и уметь держаться выбранного пути) Об этом же пишет Н.Долинина. 

4. Обратимся к статье “Честь и достоинство” Н.Долининой. Читаем.Что делает автор статьи?(рассуждает о романе, оценивает его, его героев) Значит это литературная статья, критическая. А что такое “ЭССЕ”(ср.р.)? Обратимся к словарю , читаем: эссе – жанр литературно-критической или художественной литературы, где есть точка зрения автора, выражена она непринужденно, часто разговорной речью.Черты эссе:

· Много ярких оценочных слов и словосочетаний (как прекрасно, как благородно, бедная госпожа Бонасье;) ! и ? предложений;

· Автор ведет диалог(разговор) с читателем; задает вопросы и отвечает на них;

· Автор выражает интересные оригинальные суждения (какие мысли высказывает автор? Согласны с ними? Не хочется заступиться за героев?)

Ещё раз назовите признаки эссе. Д/З: в форме эссе рассказать о самостоятельно прочитанной книге. 

Урок 6 . Анализ домашних сочинений

Д/З: чт. главы 1-4 романа “Дети капитана Гранта” 

 Урок 7. Жюль Верн – удивительный писатель. 

1.Слово о писателе

2. Вопросы к учащимся:

· Какие факты биографии Жюля Верна вам запомнились ? Какие романы он написал?

· В чем заслуга его перед мировой литературой и наукой ?

· Каковы идеи романов, написанных Жюлем Верном?

· За что до сих пор книги Жюля Верна любят читатели?

3. Работа над главами 1-4. В кабинете должна быть карта, следует детям показать 37 параллель.Вопросы для обсуждения:

· Какова была жизненная цель капитана Гранта? (Гарри - преуспевающий капитан, но ради своей Родины Шотландии он расстался с детьми и отправился на поиски неизвестных земель, на постройку “Британии” он отдал свое состояние.)

· Чем любуется автор в детях капитана Гранта?(роман назван “дети капитана Гранта”. Это не стоит забывать, они в центре внимания. В четвертой главе описывается подвиг Мэри, потеряв отца , она одна воспитывает брата, который не испытывал никаких лишений.)

· Прочтите рассказ Мэри о их жизни с братом. (Роберт нравится автору, он мужественный, прямодушный, который хочет быть защитником своей сестре и видит героя в своем отце)

· Что предпринял Гленарван для спасения капитана Гранта?(Лорд Гленарван – богатый и знатный 32-х летний хозяин “Дункана”, он патриот родной Шотландии. Это добрый и щедрый человек. Когда ему в руки попадает послание Гранта, он считает это дело своим. Он едет в Лондон и требует помощи попавшему в беду Гранту. )

· В чем заключается подвиг Элен Гленарван?(Элен Гленарван – тоже удивительный человек. После смерти отца она жила уединенно и бедно. Теперь у нее есть все: любовь, душевный покой, роскошь; но она отказывается то этого и отправляется с мужем на поиски потерпевших крушение.)

4. Обобщающий вопрос:Что значит для героев Верна “Жить по законам чести”? (любовь к родине, самоотверженность, любовь к путешествиям, благородство помыслов ) 

 Д/З: читать главы 6,7,8

Урок 8 . Знаменитый географ на борту “Дункана”

1. В мировой литературе есть герои, которым человечество поставило памятники:д Артаньян, Дон Кихот, Русалочка… А вот Паганелю, к сожалению, памятника нет. Что же сделало Жака Паганеля , секретаря географического общества, любимцем детей и взрослых?Что прежде всего привлекает в нем?· Обратим внимание на портрет . Что такое портретная характеристика ?Итак, перед нами веселый, умный человек, склонный видеть в жизни все хорошее, любящий людей, общительный. Кроме того, это ученый, судя по его подзорной трубе и множеству карт.· Рассеянность. (он сел не на тот корабль, ему надо было в Индию на корабле “Шотландия”, к Элен обратился “мисс”, а к Мэри “миссис”, а ,по словам Гленарвана, он создал карту Америки, умудряясь туда втиснуть Японию)· Что общего у этого чудака с пассажирами “Дункана”?(Паганель умеет принять чужую боль как собственную, понимает и ценит благородство, он искатель приключений, влюблен в свою наука – географию. Он оптимист, твердо верит в успех экспедиции, внушил детям твердую надежду на встречу с отцом.)· К чему же приводит такое родство душ? (Паганель остается на корабле)· Чтение по ролям главы 8 (какие предлоги находят пассажиры, чтобы задержать Паганеля на корабле?) Д/З: читать главы 22-25 , готовят сообщения по вариантам : 1 – природные условия Патагонии,2 – растительный и животный мир Патагонии. 

Урок 9 . Как был найден капитан Грант. 

1. Рассказ о том, как отважные путешественники пережили много приключений в Австралии, где чуть не погибли от рук беглых каторжников из шайки Бена Джойса, в котором с ужасом узнали бывшего боцмана Айртона. Они думали, что потеряли “Дункан”, переправились в Новую Зеландию, где попали в плен к туземцам, чудом спаслись и обнаружили “Дункан” у восточного берега Новой Зеландии. Гленарван обещал Айртону высадить его на одном из необитаемых островов. Впереди как раз лежал такой остров. Он был на 37 параллели и назывался остров Марии-Терезии. На этом острове и нашли путешественники капитана Гранта и его матросов. Как же это случилось?

2. Вопросы для беседы?

· О чем беседовали дети капитана Гранта ночью на борту “Дункана”? Можно ли сказать, что Роберт повзрослел за время путешествия?

· Почему именно детям было дано услышать призыв о помощи капитана Гранта?

· Какие чувства вызывает сцена встречи капитана с детьми, пассажирами и командой?

· Что помогло Гарри Гранту и его спутникам уцелеть на необитаемом острове? Сохранил ли капитан свою заветную мечту?

· Какую тайну хранил в себе документ? В чем заключалась ошибка Паганеля?

За время действий романа Роберт повзрослел и возмужал, т.к. научился отвечать за других. Он не раз спасал от гибели своих друзей, серьезно размышлял о будущем сестры, определил свою дорогу в жизни – решил стать моряком. Именно детям было дано услышать крик о помощи отца, потому что только их сердца могли его услышать. Сцена встречи капитана с пассажирами “Дункана” трогательна, исполнена простоты и благородства.
Автор подчеркивает, что только самоотверженный и упорный труд , мечты могут спасти человека в минуты испытаний. Два с половиной года не убили в капитане желания найти новые земли для Родины.Обратить внимание детей на последние строки романа : “Возвращение капитана Гранта на родину было отпраздновано шотландцами как событие общенародного значения, и Гарри Грант стал самым популярным человеком во всей древней Калидонии. Сын его Роберт сделался таким же моряком, как он, как капитан Джон Манглс, и под покровительством Гленарвана работает над осуществлением отцовского проекта по созданию шотландской колонии на островах Тихого океана”
 Д/З: обдумать темы сочинений стр.56, составить план к одной из них. 

 Урок 10-11 Р/Р Подготовка к сочинению

Темы сочинений:
1. Чему может научить нас сегодня роман А.Дюма “Три мушкетера”
2. Почему было интересно читать книгу “Три мушкетера”
3. Мой любимый герой романа “Три мушкетера” , “Дети капитана Гранта”
4. Что значит – жить по законам чести.

1. Обсуждение тем, выделение ключевых слов, формулировка главной мысли сочинения(должна быть высказана во вступлении или заключении)
2. Чтение планов, составленных учащимися дома.
3. Работа с планами. Следует составить и записать на доске планы ко всем темам. Ученики должны знать, что любое сочинение состоит из 3 основных частей (Вступление, основная и заключение)

Чему может научить нас сегодня роман А.Дюма “Три мушкетера”
1. Вступление . Как мало рыцарей сейчас.
2. Основная часть. Роман “Три мушкетера – наш учитель”А. Уроки мужества.Б. Уроки верности и преданности.В. Уроки чести и достоинства.
3. Заключение. Я ученик д’ Артаньяна и его друзей.

 Почему мне было интересно читать книгу “Три мушкетера”
1. Вступление. Мои интересы и увлечения.
2. Основная часть. Чем вызван мой интерес к роману.А. Интересная эпоха.Б. Интересные характеры.В. Интересные события.
3. Заключение. Роман “Три мушкетера” - настоящий приключенческий роман. 

Мой любимый герой книги “Три мушкетера”
1. Вступление. Что значит “любимый герой” ?
2. Основная часть. Мой любимый герой – это А. Что меня привлекает в портрете героя Б. Какие черты характера и поступки мне нравятся. В. Что сделал автор для того, чтобы … стал моим любимым героем.
3. Заключение. Хочу быть похожим на этого героя.

 Что значит – жить по законам чести.
1. Вступление. Каковы они – законы чести?
2. Основная часть. Законы чести для героев А.Дюма и Ж.Верна.А. “Совесть, благородство и достоинство”Б. “Один за всех и все за одного”В. “Не опасайтесь случайностей и ищите приключений”
3. Заключение. Какие законы чести стали законами и для меня. На доске слова и с/с : истинная дружба, глубокая преданность, бескорыстный, бескорыстие, чувство собственного достоинства, благородие, мужественный поступок, отчаянная храбрость, честный и порядочный человек. 
Д/З : Написать черновик сочинения. 11 урок учащиеся пишут сочинение . 

Урок 12-13 Шифры и клады. Что такое шифр и что такое клад? Эдгар По – основатель приключенческой литературы.

1. Анализ некоторых сочинений учащихся.
2. Герои приключенческой литературы очень часто разгадывают шифры и ищут клады. Что же это такое?• Чтение статьи на стр. 58-59 учебника . На доске ключ к шифру, который роздан детям (пляшущие человечки из рассказа А.Конан Дойла ) • Клад (см. значение слова в словаре С.И.Ожегова) Зарытые или спрятанные где-нибудь ценности. • Сколько героев ищут клады? Вспомните таких героев.• Какие таинственные документы им приходится расшифровывать… А.Дюма в своем романе “Граф Монте Кристо” описывает сцену , когда Эдмон Дантес находит завещанный ему аббатом клад на острове Монте-Кристо (1 том, 2 часть, “Волшебный блеск” Со слов “ Мучительная минута наступила. и до конца главы.”) Ищут клад и герои книги “Остров сокровищ” Р.Л.Стивенсона.
3. Кто же первым в литературе заговорил об увлекательном деле расшифровке таинственных документов, о кладоискательстве ? Это был американский писатель Эдгар По.• Чтение учителем статьи учебника , написанной К.Г.Паустовским.• Ответы на вопросы 1,2 стр. 59 Перед учащимися ставится основной вопрос : Чем литературный портрет отличается от обычной биографии ? (ответь записан в тетрадь)1. Литературный портрет написан ярким, образным языком, в нем есть чувства автора. Обычная биография написана сухо, в ней только факты.2. Литературный портрет – яркое изображение человека. Мы его воспринимаем как литературного героя. Автор показывает нам свои чувства .
4. Какое чувство вызвал Эдгар По у К.Г.Паустовского?Что вы можете сказать о личности Э.По5. Записать в тетрадь: Эдгар По – основатель приключенческой и детективной литературы.
Д/З : Прочитать рассказ Э.По “Золотой жук”

Урок 14 Тайна золотого жука (по рассказу Э.По “Золотой жук”)Обзорное изучение рассказа.

Цель: показать скрытую напряженность рассказа при внешней неторопливости изложения событий, ввести понятия “сюжет”, “композиция”
1. Понравился ли вам рассказ?
2. Что в нем захватывает? (раскрытие тайны шифра и поиски клада)
3. Как автору удается держать нас в напряжении? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять , что такое СЮЖЕТ и КОМПОЗИЦИЯ. (НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ !!!)Смотрим в словарик: Сюжет – система событий, составляющих содержание произведения. В сюжете выделяют экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.Композиция – это построение произведения, расположение и связь его частей (записать в тетрадь).
4. Выделяем и записываем составные элементы сюжета.1. Экспозиция. Знакомство с героями.2. Завязка. Удивительная находка. Рисунок. Странное поведение Леграна.3. Развитие действий.• Золотой жук укусил Вилла в голову.• Нужно увидеться по важному делу.• В экспедицию.• Юпитер лезет на дерево.• Он находит череп.• Расчищаем место.• Ищем клад и не находим.• Где правый глаз, а где левый.• Снова копаем.4. Кульминация. Мы находим клад. Приносим его домой и разбираем сокровища.5. Развязка. Объяснения Леграна.• Находка пергамента.• Череп – печать, козленок – подпись.• Сокровища капитана Кидда.• Шифр и его разгадка.• “Трактир епископа”, “мертвая голова”, “чертов стул”• Ошибка Юпитера• Тайна скелетов в яме. Каждая из частей – тайна. Поэтому так интересно читать и невозможно оторваться от чтения.Интересна композиция рассказа: сначала находка клада – результат, а потом объяснения Леграна. - Что дало возможность Леграну найти клад и что отличает его от рассказчика ?
Д/З : “Золотой жук” это приключенческий рассказ”, чт. и пересказ статьи о Р.-Л. Стивенсоне стр. 82-85 

Урок 15 Роберт Льюис Стивенсон и неизведанные острова. 

1. Проверка д/з.
2. Рассказы учащихся о Р.-Л. Стивенсоне .
3. Дополнение учителя.Когда роман “Остров сокровищ” вышел в свет, на нем было посвящение “Мистеру Л.О.”. Было указано, что этот мистер помог создать роман. Оказалось, что это не критик , а приемный сын Стивенсона Ллойд Осборн. Играя, они нарисовали остров, который очертаниями напоминал дракона, разработали карту острова. Эта карта так захватила Стивенсона, что он начал писать книгу. Скоро вся семья собиралась каждый вечер, чтобы послушать новую главу. Все вместе писали книгу, Отец писателя придумал, что лежало в сундуке Билли Бонса. Спустя некоторое время, Стивенсон решил жить по книге. Он поселился на островах Самоа в Тихом океане между Австралией и Южной Америкой. Там же и умер. Похоронили его на горе, откуда видно море
4. Анализ стихотворения Р.Л.Стивенсона “Бери деревяшки и строй городок”. Чтение его.• Кому адресовано стихотворение? Почему вы так думаете?• Какие строки говорят о богатой фантазии писателя?• Почему автор стих. Мог стать создателем приключенческого романа?. Остров – это излюбленное место героев приключенческих произведений. Какие вы можете назвать острова их произведений? (Остров отчаяния – Робинзон Крузо, остров Монте-Кристо Граф Монте-Кристо, остров Табор – дети капитана Гранта, остров сокровищ - …) Почему авторы так любят острова ? (человек отрезан от мира, может полно раскрыть свои возможности, черты характера, способности. Это хорошее место для размышлений, здесь удобно зарыть клад)
Д/З : рассказ о Стивенсоне, читать 12 главу “Военный совет”, главу 30 “На честное слово”

Урок 16 “Полный опасностей путь”

1. Рассказы учащихся о Р.-Л.Стивенсоне.
2. Анализ главы 12.• От чьего имени ведется рассказ ?• Кого из героев Жюля Верна напоминает Джим Хоккинс? Чем именно? (Роберта Гранта. Героем приключенческого произведения частостановится подросток или юноша. Мальчишки любят приключения, путешествия. )• Известно, что в предыдущей главе , сидя в бочке из-под яблок, Джим подслушал разговор Джона Сильвера с матросом и боцманом. Он узнал, что на корабле пираты и они устроили заговор. Как ведет себя Джим в минуту опасности ?• Как восприняли доктор Ливси, сквайр Трелони известия, полученные от Джима? Как они выразили ему свою благодарность? Кто из них обвинял себя в чем-то?• Как ведет себя Джон Сильвер в этой главе ? Почему доктор Ливси говорит о нем: “Он замечательный человек”• К какому решению приходят участники “военного совета”
3. Анализ главы 30. Первый круг вопросов.• Можно ли считать, что Ливси живет по законам чести?• Зачем он приходит к пиратам, где его могут убить?• Как он держится?• Как к нему относятся пираты, почему не смеют его тронуть?(Ливси врач, он идет лечить людей, то, что преступники пираты, отходит на второй план, лечить больных – долг доктора. Он спокойно и просто держится, так как больным нужно, чтобы уверенный в себе доктор успокоил их. Пираты с уважением относятся к доктору, терпят его шутки, уверяют его, что лекарства принимали. Уважение к Ливси у автора и читателя )Второй круг вопросов.• Почему в начале главы доктор был так холоден с Джимом?• На каких условиях Сильвер разрешил Джиму поговорить с доктором?• Что при этом вкладывал он в понятие “джентльмен”?• Почему Ливси готов спасти мальчика даже ценой своей чести(он предлагает Джиму нарушить честное слово и бежать )• Как объясняет Джим свой отказ нарушить слово? О чем говорит такой поступок?(Ливси считал Джима предателем, поэтому был сним холоден и строг, но тот признался, что боится пыток, Ливси не мог больше сердиться на него. Здесь проблема: чести и ценности человеческой жизни. Мальчик дал честное слово, но стоит ли оно его жизни? Джим отказывается бежать, потому что честь и достоинство для него важнее жизни. В этом чувстве честности и ответственности состоит понятие “взрослый человек”)
 Д/З: чт. главы 31-34

Урок 17 “Вьется по ветру “Веселый Роджер”, Люди Флинта песенку поют”Урок посвящен пиратам и пиратским песням. 

1. Вступительное слово учителя. Пираты сначала прославились как отважные мореплаватели, даже герои, помогавшие стране защищаться от врагов на море, а уже в 18 веке стали известны как грабители и преследовались по закону. Проливая чужую кровь, пираты с почтением относились к плотникам и врачам . Часто сохраняли жизнь и капитану захваченного судна“Плотник и доктор – шаг в сторону, остальных за борт” . Что касается капитанов пиратских кораблей, то есть такие сведения: капитан Кидд был повешен в назидание другим. Он захватил только один корабль, а Черная борода – 400 ! Говоря о пиратах, мы остановимся прежде всего на образе Джона Сильвера. Пират и разбойник тоже интересен писателю. А его изображение не одностороннее. Вот может же он так хорошо относиться к Джиму Хоккинсу, а он пират.

2. Вопросы.• Можно ли назвать его умным и предусмотрительным человеком? (конечно, он умный и предусмотрительный человек. Он бережливый, не хочет стать нищим.Не торопится никогда)• Что такое вероломство? Сильвер вероломен? Чьи интересы соблюдает он в первую очередь? Когда и кого он предает в романе? (Конечно вероломен. По словарю: это человек коварный, действует путем обмана, измены. Он соблюдает свои интересы, он предает тех, кого нанял, требует убить их, а когда надо спасти свою жизнь, он обманывает пиратов.)• Есть ли привлекательные черты в характере Сильвера? Как он относится к Джиму? Найдите в романе строки , в которых Сильвер проявляет заботу о мальчике. Всегда ли эта забота связана с личной выгодой? (Он не лишен обаяния и привлекательности. Он наблюдателен, знает жизнь, речь его остроумна и образная. Сильвер – человек храбрый и сильный духом Он умеет держать в руках пиратов. Его отношение к Джиму – самое удивительное. Он симпатизирует Джиму, говорит такие слова, которые мог бы сказать отец сыну. )Таким образом, характер Сильвера – очень многогранный и сложный. 

3. Пиратские песни, которые поются в романе. Пираты пели больше трагические песни, мрачные. Почему ? (Опасности всегда грозили им и гибель) В романе поются две песни . Одна Билли БонсаПятнадцать человек на сундук мертвеца.Йо-хо-хо, и бутылка рому!Пей, и дьявол тебя доведет до конца.Йо-хо-хо, и бутылка рому! Вторая звучит в главе 23 “Во власти отлива”Все семьдесят пять не вернулись домой –Они потонули в пучине морской. Песни разные по ритму, но суть одна. Они говорят о смерти, о расплате за все дела.Современные поэты обращаются к мотивам разбойничьей песни. На стр.99 “Пиратская лирическая” Булата Окуджавы.

4. Читает учитель .• Зачем автор использует РЕФРЕН? (Да только в Портленд воротиться нам не придется никогда)• Какая мечта мучает пиратов? (вернуться на родину, заплатить за преступления, не понимают, что родина не простит содеянного)• Какое настроение отражает песня? Почему так называется? Похоже ее настроение на настроение пиратов Сильвера? (песня полна тоски, печали, грусти. Пираты пытаются утешить себя, но мысли их возвращаются к родной земле, а туда возврата нет.) Д/З: читать статью о А.Рыбакове и первые главы повести “Кортик” стр. 99-107 

Урок 18 Анатолий Рыбаков и тайны повести “Кортик”Обзор повести. 

1. Вступительное слово учителя (или подготовленного ученика)о писателе и судьбе его книги.

2. Вопросы и задания.• Можно ли утверждать, прочитав первые главы, что повесть “Кортик” приключенческая? Какие “правила” приключенческого жанра вы обнаружили в повести? (быстро меняются события, тайна, мальчишка, ищущий приключений, шифр и клад…)• Здесь герой опять подросток. Расскажите о Мише.• В чем сходство Миши с уже известными вам героями?• Почему повесть называется “Кортик”?• Какую тайну мог он скрывать в себе?• Какую цену заплатил за него Никитский?(Кортик скрывал половину зашифрованной записки, вторая половина – в ножнах кортика, клад – это бумаги о корабле, который давно затонул с ценным грузом) 

3. Итог изученных произведений в 1 и 2 разделах. Основные черты приключенческой литературы. Памятку в тетрадь.1. В основе произведения – приключения.2. Цепь роковых случайностей, герои на краю гибели, но обретают счастливое спасение.3. Есть географические открытия, кораблекрушения, наводнения, поединки, столкновения с пиратами, шифры и клады.4. Действие произведения происходят на острове или в море.5. Герои – смелые , мужественные, благородные и добрые люди. Они верные, преданные, готовы прийти на помощь всем.6. Литература учит нас дружить, любить, быть стойкими, храбрыми. Прививает любовь к путешествиям, воспитывает тягу к знаниям. 

Д/З: Подготовиться к сочинению “Мои размышления о характере и поступках Джима Хоккинса” или “Чем похожи герои книг “Остров сокровищ” и “Кортик” Планы сочинений“Мои размышления о характере и поступках Джима Хоккинса”1. Вступление. Маленький герой приключенческих рассказов.2. Основная часть. Мои размышления о Джиме Хоккинсе.А. Отважный и преданный товарищ.Б. Хозяин своего слова.В. Искатель приключений.3. Заключение. Чему меня учит автор на примере Джима Хоккинса. “Чем похожи герои книг “Остров сокровищ” и “Кортик”1. Вступление. Все мальчишки одинаковы.2. Основная часть. Любители приключений.А. Любим путешествовать.Б. Любим разгадывать тайны и искать клады.В. Иногда совершаем необдуманные поступки.3. заключение. Гожусь ли я в герои приключенческого произведения? 19 урок – написание сочинения.
Д/З: читать рассказ “Любовь к жизни” 

Урок 20 Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона. Что такое любовь к жизни ? 

1. Экстремальные ситуации.• Что такое экстремальная ситуация?

2. 109 стр. учебника читаем и пытаемся сформулировать, какую ситуацию надо называть экстремальной.(от лат. слова крайний)
3. О каких экстремальных ситуациях мы уже читали в 5 классе ? Иногда бывает так, что жизнь самого писателя представляет собой цепь экстремальных ситуаций. Такова была жизнь Джека Лондона (Джон Гриффит). Рассказ о жизни Джека Лондона.
4. Анализ рассказа. Составим план “хождений по мукам”1. Вывихнул ногу.2. Билл ушел.3. Не ел два дня.4. Ночь у костра. 5. Пустыня не отнимет золота. 6. Попытки добыть пищу. 7. Золото брошено. 8. Встреча с медведем. 9. Дни дождей и снега. 10. Солнце и корабль среди блистающего моря. 11. Волк и человек. 12. Билл его бросил, но золота не возьмет. 13. Человек убивает волка. 14. Из последних сил к кораблю. 15. Мучает страх, что еды не хватит.
5. Проанализируем рассуждения автора о желании героя жить.
6. Анализ изменений во внешнем облике героя.
7. Пейзаж в рассказе.
8. Вопрос к учащимся: Почему Джек Лондон называет героев “он” и “человек”? Для чего вводится сопоставление “волк” и “человек” ? Почему герой бросил свое золото и не взял золото Билла ? Почему Билл погиб, а герой выжил? Что такое рассказ ? Д/З: читать рассказ Б.Житкова “Механик Салерно” 

Урок 21. Оставаться человеком при любых обстоятельствах.Борис Житков и его рассказ “Механик Салерно” 

1. Слово учителя о писателе. Борис Житков был штурманом дальнего плавания, корабельным мастером, водолазом, преподавал математику, знал несколько языков, путешествовал и объехал полсвета. Море и жизнь моряков – одни из излюбленных тем творчества Б.Житкова. Рассказ “Механик Салерно” впервые был опубликован под названием “Было давно”.
2. Анализ рассказа.• Почему автор изменил название рассказа? (если бы рассказ повествовал только о подвиге команды, он не назывался бы “Механик Салерно”.) Какую роль играет механик Салерно ? Расскажите о его поведении во время пожара. В чем он признался капитану? Почему капитан ударил его по лицу ? Как вел себя Салерно после признания ? Как вы поняли смысл заключительных фраз? Почему пропал старик Салерно ?Подготовил ли автор нас к такому финалу ? ***** Идея рассказа - ради спасения людей надо идти на жертвы, экстремальная ситуация часто диктует свои условия; человек в ответе за свои действия, он всегда должен помнить, что от его поступков зависит судьба людей. Салерно не мог пережить своей вины.• Какие поступки капитана потрясли вас? Чем они вызваны? Можно ли их понять и оправдать ?• Кто по национальности герои рассказа? Почему, читая рассказ, мы не обратили внимание на это? • Язык и построение рассказа. Стр. 136 вопросы 6 и 7 учебник (короткие сжатые фразы, небольшие отрезки текста – это передает напряженность происходящего.)
Д/З: ответы на вопросы 8,9 стр. 136; продумать темы сочинений и составить план к одной из них. 

Урок 22 . Сочинение по разделу “Экстремальные ситуации” “Что объединяет рассказы “Любовь к жизни” и “Механик Салерно”1. Вступление. Главная тема обоих рассказов.2. Основная часть. Человек в экстремальной ситуации.А. Должно хватить выносливости.Б. Главное – сила духа.В. Умей отвечать за других.3. Заключение. Подобное может случиться с каждым. “Что объединяет рассказы Джека Лондона “Любовь к жизни” и “Механик Салерно” Бориса Житкова” Д/З: Прочитать 1,2 , 8,12,13главы “Приключений Гекльберри Финна” 

Урок 23. Марк Твен и его маленькие герои. Приключения – игра . 1. Анализ сочинений.2. Чтение статьи стр. 159 .3. Слово учителя о писателе. Настоящее имя Марка Твена - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Ему с ранних лет пришлось узнать труд и нужду. В 1847 г. Умер его отец , и семья осталась почти без средств. Жили они в крохотном городке Ганнибале на берегу Миссисипи. Сэм ходит в школу, а после уроков – в типографию, здесь он был учеником наборщика текста. Тут его кормили и одевали. Ему приходилось пропускать занятия. Как бы трудно ни было, Сэм умел с детства всюду находить смешное, смеяться над собственными невзгодами, никогда не унывать.Когда много лет спустя, Марк Твен напишет свои замечательные книги о Томе Сойере и Геке Финне, он воспользуется собственными детскими воспоминаниями. Описанный им городишко Санкт- Петербург – это Ганнибал времени его детства. Пустынный островок Глескока назван в повестях Джексоновым островом. Была около Ганнибала и пещера, называлась она пещера Макдоуэлла. Однажды автор заблудился там со своей одноклассницей. Был здесь известен и индеец Джо, точнее, не индеец, а метис. И не такой жестокий , как в книге. В основу Тома Сойера легли черты самого автора. Повзрослев, Сэм устроился работать журналистом в газету, и с этих пор пера больше не бросал.4. Анализ прочитанных глав.• Расскажите от лица Гека о его жизни у вдовы Дуглас. Как вы думаете, изменило ли богатство Гека ?• Сохранилась ли дружба Гека и Тома ? Докажите текстом. Почему Гек послушно идет за Томом, даже если ему не очень хочется ?• Докажите, что Том и Гек еще совсем дети. Что их привлекает? Какую клятву дают они? Почему их шайка была такой “кровожадной” ? Что думают само члены шайки о клятве?• Чем привлекли наших героев пираты и разбойники?• Что произошло с планами шайки? Почему через месяц они бросили играть в разбойников? Д/З: Прочитать главы 6,7,8,12,13

Урок 24. Приключения –игра или жизнь ? 1.Работа над анализом текста.• Что нравилось и что не нравилось Геку, когда он жил с отцом в лесу?• Какие выходки отца утвердили мысль о побеге?• Как Гек готовился к побегу? Какие черты характера проявились в эти моменты?• Почему Гек хотел “надуть вдову и отца”? О какой жизни он мечтал?• Докажите, что новые приключения, вызванные жестокостью отца, остались для него игрой.• О чем Гек не думает, разыгрывая кровавую драму, инсценируя собственное убийство? Как вы расцениваете его поступки ? Чему учитв этих эпизодах Марк Твен ? (Отцовские побои, та среда, в которой он вырос, искалечили душу мальчика. Он не задумывается над тем, что его кто-то может любить и волноваться за него, не думает о том, что для любящих его людей его смерть будет страшным ударом.)• Как случилось, что в руках Гека оказалась судьба человека ? Как Джим оказался на острове?• Почему Джим доверял Геку? Почему Гек не выдал беглого негра ? Как Гек старается спасти Джима? В каких случаях они вспоминают имя Тома сойера?• Расскажите о приключениях мальчиков на пароходе. Почему Гек хотел спасти бандитов? Почему хотел, чтобы вдова узнала про это ? Д/З: Расскажите о главном герое книги , о его жизни, характере; докажите, что автор правильно назвал свою книгу.

Урок 25. В.Катаев и название его повести “Белеет парус одинокий”. Море Пети и море Гаврика.

Цели: познакомить с творческой историей повести, с личностью писателя,

рассмотреть способы создания персонажа.

1. Слово учителя. Творческая история повести “Белеет парус одинокий” и “Приключения Гекльберри Финна” одинакова. Марку Твену и В.П.Катаеву хотелось создать повесть, связанную с их детскими впечатлениям, воспоминаниями. Мы уже говорили, что своих персонажей Марк Твен взял из жизни, а характер Тома Сойера во многом автобиографичен.

Действие повести происходит в родном городе Катаева – Одессе. Море и дивный город стали для писателя источником творческого вдохновения. Названием повести послужила строка из стихотворения М.Ю.Лермонтова

2. Чтение глав 2 и 11.

3. Вопросы учащимся:

· Что стало известно о семьях Пети и Гаврика?

· Как одеты дети?

· Какие книги они читают?

· Где и с кем живут мальчики?

4. Слово учителя. Катаев говорит о том, что кто бы ни был ребёнок, он всегда тянется к прекрасному, доброму, ребёнок ищет в жизни счастье, красоту, он хочет радоваться жизни. Тяга к прекрасному ощущается в том, как Петя и Гаврик любуются морем. Они оба выросли на море, оба прекрасные пловцы, море – это их стихия, и показано они в книге глазами детей. Постараемся понаблюдать, какие краски и образы находит автор, чтобы показать нам море Пети и море Гаврика. (Можно устно, а можно письменно)

5. Проверка задания.

6. Вывод. Итог урока.

7. д/з: Читать главы: 5-8,13-16,21-23.

Урок 26. Большие события и маленькие дети.

Цели:

Рассматриваем сцены, связанные с Родионом и с походом детей на Ближние Мельницы.

1. Так получилось, что матрос с мятежного броненосца “Потёмкин” входит в жизнь Пети и Гаврика. Это сама жизнь, жизнь взрослых людей, страны.

А)В предыдущих главах Петя слышал, что сожгли усадьбу помещика Балабанова и подозревают в этом матроса с “Потёмкина”. В голове Пети рождается мысль : “Может быть, этот страшный разбойник нападает на дилижансы?” И вот страшный разбойник перед Петей.

· Каким видит его Петя ?

· Совпадает ли его впечатление с тем образом, который он сам себе выдумал ?

· Какие уроки учитель Бачей преподносит собственному сыну ?

· Какую сцену наблюдает Петя на пароходе “Тургенев”?

(это анализ глав 5-8)

Б) Встреча Гаврика с матросов происходит при иных обстоя

тельствах.

· Пересказ главы “Шаланда в море”

· Какова первая реакция Гаврика, когда он увидел руку,

· схватившуюся за борт шаланды

· Чем её можно объяснить

· Из-за чего переменилось отношение к этому человеку

· Что сделали Гаврик и дедушка для беглого матроса

· Зачем Гаврик отправился на Ближние Мельницы к брату Терентию

2. Обратимся к главе 21 “Честное благородное слово”.В ней первая и последняя встреча Пети и Гаврика. В 14 главе есть слова: “Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей всего один - Петя”. (Обратить внимание на то, что обоим мальчикам хотелось рассказать другу про матроса. И Петя всё выложил, размахивая руками. А Гаврик заставил Петю дать честное благородное слово, что тот ничего никому не скажет. Чем похожи мальчики в этой сцене, чем отличаются?)

3. Мальчики приходят в Большие Мельницы, и Петя снова ощущает разницу между собой и Гавриком.

· Почему в главе 23 Гаврика называют “дядя Гаврик”, хотя ему 9 лет?

· Чем занимаются и как ведут беседу мальчики в гостях у Терентия?

· Какой поступок Гаврика поразил Петю?

· Был ли этот поход для детей приключением?

4. Вывод – обобщение.

5. д/з: читать главы:26,27,29,31,32,35-39,41,43-45

Вывод. Гаврик морально взрослее Пети. Но Петя так же любит улицу, её жизнь, законы, приключения и странствия, он готов прийти на выручку другу, у него живое и яркое воображение.

Урок 27 (1). Дети становятся взрослыми.

Вследствие обилия материала, урок строиться как составление цитатного плана с последующими выводами.

1. Путь Пети.

1. “Ах, какое это было блаженство – покупать фуражку!”

2. “Он слышал, что в участок забирают пьяниц, буянов, воров, босяков. Но дедушку Гаврика? Это выше его понимания”.

3. “Участок оказался просто тюрьмой”

4. “…было совершенно ясно, что жизнь вовсе не такая весёлая, приятная, беззаботная вещь”.

5. “Мальчик думал об ушках”.

6. “Долг чести”

7. “…Пете весьма улыбалась перспектива такого весёлого рабства, ему давно хотелось побродяжничать по улицам с Гавриком”.

8. “таща на спине тяжёлый ранец, Петя следовал за Гавриком повсюду”.

9. “Теперь мальчик понимал, какие это ушки”.

10. “С неудобно раздутыми карманами Петя ,почти ничего не осознавая, от страха и волнения, подошёл к заставе”.

11. “Не бейте его, это наш папа! – не своим голосом закричал Петя, обливаясь слезами. – Вы не имеете права! Дураки!”

12. “Тикайте!”

13. “Петя чуть не свалился с дерева. Он вырвал из кармана платок и стал отчаянно крутить им над головой”.

14. “Пете показалось даже, что матрос подмигнул ему”.

2. Путь Гаврика.

1. “Тикайте!”

2. “Дядя, не бейте его – он старик”.

3. “Нашего деда вчерась забрали в участок. Надо нести передачу”.

4. “Гаврик стоял на камнях, окружённый детьми, присевшими на корточки. Он обучал их модной игре в ушки”.

5. “В один прекрасный день Гаврик объявил, что ждать больше не желает. Это значило, что отныне Петя как несостоятельный должник поступает к Гаврику в рабство”.

6. “Чем в городе было беспокойнее и страшнее, тем упрямее лез Гаврик в самые глухие и опасные места. Иногда Пете казалось, что между Гавриком и беспорядками существует какая-то необъяснимая связь…”

7. “…Гаврик хорошо знал здесь все ходы и выходы”

8. “Их там всех перестреляют, очень просто…А я не могу идтить, потому что этот чёрт непременно за мной прилипнет!”

9. “Главное, мешочки хорошенько сховай”.

10. “Матроса нашего споймали. Чуешь?”

11. “Не пропадём как-нибудь”

Выводы к уроку 27

1. События, потрясавшие страну, коснулись и мальчиков.

2. Они взрослеют и закаляются в жизненных испытаниях. Поскольку Гаврик с детства трудится и знает нужду, он более опытен и приспособлен к жизни. То, что для Пети – приключения, для него – реальность. Но к концу повести он уже многое понимает, его фантазии более реальны.

3. Автор подчёркивает, что мальчикам приходится пройти через одинаковые испытания (пугаются за своих близких, вступаются за них, они замешаны в революционные события, помогают Родиону Жукову, носят патроны восставшим, они вместе хоронят дедушку Гаврика.)

4. Автор говорит, что мальчишеская дружба не знает сословных границ. Сын интеллигента и сын рыбака – страстные любители приключений, фантазёры, им весело и интересно друг с другом. Их связывают общие тайны, которые они постепенно приучаются хранить. Растёт их в ответственности за порученное дело. Крепнет их дружба.

Работа над планом помогает всмотреться в текст, проследить путь героев, подготовить материал для сочинения.

Урок 27 (2). Дети становятся взрослыми.

Вопросы и задания.

1. Расскажите, какие события сыграли особенно важную роль в жизни Гаврика и Пети. Ставит ли автор героев в похожие ситуации, зачем?

2. Какие открытия делает для себя Петя?

3. В каких случаях девятилетний Гаврик ведёт себя как взрослый?

4. Что укрепило дружбу мальчиков?

5. Почему автор называет зависимость Пети от Гаврика “весёлым рабством”?

6. Какое событие показало, что Петя – настоящий друг?

7. Какие слабости было у маленьких героев?

8. Какие ошибки они совершали и почему?

9. Есть ли что-то общее между повестями В.П.Катаева и Марка Твена?

Урок 28. Развитие речи. Сочинение по разделу “Как мы становимся взрослыми”.

Тема “Петя и Гаврик” (по книге В.Катаева “белеет парус одинокий”)

1. Вступление. Для чего писателю необходимы два героя?

2. Основная часть. Неразлучные друзья.

А) Разные семьи, но похожие характеры.

Б) Мальчики и море.

В) Трудно становиться взрослым.

3. Заключение. Чем дороги нам Петя и Гаврик?

Работа над черновиком.

Уроки 29. Внеклассное чтение.

Урок 30. В.Каверин “Два капитана”. Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева.

Цели: познакомить учащихся с русским приключенческим романом; увидеть в нём особенности жанра; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в книге.

1. Слово учителя о В.А.Каверине.

2. Беседа о содержании и нравственном звучании глав, прочитанных дома. (В классе висит карта Севера, можно проследить путь “Святой Марии”) Герои приключенческих романов часто выбирают себе девиз.

· Вспомните , клич мушкетёров или девиз Капитана Немо (“Все за одного, один за всех”, “Подвижное в подвижном”)

· Был девиз и у героев “Два капитана”. Вспомните его.

3. Анализ эпизодов.

1. Письмо штурмана И.Д.Климова (ч.1 гл.1)

· Для чего автор помещает письмо в самом начале романа до знакомства Сани с Татариновыми?

· Перечитаем письмо вслух. Почему Саня перечитывал его каждый вечер, почему оно стало для него чем-то вроде молитвы?

· Что беспокоило штурмана Климова?

· Как понимать его слова : “…оставшись один, дорожу каждым свидетельством моего честного поведения”? Какую нравственную проблему поднимает автор в письме?

2. Знакомство Сани с семьёй Татариновых. (ч.2 гл.3,7)

· Саня совершенно случайно знакомиться с семьёй Татариновых, когда попадает в Москву. Каково первое впечатление Сани о Кате? Чем они оказались похожи ?

· Почему старушка была для него сокровищем, Мария Васильевна – загадка, а Николай Антонович – опасность и неприятность?

· Какой человек Николай Антонович с вашей точки зрения?

· Почему Саня продолжает ходить к Татариновым ? (отношение Н.А., скромность Сани)

· Почему Сане было у них интересно?

3. Первые сведения о Катином отце (ч.3 гл.5-7)

· Какой человек был Иван Львович Татаринов? Каковы его планы как исследователя? Что рассказали Сане книги капитана?

· В.А.Каверин говорит : “Но у них в доме он долго был жив”. Докажите это текстом.

· Кто с удовольствием называл капитана “покойным”, произносил слова “никакой надежды”?

· Каким хотел изобразить своего брата Н.А.

· Почему Саня интересуется судьбой капитана? Повлияли ли суждения Кати и Н.А. на Саню?

· Объясните фразу Сани : “Эх ты! О своём отце таких вещей не знаешь”.

4. Старые письма. Свидание Сани и Кати В Соборном саду. (ч.3 гл.13.14)

· Когда дружба Сани и Кати стала тесной, Н.А. настоял, чтобы Катю отправили на каникулы в Энск. Саня едет за ней, находит сестру Сашу, Сковородниковых. У тёти Даши вспоминает про письма и понимает, что в них шла речь о Катином отце. Найдите в тексте слова, которые отражают душевное состояние Сани, когда он понял это.

· Какое открытие сделал Саня относительно Н.А.? Что такое лицемерие, фальшь, низость.

· Почему Саня во время встречи с Катей в Соборном саду, отдав ей письма, оставил её одну, но не ушёл?

· В чём заключалось открытие капитана Татаринова?

Д/З: читать главы 20-24 из 3 части романа.

Урок 31. “Я найду экспедицию”.

Цели: анализ глав 20-24; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в главах.

Вопросы, для рассмотрения:

· Что заставило Саню произнести эту фразу ?

· Только ли интерес к личности капитана Татаринова и его открытиям?

· Только ли собственная страсть к путешествиям?

1. Рассмотрим проблемы, которые автор поднимает в главах 20-24.

Мария Васильевна.

· Зачем она приходит к Кораблёву?

· Зачем вспоминает, как когда-то называла мужа?

· Зачем вспоминает Энск?

· Зачем хочет уберечь Н.А. от неприятностей ?

· Почему она покончила с собой? В чём её проблема?

Кораблёв.

· Саня говорит о Кораблёве : “Он радовался, что Н.А. оказался негодяем, гордился, что он предсказал это, немного боялся Марьи Васильевны, и страдал, потому что страдала она. Но больше всего он радовался. И это было противно”. Что было противно Сане?

· Почему после смерти Марьи Васильевны Кораблёв так легко поверил Н.А. и стал уверять Саню, что Н.А. не виноват, а виноват фон Вышимирский ?

· Почему он фактически обвинил Саню в смерти М.В.?

· В чём проблема Кораблёва ?

Катя

· Почему Катя отвернулась от Сани во время похорон?

Николай Антоныч

· Почему Н.А. со своей невиновностью подошёл именно к Кораблёву?

· Почему Н.А. кричал, бросил письма в лицо Сане, плюнул ему в лицо?

Д/З: читать главы 1.3-7 четвёртой части.

Урок 32. Лётчик Григорьев и штурман Климов.

Цель: показать, что такое упорство и настойчивость, сила характера и бодрость духа.

Вопросы и задания.

1. Расскажите о том, как жил Саня, когда поступил в лётную школу. В каких поступках проявились особенности его характера ?

2. Кто в эту пору был для Сани образцом, примером и почему ?

3. Как вы понимаете мысль лётчика: “Если быть – так быть лучшим”

4. Почему первый год пребывания в Ленинграде Саня считает трудным, но прекрасным?

5. Докажите , что Саня не забыл капитана Татаринова. Что нового он прочитал в библиотеке Аэромузея ? Что рассказал в письме Иван Иванович ?

6. Как Саня готовился стать полярным лётчиком ?

7. Почему Саню так взволновало известие о ледоколе “Сибиряков”, прошедшего за одну навигацию путь, который пытался пройти капитан Татаринов на “Святой Марии”?

8. Чего я хочу? Зачем я стал лётчиком? Почему стремлюсь на Север? Ответьте на эти вопросы.

9. Как Саня прочитал дневники штурмана Климова? Расскажите, как выглядели записи.

10. Что нового узнал Саня о капитане Татаринове, о членах его экспедиции? Что поразило Саню в характере капитана Татаринова?

Что говорят о Сане прочитанные главы?

Д\з: главы 1-13 часть 8.

Глава 8 часть 9, 1-9 часть 10 и эпилог.

Урок 33. Григорьев на войне. Как была найдена экспедиция.

Цели: показать развитие характера героя, его поведение в экстремальных ситуациях.

Эпизоды для рассмотрения:

1.Саня в бою с юнкерсами (гл.1)

· Как можно оценить поведение Сани в бою ? О чём он думал и что чувствовал в этот момент?

· Какие мысли мучили Саню в эшелоне, когда он прочёл заметку о собственной смерти?

2. Разговор Сани и Ромашова в поезде.(глава 5)

· Что рассказал Ромашов о Н.А.?

3. Сцена в роще.(глава 7-8)

· Как можно объяснить поведение Ромашова в осиновой роще?

· Как держался Саня в момент столкновения?

4. Саня и мальчики. (главы 9-10)

· Соответствует ли поведение Сани в главе 9 его девизу?

· Что значит “поддаться беде”?

· О чём думает Саня, глядя на пароходы, названные именами знаменитых лётчиков?

5. Переживания Сани. (главы 12-13)

· Сумел ли Саня справиться со своей слабостью? С какой целью автор заставляет своего героя пройти через большие жизненные испытания?

Вопросы и задания.

1. Расскажите содержание главы 8 части 9. Докажите, что мысль о судьбе Татаринова не оставляла Саню и на войне, даже в минуты опасности.

2. Как была найдена экспедиция, какие чувства вызвала у вас эта сцена?

3. Докажите выдержками из текста , что Саня давно уже считал капитана Татаринова близким и родным человеком.

4. Расскажите о прощальных письмах капитана.

5. Что было сделано для того, чтобы сохранить документы экспедиции?

6. Как вёл себя Н.А. во время последних встреч с Саней? Объясните его поведение.

7. Как была доказана вина Н.А.?

8. Прочитайте выразительно эпилог. Почему на памятнике капитану Татаринову высечены эти слова?

9. Объясните смысл названия романа.

10. Докажите, что “Два капитана” – приключенческий роман.”

д\з наизусть “Бородино”

Урок 34. М.Ю.Лермонтов “Бородино”

1. Вопросы и задания.

· Каким вы представляете себе старого солдата?

· В какой форме написано стихотворение? Почему автор избрал именно такую форму?

· Какие картины Бородинского сражения живы в памяти старого русского солдата? Прочитайте наиболее выразительные.

· Назовите чувства, которые тревожат душу рассказчика. Можно ли утверждать, что эти чувства разделяет молодое поколение?

· Какова главная идея стихотворения?

· Что важно для автора: передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку событию, подвигу солдат?

2. Чтение стихотворения наизусть.

д/з: рассмотреть темя для сочинений, выбрать одну, продумать план, подобать материал.

Урок 35. Развитие речи. Сочинение по разделу “Правда истории и вымысел”

План для сочинения.

“В чём смысл девиза Сани Григорьева”

1. Вступление. Что такое девиз?

2. Основная часть. Четыре замечательных глагола.

А) Бороться с препятствиями.

Б) Искать неведомое.

В) Найти свою цель.

Г) Никогда не сдаваться.

3. Заключение. Книга о мужестве и поиске.

Кроме того, Вам могут быть полезные другие конспекты уроков по литературе:

  1. конспект урока литературы в 6 классе ("Мальчик у Христа на ёлке");
  2. конспект урока литературы в 7 классе;
  3. конспект урока "Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева";
  4. конспект урока "Путь к Александру Блоку";
  5. конспект урока литературы "Особенность проблематики и основная идея повести "Левша" Н.С. Лескова".


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 6 декабря 2016 г.
  • Независимая оценка качества образования: текущее состояние и перспективы развития
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль