Конспект урока истории "Культура Древнего Египта"

11544

 Автор: Панфилова Е.В., учитель истории МБОУ «СОШ № 12», г.Череповец Вологодской области

Цель: рассмотреть понятие "культура", осуществить знакомство  учащихся с культурой Древнего Египта.

Задачи: 

  • создать у школьников представления об искусстве, религии, науке древних египтян;
  • продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, схем, таблиц, плана, обобщать отдельные факты;
  • воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов. Оборудование: компьютер, проектор, телевизор, видеомагнитофон, карта Древнего Египта.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы, целей урока.

III. Актуализация знаний:

Обучаюшийся по плану с использованием карты рассказывает о географическом положении Египта 2-ой ученик работает с карточкой
План рассказа о географическом положении и природных условиях страны.
1.Назвать материк и часть света.
2.Определить нахождение страны по отношению к уже известным географическим объектам.
3.Рассказать какие объекты находятся к северу, югу, западу и востоку от описываемого объекта.
4.Назвать и показать на карте моря, омывающие берега страны, реки, протекающие на ее территории, горы, возвышающиеся над ней, города.
5.Рассказать о климате, полезных ископаемых и особенностях природы на территории изучаемого государства.
Выбрать и расположить на доске понятия и названия, связанные с историей Египта: зиккурат, дамбы, иероглифы, Тигр, шадуфы, клинопись, ил, Мемфис, Вавилон, оросительные каналы, Нил, Инд, Ливийская пустыня, Хуанхэ, фараон, шумеры, саркофаг, Фивы, мумия, Африка, дельта.

Игра "Что я знаю о Египте" (пока отвечающие готовятся у доски). В ходе игры каждый ученик должен назвать известную ему информацию о Египте, не повторяя предыдущего отвечающего. (Активность ученика на данном этапе позволяет ему в ходе урока получить хорошую отметку. Тот, кто во время игры отвечает несколько раз, получает отметку сразу. Критерием оценивания служит развернутость ответа, фактическая точность. В данном случае сама форма работы стимулирует у обучающихся познавательную активность, так как проводится в системе. Готовясь к такой игре, дети стараются проявить себя, а для этого необходим определнный багаж знаний по теме. Кроме того, пятиклассники учатся слушать друг друга, так как им нельзя повторять информацию).

Затем выслушиваются готовые ответы учеников у доски. Пятиклассники исправляют допущенные ошибки, задают вопросы.

При оценке ответа служат следующие критерии: правильность представленной информации, связность ответа, речевая правильность.  

Новая тема. Беседа.   

Работа с понятием "культура"

- Как вы думаете, что означает слово КУЛЬТУРА?

Вы высказали несколько предположений. В них можно найти общее: все это связано с деятельностью человека. Таким образом, культура – это все то, что создается человеческим трудом. Переверните листочки, прочтите определение культуры

Далее мы будем составлять схему по теме "Культура Древнего Египта". Для этого вспомним

Что создавали люди в Древнем Египте?Попробуем разграничить данные понятия, их можно объединить в большие группы: искусство, религия, наука, другие достижения. (Схема будет изменяться по мере ее наполнения и демонстрироваться на слайдах презентации ).

О первых трех составляющих культуры мы будем говорить более подробно. Наша задача – в конце урока выделить основные черты этих трех компонентов и признак, их объединяющий. (Обучающиеся заполняют схему по мере знакомства с разными видами культуры и выполняют упражнение на заранее приготовленных листах-карточках).

Слово учителя.

Искусство Древнего Египта интересно, загадочно и порой необъяснимо. Безусловно, самым знаменитым памятником искусства Древнего Египта являются пирамиды Древнего царства. Одним из первых архитектурных памятников Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джоссера (18 в. до н. э.). (демонстрируется слайд) Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Это ступенчатая пирамида, высотой 60 метров, сложенная из белых известняковых блоков. Ее создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха. Пирамиду Джоссера обычно называют “матерью египетских пирамид”. В конструкции отражены три основных правила возведения этих сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Эти особенности позднее стали типичными (слайд с изображением трех Великих пирамид, видеофрагмент [1]).

 Что нового вы узнали о строительстве пирамид Древнего Египта? (обобщаются ответы детей).

Кроме усыпальниц, древнеегипетская архитектура была представлена величественными храмами в честь многочисленных богов и фараонов, а также дворцами правителей. Храмовая архитектура отличается гигантскими размерами и необычайной роскошью отделки. Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Его ворота были обрамлены высокими выступающими стенами, покрытыми каменными рельефами с изображениями богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху каменными столбами - обелисками. На обелисках скульпторы высекали надписи, прославлявшие богов и фараонов. Подход к некоторым храмам украшали аллеи сфинксов. Каменные колонны изображали стволы пальм или связки папируса. Самым таинственным помещением храма был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую божества. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы. Молящиеся находились на площади перед храмом. Египтяне широко применяли живописные изображения для украшения храмов, дворцов, свитков папируса. В росписях стен появляются наряду с религиозными сюжетами, сцены обычной жизни египтян. (обучающиеся заполняют схему).

В Древнем Египте существовала вера в вечную загробную жизнь, очень важно было сохранить тело нетленным, чтобы в него могла возвратиться душа. Отсюда проистекал обычай мумифицирования (сообщение обучающегося о мумифицировании).

С заупокойным культом было связано и появление древнеегипетской скульптуры. (слайд). Самым известным произведением скульптуры древнего Египта по праву считается Большой сфинкс - вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом. Длина сфинкса - 57, а высота 20 метров. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос, однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне. Арабы называли Большого сфинкса "Отцом Ужаса", но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха. Сфинкс, как и пирамиды, стал символом египетской культуры Строители пирамид на случай утраты мумии всегда ставили в гробнице ее подобие – каменную статую, имевшую черты портретного сходства с умершим фараоном. Таковы истоки искусства скульптуры в Древнем Египте. Египетские статуи создавались согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Существовало несколько видов изображения фараона: идущего - с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть (дополнение схемы).

Своеобразной книгой о жизни фараонов и вельмож, знаменитых событиях в стране были рисунки и стенные росписи (слайд с рисунками). Все рисунки египетских мастеров были плоскими, в них не было объема и светотени. Если требовалось изобразить аллею деревьев, то деревья рисовали все одной величины. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным. Фигура изображалась так, словно на нее смотрят одновременно с разных сторон. Голова изображалась в профиль, для изображения глаз использовали вид спереди, грудь и плечи – вид спереди. Фигуры фараона или знатного человека изображались в несколько раз крупнее других людей. Фигуры взрослого и ребенка отличались только размером (ребенок изображался как маленький взрослый). Если требовалось показать многоплановую сцену, фигуры помещались одна под другой.

Неотъемлемой частью жизни древних египтян служили религиозные верования. Они основывались на культе умерших и обожествлении власти фараона. Все искусство Древнего Египта было тесно связано с религией, которая обожествляла силы природы и власть фараона. В Древнем Египте существовал культ животных, который был составной частью культа природы. Люди поклонялись быкам, кошкам, крокодилам и считали их наравне с фараонами, а также почитались вода и дождь, почва, небесные тела.
-Как проявлялся культ животных в описании Геродота: "Трупы кошек отвозят в город Будастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях…землероек и ястребов отвозят в город Буто, а ибисов – в Гелиаполь… в иных областях крокодилы считаются священными. Там содержат по одному крокодилу. В уши ему вдевают серьги, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную пищу и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях…"

А теперь прозвучит стихотворение, после которого попытайтесь ответить на вопрос

– Какова особенность изображения богов в Древнем Египте, с чем это связано? Ученик читает стихотворение:

Стоим перед богом по имени Гор.
С большим удивлением смотрим в упор:
При всем человечьем обличье
Имеет он голову птичью!
Он рядом с богиней стоит львинолицей,
А рядом богиня корова теснится,
И только богиня Исида
Похожа на женщину видом.
Мы видели бога по имени Тот,
А также богиню по имени Нут.
Мы помнили точно,
Кто – этот, кто – тот,
Наверное, целых пятнадцать минут.(Слайд с богами, слайд со схемой)

Древние Египтяне поклонялись множеству верховных богов, которые имели разные имена. Два мифа о боге Осирисе мы сейчас прослушаем. (Два мифа (сообщение), слайд со схемой) Наука Древнего Египта (работа по учебнику, слайд со схемой, дополнение схемы в карточке.     Мы составили схему, которая отражает основные виды культуры Древнего Египта. А сейчас попробуем выделить основные характеристики египетского стиля в искусстве, выполнив следующее упражнение: Подчеркните слова, характеризующие египетский стиль в искусстве. Легкость, изящество, грандиозность, ажурность, соразмерность человеку, огромные размеры, устойчивость, связь с природой, небольшие размеры, связь с культом умерших. Посмотрите на выделенные в карточке особенности и попробуем сформулировать признаки культуры Древнего Египта:

  • искусство, религия, наука тесно связаны между собой;
  • искусство древних египтян основано на культе умерших и вере в загробную жизнь;
  • искусство, религия, наука связаны с географическими и природными условиями жизни египтян.

Домашнее задание: заполнить таблицу "Боги древних египтян"; на выбор: нарисовать рисунок по канонам древнеегипетской живописи (можно проиллюстрировать один из мифов) либо составить кроссворд "Культура Древнего Египта" не менее 10 слов.

Литература:

  1. Видеофрагмент "Чудеса священные и загадочные. Пирамиды. Гиза. Египет" – сборник видеофильмов "Великие чудеса света". - ЗАО "Изд.дом Ридерз Дайджест", 1997.
  2. Рабочая тетрадь "Вариации прекрасного". Мировая художественная культура. - М., 1999.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль