Конспект занятия "Доброта в твоих руках"

11804
Конспект занятия


Автор: Степанова Татьяна Ивановна воспитатель
Цели мероприятия:
формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; умение их видеть.Задачи:
Образовательные:

  • способствовать воспитанию вежливого отношения друг к другу;
  • сформировать потребность в совершении добрых дел;
  • выявить правильное и ошибочное представление о добре и зле;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные :

  • воспитывать доброжелательность, доброту;
  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение дарить тепло и доброту;
  • воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы;
  • умение дорожить близкими людьми.

Развивающие (коррекционные):

  • развивать внимание, речь, память, мышление, творческое воображение, логику,
  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать,
  • учить координировать речь с движением.

Психологическая:

  • создать обстановку доброжелательности, доверительности.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация "Доброта в твоих руках".Подготовительная работа:

  • подобрать русские пословицы и пословицы чувашского народа о доброте;
  • найти высказывания философов, писателей о доброте;
  • найти стихотворения о доброте;
  • карточки синонимами к словам "добро" и "зло";
  • карточки с волшебными словами;
  • карточки с пословицами;
  • Дерево Доброты;
  • письмо от жителей планеты "Сердце Добра"

Литературный ряд: стихотворение "Доброта", пословицы и поговорки о доброте, фонограмма песен "Песня про доброту" из м/ф "Приключения поросенка Фунтика", "Если добрый ты" из м/ф "День рождения кота Леопольда"Предполагаемый результат:

  • уметь различать добрые поступки от злых;
  • расширить кругозор детей;
  • формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.

Ход урока:

I.Организационный момент.Воспитатель:
Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть Вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь друг другу, гостям.

Друзья, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди.

Дети, вам приятно было дарить друг другу улыбку?
Получается, что приятно не только получать подарки , но и дарить их.

II.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы занятия.Воспитатель:
Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Слайд №2Ребенок
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,
Теплота и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.Воспитатель:
О каком качестве пойдет речь?

III. Постановка  задачи
Чтобы узнать тему нашего занятия, послушайте один поучительный рассказ - притчу.
Слайд №31:
Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал:2:
"Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».Ученик 1:
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу. И он спросил у того.Ученик 2:
Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая?Ученик 1:
И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал:Ученик 3:
"Все в твоих руках".Учитель
Почему мудрец дал такой ответ завистнику?
Действительно, все было в руках завистника: оставить бабочку живой или мертвой.
В наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, дружелюбными. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки

Значит, какая тема урока?
Слайде №4

появляется тема: "Доброта в твоих руках"Учитель:
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?
Что же здесь написано?

Давайте я вам его прочитаю.
Письмо от жителей планеты "Сердце Добра"

"Уважаемые дети планеты Земля! Мы − жители планеты "Сердце Добра". Наша планета существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей планеты, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша планета может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста!Учитель. Дети, поможем жителям планеты "Сердце Добра"?

А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.
- И так, все готовы? Отправляемся!

"Песня про доброту" из м/фильма "Поросенок Фунтик"

IV. Путешествие по волшебной стране.
Слайд №5Воспитатель

-В этой стране есть долина Добра, только посмотрите, она заколдована, постоянно покрыта туманом.
-Ну что, попытаемся расколдовать эту долину?

Ответы детей.

1) Значение слова доброта
- Ребята, а как думаете вы, что такое ДОБРОТА? Выскажите свое мнение.
- Если делать людям добро, то человек сам становится добрым;
-Добро всегда побеждает зло;
-Доброта делает человека красивым и радостным;
-Человек, у которого в душе доброта всегда выглядит счастливым;
-Делать добро для друзей и окружающих;
-Надо делать добро не только словами, но и делами;

Доброта делает человека красивым, обаятельным. Человек, у которого в душе доброта, приятно выглядит, у него выражение радости на лице, милая улыбка на губах.

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово "доброта" определяется так: "Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
-Тему доброты затрагивали известные во всём мире люди. Авторов вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвятили доброте.

Слайд №6

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой).
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов)
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. (Виктор Мари Гюго)
Доброта – основное человеческое качество. Доброта и есть человечность . (И.Я. Яковлев)

- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?

( кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым) .

- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”.

Слайд №7

Добрый –это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.

– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения.
Как вы думаете, легко ли быть по-насто­ящему добрым? Действительно, научиться по настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожида­ют взлеты и падения, зло и добро. У каждо­го человека, большого и маленького, свой путь к доброте.Ученик 1:
Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цветка. Доброта — не пряник, не конфета.Ученик 2:
Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. Будет вертеться Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.Ученик 3:
Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.

Ученик 4:
Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Доброта, как солнце, светит. Радуются взрослые и дети.
– Ребята, посмотрите, туман над долиной развеялся, и выглянуло солнышко.

Слайд № 8

- Ребята, давайте на этой долине посадим дерево Доброты. (работа на магнитной доске)
У нас есть дерево и листья, на которых написаны слова. Надо прикрепить только те листочки, которые могут быть на дереве Доброты.

( злой, душевный, радостный, плохой, отзывчивый, счастливый, неопрятный, хороший, добрый, сердечный, заботливый, ласковый, грустный,

Ответы детей.

– Ребята, а почему вы оставили эти листочки? Почему вы не повесили их на дерево Доброты? (высказывание детей)
Слайд №9Физкультминутка для глаз Слайд №№ 10-11

– Ребята, посмотрите на нашу долину, на ней появились цветы
Слайд №12

– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?
А вы не задумывались над тем, почему всегда мы начинаем наш учебный день чаще всего такими словами? Почему мы это делаем? И нужно ли это? Давайте поразмышляем.
(высказывания детей. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Добрый день! Доброе утро!» – и сразу станет теплее, радостнее.)

- А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?
Есть в русском языке еще хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «здравствуйте».

– Зачем мы его произносим?
(ответы детей)

Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье».
У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
Слайд №12

– В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

"Здравствуйте"– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. Произнося слово "здравствуйте", мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает человеку добра, здоровья.

- А какие еще волшебные слова вы знаете?

Дети:
Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

– Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

(Дети читают волшебные слова)
Слайд №13 Физкультминутка "Рыбки - подружки" (дети стоят по кругу, руки за спиной)

Как-то выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать себе подружку (кисти правой вывести плавно из-за спины и остановить перед собой). Поплыла в одну сторону, поплыла в другую сторону, поплыла вверх, поплыла вниз, Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик (рука, плавно изгибаясь, отводится за спину). Выплыла другая рыбка и тоже стала искать свою подружку(повторяются все вышеизложенные движения), И вот выплыли обе рыбки из домика и встретились(кончиками пальцев прикоснулись, обе ладони повернуты к себе). И поздоровались подружки:

- Здравствуй, рыбка! (Двигаются пальцы одной руки)
- Здравствуй, рыбка! (Двигаются пальцы другой руки)

Стали подружки плавать, танцевать и играть. Рыбки поплыли вверх, вниз, в одну сторону, в другую. Рыбки играли и танцевали, плавали вместе и устали.(Положить обе ладони рук себе на грудь). Полежали, отдохнули, уплыли к себе домой, и дома заснули.

– Ребята, посмотрите, на нашей долине появились животные.
Слайд №14

- Много добрых, тёплых слов в нашей речи. Доброе слово может приободрить, развеселить, поднять настроение, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов можно говорить, добрый человек или нет?Ученик 1:
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. Чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.Ученик 2:
Есть такая притча о Добре и Зле.

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.Ученик 3:
А когда Добро уходило от Зла оно сказало: "Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю".

Ученик 3:
Зло все перекосилось, но делать было нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром за зло.

Ученик 1:
Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.

- Что нужно иметь человеку, чтобы стать добрым?
(Человек должен иметь доброе сердце и добрую душу)

– Можно ли человека заставить быть добрым?

-Давайте вспомним, какое доброе дело сделал для вас одноклассник, скажем ему спасибо.Игра "Паутинка добра"

Ребята по кругу передают клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг другу. Например: Спасибо тебе, Настя, за то, что ты…
-мне вчера помог донести портфель;
- мне дала свой карандаш;
-ты помогла убрать клеенку после урока труд и т. д.

- Видите. Ребята, как много добрых дел вы совершили.
- Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление).
- Каким делает человека доброта? (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).
– Ребята, посмотрите на нашу долину, на ней появились птицы.
Слайд №15

Доброта ценилась всегда, во все времена. Как много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Пословицы, дошедшие до наших времен, говорят, что доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа.

Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословицы и поговорки о доброте и добре?
Дети отвечают.

Сейчас мы это проверим, проведя игру «Найди пару». На ваших столах лежат листочки, на которых написаны половинки пословицы или поговорки. Вам нужно будет взять каждому по одному листочку и прочитать свою половинку, спросить у других, что у них написано. Найти свою пару, у кого написана вторая половинка вашей пословицы, улыбнуться ему и сказать комплимент.

Дети работают, тихо звучит музыка песни «Дорогою добра»

Молодцы, все нашли свои пары. Давайте парами, по очереди, скажем свою пословицу, чтобы ее услышал каждый. Дети говорят пословицы

1. Худо тому, … (кто добро не делает никому).
2. На добрый привет... (добрый ответ).
3. При солнышке тепло…( при матери - добро).
4. Красоту уносят годы…( доброту не унесут).
5. Доброе слово и… ( кошке приятно).
6. Добро помни, … (а зло забывай).

Давайте посмотрим, как вы справили с этим заданием и сверим ваши пословицы с моими.Слайд №16

Ребята, вы знаете чувашские пословицы о добре?

Чувашская пословица гласит: "От добрых дел не устанешь". "Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта – основное человеческое качество. Доброта и есть человечность", - эти слова принадлежат чувашскому просветителю Ивану Яковлевичу Яковлеву, который сам не раз жертвовал личными сбережениями ради просвещения России. И. Я. Яковлев — создатель чувашской письменности и литературного языка. Из известных чувашских предпринимателей можно назвать деятельность купцов Ефремовых, братьев Таланцевых, которые строили приюты, больницы, школы, церкви.Ученик:
Земля чувашская!
Как ты богата именами,
Чьи помыслы чисты, свежи!
Чьи добрые дела и созиданья-
Во благо родины, родной земли!

- А сейчас предлагаю поиграть в игру "Хорошо и плохо". Ваша задача оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо. Хороший поступок – фишка красного цвета, плохой поступок – фишка черного цвета.

Игра "Хорошо и плохо" Слайд №17

ПЛОХИЕ

ХОРОШИЕ

Обидел друга.

Порвал книгу

Поссорился с мамой

Ударил котенка.

Разрушил птичье гнездо.

Бегал по школе.

Нарисовал на парте.

Не выполнил домашнее задание. 

Дал списать.

Опоздал.   

Защитил слабого

Проведал больного друга.

 Помог младшей сестре, другу, маме. Помог перейти дорогу старушке.

Помог решить задачу.

Прибрался в комнате.

Покормил кошку.

 

- Молодцы! И я думаю, что вы будете совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни вашим друзьям. Будем стараться быть вежливыми ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными.
– Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть, внимательным, вежливым, добрым друг к другу?

Ответы детей.Ученик 1:
Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. До­рога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.Ученик 2:
Тянется к добру любой, как к лучам цветы.
Будут все дружить с тобой, если добрый ты.Ученик 3:
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!

Ученик 4:
Знай - добро всегда в цене, словно серебро.
Будешь ты богат втройне, обретя добро!Ученик 5:
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!Ученик 6:
Ведь добро, как снежный ком: только покати;
Большим обрастёт добром, на своём пути.

Ученик 7:
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!

Ученик 8:
Обойди ты, не губя, паучка в кустах:
Он не дома у тебя; это ты в гостях.

Ученик 9:
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!

– Ребята, посмотрите, на нашей долине появились люди.
Слайд №18

– Посмотрите на долину, которая у нас с вами получилась. Мы с вами, своими добрыми поступками расколдовали долину.

В каждом человеке есть частичка доброты и человечности. Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных, помогает им. С таким человеком комфортно везде. "Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека" М. Пришвин.

Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим, друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо). Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
Наш классный час окончен. Всем спасибо.

Слайд №19

Литература:

  1. Толковый словарь русского языка. Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова, А. Б. Шапиро. — М.: 1956.
  2. Бачева Е.В. Уроки семейной любви. [б.и.], Пермь, 2005, 55 с.
  3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Классные часы по этическому воспитанию 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007, - 208 с.
  4. Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. Классные часы: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010, - 240 с.

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль