Мода и межличностные отношения в начальной школе

2457
Мода и межличностные отношения в начальной школе


Автор: Н.А. Шкуричева, педагог-психолог ЦО № 1491, докторант кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, Москва

В статье впервые описан феномен моды как части детской субкультуры, показана ее роль в межличностных отношениях, а также в социализации младшего школьника. Психологам предложены новые методические подходы в изучении личности младшего школьника, позволяющие не только проводить диагностику успешности  социального развития младших школьников, но и осуществлять просветительскую работу среди педагогов по данной проблематике (1) .

Мода – одна из знаковых систем, посредством которых происходит межличностная и групповая коммуникация, а также специфическое средство приобщения человека к социальному и культурному опыту (2) . 

 
Подражая одним референтным группам и индивидам, желая быть похожим на них, приверженец моды одновременно хочет отличаться от остальных. Такое стремление способствует формированию и укреплению "Я" человека, его личностной идентичности, самосознания. Таким образом, мода служит одним из средств символизации, формирования, укрепления "Я"индивида, причем преимущественно в демонстративной и игровой формах. Вместе с тем, мода играет важную роль и в тех случаях, когда человек испытывает потребность скрыть свое "Я", "раствориться" среди людей. Одним важно выделиться из массы, другим – слиться с ней. Одни выражают приверженность эстетическим ценностям, другие – утилитарным.

К личностным факторам следования моде можно отнести такие, как своевременность, активная жизненная позиция, адекватное восприятие себя, других людей и ситуаций, устойчивая ценностная система и наличие индивидуального механизма усвоения ценностей, относительная независимость от окружающих, уверенность в себе и креативность. Мода находит отражение в системе ценностей индивида. Ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности, способствует пониманию того, как и почему определенные явления и предметы находят отражение у конкретного человека в его системе ценностей, как он ориентируется в такой системе, и как она направляет поведение человека.
Несмотря на то, что вплоть до 80-х годов прошлого века в серьезных научных статьях мода в основном осуждалась, может быть даже презиралась, в социально-психологических исследованиях мода рассматривается как один из психологических способов воздействия в процессе общения (3) . Также предпринимались попытки использовать ее и в качестве специфического способа межличностной коммуникации. В этом контексте мода – особый способ, образ, мера обработки социальной информации. Сейчас мода изучается различными науками, и ее проблемы представлены довольно широко. В отечественных социально-педагогических исследованиях пласт работ посвящен подростковой и молодежной моде.

Нам не удалось найти исследований моды в начальной школе; вместе с тем, практика показывает, что младшие школьники уже интересуются модой. Поэтому, исходя из вышеописанных теоретических положений, мы провели исследование моды как социально-психологического явления в начальной школе.

Понимание моды младшими школьниками 

В исследовании участвовали 204 школьника (86 девочек и 93 мальчика) 1–4-х классов.
Прежде всего, было важно узнать, как понимают явление моды младшие школьники. Используя метод незаконченных предложений, мы попросили продолжить фразу: "Мода – это…". Анализ ответов позволил выявить пять групп представлений и оценок моды.

Первая группа – 18% (10% мальчиков, 8% девочек). Дети ассоциируют моду с красивой, современной одеждой. Приведем примеры типичных высказываний представителей этой группы. Мода – это: "красивая одежда, отличающаяся от старинной намного" (Ульяна Ч., 2 класс); "яркая, красивая одежда, которую выбирают люди, и им нравится ее носить" (Максим Т., 3 класс).

Вторая группа – 34% (25,5% девочек, 8,5% мальчиков). Воспринимают моду не только как красивую, но и стильную, "крутую", "клевую" одежду, а также обувь и аксессуары. Мода – это: "модно, красиво, стильно, круто" (Саша К., 2 класс); "стиль, красота, крутость" (Дима Х., 3 класс); "стильный, клевый вид" (Никита С., 3 класс); "красивая одежда, надо держать ритм" (Кирилл Х., 3 класс); "красота, стиль, это клево – наряжаться на праздники" (Олеся М., 4 класс); "одежда от модных дизайнеров, а также косметика, украшения, часы" (Настя З., 4 класс) и т. д.

Третья группа – 18% (12% девочек, 6% мальчиков). Связывают моду со стилем, который в сознании младшего школьника выражается как индивидуальность и неповторимость человека, а с другой стороны – похожесть на всех. Мода – это: "стиль, который сейчас модный" (Лолита Т., 2 класс); "красивая одежда, которая подходит к друг другу" (Полина З., 2 класс), "красивая одежда, которая идет и мальчикам, и девочкам" (Аня М., 2 класс); "стильная, модная и современная одежда" (Катя Р., 2 класс); "мода – это стиль" (Кирилл М., 2 класс); "это новая идея, потом из-за нее платья шьют" (Гоша Ш., 2 класс) "вещи, которые очень красивые, как бы хит сезона" (Алиса С., 3 класс); "стиль человека" (Настя Т., 3 класс); "то, что есть в модных журналах" (Вова Б., 3 класс); "красота жизни" (Ислам Е., 3 класс); "стиль человека и красота его наружного вида" (Лиза В., 3 класс); "модные тренды, в которых ходит человек" (Настя Л., 4 класс); "красивая одежда – гламур" (Саша Г., 4 класс); "когда человек красиво одевается, например, как байкеры" (Алеша С., 3 класс); "когда человек меняет свой образ и хочет быть более современным. И еще, когда человек меняет интерьер" (Настя Г., 3 класс); "когда кто-нибудь одевается как все" (Настя К., 3 класс); "красивая одежда, которая только вошла в стиль" (Антон М., 3 класс), "это одежда разных годов – есть мода 80-х, 70-х, 90-х, но лучше всего одеваться, как тебе удобно" (Ксения Л., 2 класс).
 
По сравнению с детьми второй группы, ребята третьей группы не только дают расширенное описание понятия "мода", но они также знают и активно присваивают модные стандарты, используют специфический сленг или жаргон при выражении эмоционального отношения к моде.

Четвертая группа – 15,2% (8,2% девочек, 7% мальчиков). Соотносят понятие "мода" с красивым человеком: "мода – когда люди хорошо, красиво одеваются и модничают" (Настя Л., 4 класс); "это внешняя красота человека" (Маша С., 3 класс); "облик человека в одежде" (Георгий П., 3 класс); "красота тела, стройность тела, красота одежды" (Женя Б., 3 класс) и т. д. 

Пятая группа – 6% (3,2% мальчиков, 2,8% девочек). В эту группу вошли первоклассники, для которых мода стойко связана с такими понятиями, как "красивая", "нерваная", "аккуратная", "поглаженная", "зашитая" одежда; а также некоторые ребята 2-х классов, для них мода – это красота.

Не смогли сформулировать, что такое мода, 8,8% ребят (6,3% мальчиков, 2,5% девочек).ВЫВОД: Анализ полученных данных позволил обнаружить наличие феномена моды как социально-психологического явления в начальной школе. С учетом этого было важно изучить, как младший школьник оценивает моду, присваивает модные стандарты.

В качестве модного стандарта принимаются определенные способы или образцы поведения, которые время от времени сменяют друг друга.
Модные стандарты – это разновидность культурных образцов, другими словами, некие способы действий или правила поведения, зафиксированные в культуре особыми средствами.

Модные стандарты реализуются посредством каких-либо объектов – как материальных (внешних форм культуры), так и нематериальных (внутренних – духовных, знаковых, символических). Эти объекты называют модными. К ним относятся вещи, идеи, слова и т. п., а также свойства объектов, например форма или размер. Каждый из этих элементов существует исключительно как средство реализации модного стандарта, т. е. определенного способа поведения. Модные стандарты – это результат психологически обусловленной оценки моды, освоенной и зафиксированной индивидом еще с ранних лет жизни.

Мода в системе межличностных отношений обучающихся 2–4 классов 

Для изучения проблемы моды в системе ценностей, межличностных отношений, отношения к себе и другим обучающимся 2–4-х классов было предложено ответить на вопросы:

  1. Считаешь ли ты себя модным человеком? 
  2. Считаешь ли ты своих друзей модными? 
Анализ ответов выявил семь групп обучающихся с разными типами отношения к себе и друзьям в контексте феномена моды (таблица 1).  Таблица 1

Отношение к себе и другим в контексте моды

2 класс

3 класс

4 класс

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Считают модным себя и друзей

37,8%

"Я крутой и мои друзья крутые", "я хорошо одеваюсь, подбираю одежду со вкусом"

44,7%

"Я крутая девчонка, а моя подруга модная, я люблю Avon, римен, Лондон – Париж"

31,2%

"На дворе 21 век, у друзей свой стиль"

25,7%

"Я ни в чем себе не отказываю", "мы дарим на день рождения вещи", "у меня много косметики и одежды"

31,2%

"Я модно одеваюсь, они (друзья) тоже прикольно одеваются", "они классно одеваются"

61,5%

"Они ходят в модные магазины", "мне нравится, как одеваются мои друзья"

Считают модным только себя

0%

7,9%

"Я красивая, умная, стильная", "я ванильная девчонка"

25%

"Я круто одеваюсь, а у них даже шнурки не завязаны"

2,8%

"Я себя считаю модной, а мои друзья некрасивые"

0%

0%

Считают модным только друзей

4,4%

"Я ничего не понимаю в моде, а друзей я считаю модными"

18,4%

"Я не считаю себя модной, потому что эта одежда дорого стоит, а когда мы ездим на экскурсию все друзья красивые"

15,6%

"Независимо от того, как они выглядят – они мои друзья"

14,3%

"Я не всегда бываю модной, а друзья знают толк в моде"

25%

"Я нормально одеваюсь, но иногда не очень, а друзья – красивые"

7,7%

"Они клевые, красивые"

Считают немодными друзей и себя

26,7%

"Я и мои друзья не любим хвастаться",

"лучше дружба, чем мода"

7,9%

"Это неважно", "я люблю быть неряшливой иногда"

 

12,5%

"Я не ношу крутое, не хочется яркое одевать"

20%

"Школьная форма – это не мода; мы все одеваемся одинаково", "это не моя тема"

6,25%

 

7,6%

 

Не ответили на вопросы

31,1%

21,1%

15,7%

37,2%

37,5%

23,2%

 

Формулировки ребят, не ответивших на вопросы, были следующими: "не знаю", "затрудняюсь ответить", "мода – это не мой вопрос", "ни к чему мне все это", "не слежу за модой" и т. д.
Между тем исследование обнаружило особенности динамики отношения к себе и другим у мальчиков в контексте моды: если число мальчиков, считающих себя модными (а своих друзей – нет) во 2-м классе – 0%, то в 3-м классе оно вырастает сразу до 25%, а к 4-му – опять равно нулю. При этом ответы ("я самый крутой", "я в бренде", "я ярко одеваюсь, у меня много модных вещей, а у друзей их нет" и т. д.) показывают ярко выраженную реакцию обособления от общества сверстников (друзей). Наблюдения за мальчиками 3 классов показывают, что именно в этот период у них снижается успеваемость, меняется стиль поведения и отношений. Вероятно, мода выступает, с одной стороны, показателем бурных личностных трансформаций, а с другой – одним из факторов регуляции поведения в общении, саморегуляции и самопознания.

ВЫВОД. Таким образом, мода выступает регулятором детских отношений, фактором личностного развития, напрямую коррелирует с позитивными межличностными отношениями, т. е. в представлении младшего школьника мода и дружба выступают как социально значимые феномены. При этом 80% опрошенных оделись бы модно, чтобы "выделиться" среди сверстников, а 20% – «чтобы быть, как все». Обособление и идентификация в группе сверстников представлены у младших школьников, в том числе в контексте феномена моды.

Исследование феномена отрицательного отношения к "модникам" Вместе с тем нам удалось обнаружить феномен отрицательного отношения к "модникам". На фоне того, что большинство ребят воспринимают себя и своих друзей модными, "модный человек" в сознании младших школьников представляет собой отрицательный персонаж. Так, с целью установления взаимосвязи внешнего вида и межличностных отношений ребятам была предложена следующая ситуация: "Представьте, что перед вами стоят два абсолютно одинаковых сверстника (у них похожи фигура, лицо, характер, интересы, способности и т. д.), но один из них модный, а другой – нет. Оба одинаково хотят с тобой дружить. Какого человека ты выберешь в друзья: модного или немодного? Почему?"
 
Ребята были удивлены, даже озадачены подобным предложением, но после раздумий, притом иногда весьма длительных (пытались узнать, есть ли еще различия между ними, например: "одинаково ли они хотят дружить?", "нельзя ли выбрать сразу двоих?"; "можно ли попробовать с ними пообщаться, чтобы получше узнать – может, разница, кроме модного вида, какая-то есть, но ее никто не заметил?"; "можно ли выбрать сразу двоих, чтобы никто не обижался?"; "кто, вообще-то, решил, что они абсолютно одинаковые?" и т. д.) большинство (84%) выбрали немодного мальчика (девочку).

Следует отметить, что во всех классах процентное соотношение выборов было на удивление постоянным. Анализ ответов ребят позволил выявить также мотивы выборов "модного" или "немодного" человека (таблица 2).Таблица 2

Выбрали бы "модного" друга

Выбрали бы "немодного" друга

1. Мотив "внешней привлекательности":

"у него всегда хороший внешний вид", "раз он за собой следит, стремится к лучшему, значит, он и учиться старается хорошо", "он красиво одет, сверкает как бриллиант", "он приятный, приятные слова говорит"

1. Мотив "постоянства и надежности в общении":

"он не хвастается собой", "у немодного более спокойная душа, он более уравновешенный", "настоящий друг всегда спасет, а ненастоящий все время будет говорить о моде", "с модными людьми непривычно общаться, можно поссорится из-за вещей", "у модного человека нет друзей, с ним опасно дружить, люди думают, что он променяет тебя на вещи, а у бедного много друзей, с ним разговаривать приятно"

2. Мотив "получения благ (моральных, материальных)":

"мне модные люди нравятся, у них можно научиться чему-нибудь хорошему, например, модно одеваться", "у него много денег, можно к нему на праздник прийти, вкусно поесть или денег попросить", "он мне может свою одежду дать поносить"

2. Мотив легкости, комфортности, доброжелательности в общении: "проще общаться с простым человеком, у него понятные слова, общение, с модным сложно – он произносит модные слова", "чтобы не ссориться с друзьями, мы должны быть похожими друг на друга", "у немодного душа и образ жизни интересные"

3. Мотив выделения себя и друга среди сверстников:

"я хочу, чтобы меня заметили, если я буду модный, друг мой модный, то нас будут уважать, дружить с нами будут сразу», «в его компании приятно находиться", "нравится выделяться, мы, модные, любим яркую одежду, косметику, прическу", "модный человек – знаменитый человек", "мода – это привычка хорошо одеваться, держать себя в порядке. Знать порядок – признак интеллигентности, такой человек и в дружбе красивый", "стильный друг – это личность, он всегда впереди, потому что не одевается как в 80-е (годы)"

3. Мотив "негативного отношения к "моднику":

"он скромный человек, а модный все время показывает, что он крутой", "модный предать может", "у модного психика другая, неуравновешенная, он любит глаза подкрашивать или губы яркими делать, а это неприятно", "он плохо учится, думает только о моде – вырядился, хочет отличиться, тряпки разноцветные напялил, вырядился, как елка на праздник", "с модником можно поссориться, он скажет тебе: "Ты не модный, я с тобой не дружу!", "модный – он богатый, капризный, ему все покупают, а если не купят – он сердиться", "если человек модный, на него все обращают внимание, если он сделает ошибку – будет стыдно, все будут на него смотреть… с осуждением"

В данном случае у младших школьников ярко представлены состояния скромности и стыда. Эти состояния имеют исключительно социальную природу и проявляются тогда, когда человек становится объектом самонаблюдения или наблюдения извне, сопоставления с идеалом. Они определяются и глубинами подсознания, особенностями архетипической памяти, сконцентрировавшей в себе представления многих поколений об эстетических идеалах человеческого тела и морально-этических нормах его демонстрации.

Исследование проблемы общения младших школьников в контексте моды 
 В связи с вышесказанным мы выяснили, как соотносятся понятия "мода" и "дружба" у младших школьников. Ребятам 2–4-х классов был задан вопрос: "Зависит ли дружба от моды?" Были получены следующие ответы: 
  • нет, не зависит ("дружба зависит от человека" и т. п.) – 75%; 
  • да, зависит ("с неухоженным человеком и дружить никто не будет" и т. п.) – 5,6% мальчиков, 9,7% девочек; 
  • не всегда – 4,2%; 
  • не знаю – 5,5%. 

Мода может выступать фактором решения жизненных проблем. Люди часто прибегают к моде как к средству их решения, произвести впечатление, продемонстрировать свою солидность, утвердиться.

Эти данные позволили сделать гипотезу, а затем исследовать проблему общения младших школьников в контексте моды; а также выявить, что мода для младшего школьника, точнее, стиль одежды – мощный фактор в решении трудностей (возможно, возрастных задач) социально-психологического характера.

Во-первых, "немодный" внешний вид младшего школьника зачастую служит объектом насмешек, замечаний, обзываний, конфликтов, драк, длительной травли со стороны сверстников. В ходе коллективных бесед, целью которых было изучение особенностей неформального общения младших школьников (на переменах, в режимные моменты, во внеурочное, внешкольное время, выяснилось, что эта проблема осознается, принимается как факт, является предметом переживаний (иногда очень глубоких).

Приведем несколько выдержек из протокола коллективной беседы с обучающимися 1–4 классов: "Если человек немодно одет, над ним могут смеяться, говорить: "почему ты так одет?", "ты некрасиво одет", "ты не умеешь одеваться", "ты некрасивый". "Немодный" внешний вид для «жертв» чреват тем, что человека могут отвергнуть сверстники: "мы не будем с тобой играть", "с тобой стыдно находиться рядом", "одежда, как у бомжа, уберите его отсюда", "посмотри на себя, одет как нищий, никто с тобой сидеть не будет", "одежда твоя провоняла вся, она дряхлая" и т. д.

Между тем, анализ результатов социометрических процедур показывает, что внешний вид ребенка, непринятого коллективом, в ряду причин отвержения стоит на втором месте после его коммуникативных, интеллектуальных качеств. Таким образом, положение "немодного ребенка" в группе сверстников может быть охарактеризовано словами одной третьеклассницы: "Его жалко, с ним не общаются, над ним насмехаются, а себя этим повышают".

Кроме того, проблемы в отношениях с одноклассниками могут возникать и у ярких модников (по эмоциональным переживаниям никак не легче, чем у отверженных ребят). Их тоже могут «недолюбливать», а попросту, как выражаются сами ребята, "им завидуют очень сильно, вот и не любят". В данном случае ему могут сказать: "Приперся тут такой весь". Или весь день в школе (пока не сменит одежду) "просто будут говорить неприятные слова".

Вероятно, с описанными выше проблемами сталкивались (или сталкиваются) многие ребята, однако говорить на эту тему им неприятно, тяжело и даже боязно. Поэтому была смоделирована следующая ситуация.

Мальчик, ученик 2-го класса (3-го, 4-го – в зависимости от того, в каком классе проводилось исследование), любит гулять и делает это с родителями ежедневно по несколько часов в день (в классе одобрительные возгласы, у ребят интерес в глазах). Но вот пришли морозы, стало холодно, и мальчику предложили надеть другую куртку, чтобы не замерзнуть (в классе наряженная тишина). И вдруг мальчик говорит родителям: "Я не буду одевать эту куртку, она немодная" (в классе заметное оживление, кто-то смеется, но в целом все озадачены ситуацией, немного растеряны). 

Таким образом, мы поставили перед детьми проблему, а также "попросили" совета, помощи для того, чтобы эту проблему разрешить.
В результате довольно эмоциональных обсуждений были сформулированы "советы" мальчику. Их можно разделить на две группы (таблица 3).

Таблица 3 

Советы о том, как исправить ситуацию в пользу «модной куртки»

(2%)

Советы о том, как исправить ситуацию в пользу «немодной куртки»

(88%)

  • "Стараться следовать моде";
  • "Если одеваться не стильно, то над тобой будут смеяться: будут говорить: "ты одеваешься, как в 70-е годы"; "мы красивые, а ты – нет; ты не следуешь стилю"
  • "Найти новых друзей, которые не будут смеяться";
  • "Будь самим собой, не слушай остальных, мода не главное";
  • "Главное – иметь свой стиль (это то, что тебе идет), а мода может тебе и не подходит, выбор делать только тебе";
  • "Мальчик должен понять, что его все любят и в немодной куртке (родители – точно), на остальных глупо ориентироваться";
  • "Модная одежда – это не значит, что ты крутой, на тебя только вначале обратят внимание, заметят тебя, а потом с тобой никто играть не будет, если плохой друг"

Из ответов видно, что ребята в описанной ситуации встали на позицию родителей и находили аргументы в их пользу.

Между тем, на просьбу "дать советы" родителям о том, как им быть в данной непростой ситуации, дети дали прямо противоположные ответы в пользу "новой", "модной" куртки; были даже предложения пригласить мам и пап в школу, чтобы "убедить их, как надо действовать" (таблица 4). Аналогичную просьбу высказывали ребята по отношению к мальчику и через неделю, когда мы вновь встретились. Первый вопрос, который они задали: "Помогли ли наши советы мальчику? Если нет, пускай он к нам придет, мы ему все объясним". Интересно, что младшие школьники готовы беседовать с ним, т. е. обсудить его проблемы в коллективе, в то время как старшие подростки (которых нам тоже было интересно исследовать) просили пригласить поговорить мальчика индивидуально. 

 Таблица 4 

Ответы в пользу "новой куртки"

(97%)

Ответы в пользу "старой куртки" или родителей

(3%)

  • "Купить модную новую куртку, тем более, если на ней есть дырки, потертости"
  • "Украсить немодную куртку модным предметом".
  • "Занять денег и купить модную куртку".
  • "Выйти на улицу и попросить денег на куртку".
  • "Поговорить с мальчиком, чтобы он понял, что родители его все равно любят; а если ребята над ним смеются, то сказать, что настоящим друзьям все равно, как ты одет".
  • "Приведите к нам этого мальчика, мы его успокоим и расскажем, как быть, что же он так переживает".
  • "Может он с девочкой хочет познакомиться, на свидание ее пригласить, пусть он сам выбирает, как ему одеваться".
  • "Может быть, у мальчика и его родителей разный вкус, может быть, этот мальчик не следует моде вообще, просто ему так удобней, лучше. Вообще, у него может быть правильный вкус, а у его родители старый вкус, свой, взрослый".
  • "Может он захотел быть, как все. Ему захотелось вписаться в толпу такой же одеждой".
  • "А может, ему захотелось выделиться чем-то, быть не как все".
  • "Может, ему захотелось новых друзей найти. Его после этого заметят и попробуют с ним дружить. А потом это неважно, как ты одет".
  • "Можно купить новую куртку, а старую убрать в шкаф, пусть там лежит, пока не станет модной". 
  • "Мода ведь повторяется, придет на эту куртку мода, и она опять модной станет"
  • "Выпороть".
  • "Пускай идет раздетым".
  • "Внушить, что это модная вещь".
  • "Пойти с ним в магазин, купить новую игрушку"

Выводы

Проведенное исследование имеет практическое значение, т. к. у большинства педагогов имеются недостаточные представления о моде в начальной школе, более того, у многих наблюдается настороженность и недоумение. Тем не менее, в ходе бесед никто из педагогов не остался равнодушным к этой теме.

Поразительно, но в классе, где работает учитель с более чем 40-летним стажем, занятия приходилось делать двойными (они проходили в течение двух уроков), потому что лавина информации, которую обрушили на нас дети, эмоциональный накал во время обсуждения проблем, желание у ребят высказаться отодвинули на второй план всеми любимый урок "Окружающий мир". Некоторые учителя на уроке реализовали рефлексию своего "модного опыта", тем самым повысив интерес к своей личности у воспитанников.

Все эти факты говорят не только о неизученности такого явления в начальной школе, как мода, но и о необходимости просветительской, специально организованной работы с учителями в рамках данной проблематики. Важно помнить, что в начальной школе мода выступает как регулятор сознания и поведения – эта функция предполагает удовлетворение потребностей младшего школьника в социальной адаптации в изменяющихся условиях среды, в ситуации неустойчивости собственных оценок и ценностей. Одежда служит своеобразным объектом для творческой деятельности ребенка, мотивированной потребностями в самовыражении и самореализации. Модная одежда – одна из сфер, в которых реализуется и удовлетворяется потребность в уважении и самоуважении.

Основным критерием оценки модного в начальной школе можно считать универсальность, которая предполагает проникающие границы пространства, где распространяется мода. Субъекты моды ощущают принадлежность к некоему обширному и неопределенному диффузному целому. Также критерием является современность, которая положительно ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям, она противопоставляется косности, рутине, консерватизму. "Мода – это новая идея, которую, может быть, еще не все увидели, но из нее возникнут еще идеи" (Катя Г., 3 класс)

------------------------------------------------------------------

[1] Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда – проект № 11-06-00-415.

[2] Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. С. 251.

[3] Свендсен Л. Философия моды / Пер. с норв. А. Шипунова. М.: Прогресс – Традиция, 2007.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль