Конспект урока географии "Знакомство с Австралией"

3920
Конспект урока географии


Автор: Блинова И.Л.,
у
читель географии МБОУ "Многопрофильный правовой лицей №8" г. Псков 


Тип урока
– урок формирования новых знаний.

Цель урока – создать условия и организовать работу учащихся по усвоению ими новых знаний.

Задачи урока

- образовательные - дать представление об Австралии, как географическом объекте, активизировать познавательную деятельность учащихся;

- воспитательные – формирование экологической культуры, эстетическое воспитание;

- развивающие - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. Формировать умения работы с картами, схемами, дополнительными источниками информации.

Развивать мышление и творческие способности учащихся.

Формы работы - групповая, фронтальная, индивидуальная.

Дидактическое обеспечение

  • физическая карта мира
  • учебник географии 7 класс. А.П. Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «Просвещение» 2009 г.
  • географические атласы УМК «Сферы» 7 класс
  • мультимедийная презентация учителя
  • дидактический материал (схема знакомства с материком, карточки с вспомогательными вопросами, дополнительная информация, цветные карточки – красного, желтого и зеленого цвета)

Ход урока

1 часть – организационная.

Добрый день! Каждый урок мы приветствуем друг друга улыбкой, передаем хорошее настроение, а сегодня еще и несколько строчек о нашей географии: Как это правильно и здорово, Что среди множества наук Мы изучаем географию, Чтоб стал понятен мир вокруг!

2 часть – подготовка к изучению нового материала.

Мы продолжаем изучать южные материки. Следующий материк, который мы сегодня изучим, долгое время называли неизвестной южной землей – Australia. Перед нами стоит цель – познакомиться с материком Австралия, выявить характерные черты его расположения и особенности природы.Все записи вы заносите в схему знакомства (на листах А 4, у каждого на парте, или можно начертить в тетради).Про Австралию говорят, что это необычный материк.Давайте начнем знакомство с того, что определим, чем необычен этот континент и назовем его самые, самые необычные черты. Итак, удачного знакомства!

3 часть – формирование новых знаний.

Учитель

Назовите, по каким природным компонентам мы должны определить самые яркие черты Австралии.

на слайде карта мира, на материках написаны цифры: Евразия- 1, Африка -2, Антарктида -5, Австралия - ?

Ученики
речь идет о площади, записывают в схему, в левую графу слово «площадь», а в правую графу записывают, что это самый маленький по S (7,6 млн.кв.км) материк. При этом учитель может спросить, сколько «Австралий» может разместиться на территории Африки, Южной Америки?

Учитель обращает внимание учащихся на следующий слайд, на котором написано:

Амазонская низменность, Анды, Атлас, Эфиопское нагорье, Центральная низменность, Большой Водораздельный хребет

Ученики
следующий компонент природы – рельеф и записывают в левую графу схемы знакомства.

Учитель
какие объекты в этом списке вам не знакомы?

Ученики
Центральная низменность, Большой Водораздельный хребет (далее будем называть кратко - БВХ), это формы рельефа Австралии

Для того чтобы определить особенность рельефа Австралии, обратимся к физической, тектонической картам, а затем к тексту учебника.Вопросы по физической карте Австралии: а) какие формы рельефа преобладают? Б) какие у них высоты над уровнем моря? в) где располагается БВХ, г) самая высокая точка БВХ, ее высота? Какой вывод можно сделать? Можно обратиться к тексту учебника.

Ученики
Австралия самый низкий, плоский материк (заносим данные в схему знакомства).

Вопросы по карте строение Земной коры: а) какими тектоническими структурами представлена Австралия? б) проходят ли рядом с материком границы литосферных плит, как у Южной Америки? Делаем вывод - на материке нет землетрясений, извержения вулканов, т.к. нет современного горообразования.

Учитель
переходим к следующему заданию. На экране надпись:

ветер, дождь, атмосферное давление, при движении на север – становится жарче, при движении на юг – прохладнее…

Учитель
какой природный компонент Австралии следующий?

Ученики отвечают
климат

На слайде климатическая карта.

Учитель
ребята, для вас подготовлены утверждения о климате Австралии, вы должны определить какие из них верные, какие неверные, используя цветные карточки (зеленый цвет – верное утверждение, красный – неверное, желтый – я сомневаюсь),

1 утверждение – в Австралии наибольшую территорию занимает тропический пояс (ученики показывают зеленые карточки, можно предложить прокомментировать)
2 утверждение - количество осадков на большей части небольшое, 200-400 мм (зеленая карточка)
3 утверждение – северная часть Австралии занята экваториальным поясом (красная карточка), учитель просит уточнить, каким климатическим поясом занята северная часть

4 утверждение – наибольшее количество влаги выпадает на севере и востоке материка (зеленая карточка), комментарии учеников - на севере Австралии – субэкваториальный пояс, влажное лето и сухая зима, а на востоке осадки выпадают из-за столкновения воздушных масс с Тихого океана и БВХ.

Учитель
какой будет вывод?

Ученики
– Австралия – самый сухой материк.

Учитель
вы правы, этот материк получает немного влаги.
Не забываем заносить данные в схему знакомства.

Давайте перейдем к следующему слайду, на котором схематично показан «разговор» материков: Южная Америка "говорит": у меня есть Амазонка и Титикака, Африка "говорит": у меня есть Нил и Виктория, Австралия "спрашивает": а у меня?

Ребята, давайте найдем ответ на вопрос, с каким компонентом природы мы должны познакомиться?

Ученики
с внутренними водами, надо назвать реки и озера.

Учитель
поработаем с физической картой: а) какие реки протекают в Австралии? Много ли их? Б) найдите и назовите озера? Много ли озер? В чем их особенность? Какой вывод можно сделать?

Ученики приводят название реки Муррей с притоком Дарлинг, озера Эйр, говорят о том, что Австралия бедна реками и озерами и заносят необходимые данные в схему знакомств.

Учитель
с каким необычным материком мы сегодня знакомимся, не правда ли? Какой бы компонент природы мы не рассматривали, обязательно отмечаем что-то необычное. Ребята, прочтите это описание Австралии, как вы думаете, о чем мы должны с вами поговорить?

"Красная, как заходящее солнце, изумрудная, как джунгли, золотая, как песчаные дюны, белая, как соляные пустыни, желтая, как пшеничные  нивы, серебристо-зеленая, как эвкалиптовые леса"

Ученики предлагают свои варианты ответов, правильным является

В это время на слайде - карта "Природные зоны Австралии"

Учитель
а какие краски и оттенки природы в Австралии преобладают?

Ученики
красные, золотые, песочные, белые, коричневые

Учитель
давайте попробуем определить, какая природная зона в Австралии занимает большие площади? Может вы, и примеры конкретные приведете?

Ученики
наибольшую площадь будут занимать пустыни, приводят примеры – пустыня Виктория, Большая песчаная пустыня и др.

Демонстрируется слайд с фотографиями Австралийских пустынь.
Учитель может дополнить, что на севере распространены саванны, на восточном побережье и в долинах рек – влажные экваториальные леса.

Учитель
продолжая наше знакомство с Австралией, мы переходим к следующему вопросу, внимание на экран: австралийцы их очень любят, они изображены на монетах и гербе, их строго запрещали вывозить, многие из них не встречаются нигде. Как вы думаете, о каком компоненте природы пойдет речь?

Ученики
о растениях и животных.

Учитель
назовите и запишите в правую графу схемы знакомств представителей растительного и животного мира, которые обитают и растут в Австралии (ученики могут обратиться к тексту учебника стр. 102), при этом демонстрируются слайды с фотографиями животных и растений Австралии. Объясняется эндемичность растений и животных Австралии, связанная с изолированностью материка на протяжении 135 млн. лет.

Учитель
определите особенности органического мира Австралии

Ученики
органический мир уникален.

Учитель
(после проверки) не зря Австралию называют "материком – заповедником".

4 часть – обобщение и закрепление изученного материала.

Учитель
ребята, поскольку до завершения урока остается не так много времени, давайте подведем итоги. Обратимся к нашей схеме знакомства с материком Австралия и назовем ее уникальные черты.

Ученики
Австралия - самая маленькая, самая низкая, самая сухая, самая бедная реками и озерами, преобладают пустыни, самый уникальный органический мир.

Учитель
ребята, а у меня для вас еще одно задание, его подготовили участники Псковской команды знатоков. Попробуем ответить, ведь все вопросы об Австралии. Учитель открывает большой конверт (или черный ящик), в котором карточки с вопросами:

1) что такое крики? 2) что называют скрэбом? 3) существуют ли Австралийские Альпы?

Ученики предлагают свои варианты ответов, учитель помогает с выбором правильных версий и отмечает успех учеников. Затем объясняет, какое домашнее задание ученики должны подготовить к следующему уроку.

5 часть – релаксация.

Ребята, наш урок завершается. В конце схемы знакомства поставьте плюсы напротив тех видов работ, которые вы выполняли на уроке:

Моя работа на уроке: "+" или "-"

1) Заполнение схемы знакомства…, 2) Работа с картой…, 3) Ответы на вопросы…, 4) Работа с цветными карточками…, 5) Усвоение новых знаний…

6) Участие в игре знатоков ….

У кого с "+" оказались все 6 пунктов?, 5 пунктов? Замечательно!

Что сегодня на уроке больше всего понравилось?
На каком этапе работы вам было трудно?
Молодцы! Вы сегодня все хорошо работали.
А про Австралию можно сказать, что как часть мира вокруг нас, она стала нам более понятна.
Я желаю вам удачи!

Приложение Схема знакомства с материком Австралия Ученика(цы) 7_класса____________________

Компоненты природы Уникальные черты

1.


2.


3.


4.


5.


6.


Литература:

  1. С.А. Костина География. Материки и океаны. 7 класс. Волгоград: учитель, 2005.
    Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: "Вако", 2005.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль