Конспект урока географии "Знакомство с Австралией"

3900
Конспект урока географии


Автор: Блинова И.Л.,
у
читель географии МБОУ "Многопрофильный правовой лицей №8" г. Псков 


Тип урока
– урок формирования новых знаний.

Цель урока – создать условия и организовать работу учащихся по усвоению ими новых знаний.

Задачи урока

- образовательные - дать представление об Австралии, как географическом объекте, активизировать познавательную деятельность учащихся;

- воспитательные – формирование экологической культуры, эстетическое воспитание;

- развивающие - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. Формировать умения работы с картами, схемами, дополнительными источниками информации.

Развивать мышление и творческие способности учащихся.

Формы работы - групповая, фронтальная, индивидуальная.

Дидактическое обеспечение

  • физическая карта мира
  • учебник географии 7 класс. А.П. Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «Просвещение» 2009 г.
  • географические атласы УМК «Сферы» 7 класс
  • мультимедийная презентация учителя
  • дидактический материал (схема знакомства с материком, карточки с вспомогательными вопросами, дополнительная информация, цветные карточки – красного, желтого и зеленого цвета)

Ход урока

1 часть – организационная.

Добрый день! Каждый урок мы приветствуем друг друга улыбкой, передаем хорошее настроение, а сегодня еще и несколько строчек о нашей географии: Как это правильно и здорово, Что среди множества наук Мы изучаем географию, Чтоб стал понятен мир вокруг!

2 часть – подготовка к изучению нового материала.

Мы продолжаем изучать южные материки. Следующий материк, который мы сегодня изучим, долгое время называли неизвестной южной землей – Australia. Перед нами стоит цель – познакомиться с материком Австралия, выявить характерные черты его расположения и особенности природы.Все записи вы заносите в схему знакомства (на листах А 4, у каждого на парте, или можно начертить в тетради).Про Австралию говорят, что это необычный материк.Давайте начнем знакомство с того, что определим, чем необычен этот континент и назовем его самые, самые необычные черты. Итак, удачного знакомства!

3 часть – формирование новых знаний.

Учитель

Назовите, по каким природным компонентам мы должны определить самые яркие черты Австралии.

на слайде карта мира, на материках написаны цифры: Евразия- 1, Африка -2, Антарктида -5, Австралия - ?

Ученики
речь идет о площади, записывают в схему, в левую графу слово «площадь», а в правую графу записывают, что это самый маленький по S (7,6 млн.кв.км) материк. При этом учитель может спросить, сколько «Австралий» может разместиться на территории Африки, Южной Америки?

Учитель обращает внимание учащихся на следующий слайд, на котором написано:

Амазонская низменность, Анды, Атлас, Эфиопское нагорье, Центральная низменность, Большой Водораздельный хребет

Ученики
следующий компонент природы – рельеф и записывают в левую графу схемы знакомства.

Учитель
какие объекты в этом списке вам не знакомы?

Ученики
Центральная низменность, Большой Водораздельный хребет (далее будем называть кратко - БВХ), это формы рельефа Австралии

Для того чтобы определить особенность рельефа Австралии, обратимся к физической, тектонической картам, а затем к тексту учебника.Вопросы по физической карте Австралии: а) какие формы рельефа преобладают? Б) какие у них высоты над уровнем моря? в) где располагается БВХ, г) самая высокая точка БВХ, ее высота? Какой вывод можно сделать? Можно обратиться к тексту учебника.

Ученики
Австралия самый низкий, плоский материк (заносим данные в схему знакомства).

Вопросы по карте строение Земной коры: а) какими тектоническими структурами представлена Австралия? б) проходят ли рядом с материком границы литосферных плит, как у Южной Америки? Делаем вывод - на материке нет землетрясений, извержения вулканов, т.к. нет современного горообразования.

Учитель
переходим к следующему заданию. На экране надпись:

ветер, дождь, атмосферное давление, при движении на север – становится жарче, при движении на юг – прохладнее…

Учитель
какой природный компонент Австралии следующий?

Ученики отвечают
климат

На слайде климатическая карта.

Учитель
ребята, для вас подготовлены утверждения о климате Австралии, вы должны определить какие из них верные, какие неверные, используя цветные карточки (зеленый цвет – верное утверждение, красный – неверное, желтый – я сомневаюсь),

1 утверждение – в Австралии наибольшую территорию занимает тропический пояс (ученики показывают зеленые карточки, можно предложить прокомментировать)
2 утверждение - количество осадков на большей части небольшое, 200-400 мм (зеленая карточка)
3 утверждение – северная часть Австралии занята экваториальным поясом (красная карточка), учитель просит уточнить, каким климатическим поясом занята северная часть

4 утверждение – наибольшее количество влаги выпадает на севере и востоке материка (зеленая карточка), комментарии учеников - на севере Австралии – субэкваториальный пояс, влажное лето и сухая зима, а на востоке осадки выпадают из-за столкновения воздушных масс с Тихого океана и БВХ.

Учитель
какой будет вывод?

Ученики
– Австралия – самый сухой материк.

Учитель
вы правы, этот материк получает немного влаги.
Не забываем заносить данные в схему знакомства.

Давайте перейдем к следующему слайду, на котором схематично показан «разговор» материков: Южная Америка "говорит": у меня есть Амазонка и Титикака, Африка "говорит": у меня есть Нил и Виктория, Австралия "спрашивает": а у меня?

Ребята, давайте найдем ответ на вопрос, с каким компонентом природы мы должны познакомиться?

Ученики
с внутренними водами, надо назвать реки и озера.

Учитель
поработаем с физической картой: а) какие реки протекают в Австралии? Много ли их? Б) найдите и назовите озера? Много ли озер? В чем их особенность? Какой вывод можно сделать?

Ученики приводят название реки Муррей с притоком Дарлинг, озера Эйр, говорят о том, что Австралия бедна реками и озерами и заносят необходимые данные в схему знакомств.

Учитель
с каким необычным материком мы сегодня знакомимся, не правда ли? Какой бы компонент природы мы не рассматривали, обязательно отмечаем что-то необычное. Ребята, прочтите это описание Австралии, как вы думаете, о чем мы должны с вами поговорить?

"Красная, как заходящее солнце, изумрудная, как джунгли, золотая, как песчаные дюны, белая, как соляные пустыни, желтая, как пшеничные  нивы, серебристо-зеленая, как эвкалиптовые леса"

Ученики предлагают свои варианты ответов, правильным является

В это время на слайде - карта "Природные зоны Австралии"

Учитель
а какие краски и оттенки природы в Австралии преобладают?

Ученики
красные, золотые, песочные, белые, коричневые

Учитель
давайте попробуем определить, какая природная зона в Австралии занимает большие площади? Может вы, и примеры конкретные приведете?

Ученики
наибольшую площадь будут занимать пустыни, приводят примеры – пустыня Виктория, Большая песчаная пустыня и др.

Демонстрируется слайд с фотографиями Австралийских пустынь.
Учитель может дополнить, что на севере распространены саванны, на восточном побережье и в долинах рек – влажные экваториальные леса.

Учитель
продолжая наше знакомство с Австралией, мы переходим к следующему вопросу, внимание на экран: австралийцы их очень любят, они изображены на монетах и гербе, их строго запрещали вывозить, многие из них не встречаются нигде. Как вы думаете, о каком компоненте природы пойдет речь?

Ученики
о растениях и животных.

Учитель
назовите и запишите в правую графу схемы знакомств представителей растительного и животного мира, которые обитают и растут в Австралии (ученики могут обратиться к тексту учебника стр. 102), при этом демонстрируются слайды с фотографиями животных и растений Австралии. Объясняется эндемичность растений и животных Австралии, связанная с изолированностью материка на протяжении 135 млн. лет.

Учитель
определите особенности органического мира Австралии

Ученики
органический мир уникален.

Учитель
(после проверки) не зря Австралию называют "материком – заповедником".

4 часть – обобщение и закрепление изученного материала.

Учитель
ребята, поскольку до завершения урока остается не так много времени, давайте подведем итоги. Обратимся к нашей схеме знакомства с материком Австралия и назовем ее уникальные черты.

Ученики
Австралия - самая маленькая, самая низкая, самая сухая, самая бедная реками и озерами, преобладают пустыни, самый уникальный органический мир.

Учитель
ребята, а у меня для вас еще одно задание, его подготовили участники Псковской команды знатоков. Попробуем ответить, ведь все вопросы об Австралии. Учитель открывает большой конверт (или черный ящик), в котором карточки с вопросами:

1) что такое крики? 2) что называют скрэбом? 3) существуют ли Австралийские Альпы?

Ученики предлагают свои варианты ответов, учитель помогает с выбором правильных версий и отмечает успех учеников. Затем объясняет, какое домашнее задание ученики должны подготовить к следующему уроку.

5 часть – релаксация.

Ребята, наш урок завершается. В конце схемы знакомства поставьте плюсы напротив тех видов работ, которые вы выполняли на уроке:

Моя работа на уроке: "+" или "-"

1) Заполнение схемы знакомства…, 2) Работа с картой…, 3) Ответы на вопросы…, 4) Работа с цветными карточками…, 5) Усвоение новых знаний…

6) Участие в игре знатоков ….

У кого с "+" оказались все 6 пунктов?, 5 пунктов? Замечательно!

Что сегодня на уроке больше всего понравилось?
На каком этапе работы вам было трудно?
Молодцы! Вы сегодня все хорошо работали.
А про Австралию можно сказать, что как часть мира вокруг нас, она стала нам более понятна.
Я желаю вам удачи!

Приложение Схема знакомства с материком Австралия Ученика(цы) 7_класса____________________

Компоненты природы Уникальные черты

1.


2.


3.


4.


5.


6.


Литература:

  1. С.А. Костина География. Материки и океаны. 7 класс. Волгоград: учитель, 2005.
    Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: "Вако", 2005.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль