Турнир знатоков пословиц "Пословица – всем делам помощница"

2438
Турнир знатоков пословиц

Авторы: 

Величко Наталья Владимировна, воспитатель;

Малыхина Наталья Владимировна, воспитатель; 

Жигалова Светлана Михайловна, учитель-логопед;

МБДОУ д/с№4 комбинированного вида  г. Заполярный Мурманской обл.

Цель:

создать необходимые условия для приобщения к одному из древнейших жанров устного народного творчества – пословицам, реализации творческих способностей и познавательно-речевой активности детей и родителей.

Задачи

Развивающие:

  • учить осмысливать образное содержание и обобщенное значение русских народных пословиц;
  • учить правильнопроизносить пословицы, использовать в собственной речи;
  • развивать интонационную и эмоциональную выразительность речи;
  • познакомить родителей с играми, позволяющими развить творческие способности ребенка.
  • повысить уровень компетентности родителей в развитии связной речи.

Коррекционные:

  • совершенствовать словарный запас, навыки связной речи;
  • формировать слуховое внимание, фонематический слух;
  • развивать интонационную и эмоциональную выразительность речи;
  • активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение;
  • активизировать педагогический потенциал родителей,формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные качества, умение работать и играть в команде;
  • воспитывать уважение к русскому народному фольклору;
  • формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Родители являются участниками команд, болельщиками, членами жюри. На протяжении всего конкурса выполняют задания вместе с детьми.

Предварительная работа:

  • дать детям и родителям-участникам домашнее задание в соответствии с конкурсной программой;
  • привлечь родителей к организации чаепития, изготовлению плакатов, оформлению выставки книг;
  • приготовить необходимые атрибуты;

Оборудование:

- песочные часы (3 и 5 минут);

- аудиозапись русских народных мелодий;

- русские народные костюмы для детей и педагога, рушник;

- сладкий пирог и чай;

- карточки с заданиями для капитанов;

- карточки для конкурса "Половинки"

- дипломы и сувениры;

- эмблемы для участников и болельщиков ("красноцветики", "синецветики");

- оценочные листы для жюри;

- кубик с сюжетными картинками;

- плакаты с пословицами о пословицах;

- "сказочные цветы" 2 шт. ( на подставке крепится деревянный "стебель" с  зелёным листком. К верхнему концу "стебля" прикрепляется  "сердцевина" цветка, выполненная из пластилина);

- разноцветные лепестки (у основания каждого лепестка приклеена спичка, чтобы лепесток легко вкалывался в пластилиновую сердцевину цветка);

- две коробки для разноцветных лепестков;

Содержание

Под музыкальное сопровождение (русская народная песня «Земелюшка-чернозем») в центр зала выходят дети и воспитатель в русских народных костюмах. Педагог выполняет роль Каравайщицы (в руках рушник с караваем).

Дети, обращаясь к гостям, по очереди произносят слова приветствия:

- Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и с почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником

Воспитатель:

- С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Каравайщица с детьми обходит гостей и предлагает отведать хлеб-соль гостям праздника, затем уходят.

Выходит ведущий (воспитатель).

Ведущий:

Добрый день, уважаемые взрослые! Здравствуйте, мальчики и девочки!

Сегодня вы станете свидетелями и участниками турнира знатоков русских народных пословиц. Их называют золотыми зернами русского языка, маленькими жемчужинами, сокровищами народной мудрости. Благодаря пословицам наш язык становится образнее, красочнее, ярче.А кто мне скажет, уважаемые гости, что такое пословица? (высказывания присутствующих)

Ведущий:

Молод ты или стар, здоров или болен, весел или печален – на всякое переживание, на любое событие сразу же отзовется пословица. Даже на то, что сказали вы и я есть своя пословица: «Пословица недаром молвится».

Человек, который хорошо знает пословицы, правильно их употребляет, сам становится умнее и мудрее. Сейчас мы это и проверим. Перед вами семейные команды, которые изъявили желание "скрестить шпаги" на турнире знатоков русских народных пословиц.

Давайте познакомимся поближе с членами команд. Пожалуйста, капитаны, вам слово.

Капитан 1: К месту состязания команда "Красноцветик"…
Игроки (все вместе): Явились!

Идет представление семейной команды. Члены команды по очереди называют свой "титул" (бабушка, дедушка, мама, папа, дочь или сын), а также имя (взрослые называют имя и отчество).

Капитан 1: Наш девиз…
Игроки (все вместе): "Бейся, а на победу надейся"
Капитан 2: К месту состязания команда «Синецветик»…
Игроки (все вместе): Явились!
Идет представление семейной команды аналогично первой.
Капитан 2: Наш девиз…
Игроки (все вместе): "Не копьем побивают, а умом!"
Ведущий:

Наша речь полна пословиц.

Долго-долго их учили!

Чтоб соперников команду в поединке победили

Мы соперникам желаем – не спешить, не торопиться.

Ведь недаром говориться…

Игроки (все вместе): "Семь раз отмерь, один раз отрежь"

Ведущий:

А жюри мы очень просим, чтоб правдиво нас судили,

И победу, кто заслужит, объективно присудили.

И к болельщикам есть просьба: поддержите нас, друзья!

Ведь недаром говорят…

Игроки (все вместе): "Друг друга поддерживать – победу одерживать"

Ведущий: Итак, знакомство с командами состоялось. Теперь представятся болельщики наших команд.

Кто болеет за команду "Красноцветик", откликнетесь аплодисментами.

Кто "болеет" за команду "Синецветик"….

Ведущий: Настало время узнать состав жюри (представляет членов жюри).

Председатель жюри – учитель-логопед (имя, отчество, фамилия).

Ведущий: Символ победы в занимательных поединках – это «цветик-многоцветик», который должен расцвести к концу состязаний у команды победительницы. Пока все лепестки "цветика-многоцветика" находятся у членов жюри. Вы будете завоевывать их в честных поединках,
Ведущий: Внимание! Внимание!Звучит фонограмма мелодии русской народной песни «Земелюшка-чернозем» (Эти позывные должны сопутствовать каждому новому конкурсу).
Ведущий: Любые состязания начинаются с разминки. Итак, первый конкурс … "Разминка" .

Командам предлагаются карточки с пословицами, поговорками, в которых допущена ошибка. Нужно найти ошибку и исправить. Председатель жюри оценивает чёткое, правильное произношение (За каждую исправленную ошибку – 1 лепесток + 1 лепесток – за объяснение).

1.Два сапога – тара.

2.Ус хорошо, а два – лучше.

3.Трус своей лени боится.

4.Один в золе не воин.

5.Первый клин – комом.

6.Сашу маслом не испортишь.

7.Мы сами с ушами.

8.В здоровом теле здоровый пух.

9.Толочь соду в ступе.

Ведущий: Прошу, уважаемое жюри, подвести итоги первого конкурса.

Председатель жюри подводит итоги конкурса. Помощник ведущего разносит командам завоеванные лепестки. Болельщики приветствуют первых победителей.Звучат музыкальные позывные.

Ведущий: Друзья! Слышите, знакомая мелодия объявляет о начале следующего конкурса. Называется он "Магические числа".

Команды поочередно называют пословицы, в которых есть числа.

Побеждает та команда, за которой окажется последнее слово.Родители подсказывают, а дети правильно произносят. Жюри следит, чтобы пословицы не повторялись. Максимальная оценка – 3 лепестка.

Ведущий: Слушаем жюри.

Председатель жюри подводит итоги конкурса. Помощник ведущего раздает командам заработанные лепестки.Звучат позывные.

Ведущий: Условия третьего конкурса не сложны. На каждой стороне кубика изображения животных. Члены обеих команд делают общий круг, самые младшие поочередно выходят в центр круга и подбрасывают его. Игроки команд должны назвать пословицы, в которых упоминается животное, изображённое на картинке. 

Максимальная оценка – 5 лепестков.

Проводится конкурс "Загадочный кубик". На кубике картинки с изображением волка, свиньи, кошки, зайца, мышка, собаки.

Ведущий: Уважаемое жюри, кто назвал пословиц больше?
Председатель жюри сообщает очередное свое решение. Командам вручаются лепестки. Звучат позывные.
Ведущий: Следующий конкурс…– "Развлекательный". Для вас, уважаемые болельщики, «веселые тесты-пословицы». Вы должны выбрать свои варианты ответов. За удачное выполнение задания вы заработаете для своей команды дополнительные лепестки.
Тесты – пословицы

1. Гусь свинье…

- друг, товарищ и брат;

- не спонсор;

- не товарищ;

- крыльев не привяжет.

2. После драки…

- все к мамам бегут;

- кулаками не машут;

- жалобу не пишут;

- никому не страшно.

3. Один в поле…

- не воет;

- не воин;

- Америку не откроет;

- сам себе ботаник.

4. Не буди лихо пока…

- оно тихо;

- сторож спит;

- рак на горе не свиснет;

5. Бесплатный сыр бывает…

- в гостях;

- в мышеловке;

- под прилавком;

- в грязной луже.

6. Любишь кататься, люби и…

- стиральный порошок;

- милиционеров;

- саночки возить;

- таксисту платить.

7. Не плюй в колодец…

- козленочком станешь;

- пригодится воды напиться;

- не сдашь экзамен;

- вылетит – не поймаешь.

8. Семь раз отмерь…

- коли делать нечего;

- один отрежь;

- один раз выкинь;

- и никуда не пойдешь.

Председатель жюриоглашает свое решение. Помощник ведущего вручает лепестки победителям среди болельщиков и участников. Болельщики передают завоеванные лепестки той команде, за которую они «болеют».
Звучат позывные.
Ведущий: А теперь наши семейные команды покажут мастер-класс по… пантомиме.
Игроки по очереди с помощью пантомимы должны изобразить пословицу для болельщиков команды соперников. Содержание пословицы на карточках на столе у жюри. Задача болельщиков – узнать пословицу и правильно её произнести. Максимальная оценка – 3 лепестка. Время показа пантомимы не более 3-х минут. Песочные часы нам в этом помогут.

На столе разложены карточки, на их внутренней стороне написаны следующие пословицы:

Без труда не вытащишь рыбку из пруда

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Дареному коню в зубы не смотрят

Делу время – потехе час

Капитаны берут по одной карточке.

Проводится конкурс "Пантомима". Подводится итог очередного конкурса.

Звучат позывные.

Команды представляют результат выполненной работы. Жюри подводит итоги конкурсных заданий участников и болельщиков. Звучат позывные.

Ведущий: Настал черед "скрестить шпаги" нашим капитанам. Ваша задача – быстро и правильно ответить на мои вопросы. За этот конкурс ваш цветок будет на два лепестка больше. Капитаны, на выход.
Капитаны выходят к ведущему и встают по обе стороны от него. Ведущий поочередно задает им вопросы.
Конкурс капитанов.

1. У кого глаза велики? (у страха)

2. Чем горю не поможешь? (слезами)

3. На какой роток не накинешь платок? (на чужой)

4. Куда надо влезть, чтобы рыбку съесть? (в воду)

5. Кого по осени считают? (цыплят)

6.Чем не кормят соловья? (баснями)

7. В какие сани не следует садиться? ( не в свои)

8. Без чего и медом сыт не будешь? ( без хлеба)

9. Что надо беречь смолоду? (честь)

10. К чему ума не пришьешь? (к шубе)

Ведущий: Какой капитан оказался самым быстрым в выборе ответов, мы спросим у жюри. Вам слово, уважаемое жюри.
Председатель объявляет победителя. Помощник вручает заслуженные лепестки.

Звучат позывные.

Ведущий: На старте – последний конкурс турнира. Он пройдет под названием «Сочиняем сами мы веселые рассказы…» Условия его известны членам команд, потому что этот конкурс – домашнее задание. А вот болельщикам и жюри сообщу, что перед командами стояли следующие задачи: объединить как можно больше пословиц в единый сюжет на тему "Семья". Количество предложений в рассказе – не более 10.За домашнее задание команда может получить до 5 лепестков.
Команды по очереди озвучивают придуманный ими рассказ на тему «Семья».Жюри оценивают творческую работу обеих команд. Помощник вручает заслуженные лепестки.
Ведущий: Наступил ответственный момент. Завершились все конкурсы. На столе у обеих команд расцвели прекрасные «цветики-многоцветики». А сколько же у них лепестков?
Жюри отводится некоторое время для подведения итога турнира.
Ведущий: Я хочу поблагодарить всех участников турнира, гостей-болельщиков, жюри. Надеюсь, что сегодняшняя встреча доставила всем истинное удовольствие.Все мы еще раз убедились в том, что:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Еще раз всем спасибо и прошу пройти в группу для чаепития. В группе гостей встречает Каравайщица с домашней выпечкой:

- К чаю ароматному угощенье знатное…

- Изба красна углами, а стол пирогами.

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль