Какие проблемы возникают при создании крупных образовательных комплексов?

6377
Какие проблемы возникают при создании крупных образовательных комплексов?

Одной из основных причин реорганизации образовательных учреждений является изменение демографической ситуации: меняются численность населения, его распределение по территории РФ, возрастной состав. Как следствие, в различных районах РФ возникает необходимость увеличения или уменьшения числа школ и детских садов. К другой объективной причине реорганизации учреждений можно отнести объединение их ресурсов для достижения большей эффективности деятельности и повышения качества образования.

Реорганизация происходит также в ходе процессов интеграции и кооперации в сфере образования. Объединение зачастую необходимо не только в связи с дефицитом финансирования и недостатком количества потребителей услуг, но и с возможностью реализации тесного внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, направленного на достижение более высокого качества образования. Системная интеграция, в свою очередь, позволяет эффективно использовать материально-технические, кадровые и иные ресурсы.

Наиболее распространены объединения учреждений, подведомственных одному органу власти. Данное обстоятельство связано с тем, что существующие нормы законодательства препятствуют созданию и функционированию интегрированных государственных (муниципальных) социальных учреждений, а также осложняют интеграцию образовательных учреждений различного типа (вида).

В силу установленного федеральными законами распределения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления образование, культура, спорт зачастую отнесены к полномочиям (и, следовательно, обязательствам бюджетов) разных уровней публично-правовых образований. При этом бюджетное законодательство не позволяет свободно финансировать из бюджетов разных уровней и (или) разных публично-правовых образований одного и того же уровня расходы на осуществление бюджетных полномочий в образовании других уровней (публично правовых образований).

Отсутствие механизмов передачи полномочий между отдельными уровнями, запрет финансирования за счет бюджета определенного публично-правового образования учреждения, созданного другим публично-правовым образованием, создает определенные пределы интеграции.

Формирование комплексов непрерывного образования, когда в рамках одного учреждения функционируют и детский сад, и школа, и учреждение среднего профессионального образования, на данный момент в полной мере неосуществимо, поскольку полномочия по организации предоставления этих уровней образования отнесены к различным уровням государственной и муниципальной власти. Финансирование подобных учреждений либо финансовое обеспечение выданного им задания требует формирования и отработки механизмов межбюджетных отношений с учетом распределения полномочий между уровнями публичной власти в РФ. Следует отметить, что новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" существенно расширит возможности создания таких комплексов.

Законом № 83-ФЗ установлено, что государственное (муниципальное) задание бюджетным и автономным учреждениям выдается главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг. Данный закон не предусматривает выдачи задания учреждению (и предоставления субсидии на его выполнение) кем-либо, кроме учредителя, что существенно осложняет межведомственную интеграцию.

Отсутствует механизм совместного финансового обеспечения деятельности интегрированного учреждения, в частности финансового обеспечения выданного ему государственного (муниципального) задания, за счет средств, предусмотренных на образование, культуру, спорт, здравоохранение и т. п., разными профильными ведомствами. В этом смысле объединение учреждений, например, дополнительного образования детей, подведомственных органам управления образованием, культурой, спортом, весьма затруднительно. В отсутствие возможности соучредительства функциями и полномочиями учредителя, как правило, наделяется один из ведомственных органов либо высший орган исполнительной власти (правительство, администрация). Возможность сохранить финансирование по разным статьям бюджетной классификации существует только в таком варианте.

Вместе с тем, несмотря на проблемы, вытекающие из жесткости действующего бюджетного законодательства, объединение учреждений с целью создания интегрированных крупных структур имеет значительные преимущества.

Официальный источник 

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от  06.12.2011)

ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ТЕМУ

Реорганизация образовательного учреждения

Об особенностях реорганизации ОУчитайте в журнале "Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах", на который вы можете подписаться.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль