Воспитательная программа "Радость творчества"

3453
Воспитательная программа


Автор: Е.А. Полякова, учитель немецкого языка ГОУ ЦО №1483, г. Москва

Основные направления деятельности классного руководителя, работающего в любом классе, складываются из определенных системных моментов: работа с детьми, работа с родителями, организация внеклассной работы и др. Временами, повторяясь из года в год, подобная работа может становиться однообразной и неинтересной, а значит, и малоэффективной. Приоритетная задача любого воспитательного процесса – обеспечение условий для успешной самореализации и социализации учащихся. Создать подобные условия может только учитель, который сам успешен. Главной же составляющей успеха всегда является способность творчески мыслить, потому что творчество – процесс, вызывающий положительные созидательные изменения как в окружающей человека действительности, так и в самой творящей личности. Кроме того, по-настоящему творческий подход в решении одной задачи может помочь расширить спектр охвата поставленных проблем. Само по себе творчество в любом его проявлении может стать системообразующим элементом любой деятельности, в том числе и воспитательной работы в классе.
Творчество позволяет сделать общение с детьми увлекательным, неповторимым, а воспитание – высоко результативным.

В программе “Радость творчества” даны примеры работы по развитию творческого начала на основе индивидуальных способностей детей и особенностей класса в целом.
Целью программы не является дать полное содержание деятельности классного руководителя в этом направлении. А лишь обозначить направления работы с классом, дать примеры методов и форм организации мероприятий, способствующих творческому развитию детей, раскрыть идею творческого подхода к реализации традиционных задач классного руководства.Цель программы: повысить эффективность деятельности классного руководителя в воспитании продуктивной творческой личности.Структура программы
В предлагаемой программе выделены основные направления воспитательной работы в классе, способствующей творческому развитию личности:

  • внутренняя самореализация личности;
  • самореализация личности в коллективе;
  • самореализация личности, как составляющей единицы коллектива, в обществе.

Планирование строится на основе индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Данная программа рассчитана на пять лет, для учащихся с 5 по 9 класс, и строится с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с этапами развития личности и процессами становления коллектива в целом. На каждом возрастном этапе, который определяется в рамках одного года обучения, ставятся наиболее важные для данного возрастного периода цель и задачи. Этапы в свою очередь имеют временное деление, связанное с учебными триместрами, и носят характер вводного, основного и итогового по данному возрастному этапу.
Принципом работы по данной программе является использование разнообразных и неповторяемых форм и методов работы при определенной цикличности и традиционности воспитательного процесса.

Содержание программы “Радость творчества”

Триместр

Цель

Задачи

Внутренняя самореализация личности

 

Самореализация личности в  коллективе

Самореализация личности,

как составляющей единицы коллектива, в школе (в обществе)

Примечания

5 класс

I

Раскрытие индивидуальных способностей учащихся на основе игровых технологий

1. Создать условия для эффективной адаптации пятиклассника.

2. Способствовать максимальной творческой самореализации ребенка в различных областях жизнедеятельности класса.

3. Формировать творческий коллектив

Создание легенды-основы рождения творческого коллектива (например, создание отряда школьных спецагентов), что позволит собрать определенную информацию об учащихся в нетрадиционных формах (например, создание папок-досье на “спецагента ПКА” (Пятого Класса А). Информацию для подобной папки учащиеся могут готовить дома, в классе на переменах, после уроков индивидуально и на различных совместных классных мероприятиях

Создание и ведение архива класса.

Выпуск информационных листков и создание классной газеты для информирования родителей о жизнедеятельности класса

В течение года проведение пиар-кампании о личных достижениях учащихся класса через школьную прессу и классный уголок

Процесс рождения легенды класса должен стать совместным творчеством классного руководителя и учащихся, которое должно раскрыть особенности обеих сторон, сплотить и создать условия для дальнейшего коллективного творчества. Цель игры – создать максимально комфортные условия для сбора информации о пятиклассниках, выявления их способностей, увлечений и т.д. Папки-досье (если это спецагенты), портфель (если это министры), маршрутный лист (если это инопланетяне) и т.д. являются аналогами портфолио и становятся частью летописи класса. В следующих классах внимание на легенде уже не акцентируется, но ведение папок-досье не прерывается

II

Ведение индивидуальных направлений работы спецагентов

• агент спецотдела “Зеленые человечки” поливает цветы, разрабатывает дизайн цветочных горшков, другой человек из этого же отдела составляет досье на цветы (фото, условия содержания и т.д.);

• агент спецотдела “Буквы” сотрудничает с библиотекой и формирует библиотеку класса (обмен книгами между учащимися) и т.д.

Создание отделов сообщества для работы агентов в мини-группах:

• группа быстрого реагирования (ответственные за создание и распространение информации (новости для классного уголка, оповещение одноклассников);

• группа “белых воротничков” (направление работы - внешний вид учащихся: аккуратность, симпатичность и особенность внешнего вида учащихся класса)

Ознакомить преподавателей и родителей с архивом класса и, по желанию, с личными архивами учащихся.Например, в форме пресс-конференции или с использованием интерактивных форм

III

Предоставление в творческой форме отчета о проделанной работе за год

Совместное подведение итогов и организация награждения и поощрений

Создание “диверсионных групп” – работа по связям с общественностью

6 класс

I

Сформировать творческий коллектив как эффективное сообщество для развития личности каждого ребенка средствами КТД

1. Формировать традиции классного коллектива.          

2. Учить эффективному  взаимодействию в коллективе   

 

Проведение мастер-классов в рамках классных мероприятий, демонстрирующих личные увлечения и умения учащихся

Проведение нетрадиционных классных дел

• “Восточное чаепитие” в классе на коврах на полу;

• День добрых дел с установкой порадовать чем-либо конкретным максимальное количество людей

Проведение “Дня добрых дел”  вне класса

Мероприятие “День добрых дел” помогает учащимся самим определить, что такое  доброе дело.  Дети должны убедиться, что добрые дела можно совершать для близких тебе людей и просто для окружающих, что это делает мир вокруг лучше, а внутренний мир человека богаче и ярче

II

Организация для учащихся различных творческих конкурсных перемен

• конкурс узоров из канцелярских скрепок;

• конкурс написания статей по предложенным заголовкам

Организовать ведение летописи класса – тетрадь, в которую ежедневно желающие записывают все, что происходит в жизни класса.

Установка почтового ящика, в который можно  отправлять письма, записки и даже анонимки классному руководителю с последующим получением ответа

Принимать активное творческое участие во всех школьных мероприятиях

III

Организация конкурсных программ силами самих учащихся

Определить дату Дня рождения класса и совместно отпраздновать, акцентируя внимание на достоинствах и достижениях классного коллектива

В школьной прессе отразить процесс и результат создания коллектива

7 класс

I

Создать в коллективе атмосферу творческого созидания, направленного на максимально высокие результаты личностного роста учащихся

1.Создать условия для индивидуальной и коллективной творческой работы.

2. Развивать самоуправление в классе.

3. Создать условия для взаимодействия класса с другими классными коллективами

Создание гибкой системы самоуправления, обеспечивающей жизнедеятельность коллектива с учетом сложившихся традиций и охватывающей всех членов детского коллектива. (Например,

ответственный за проведение больших перемен: подбор конкурсов, задач, шарад, головоломок и др.; ответственный за анонс телепрограммы на следующую неделю с рекомендациями педагогов по просмотру определенных передач)

Совместная творческая деятельность для повышения качества взаимодействия коллектива с точки зрения продуктивности результатов и психологической комфортности процесса взаимодействия:

1. Создание кино-фото архива класса через постановку тематических видеороликов.

2. Проведение традиционных классных мероприятий  по принципу разнообразия и неповторимости. (Например, проведение  новогоднего огонька у костра в лесу с украшением лесной елки самодельными игрушками)

Активное участие класса в самоуправлении школы.

Проведение совместных классных мероприятий с участием учащихся младших и старших классов для установления личных и деловых контактов между учащимися разных возрастных групп и для создания возможности самореализации членов коллектива в жизни школы: проведение учащимися для начальной школы мастер-классов по своим  увлечениям ( вязание, владение компьютером, игра на гитаре и т.д.); организовать сотрудничество со старшеклассниками для создания общеполезных продуктов деятельности в соответствии с собственными увлечениями ( изготовление костюмов для школьного театра, приготовление кулинарных шедевров для классных огоньков и т.д.)

В 7 классе особое внимание нужно уделить развитию самоуправления в классе. Создаваемая система самоуправления должна быть построена на потребностях коллектива и каждого его члена, которые были выявлены в 5-6 классах. Эффективности данной системы будет способствовать и  расширение деятельности класса в школе

II

Координация работы системы самоуправления в классе

 

Акцентировать внимание на единой целостностиколлектива через КТД: в рамках проведения предметной недели в школе инициировать проведение  предметной недели в классе в форме КТД со 100% охватом учащихся класса

Создание совместно со старшеклассниками общеполезных продуктов деятельности для различных классных и школьных мероприятий

III

Подвести итоги через представление в творческой форме самоанализа деятельности в классе

Разработать план-проект “Как я хочу провести лето” ( можно включить совместные встречи-посиделки, совместные добрые дела, летние развлечения и т.д.) с предоставлением творческого отчета

Расширить  взаимодействие с учащимися начальной школы, создавая совместные творческие проекты (съемки мини-видеороликов по мотивам “Ералаша”.

Продолжить работу по созданию общеполезных продуктов деятельности со старшеклассниками для различных классных и школьных мероприятий

8 класс

I

Научить школьников использовать творчество в решении личных и общих проблем, в том числе связанных с подростковым возрастом

1. Создать условия для решения подростковых проблем  через психологические тренинги и ролевые игры.

2. Выработать совместно с учащимися алгоритм решения проблемных ситуаций как в коллективе, так и в личном плане.

3. Прививать навыки социально-полезной деятельности

Работа над проектом “Последний герой”: каждый ученик в любом виде создает своего воображаемого персонажа, проводится конкурс на оригинальность его представления:

 возможно словесное описание персонажа, нарисованный образ или составленный с помощью компьютера.

В любом случае продумывается характер персонажа

Проведение традиционных проблемных бесед в нетрадиционных условиях:

• в кафе;

• на пикнике и т.д.

Акцентировать внимание на проблемах общества организовать взаимодействие с волонтерскими организациями

Проект “Последний герой” должен способствовать как самопознанию учащихся, выявлению их жизненных приоритетов, так и постановке проблем личностного роста учащихся. Работа с этим образом помогает в дальнейшем посмотреть “со стороны” на свою жизнь и облегчить тем самым процесс преодоления трудностей. Проект реализуется в тесном  взаимодействии со школьным психологом. Вовлечение детей в волонтерскую, благотворительную деятельность также решает проблемы социализации и личностного роста учащихся

II

Определить круг личностных проблем (с опорой на образы, составленные в первом триместре) и установить дистанцию (по задачам и времени) для преодоления трудностей

Проведение бесед в микро- группах, на “девичниках” и “мальчишниках”

 

Продолжить работу по сотрудничеству с волонтерскими организациями

III

Обменяться впечатлениями о проделанной на “дистанции” работе

Провести дружеский творческий вечер

- можно в походе

-возможно у кого-то дома – другой необычный вариант

Создать социально- полезный сайт класса

9 класс

I

Способствовать приобретению социального опыта и формировать активную жизненную позицию

1. Использовать творческий подход и активные формы воспитательной работы в профессиональном самоопределении учащихся.

2. Формировать навыки самооценки с учетом социального опыта

Создание модели человека  выбранной профессии. Создание индивидуальных (групповых) проектов о профессиях

Создание оргкомитета конкурса проектов о профессиях. Разработка положения конкурса

Организовать сотрудничество учеников, педагогов и родителей в данной проектной деятельности

Наиболее удачно конкурс профориентационных проектов проходит при условии большого разнообразия выбранных профессий. В этой ситуации важно  заинтересовать учащихся в выборе редких или не особо популярных профессий и попробовать найти в каждой из них что-то особенное. Проект не должен ограничиваться  сбором только информации о профессии. Ученик должен овладеть определенными практическими навыками в рамках выбранной профессии. А главное, показать участникам проекта ее привлекательность

II

Презентация  проектов о профессиях с демонстрацией практических профессиональных навыков. Например, организация обеда для микро- группы экспертов

Отслеживание результатов проектной деятельности. Организация и проведение презентации конкурса

Организовать презентацию лучших проектов в школе и вне ее. (например, если проект по профессии артист, то возможно на защите представить мини-спектакль для подшефного детского сада)

III

Презентация  проекта о профессии с демонстрацией профессиональных практических навыков

Подведение итогов

Поделиться успешным и эффективным опытом работы класса

 

Ожидаемые результаты

Опора на творчество детей в организации воспитательного процесса в классе позволит значительно повысить эффективность деятельности классного руководителя во всех традиционных направлениях воспитательного процесса:

  • создаст комфортный микроклимат творческого взаимодействия классного руководителя и детского творческго коллектива в школе, который будет способствовать эффективному решению проблем личностного роста ребенка;
  • обеспечит комплексный подход в решении задач классного руководства;
  • будет способствовать социализации каждого учащегося;
  • сделает жизнь класса уникальной, незабываемой, радостной, а каждого ученика успешным.
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 6 декабря 2016 г.
  • Независимая оценка качества образования: текущее состояние и перспективы развития
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль