Создание центров внеурочной работы

1782
Создание центров внеурочной работы


Автор: А.В. Рябова, зам. директора по воспитательной работе ГБОУ ЦО № 1475, г. Москва

Основу внеурочной деятельности во многих школах составляет дополнительное образование. Обладая, с одной стороны, четко выраженными нормативно-организационными признаками (учебный план, программно-методическое обеспечение, расписание, санитарно-эпидемиологическая составляющая, финансовая составляющая и пр.), что сближает его с основным образованием, оно имеет и специфические признаки, сближающие его с досуговой деятельностью (неформальное и разновозрастное общение, реализация творческого потенциала, возможность свободного выбора той или иной деятельности, наиболее полное удовлетворение интересов и потребностей детей и подростков и пр.). Основная функция дополнительного образования - незамедлительно реагировать на постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности общества. Дополнительное образование является важным фактором личностного роста ребенка, развития его гуманистических ценностных отношений к семье, Отечеству, природе, миру, труду, культуре, знаниям, другим людям и себе. Благодаря особенностям дополнительного образования (создание "ситуации успеха", индивидуальное оценивание результата деятельности в объединении дополнительного образования: "я - был, я - стал, я - смогу еще", возможность "найти себя" и пр.) для каждого ребенка открывается широкий простор для осознанного самоопределения и позитивного созидания.
Функционирование в образовательном учреждении детско-взрослых общностей (центров внеурочной работы) способно решить ряд социокультурных задач:

  • привлечение большого количества детей к творческой созидательной деятельности, что помогает решить проблему занятости детей во внеурочное время;
  • развитие творческого потенциала детей; формирование позитивного мировосприятия детей; привлечение детей и взрослых к совместной деятельности, решение проблемы "отцов" и "детей";
  • приобретение детьми социальных знаний, позитивного отношения к базовым общественным ценностям и ценностного отношения к социальной реальности в целом, опыта самостоятельного осознанного социального действия.

Отличительные особенности Центров внеурочной работы

В Центре образования № 1475 дополнительное образование является одним из важнейших системообразующих факторов организации внеурочной деятельности учащихся и занимает особое место в воспитательной системе школы. Оно реализуется на всех образовательных ступенях, включая дошкольное образование (группа кратковременного пребывания "Школа раннего развития"), по девяти направлениям:

  • художественно-эстетическое;
  • культурологическое;
  • социально-педагогическое;
  • естественно-научное;
  • физкультурно-спортивное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • научно-техническое и эколого-биологическое.

Дополнительное образование находится в тесном взаимодействии с основным образованием, которое, в свою очередь, имеет ряд особенностей: классы с углубленным изучением музыки, хореографии и английского языка, работа по индивидуальным учебным планам в старших классах, начальная профессионализация в рамках образовательной области "Технология" в 8-9-х и 10-11-х классах.

Эти особенности среды Центра образования № 1475 стали фундаментом для создания Центров внеурочной работы - детско-взрослых объединений, которые аккумулируют лучший опыт совместной работы учащихся, их родителей, коллектива Центра образования, жителей микрорайона, общественных, государственных частных структур в решении задач воспитания школьников.

К 2010/2011 уч. г. таких Центров внеурочной работы насчитывалось 9:

  • школьный музей художественных ремесел и народных промыслов;
  • студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Восход";
  • школьный ученический совет;
  • межшкольный стадион;
  • хореографический коллектив "Веснянка";
  • академический хор;
  • фольклорный коллектив "Канарейка";
  • ансамбль народных инструментов;
  • центр театрального искусства.

В 2010/2011 уч. г. были организованы новые центры: научное общество учащихся "Эврика", клуб любителей английского языка Crazy English. В 2011/2012 уч. г. созданы гражданско-патриотический центр и этнографический поисковый центр.

При кажущейся непохожести названных Центров внеурочной работы их объединяет многое. Различные по форме и содержанию, они дают ребенку возможность проявить себя, попробовать свои силы в совершенно разных областях и разных формах взаимодействия, что дает им определенный социальный опыт поведения. У всех Центров имеется ряд общих признаков:

  1. Направленность работы на решение воспитательных задач.
  2. Участие большого количества детей (учащихся ЦО № 1475 и других образовательных учреждений).
  3. Участие взрослых наравне с детьми в качестве научных руководителей, формальных или неформальных лидеров, консультантов или рядовых членов Центра.
  4. Возможность выявления и поддержки талантливых детей среди учащихся ЦО № 1475 и других образовательных учреждений.
  5. Нацеленность на положительное созидание, создание определенного микроклимата как внутри сообщества, так и вне его.
  6. Нацеленность на достижение результатов не только в рамках приобретения социальных знаний, получения опыта переживания, позитивного отношения к базовым общественным ценностям и ценностного отношения к реалиям общества, но и в рамках получения опыта самостоятельного социального действия (по П.В. Степанову и Д.В. Григорьеву).
  7. Реализация в работе основных видов внеурочной деятельности: досугово-развлекательной, познавательной, игровой, туристско-краеведческой, социальной, спортивно-оздоровительной, трудовой, художественного творчества, проблемно-ценностного общения (по П.В. Степанову и Д.В. Григорьеву).
  8. Возможность использования приобретенного в Центре опыта, знаний, умений, навыков на уроках и в объединениях дополнительного образования, учет достижений ребенка в его личном портфолио.

Примеры работы

Приведем примеры деятельности нескольких Центров внеурочной работы ЦО № 1475: школьного музея художественных ремесел и народных промыслов
(год создания - 2005) как наиболее сформированной структуры; школьного ученического совета (год создания - 2007) как примера организации ученического самоуправления в рамках детско-взрослой общности; клуба любителей английского языка Crazy English (год создания - 2010) как самой молодой структуры.

 

 

Содержание

Центры внеурочной работы

Школьный музей “Художественных ремесел и народных промыслов”

Школьный ученический совет

Клуб любителей английского языка “CrazyEnglish

Интеграция с дисциплинами основного общего образования

Технология, МХК, история, ИЗО, народные промыслы

Обществознание

Английский язык, история, МХК, русский язык, литература, музыка, ИЗО, хореография, народные промыслы, технология

Участники

Учащиеся и выпускники ГО ЦО №1475, их родители и представители старшего поколения, учителя технологии, изо, педагоги дополнительного образования, научные консультанты России

Учащиеся ГОУ ЦО №1475 (5-11 классы), выпускники ГОУ ЦО №1475, учителя, педагоги-организаторы, вожатая, заместитель директора по ВР

Учащиеся и выпускники ЦО №1475, учителя английского языка, изо, технологии, музыки, хореографии, истории, географии, обществознания

Партнеры

ЦРТДиЮ им. А.В. Косарева, управа и муниципалитет Гольяново, колледж художественных ремесел №59, МИОО, ГУК ТО “Объединение ТОИАиЛМ” (г. Тула)

Управа и муниципалитет, Молодежный совет, Совет ветеранов ВОВ района Гольяново

 НМЦ ВОУО и оргкомитеты конкурсных и фестивальных программ на иностранном языке

Цели

Формирование мировоззрения и российской идентичности. Обеспечение культурной преемственности

Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни

Формирование российской идентичности в контексте мировой культуры

Ведущая деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Досугово-развлекательная деятельность

Познавательная деятельность

Традиционные мероприятия

Экскурсии для учащихся ЦО №1475, гостей и жителей микрорайона на русском и английском языке (экскурсоводы – учащиеся ЦО №1475).

Проведение уроков на базе музея.

Проведение мастер-классов мастеров народного творчества России для учителей района, округа и города.

Организация и проведение праздника “Масленица”.

Оформление интерьера ЦО №1475

Традиционные праздники школьной тематики: День знаний, День учителя, Международный женский день, Последний звонок, Итоговая линейка.

Традиционные мероприятия ЦО №1475: Новогодняя сказка, Фестиваль искусств “Новые горизонты”, Неделя английского языка, фотоконкурсы в течение года.

Ситуационные мероприятия: встречи с ветеранами ВОВ и труда, семинары и конференции на базе ЦО №1475 и выездные, участие в акциях совместно  с партнерами, организация праздников для воспитанников детского дома и детских садов

Неделя английского языка, конкурсы профессионального мастерства учителей, творческие конкурсы и фестивали

Достижения

Победители конкурса школьных музеев.

Участие в международных Рождественских чтениях.

Участие в семинарах различного уровня.

Проведение мастер-классов в Манеже и на ВВЦ

Призеры игр КВН района Гольяново

Конкурс “Учитель года”, авторская программа дополнительного образования детей “Путешествие по народным промыслам России на английском языке”, проведение семинаров районного, окружного и городского уровня.

Достижения воспитанников: международный конкурс “Веселая и грустная Америка глазами детей (2010), фестиваль искусств “Мы всегда поймем друг друга” (2010), конкурс “Язык культуры – язык общения”, конкурс “Хрустальная капелька”, НПК “Ломоносовские чтения” и “Лингва”.

Воспитательные результаты

Приобретение социальных знаний о роли художественных ремесел и народных промыслов России в жизни общества. Приобретение социальных знаний о роли художественных ремесел и народных промыслов в истории и культуре России.

Получение опыта позитивного отношения к ценностям русской культуры. Получение опыта работы над проектами, организацией и проведением мероприятий, посвященных роли художественных ремесел и народных промыслов.

Самостоятельная организация и проведение мероприятий для учащихся начальной и средней школы.

Самостоятельное сознательное участие в социально значимых мероприятиях.

Приобретение социальных знаний об организации мероприятий различного уровня, о различных формах проведения мероприятий, о роли участников и организаторов мероприятий, о степени ответственности за каждое мероприятие.

Получение опыта организации и проведения мероприятий совместно с педагогами.

Самостоятельное сознательное участие в социально значимых мероприятиях, самостоятельная организация и проведение мероприятий.

Приобретение социальных знаний о социальном устройстве англоговорящих стран, их роли в истории и культуре России.

Получение опыта работы над проектами, организацией и проведением мероприятий, посвященных роли английского языка и культуре англоговорящих стран.

Самостоятельная организация и проведение мероприятий для учащихся начальной и средней школы

 

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль