Проект "Здоровье легче сохранить, чем потом себя лечить"

484
Проект


А
втор: Мишнина Лидия Александровнаучитель биологии Акбулакской средней школы №3 .

Внимание! Чтобы не обидеть и не унизить ребенка с избыточным весом, не вызвать бурю насмешек со стороны одноклассников, необходимо на уроках в классе и в разговорах быть максимально корректным и конструктивным

Одним из наиболее распространенных хронических заболеваний в мире является ожирение. Многие исследователи называют ожирение "эпидемией XXI века" . Среди школьных предметов особое место в формировании у детей грамотного отношения к своему здоровью занимает курс биологии в 8 классе "Человек". Содержание учебника позволяет по отдельным темам включать информационный материал, раскрывающий проблему лишнего веса школьников, а в конце учебного года проводить заключительный урок по теме "Здоровье легче сохранить, чем потом себя лечить".

Несмотря на то, что ученые выделяют более 200 факторов детского ожирения, главными из них являются нерациональное питание и малая подвижность, и это идет от семьи. Но часто родители не понимают и не осознают последствий гиподинамии и отсутствия культуры питания как угрозу здоровью своих детей, поэтому разъяснительно-просветительскую работу с родителями в настоящее время берет на себя школа. Необходимость обращения школы к проблеме лишнего веса объясняется тем, что только понимание природы ожирения позволит успешно справиться с этой проблемой, кроме того, ожирение, как и другие хронические заболевания, относится к таким патологическим состояниям, предупредить развитие которых значительно легче, чем вылечить.

Так, при изучении темы "Ткани. Типы тканей и их свойства" отмечаем, что без жировой ткани организм существовать не может. Она обеспечивает механическую защиту, стабилизацию положения внутренних органов, сосудов, нервов, сохраняет тепло организма и т.д. Однако ее избыток способен привести к весьма неприятным последствиям. Ожирение вносит дисбаланс в работу почти всех внутренних органов, у мальчиков может быть недоразвитие половых органов, у девочек - нарушение менструальной функции, в 11 % случаев ожирение становится причиной онкологических заболеваний.

При изучении эндокринного аппарата расширяем знания об инсулине как главном жирообразующем гормоне, именно он обеспечивает запасание глюкозы в клетках, а при ее избытке включает механизмы превращения глюкозы в жир и отложения его в подкожно-жировой клетчатке. Значимость этой информации заключается в том, что она обеспечивает возможность подвести детей к пониманию того, что этот гормон вырабатывается не сам по себе, не по определенному графику , а только на повышение сахара в крови. Сладкое, мучное и ряд других продуктов влияют на подъем и скачки сахара , а значит, и провоцируют резкую выработку инсулина, увеличивая скорость накопления жира при условии, если полученную энергию не потратить сразу.

Отсюда вывод: Мы в состоянии контролировать процесс высвобождения инсулина в нужное время и в нужном объеме и держать под контролем собственный вес.

Тема "Питание и пищеварение" дает возможность показать значимость правильного питания в сохранении и укреплении здоровья. В содержание первого урока вводим понятие гликемического индекса и гликемической нагрузки, чтобы определить, какие продукты питания вызывают больший или меньший выброс инсулина, так как разные продукты по-разному повышают уровень сахара в крови. Акцентируем внимание на том, что после того как в процессе пищеварения углеводы превратились в глюкозу , тело использует их тремя способами: - сжигает в качестве источника энергии в тканях; - хранит в печени и мышцах для использования в будущем; - откладывает в запас в виде жира.

Понятно, что последнее для нас крайне нежелательно, и поэтому нам необходимо научиться дирижировать этим процессом. И это возможно. По утверждению доктора медицины , врача- терапевта -диетолога Вольфа Фунфака : "Организм каждого человека в состоянии самостоятельно вырабатывать все гормоны и ферменты, необходимые для сбалансированного обмена веществ, если необходимые для этого питательные вещества поступают в организм с пищей".

При рассмотрении темы "Развитие человека. Возрастные процессы" отмечаем, что питание матери во время беременности во многом может влиять на процесс закладки количества жировых клеток ребёнка .

При изучении сердечно-сосудистых заболеваний демонстрируем модель отложения на стенках сосудов жира, циркулирующего с кровью и приводящего к сужению прохода для крови или закупорке их холестериновыми бляшками, вызывая инфаркты и инсульты. Приводим данные о том, что у половины больных с ожирением повышено артериальное давление, выявляется атеросклероз и ишемическая болезнь сердца. У мужчин ожирение повышает риск инфаркта миокарда в 20 раз. Сердце тучного человека несет избыточную нагрузку, это приводит к его гипертрофии, особенно левого желудочка. Сердечная артериальная сеть не успевает адекватно питать мощную сердечную мышцу, это приводит к повышению частоты инфарктов.

Изучая опорно-двигательную систему человека, через использование видеоматериалов показываем , что при избыточном весе изменяется осанка , походка, развивается плоскостопие, остеопорозов (разряжение костной ткани).

При изучении строения и функции кожи говорим о том, что жир в организме разделяют на коричневый, подкожный и внутренний ( висцеральный ). Коричневый служит для терморегуляции организма. У новорожденных детей его процент максимален, именно поэтому они хорошо защищены от переохлаждения. Подкожный жир, особенно заметный на бедрах, ягодицах и животе. Его наличие сразу бросается в глаза. Бывает и так: вес вроде бы нормальный, однако, содержание жира в организме превышает норму. Очень часто у таких людей развивается висцеральный тип распределения жира, т.е. вокруг внутренних органов. Для таких случаев в медицине Запада даже появился специальный термин – "худой толстяк" или "ожирение без ожирения". В норме он обеспечивает необходимую амортизацию вокруг органов. Проблемы начинаются, когда его слишком много. Это может привести к высокому артериальному давлению, появлению диабета 2 типа, сердечным заболеваниям, деменции и некоторым видам рака, включая рак молочной железы и рак толстой кишки.

Рассматривая метаболические процессы в организме человека, вводим понятие метаболического синдрома . Термин "метаболический" означает, что речь идет об обмене веществ – химических реакциях, необходимых для поддержания жизнедеятельности организма. Метаболический синдром – это название группы факторов риска, которые приводят к развитию болезней сердца, диабету и инсульту.

Изучая строение и функции головного мозга, отмечаем, что обмен веществ регулируется работой гипоталамуса Он разделен на две зоны, одна из которых (трофотропная) ответственна за накопление, а другая (эрготропная) — за расходование энергии. Если активность этих двух зон одинакова, то обменные процессы в организме протекают сбалансированно. Это значит, что человек потребляет ровно столько энергии, сколько нужно организму для нормального функционирования.

Но из-за влияния различных факторов возбуждение нервных центров одной из этих зон может происходить с более высокой активностью. И в зависимости от того, какая зона доминирует, метаболизм может быть либо ускоренным, либо замедленным.

Если у человека трофотропные центры имеют более высокий тонус, то организм будет стремиться, в первую очередь, накапливать энергию, а не расходовать ее. Следовательно, чтобы избавиться от лишнего веса, нормализовав обмен веществ, нужно для начала изменить настрой организма и заставить мозг переключиться в режим энергозатрат.

Ко времени проведения заключительного урока у школьников уже сложилось понимание того, что ожирение - это не косметическая проблема, а серьезное хроническое заболевание.

Организм не терпит избытка. Избыток жира всегда приводит к проблеме со здоровьем. Ожирение имеет сложную природу. В развитие этого заболевания вносит свой вклад гиподинамия, наследственность, характер питания, привычки, некоторые заболевания и т.д.На уроке

I.Проводится анализ анкетирования школьников 2-7 классов.

Как вы считаете, зачем люди едят?
- чтобы жить;
- чтобы получить энергию;
- для удовольствия;
- чтобы успокоиться;
- чтобы расти;
- чтобы оставаться здоровым.

II. Обсуждаются следующие вопросы:
1. Сегодня предполагают, что существует связь между высоким телевизионным потреблением и избыточным весом.
2. Малоподвижная форма досуга или спорт.
3. Новые веяния в культуре питания и проблемы лишнего веса.
4. Психологические факторы, способствующие нарастанию веса.
5. Что значит "похудеть"?
6. Почему мы так говорим: "Здоровье легче сохранить, чем потом себя лечить"

III. Разрабатываются рекомендации по сохранению здоровья для учащихся школы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль